Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть вопросы в области бюджетного учета?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Данный вид операций на практике встречается крайне редко. Причиной этого является обязанность учреждений детализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете по статьям КОСГУ. Кроме того, до 1 января 2011 г. все доходы учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формироваться именно в денежной форме .
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Отображение долга документально
Перед началом составления двустороннего договора-зачета с контрагентом необходимо составить и подписать соответствующий акт сверки. Документ не является обязательным, однако благодаря ему можно легко доказать наличие долга, в том числе если ранее он был частично погашен, а также исключить будущие споры с партнером.
Все справки подобного типа составляются в произвольной форме и вступают в силу с момента постановки печати и подписи.
В документации перечисляются следующие данные:
- реквизиты документа-основания по наличию задолженности с номером и датой;
- указание точного размера долга в установленной форме для исчисления с фиксированным НДС;
- рекомендуемая сумма для уплаты с налогом на добавленную стоимость.
Если участников больше двух, то в перечне должны быть указаны все названия компаний, точные затраты для каждого, акты сверок, а затем документ подписывается всеми уполномоченными представителями, а именно: бухгалтерией и руководителями.
Взаимозачет между организациями
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции прекращения встречного требования зачетом могут быть отражены с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В этом случае полностью погашается только наименьшая задолженность, а наибольшая погашается лишь в ее размере.
После составления Акта о зачете встречных требований, факт зачета отражается в бух.учете проводкой по счетам 60, 62 или 76. На практике нередко встречается ситуация погашения обязательств по одному договору другим договором у одного контрагента.
Таким образом, в результате применения некассовых операций, соответствующие кассовые доходы и кассовые расходы учреждения приводятся в соответствие с фактическими доходами и расходами. То есть в казначейство при взаимозачете никаких документов представлять не нужно.
Как сделать акт взаимозачета 1С 8.3
Рассмотрим, как сделать взаимозачет в 1С на примере.
13 сентября Организация заключила с покупателем ООО «Пилигрим» договор № 625 на поставку мебели на сумму 100 300 руб. в т. ч. НДС 18%.
18 сентября мебель реализована покупателю.
22 октября ООО «Пилигрим» по договору № 705 от 17.10.2018 оказала консультационные услуги стоимостью 66 080 руб. в т. ч. НДС 18%.
31 октября стороны подписали соглашение о зачете взаимных требований по договорам № 625 и № 705 на сумму 66 080 руб., что подтверждено актом взаимозачета.
Где найти акт взаимозачета в 1С 8.3? Оформите его документом Корректировка долга в разделе:
- Покупки – Расчеты с контрагентами – Корректировка долга;
- Продажи – Расчеты с контрагентами – Корректировка долга.
Важно оформлять любой взаимозачет документом Корректировка долга, а не документом Операция, введенная вручную. Тогда все субконто будут заполнены корректно, и в дальнейшем не возникнет проблем с взаиморасчетами. При оформлении взаимозачета документом Операция, введенная вручную легко допустить ошибки в аналитике расчетов с контрагентом.
В шапке укажите:
- Вид операции — Зачет задолженности, т.к. одна задолженность погашается за счет другой;
- Зачесть задолженность — сторона, чья задолженность погашается. В нашем случае, это не имеет значения, т.к. погашаются и кредиторская, и дебиторская задолженности.
- В счет задолженности — Нашей организации перед покупателем. Если осуществляется трехсторонний взаимозачет, то необходимо выбрать Нашей организации перед третьим лицом;
- от — дата взаимозачета;
- Покупатель (дебитор) — контрагент по которому осуществляется взаимозачет.
Отражение в учете взаимозачета
Основным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения, является Закон от 12.01.1996 г.
№ 7-ФЗ. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 Гражданского кодекса РФ.
Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не содержат запрета на осуществление зачета взаимных требований бюджетными учреждениями.
Следовательно, бюджетное учреждение имеет право производить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях .
Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем. Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется крайне редко.
Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета.
