Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если утилизационный сбор проиндексируют, то это произойдет с 1 января 2023 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств
Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.
Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).
Кто должен платить утилизационный сбор?
Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Удачи на дорогах!
Объездной маршрут: как продавцы квадроциклов и спецтехники решают проблему утилизационного сбора
150 тысяч рублей составляет базовая ставка утилизационного сбора для импортёров и производителей самоходной техники: прицепов, квадроциклов, гидроциклов, строительной и дорожной техники. С учетом коэффициентов стоимость продукции выросла от 2 до 10 раз. Бизнес бьет тревогу и, кажется, готов обходить закон любыми способами. Алексадра Рытхеу расскажет подробнее.
Двукратный рост цены на квадроциклы, кажется, совершенно сбил с толку предпринимателей. Желающих купить технику по новым ценам все меньше и, чтобы выжить, бизнесмены решаются на самые отчаянные шаги.
Андрей Покровский, генеральный директор компании: «Мы сегодня представляем новый на рынке продукт под названием hand-selfing, когда покупатель сам делает товар.
Мы будем продавать квадроциклы, квадротехнику в виде запчастей. Мешок с запчастями, на каждую запчасть есть отдельная документация, но все это вместе не будет квадроциклом.
В результате мы избавляемся от необходимости уплаты утилизационного сбора, НДС и заводской сборки».
Так называемый машинокомплект предлагается собрать самостоятельно в гараже или в автосервисе. Таким же способом в будущем бизнесмены предлагают собирать строительную и сельскохозяйственную технику.
Если покупатель не будет выезжать за пределы своего дачного участка, ее даже регистрировать не придётся, можно ездить и без документов, намекают предприниматели.
Юристы считают: доказать это придется в суде, однако вполне возможно, что им удастся отстоять свою правоту.
Виталий Кудрявцев, общественный омбудсмен по вопросам налоговых и таможенных отношений: «Я уверен, что в течение первых нескольких месяцев пройдут показательные дела, суды, и предприниматели будут отстаивать свою правоту, и судебная система даст ответ на то, законно это или нет. В данном случае даже возможна попытка инкриминирования 194 статьи, это не уплата таможенных пошлин».
Впрочем, неуплата пошлин — не единственный аргумент против. Речь может идти и об угрозе для безопасности.
Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга: «Такая техника, как квадроциклы или гидроциклы, снегоходы — это источники повышенной опасности, ни дай бог, если что-то случится, то человек понесет не только административную ответственность, но и уголовную. Изделие должно пройти предмет регистрации, то есть получить разрешительные документы на возможность эксплуатации на территории Российской Федерации, этот процесс контролирует ГИБДД и налоговая служба».
Единственный легальный выход — просто прибавить утилизационный сбор к цене техники. Но продажи в этом случае рискуют встать, а бизнес — закрыться. Резервов товара ни у компаний-импортеров, ни у дилеров практически не осталось. А отечественные производители, для которых действуют более низкие ставки, занимают не больше 15% рынка. В итоге многие предпочитают уйти в тень.
Сергей Койнов, генеральный директор компании-дистрибьютора специальной техники: «То, что мы видим уже сейчас, действительно начинают выкручиваться, кто как может.
Мы уже сталкивались со случаями, когда отечественные производитель отгружает технику с сертификатом, где указан заведомо неправильный код товара, который не попадает под утилизационный сбор, другой производитель выписывает документы задним числом.
Со свой стороны могу только сожалеть, что постановления правительства толкает бизнес уходить в тень».
Игорь Моржаретто: утилизационный сбор ввели и на спецтехнику
Вы знаете, что такое спецтехника? Уверены? Я вот тоже считал, что знаю; оказалось – ошибаюсь. Старшие товарищи, как говорится, поправили. Для этого, собственно, хватило лишь посмотреть официальный документ – Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним»…Речь в этом документе, который, кстати, заметили далеко не все, идет всего лишь о распространении утилизационного сбора с автомобилей (в этом случае он действует уже почти три года и повысился с этого января) на все виды самоходной техники, в первую очередь – спецтехнику. Понятно каждому, что речь тут идет о разных бульдозерах, автогрейдерах, тракторах, асфальтоукладчиках, экскаваторах… Для забывчивых напомню, что утилизационный сбор (далее – УС) был введен сразу после вступления РФ в ВТО, дабы оградить внутренний рынок от иностранных автомобилей, в первую очередь – подержанных. Но платят его за любую машину, ввезенную в страну или произведенную в России. Уже потом российские производители автомобилей получают компенсацию на сумму сбора; такая хитрая процедура прописана постановлениями правительства.
Кстати, УС к утилизации непосредственного отношения не имеет, это просто игра слов. Собранные деньги идут напрямую в бюджет. Откуда потом частично, наверное, возвращаются в виде средств для поддержки автопрома. Вот такой круговорот денег в бюджете… А утилизация тут вовсе не при чем!
Но это я в сторону ушел, а ведь начал я с того, что признался в незнании типов и видов спецтехники.
Согласно постановлению № 81, в этот список попали также мотовездеходы, квадроциклы, снегоходы и даже… автомобильные прицепы! Теперь в цену каждого такого транспортного средства будет включен и утилизационный сбор, и он – немаленький.
