Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семья и брак (основные понятия)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.
Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, возросли требования к личности. Для решения этих задач требуется предварительная теоретическая педагогическая и психологическая подготовка.
Говоря о семейном воспитании надо иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей и детей, причем ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие ведут к трудновоснитуемости и деформации личности.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и взаимоотношений с детьми, т.е. стиле родительского поведения.
Стиль семейного воспитания – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Диане Браумринд выделила три стиля родительского поведения исходя из четырех характерных особенностей:
1. Эмоциональная близость — это степень проявления родителями любви и одобрения по отношению к детям. Как часто они улыбаются детям, хвалят, поддерживают, не критикуют по мелочам и т.д.
2. Степень контроля и санкций — это степень выраженности у родителей запретительных тенденции и применения наказаний.
3. Уровень требований, выражающийся в количестве и качестве обязанностей ребенка в семье.
4. Модель общения.
Каждый стиль родительского воспитания влечет формирование определенного типа личностного развития ребенка.
А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
1. Гипопротекция — характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его делами, часто он неухожен и физически заброшен. При скрытой гипопротекции забота и контроль носят формальный характер т.к. нет включенности и в жизнь ребенка. Часто это приводит к асоциальному поведению т.к. неудовлетворенна основная потребность детей в любви и привязанности. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
2.1. Доминирующая гиперпротекция: характеризуется повышенным, обостренным вниманием и заботой, чрезмерной опекой и мелочным контролем, слежкой, запретами ограничениями. Ребенок не приучается к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.
2.2. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают всем его желаниям, чрезмерно покровительствуют и обожают, восхищаются малейшим его успехам и требуют такого же восхищения от других. В результате у ребенка развиваете высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться недостаточным упорством и опорой на свои силы. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
Испанский художник Сальвадор Дали описывает атмосферу в которой он рос:
«В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все были готовы служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обнаружил королевское облачение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием»
«До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие…»
«Однажды я зверски исцарапал булавкою няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта».
«В другой раз я ударил свою трехлетнюю сестренку ногой по голове — как по мячу. Тогда меня впервые наказали, заперев в комнате. Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю».
«Тайная жизнь С.Дали, написанная им самим»
3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Игнорируют его минимальны потребности. Иногда с ним жестоко обращаются. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой о нем и вниманием.
Вспоминая детство Карл Густав Юнг описывает ситуацию потери «лица».
«Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботинки, но и должен был почувствовать величие моих намерений и моего появления на публике, так что можно представить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и не забывай вытирать свой нос — ты не забыл платка? А вымыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколько неуместно выставлять всему миру мои скрытые чувства, сопровождающие уверенность в себе».
4. Жестокие взаимоотношения. Могут провялятся открыто: применение насилия; и скрыто в виде эмоциональной холодности и враждебности.
Из письма к психологу девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Казалось бы, чего еще надо — есть вещи, сеть карманные деньги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за тройку в прописи, за разлитые на мои же колени суп, за то, что лишние 15 минут погуляла с подружками на улице, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что замарала одежду… Можно еще перечислять. Била в основном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала.
Я стала нервной, дерганой (только не говорите, что это возраст).
Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить…».
5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, чувств долга, порядочности, которые по соответствуют его возрасту. Игнорируя потребности и возможности подростка па него возлагают обязательства за благополучие его близких. Ребенок боится разочаровать взрослых и очень остро переживает неудачи, т.к. ребенок оказывается в ситуации утраты любви. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Можно назвать и такие отклонения в стиле родительского отношения: предпочтение женских или мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Часто встречается сочетание различных стилей воспитания детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях или рассогласование воспитательных позиций у родителей.
Сферы и элементы общества.
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
- Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
- Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
- Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
- Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
- Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
- Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.
Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.
Коммуникативная функция
В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.
Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.
Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.
Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.
Понятие брака по семейному праву. Условия заключения брака и препятствия к его заключению
Действующее семейное законодательство не содержит легального понятия брака. Исходя из условий заключения брака и обстоятельств, препятствующих его заключению, предусмотренных в Семейном кодексе РФ, можно сформулировать следующее определение брака, применимое в семейном праве РФ.
Брак — это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном законом порядке в органах записи актов гражданского состояния с соблюдением необходимых условий и обстоятельств, порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Следует учитывать то обстоятельство, что данное определение применимо лишь к правовой системе РФ, т.к. зарубежное законодательство допускает возможность заключения однополых, а также полигамных браков.
Понятие правовой системы семьи
Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.
Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.
Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.
Исламский ритуал бракосочетания.