Взаимозачет в бюджетном учреждении
«Встречность» требований означает, что обязательства возникают у одних и тех же лиц, одновременно являющихся и должниками, и кредиторами по отношению друг к другу. Такое определение «встречности» ранее давал Президиум ВАС РФ в постановлении от 21.02.2012 г. № 14321/11.
В определенных случаях, предусмотренных законом или договором, зачет может быть проведен в отношении требований, не являющиеся встречными. Например, при исполнении обязательства третьим лицом (п.4 ст.313 ГК РФ).
Для проведения зачета нужно, чтобы срок исполнения обязательства по активному требованию (т.е. у инициатора зачета) наступил (за исключением случаев, когда срок не указан или определен моментом востребования). При этом для проведения зачета не является необходимым наступление срока исполнения пассивного требования (т.е. у стороны, которой предлагается провести зачет), если оно в соответствии с законом или договором может быть исполнено досрочно.
Обязательства считаются прекращенными зачетом в размере наименьшего из них не с момента получения заявления о зачете соответствующей стороной, а с момента, в который сами обязательства стали способными к зачету. Например, если срок исполнения требований наступил до заявления о зачете, то обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения обязательства.
В случае если требования стали встречными в результате перемены лица в обязательстве, то момент их прекращения не может быть ранее даты такой перемены.
Нельзя провести зачет, если у активного требования (т.е. требования, которое предъявляет заявитель зачета) истек срок исковой давности.
Например, компания «Лютик» должна компании «Цветочек». В свою очередь, компания «Цветочек» должна компании «Лютик». Заявителем зачета является «Лютик». По дебиторской задолженности компании «Цветочек» истек срок исковой давности. До появления разъяснений Пленума суды отказывали в праве на зачет, если истек срок исковой давности по требованиям как компании «Лютик», так и компании «Цветочек».
Однако истечение срока исковой давности по пассивному требованию (в нашем примере компании «Цветочек») не препятствует проведению зачета.
На практике это означает, что если компания выступила с требованием о зачете, то кредитор компании вправе зачесть свой истекший долг новым требованием.
При этом при истечении срока исковой давности по активному требованию должник по нему, получивший заявление о зачете, не обязан в ответ на него сообщать о пропуске срока исковой давности кредитору (п.3 ст.199 ГК РФ).
Исходя из условий нашего примера, компании «Лютик» не выгодно выступать с инициативой проведения зачета.
Контрагенты по своему усмотрению могут определить порядок прекращения встречных требований, отличный от порядка, приведенного в ст.410 НК РФ. Например, стороны могут установить автоматическое их прекращение (т.е. не нужно никаких заявлений одной стороны о проведении зачета и т.п.) либо договором запретить их проведение без соглашения всех сторон.
Юридические особенности прекращения обязательства зачетом
Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17. 18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения.
Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте . Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить.
Кроме того, законодатель разработал
206 10 000 | Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда |
206 20 000 | Расчеты по авансам по работам, услугам |
206 30 000 | Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов |
206 40 000 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям |
206 50 000 | Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам |
206 60 000 | Расчеты по авансам по социальному обеспечению |
206 70 000 | Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
206 80 000 | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям |
206 90 000 | Расчеты по авансам по прочим расходам |
На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц.
Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов.
Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС.
Операция взаимозачета в государственных учреждениях
В первый раз про взаимозачет в бюджетной организации пришлось задуматься в 2005 году, когда бухгалтер детского сада (обслуживаемой организации) задала вопрос: «Как отразить в бюджетном учете прием родительской платы папоротником и ягодами?»
На все существующие аргументы в виде выдержек из нормативно-справочной информации и инструктивных документов, указывающие на безоговорочное «нельзя», в ответ была дана информация о том, что так делается много лет в связи со сложившимися экономико-историческими обстоятельствами.
В 2006 году в очередном релизе программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» в документе «Поступление материальных запасов» появилась новая хозяйственная операция «Поступление родительской платы материалами», которая полностью ответила на поставленный ранее вопрос.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» такой операции нет. Но вопрос о взаимозачетах встает так же остро, как и раньше.
Рассмотрим операцию взаимозачета с точки зрения действующих инструктивных документов по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях.