Можно даже сказать – чудовищно большой! Ведь базовая ставка утилизационного сбора для спецтехники во много раз выше, чем для легковых автомобилей – 150 тыс. рублей! Далее есть специальные коэффициенты для каждого вида машин, а также возраста техники.
В результате, при покупке нового квадроцикла придется отдать в казну в виде УС 60 тыс. руб.; подержанного (старше 3 лет) – уже 105 тыс. руб. То есть, думаю, до трети стоимости такой техники! И то, если речь идет о слабосильных машинах с объемом двигателя до 300 куб. см… Если же свыше 300 куб.
см, то отдать придется от 105 тыс. руб. за новый, до 195 тыс. – за «бэушный» «квадрик». Точно такие же ставки для снегоходов.
То есть, понятное дело, можно ставить жирный крест на идее привезти в страну какую-нибудь подержанную Yamaha – она станет «золотой», да и по поводу новой надо хорошо подумать…
Но самая странная картина маслом писана госчиновниками на тему прицепов. Кому они помешали – просто ума не приложу… Нет, по поводу обычных легких автоприцепов можно не волноваться – их пока оставили в покое (надолго ли?..) А вот если грузоподъемность прицепа превышает 750 кг, то придется раскошелится. Да еще как!
Итак, набрали воздуха?.. Получите! УС на новый прицеп грузоподъемностью от 750 кг до 3 т составит 330 тыс. руб., а на подержанный – 1,5 млн. руб.! То есть на всех планах развития «караванинга» в России надо ставить жирный-прежирный крест.
Какой сумасшедший теперь купит подержанный прицеп-дачу на колесах где-нибудь в Европе, чтобы путешествовать по России, если на границе только в качестве УС придется отдать 1,5 млн. руб.
?! Про таможенные платежи я вообще молчу… То же самое касается и прицепа для перевозки, скажем, большой лодки.
Нет, я допускаю, что в некоем отдаленном будущем в России будут производить широкий спектр квадроциклов и снегоходов, а также прицепов в виде «домиков на колесах».
И эти предприятия даже получат возможность с помощью государства компенсировать свои расходы на уплату утилизационного сбора.
Когда можно не платить
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»):
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Утилизационный сбор в Беларуси: особенности
Утильсбор введен 1 марта 2014г. Налоговые ставки почти аналогичны ставкам в РФ, в пересчете на белорусскую валюту. Перечень физических лиц и организаций, которые должны перечислять в бюджет сумму сбора, также схож со списком налогоплательщиков, утвержденным в нашей стране. Платить его придется за каждое ввозимое в страну ТС, и неважно, откуда оно перевезено.
Дополнительно к определенному в России списку лиц, не обязанных уплачивать сбор, в Белоруссии добавляется упразднение утильсбора для беженцев и лиц с разрешением на въезд и постоянное проживание в Белоруссии. Освобождение дается на полтора года со дня получения доказывающих право на неуплату сбора документов.
Чтобы доказать контролирующему органу, что платеж в счет утильсбора был совершен, предъявляется квитанция о его уплате и бумага, подтверждающая соответствие категории и типа транспорта. Неуплаченный вовремя сбор будет взыскан с владельца техники принудительно.
Законодательные акты по теме
Законодательные акты представлены следующими документами:
п. 1 ст. 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) | Об обязанности граждан уплачивать утилизационный сбор |
Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 № ГД-4-3/749 | О необходимости сдавать расчет утилизационного сбора в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с 1.07.2014) |
Письмо ФНС РФ от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318@ | Рекомендуемая форма расчета утилизационного сбора |
Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года | Утверждение коэффициента расчета суммы утилизационного сбора |
Указ Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года | Об утверждении обязательств по уплате утилизационного сбора на ТС |
ст. 12.1 КоАП РФ | О штрафных санкциях за неуплату утилизационного сбора |
Письмо ФНС РФ от 19.07.2013 № ЕД-18-3/810@ | Об отражении в бухгалтерском учете уплаты утилизационного сбора |
подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ,
Письмо Минфина РФ от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 |
Об учете утилизационного сбора при расчете налога на прибыль |
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2021 года.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Плательщики утилизационного сбор
Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.
Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.
Сбор взимается со следующих лиц:
· Организации
· Индивидуальные предприниматели
· Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения
· Физические лица
Как рассчитать сумму сбора?
Согласно пункту 21 главы IV Постановления плательщик сбора обязан представить в налоговый орган расчет утильсбора (в электронном формате) в срок не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт самоходной машины с проставленной в нем отметкой об уплате утильсбора. Такую запись делает сам плательщик (завод-производитель, лицо, ввозящее транспортное средство из-за рубежа). Осуществить же саму оплату крупнейший производитель обязан в течение 45 дней, следующих за отчетным кварталом.
Размер утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Базовая ставка одинакова для всех видов самоходной техники и составляет 150 000 рублей. А вот размер коэффициента зависит от возраста машины. Так, для новых снегоходов и квадроциклов, объем двигателя которых до 300 см3 , ставка равна 0,4, в случае же, если техника с таким объемом двигателя возрастная (старше 3 лет), то коэффициент составит 0,7. Для новой техники с объемом двигателя более 300 см3 (и до 1500 см3), коэффициент будет аналогичным — 0,7, а для техники старше 3 лет — 1,3.