В исламе брак представляет большую моральную роль абсолютной торжественности и строгости, потому что семья является единственной возможностью общения как духовного, так и физического между мужчиной и женщиной. Брак, однако, считается, договором, который имеет гражданскую и уголовную ценность. Брачный контракт подписывается в доме невесты в присутствии исламских юридических чиновников и религиозных деятелей, называемый «шейхами». Очень часто приглашаются принять участие в этом действии всех членов мужского рода обеих семей, чтобы подчеркнуть родственную связь жениха и невесты и их соответствующих семей. Несмотря на то что церемония подписания договора проходит в доме невесты, она не принимает участие в ритуале, и представлена своим опекуном, как правило, отцом, который подписывает вместо нее. Этот обряд называется «katb ktab» и будет сопровождаться фуршетом, в котором, для близких родственников мужчин обеих семей, а также будет предложен арабский кофе. Этот обряд обычно предшествует на свадьбу и может случиться так, что подписание контракта будет произведено за несколько месяцев до бракосочетания. После ритуала «katb ktab» будущий жених может, наконец, увидеть невесту без вуали, разговаривать с ней и видеться в общественных местах. Во время «katb katb» жених приглашает домой музыкантов духовых инструментов которые поют поздравительные песни вместе с семьей жениха и прохожими, привлеченными праздничной. На самом деле, те, кто с радостью принимает участие в общественном праздновании брака является способом следования посланию Пророка: «принимайте участие в свадебных торжествах и чтите их, как подобает.» Для мусульманского мира считается моральным долгом присутствовать на свадебных церемониях, что делает человека лучше в глазах пророка.
Семьи, ожидая великий день счастливого события, выполняют любую задачу подготовки с большим вниманием и тщательностью, так что все согласуется с исламскими законами. В день свадьбы, невеста надевает белую арабскую одежду и вместе со своими подругами и родственниками ожидает жениха, который придет забирать ее. Очень интересным с точки зрения народных традиций, является ритуал одевания невесты, которую перед тем, как надеть свадебное платье, намазывают ароматическими маслами и смягчающими кремами. После того, как она оденет свадебное платье, на нее одевают драгоценности, которые были подарены женихом. После того, как неевсту нарядили, подруги издают пронзительный крик, называется «zalghouta» как пожелание всего ниалучшего.
Когда жених приходит в дом невесты, с цветами в руках, гости бросают рис и лепестки цветов, и вместе они идут на место, выбранное для банкета, где невеста будет находиться в женском обществе, в то время как жених будет праздновать свадьбу в комнате «только для мужчин». В определенный момент празднования невесте объявят о приходе жениха для совместного танца, поэтому все женщины должны одеть паранджу. Кроме того, время разрезания торта является очень особенным, потому что он режется с помощью аравийского ятагана. Свадебные обеды всегда очень роскошные и богатые, и включают в себя шведский стол разнообразных десертов. Украшение стола: скатерти, столовые приборы, салфетки, букеты все подбирается очень тщательно, так как свадьба в арабо-исламских странах рассматривается как важное событие, потому что через нее желают успешного союза новой семейной единицы.
Как укрепить брачный союз?
Быть мужем и женой непросто. Все семьи рано или поздно оказываются на пороге кризиса. Не нужно ждать его наступления, важно предпринять своевременные меры для исправления ситуации.
Как сделать брак крепче:
- уважать друг друга;
- не опускаться до оскорблений:
- принимать чужую точку зрения;
- своевременно благодарить;
- говорить тёплые слова без повода;
- идти на уступки;
- расставаться с привычками, нарушающими покой внутри семьи;
- проявлять чувства, в том числе и на людях (если это нравится партнёру);
- не делитесь подробностями ваших отношений с чужими людьми;
- умейте хранить семейные тайны;
- прощайте;
- одинаково относитесь ко всем детям;
- выделяйте время для общения с членами семьи;
- дарите подарки по поводу и без него;
- не перебивайте;
- давайте свободное пространство;
- помните о сексуальном удовлетворении супруга;
- умейте прощать.
Для чего нужна семья?
Каждый человек нуждается в близких и любящих людях, которые разделят с ним радость и поддержат в трудной ситуации. Основная функция семьи — удовлетворение духовных потребностей человека. При создании молодой семьи на первом месте должна стоять именно духовная составляющая, ведь тёплые и доверительные отношения — залог крепкого и гармоничного союза.
Когда люди влюблены, им приятно проводить время вместе. Общение их окрыляет и вдохновляет, они делятся друг с другом мечтами и планами на будущее. От такого общения человек питается энергией позитива и радости, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Два любящих человека — это неразрывное целое. Они закладывают в семейный фундамент духовные ценности: любовь, понимание, сочувствие, сопереживание.
Портрет счастливой семьи
Лев Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И всё же семейная идиллия каждой гармоничной пары состоит из уникальных моментов и воспоминаний, трепет и радость которых возможно понять только двоим. Но ни в одной счастливой семье нельзя обойтись без мелких споров и недоразумений. Кризисы и конфликты также случаются, но благоразумным и любящим людям удаётся быстро их преодолевать.
Многие семьи со стороны кажутся практически идеальными. Муж и жена не ссорятся на людях, не орут на своих детей, соблюдают спокойствие и приличие. Они общаются друг с другом вежливо и уважительно, поэтому окружающие принимают такую пару за образец семейных отношений. Но на самом деле не всё столь радужно. Часто под хорошими манерами супруги скрывают серьёзные проблемы.
Понятие семьи и брака.
Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.
«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.
Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.
Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 СК, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.
Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).
При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.
Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.
Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.
В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ.
Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.