Взаимозачет — это операция, которую проводят при условии, если у двух фирм есть встречные обязательства по оплате товаров (работ или услуг).
Согласно положениям статей 410 и 411 Гражданского кодекса зачет как основание прекращения обязательств допускается:
- только в той мере, в какой это не запрещено законом или договором;
- только однородных требований;
- как правило, когда срок исполнения и по основному, и по встречному требованию уже наступил.
В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено исполнение бюджета казенными учреждениями только в денежном выражении, как в части доходов, путем зачисления средств на единый счет бюджета (ст.218 БК РФ), так и в части расходов — путем санкционирования оплаты денежного обязательства, принятого получателем бюджетных средств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) (ст.219 БК РФ).
То есть, участники бюджетного процесса должны обеспечить выполнение денежных обязательств. А в случаях неисполнения стороной договора (государственного (муниципального) контракта) обязанности по уплате средств — принять необходимые меры по поступлению денежных средств в доход бюджета вплоть до возбуждения процедуры их взыскания.
Как же рассматривается взаимозачет относительно бюджетных и автономных учреждений?
Приказы Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2012, а также № 174н от 16.12.2010 и №183н от 23.12.2010 не предусматривают такой операции, как взаимозачет.
На смену бюджетной смете доходов и расходов для бюджетных и автономных учреждений пришло формирование и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, содержащего показатели по поступлениям и показатели по выплатам в разрезе выплат.
Операции взаимозачета происходит без движения денежных средств, следовательно при анализе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности в части поступлений и выплат операция взаимозачета не найдет своего отражения, что может привести к невыполнению плана финансово-хозяйственной деятельности по данным показателям. И это при том, что произойдет движение показателей по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения.
Однако в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», во всех трех разделах «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф.0503737) предусмотрена графа 8 «Исполнено некассовыми операциями», которая предполагает исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, именно, операциями, проведенными без движения денежных средств.
Причем нигде не дано разъяснений, какая информация должна быть отражена в графе 8, кроме как то, что она должна формироваться на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по доходам (расходам, источникам финансирования дефицита) учреждения, в разрезе видов доходов (расходов, источников финансирования дефицита), предусмотренных плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год.
Итак, какой вывод можно сделать из полученной информации?
Учреждениям, являющимся участниками бюджетного процесса, проводить операцию взаимозачета не рекомендуется, так как сам смысл операции противоречит Бюджетному кодексу РФ в части исполнения бюджета.
Учреждениям — получателям субсидий, проводить операцию взаимозачета прямо не запрещается, но отсутствует нормативно-справочная информация по таким операциям.
Однозначного вывода о том, является ли зачет между государственным учреждением и его контрагентом, проведенный в рамках гражданско-правовых отношений, нарушением законодательства, сделать нельзя.
Таким образом, если учреждением будет принято решение о проведение взаимозачета, ему необходимо:
- согласовать операцию с учредителем;
- внести соответствующие изменения в план финансово-хозяйственной деятельности.
Можно выделить следующие формы взаимного расчета:
- Односторонний. Инициирующая сторона оформляет заявление, в котором указывается предложение о проведении взаимозачета. Документ отправляется кредитору компании. Заявление составляется в свободной форме, однако в нем обязательно должен быть перечень обязательной информации: реквизиты организации, наименование заявления, дата оформления, операция, в результате которой возникла задолженность. Датой осуществления зачета можно считать день, в который заявление было получено кредитором.
- Двухсторонний. Составляется двухстороннее соглашение о проведении зачета. Представители обеих компаний ставят свои росписи. Документ также оформляется в свободной форме, в нем указываются реквизиты и информация о сторонах зачета. Двухсторонняя форма считается предпочтительной, так как документ, заключенный между компаниями, является надежным подтверждением согласия сторон на проведение операции. В дальнейшем кредитор не сможет оспорить факт своего согласия.
Процедура осуществляется на основе Акта зачета обоюдных требований. В законе не оговорена форма этого документа, а потому она может быть разработана самим предприятием.
Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
Это изменение условия контрактов, когда это не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Например:
- введения условия авансирования;
- увеличение размера аванса, изначально предусмотренного контрактом.
Несоблюдение требований об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта. Например, нарушение сроков поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных контрактом, но меры ответственности к поставщику заказчик не применял.
Заказчиком допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами. А именно:
- расчет пени выполнен по ключевой ставке ЦБ, не действующей на дату выставления требования;
- при расчете пени допущены арифметические ошибки.
Получателем средств федерального бюджета в регистрах бюджетного учета не отражены:
- по счету 502 «Обязательства» – обязательства, принятые при заключении с исполнителем госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта;
- по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы» и счету 302 «Расчеты по принятым обязательствам» – фактические затраты, связанные с выполнением госконтрактов, и кредиторская задолженность перед исполнителем по расчетам за выполненные работы.
Это привело к искажению данных баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).
Стоимость оборудования, приобретенного в рамках строительства объекта, оплаченного, но не смонтированного и не установленного подрядчиком, отнесена на фактические затраты по строительству объектов по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы».
Вёлся учет вещевого имущества на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» без указания пользователей имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Несвоевременно отражены в регистрах бухучета первичные учетные документы – товарные накладные, универсальные передаточные документы, акты оказанных услуг/выполненных работ.
Показатели отчетной формы «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (ф. 0503190) на отчетную дату не соответствуют данным бюджетного учета, учитывающих фактические и кассовые расходы по объектам капстроительства.
Бюджетное учреждение не вело аналитический (раздельный) учет фактических расходов в разрезе оказываемых госуслуг (выполняемых работ) в рамках госзадания. Не было группировки затрат по видам расходов в разрезе прямых затрат, накладных расходов и общехозяйственных расходов.
Бюджетное учреждение принимало к бухгалтерскому учету авансовые отчеты (ф. 0504505), компенсацию командировочных расходов по которым делало за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на выполнение госзадания, без заполненных на оборотной стороне авансового отчета граф 7-10, содержащих сведения о расходах, принимаемых к бухучету, и без заполнения на лицевой стороне бухгалтерской записи.
Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:
- Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
- Использование обязательных реквизитов.
- Незаполненные строки зачеркиваются.
- Недопустимы помарки.
Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.
Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:
- Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
- Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.
Отражение бюджетного учреждения взаимозачет произведенных расходов.
В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
Каждая проводка подтверждается первичкой.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:
- Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
- Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
- Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
- Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
- Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.
Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.
Проведение зачета возможно только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
- Юридические лица, планирующие проведение взаимозачета, должны по отношению друг к другу иметь встречные требования.
- Данные встречные требования должны быть – однородными.
- Срок встречного требования уже наступил, либо не указан в соглашении, либо определен моментом востребования.
Если срок встречного требования еще не наступил, то взаимозачет будет возможен только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Если требования сторон не являются однородными, либо не наступил срок исполнения одного из них, то проведение взаимозачета возможно исключительно по соглашению сторон.
Под однородными понимают обязательства, которые имеют выражение в единой валюте и предполагают одинаковый способ погашения. К однородным можно отнести обязательства, связанные с исполнением условий разных договоров и предполагающих одинаковые способы погашения. Это могут быть договоры подряда и купли-продажи, которые заключены между одними организациями. Например, стадии подписания договоров предполагалась денежная форма расчетов, но так как соблюдены все необходимые условия, компании могут провести взаимозачет. В этом случае обязательства покупателя будут зачтены в счет обязательств заказчика.
Важно! Если по одному договору обязательства имеют натуральное выражение, а по второму – денежную форму, то признать их однородными не получится. В качестве однородных также нельзя будет признать требования, одно из которых имеет рублевое выражение, а другое – в иной валюте.
Особенности составления акта
Законодательством не предусмотрена единая форма для акта взаимозачёта. Его можно составить в свободной форме посредством компьютерной печати или от руки, соблюдая общие требования, предъявляемые к договорам.
Преамбула акта
В преамбулу документа должны входить стандартные для всех договоров позиции, а именно:
- дата и место составления акта;
- полное наименование организаций-контрагентов (указать ИНН и ОГРН) с указанием ответственных на заключение договора лиц, уполномоченных на то уставом организации, доверенностью или иными документами.
Преамбула акта должна выглядеть следующим образом:
Г. Курган апреля 2024 года
ОАО «Фифти-Фифти» ИНН 763478923467 ОГРН 1368684567987 в лице старшего юриста Пучкова Клима Александровича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2024 г., с одной стороны, и ООО «БанкЛейбл» ИНН 456781234564 ОГРН 5367890345676 в лице ген. Директора Пирожкова Артура Тиграновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт взаимозачёта о нижеследующем:
Основная часть документа
В основной части акта участникам договора необходимо указать следующие моменты:
- во-первых, необходимо обозначить то, на основе каких документов будет произведен взаимозачёт между сторонами со ссылками на них. Такие документы должны быть приложены к акту;
- во-вторых, следует отметить, какими именно действиями, операциями будет произведен взаимозачёт с освещением их количественных и качественных характеристик;
- в-третьих, в обязательном порядке необходимо отметить, какие именно обязательства будут погашены производимым зачётом.
Суммы, указываемые в акте, следует расшифровать в буквенном виде. Такое написание имеет больший юридический вес и поможет избежать банальной опечатки.
Зачёт может быть произведён не в полном, а лишь в частичном объёме. В таком случае контрагентам следует указать сумму, которая была зачтена настоящим актом, и остаток по основному долгу с указанием срока его погашения.
Акт составляется в количестве двух экземпляров, что также необходимо отметить в документе. По одной копии для каждого из контрагентов. Экземпляры имеют идентичную юридическую силу. Далее отмечается сумма зачёта производимых требований.
Условия для взаимозачета по договору
Требований о составлении каких-либо иных документов при совершении зачета нормативными правовыми актами не установлено. На практике перед проведением зачета стороны зачастую проводят сверку расчетов, результаты которой оформляются двусторонним актом, однако оформление акта сверки расчетов не является обязательным.
Регламентированной формы такого заявления нет, главное условие — наличие обязательных реквизитов: наименование документа и организации, дата составления, описание факта хозяйственной деятельности, и т.д.
Составление соглашения о взаимозачете происходит в случаях, когда две стороны сделки договариваются между собой о полном или частичном взаимозачете средств по договору.
В случае невозможности такой ситуации, одна сторона присылает другой извещение о взаимном зачете с необходимой информацией о долге.
Взаимозачет проводки бюджетного учреждения в 2019 году последние новости
К нему прилагаются копии документов — причин появления задолженности. Именно на основании данного документа предприятие получает информацию обо всех операциях для расчета прибыли и расходов.
Требования должны быть однородными, т.е. предметом обязательства должно быть имущество, определяемое родовыми признаками, в том числе денежные средства.
Кроме того, согласно статьи 411 ГК РФ проведение зачета невозможно, если это прямо указано в договоре, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Требования должны быть однородными, т.е. предметом обязательства должно быть имущество, определяемое родовыми признаками, в том числе денежные средства.
Кроме того, согласно статьи 411 ГК РФ проведение зачета невозможно, если это прямо указано в договоре, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Гражданско-правовое законодательство позволяет сторонам договора зачесть взаимные требования друг другу.
Взаимозачет: проводки
→ → Актуально на: 3 марта 2022 г. Встречное однородное требование, срок которого наступил (либо не указан или определен моментом востребования), может быть прекращено полностью или частично зачетом (). О том, какие проводки при зачете делаются в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.
Сущность взаимозачета состоит в том, что организация одновременно закрывает полностью или частично дебиторскую и кредиторскую задолженности.
Наиболее простая ситуация, когда две организации поставили товары (выполнили работы, оказали услуги) друг другу.
Например, организация А поставила организации B товары стоимостью 250 000 руб., а организация B выполнила работы для организации А стоимостью 180 000 рублей. Облагаются операции НДС или нет, для целей зачета значения не имеет, поэтому для упрощения в примерах налог не рассматривается.
Напомним, что аналитический учет по счетам 60 «Расчеты
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций
Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику.
В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ.
Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях.