Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы по НДС. Кто может быть освобожден от уплаты НДС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.
Комментарий к Статье 145 НК РФ
Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.
Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:
— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— не признаваемые реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ;
— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— по реализации земельных участков (долей в них);
— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
— осуществляемые налоговыми агентами.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.
В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.
В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.
В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:
— соответствующее письменное уведомление;
— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
— выписку из книги продаж;
— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.
Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.
Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.
Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.
Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.
Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.
Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.
Другой комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации
При проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца.
При реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость в связи с применением индивидуальным предпринимателем в установленном порядке освобождения по статье 145 НК, налог на добавленную стоимость не исчисляется. Соответственно, по таким операциям налоговая база по налогу на добавленную стоимость и момент ее определения не определяются (см., например, письмо Минфина России от 27.11.2009 N 03-07-14/107).
Управление ФНС по г. Москве в письме от 26.10.2009 N 16-15/111980 разъясняет, что организации, получившие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК и не являющиеся плательщиками НДС, не обязаны составлять счета-фактуры, вести книгу покупок, книгу продаж и представлять налоговую декларацию.
Особенности исчисления НДС при использовании освобождения
Во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно должны применяться правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ.
После отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению суммы налога по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, правомерно принятые к вычету до использования права на освобождение, но не использованные для указанных операций.
Обращаем внимание, что восстановление НДС производится путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
При этом по основным средствам НДС восстанавливается в сумме, пропорциональной остаточной стоимости. Прежняя редакция ст. 170 НК РФ не разъясняла, за счет какого источника покрывать расходы на уплату восстановленного НДС. Поэтому некоторые налогоплательщики ошибочно включали эти затраты в стоимость основного средства. Между тем по правилам бухгалтерского учета первоначальная стоимость основного средства может изменяться только при достройке, дооборудовании и реконструкции. До 2006 г. организации должны были списывать эти суммы за счет прибыли, которая оставалась после уплаты налогов. С 2006 г. сумма НДС, восстановленная по основному средству, включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В периоде использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, лицами, использующими освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные налогоплательщиком при их ввозе на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Налоговое освобождение применяется при совершении налогоплательщиком как операций по реализации товаров (работ, услуг), так и всех прочих операций, являющихся в обычных условиях объектом обложения НДС. Однако даже получившие освобождение от уплаты НДС организации в некоторых случаях все равно обязаны перечислить НДС в бюджет: если налогоплательщик, получивший освобождение от НДС, выделил сумму НДС в счете-фактуре, выданном покупателю, а также, если он является импортером или налоговым агентом.
Рассмотрим каждую из названных ситуаций в отдельности.
После получения освобождения от использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС при оформлении первичных учетных документов, расчетных документов и счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики не выделяют в них сумму налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, счета-фактуры покупателю с выделением НДС сумма налога по данной операции подлежит уплате в бюджет.
Однако суммы «входного» НДС по такой реализации, на основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, вычету из общей суммы налога не подлежат. Как отмечено ранее, организации получают освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по всей своей деятельности и не могут использовать его выборочно, т.е. по одному виду реализации или в отношении определенного круга покупателей.
На основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам при приобретении ими товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и вычету из общей суммы налога не подлежат.
Поэтому если налогоплательщик пользуется освобождением от НДС, то у него в принципе нет возможности зачета НДС. В то же время обязанность по начислению НДС в рассматриваемой ситуации прямо предусмотрена в НК РФ.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н, организации, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют в налоговый орган титульный лист и разд. 1.1 налоговой декларации по НДС.
Лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств), а также перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, признаются налоговыми агентами. Такое определение дано в п. 1 ст. 24 НК РФ. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся третьим лицам.
Применительно к НДС налоговыми агентами расчеты с бюджетом осуществляются в трех случаях:
- при реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при реализации на территории РФ конфискованного и бесхозного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ).
Возникновение у организации обязанностей налогового агента по НДС не обусловлено наличием у нее статуса плательщика данного налога. Именно поэтому налоговыми агентами могут быть организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.
Как получить освобождение от НДС
Предусмотрен заявительный порядок применения освобождения от НДС.
Чтобы получить освобождение от НДС нужно представить в налоговый орган:
— уведомление об освобождении от НДС;
— выписку из баланса (для организаций) или выписку из выписка из книги учета доходов и расходов (для ИП);
— выписку из книги продаж.
Так, указывается, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и подтверждающие документы, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Пример
Налогоплательщик желает получить освобождение от НДС начиная с января.
Уведомление и документы представляются в налоговый орган не позднее 20-го января.
Форма письменного уведомления утверждена Приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н (форма уведомления об использовании организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость).
Перечень подтверждающих документов определен п. 6 ст. 145 НК РФ.
Так, организации представляют:
— выписка из бухгалтерского баланса;
— выписка из книги продаж.
ИП представляют:
— выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
— выписка из книги продаж.
Для продления освобождения, по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
— документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Он касается отправки уведомления. В форме документа, утвержденной приказом Минфина, предусматривается отрывная часть. В ней должна проставляться отметка контрольного органа о том, что им было получено извещение от субъекта. Данный корешок считается разрешительным документом для предпринимателя или организации. но в ряде случаев налоговая инспекция устанавливает требования, касающиеся приема всех документов. В частности, субъектам предписывается опускать бумаги в специальный почтовый ящик в самом контрольном органе. В таком случае необходимо выяснить телефон отдела, осуществляющего регистрацию поступившей корреспонденции. Его сотрудники располагают информацией о входящем номере документации. В предусмотренных в п. 3 и 4 рассматриваемой нормы случаях допускается направлять бумаги и уведомление заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Днем их предоставления в таких ситуациях будет считаться шестой день с даты отправки корреспонденции. Этот момент необходимо учитывать и корректировать сроки отправки. Как правило, хозяйствующие субъекты приносят уведомление и подтверждающие документы лично.
Отказ от освобождения: НДС выгоднее начислить в следующих случаях
Казалось бы, зачем отказываться от предоставляемой льготы? Но в некоторых случаях может быть выгоднее начислять НДС на общих основаниях.
Дело в том, что при освобождении от НДС не исчисляется не только налог, начисленный с реализации, но и входной. Если он регулярно превышает начисленный, то выгоднее не пользоваться освобождением.
Или если, например, необлагаемые в соответствии со ст. 149 НК РФ операции занимают небольшую долю в обороте компании, то затраты на организацию раздельного учета могут превысить выгоду от экономии на НДС. В этом случае также лучше исчислить НДС по всей реализации без применения льгот.
Отказываясь от права на освобождение от НДС, следует учитывать особенности, связанные с каждым из вариантов предоставления льготы.
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.
3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Такое определение дано в статье 53 Налогового кодекса РФ. Порядок определения налоговой базы по НДС устанавливаются статьей 153 Налогового кодекса.
По общему правилу выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех поступлений налогоплательщика, так или иначе связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
Другими словами, в налоговую базу по НДС включают деньги, полученные от поставщиков за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, а также любое иное имущество. Скажем, основные средства, товары, материалы, готовая продукция, векселя, облигации и т.п.
И еще. Налоговая база определяется в рублях.
То есть поступившую валюту за реализованные товары (работы, услуги) пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (п. 3 ст. 153, п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ). Это общее правило. Однако есть и исключения. Так, полученная иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центробанка на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Речь идет о выручке от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Общие правила определения налоговой базы:
1. Если ставка НДС одна, то налоговая база будет общей.
Необходимо суммарно определить налоговую базу по хозяйственным операциям, которые были осуществлены на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
2. Если ставки НДС разные, то и налоговые базы также будут разные.
Здесь необходимо отдельно определять налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам,в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
3. Выручкой являются денежные и натуральные поступления в счет оплаты.
С полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выручки, необходимо заплатить НДС. То есть сумма выручки и является налоговой базой.
Здесь необходимо помнить, что для целей НДС под выручкой понимаются все доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Прежде всего это деньги. Кроме них, это любое иное имущество, например, основные средства, материалы, продукты питания, ценные бумаги и др. Такие доходы необходимо учитывать в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить, на основании пункта 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
4. Выручка должна быть исчислена в рублях.
Налоговый кодекс требует, чтобы налоговая база была определена только в рублях. В случае если за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги контрагент расплатился валютой, то эту сумму необходимо пересчитать в рубли. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты (аванса) в соответствии с пунктом 3 статьи 153, пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Из последнего правила есть ряд исключений. первое исключение касается выручки, которая получена за товары (работы, услуги), предусмотренные подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Валютную выручку, полученную за эти товары (работы, услуги), необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ. Однако пересчет должен быть произведен на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса РФ.
Кроме этого, специальная дата для пересчета валютной выручки установлена для налоговых агентов, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранцев, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.
В такой ситуации налоговый агент обязан исчислить, удержать за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу, и уплатить в российский бюджет сумму НДС на основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Пересчитать сумму в валюте, которая подлежит уплате иностранцу, необходимо на дату фактического осуществления расходов по оплате товаров (работ, услуг). Таково требование пункта 3 статьи 153, пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
В табличном виде это будет выглядеть так:
Хозяйственная операция | Дата пересчета валютной выручки |
---|---|
Реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1–3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ | День поступления оплаты за отгруженные товары, либо выполненные работы, оказанные услуги |
Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика | День перечисления денежных средств в оплату товаров, выполненных работ, оказанных услуг |
Иные операции по продаже товаров (работ, услуг) за иностранную валюту | День отгрузки или день получения от покупателя предоплаты (аванса) |
Ндс льготы и условия освобождения от уплаты
По закону, в некоторых случаях, индивидуальные предприниматели и компании, работающие по общему режиму налогообложения и, соответственно, обязанные применять НДС, могут рассчитывать на определенные льготы или освобождение от уплаты данного налога.
Что такое налоговая льгота
В законодательстве РФ нет четкой трактовки понятия «налоговая льгота». Поэтому чаще всего под этим термином понимается либо возможность оплачивать налог в меньшем размере, либо возможность не оплачивать его вовсе. При этом, налогоплательщик может отказаться от такой льготы или на какой-то период перестать ею пользоваться.
Если говорить конкретно по НДС, то в Налоговом кодексе РФ нет однозначного списка послаблений и льгот, к нему применяемом. Но некоторые общие моменты все же существуют. Рассмотрим их ниже.
Льготы по НДС
Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:
- право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
- возможность применять амортизационные премии;
- при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.
Особенности применения режима освобождения
Какие положительные и отрицательные моменты дает налогоплательщику право на реализацию освобождения от уплаты НДС?
Прежде всего, отметим положительные стороны:
1) снижение налогового бремени;
2) отсутствие обязанности представлять налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, 04.04.2014 № ГД-4-3/6132, 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594).
Напомним, что такие организации вправе отказаться от выставления им счетов-фактур поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав) путем оформления договора либо соответствующего соглашения (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Отрицательными моментами являются:
1) потеря права на налоговый вычет «входного» НДС у контрагентов, применяющих общую систему налогообложения;
2) необходимость в выставлении счетов-фактур при реализации товаров (с проставлением штампа «Без налога (НДС)») (п. 5 ст. 168 НК РФ);
3) трудоемкость раздельного учета (при осуществлении операций, в отношении которых уплачивается ЕНВД, либо при реализации подакцизных и не подакцизных товаров);
4) при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС возникает обязанность начисления и уплаты НДС в бюджет. Но при этом у налогоплательщика отсутствует возможность принятия «входного» НДС к налоговому вычету;
5) в отношении ряда операций остается обязанность исчисления и уплаты НДС:
— при ввозе товаров на территорию РФ;
— исполнении обязанностей налогового агента;
— исполнении обязанностей налогоплательщика, возложенных ст. 174.1 НК РФ на участника простого товарищества, концессионера, доверительного управляющего.
В связи с этим организация обязана представить налоговую декларацию по НДС.
Такая декларация может быть представлена на бумажном носителе (письмо ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880 @).
Продление права на освобождение от уплаты НДС
Передав требуемую документацию уведомительного характера в налоговую, субъект может прекратить начисление налога, при этом не нужно дожидаться согласия от ФНС. Сам факт того, что документы направлены своевременно, является подтверждением права на освобождение от НДС.
На протяжении двенадцати месяцев компания не учитывает НДС в своем учете (не уплачивает его и не возмещает). По окончании этого периода нужно заново известить ФНС о желании продолжить осуществлять операции без учета налога.
Перечень документов, которые передаются в налоговую, идентичен списку для первичного информирования – типовое уведомление и выписки из документов, показывающих выручку. Налоговой нужно подтвердить документально, что выручка на протяжении каждых трех последовательных месяцев на протяжении года не превышала двух млн. руб.
Крайний срок для подачи документации – двадцатое число месяца, идущего за прошедшим годом.
Какие организации имеют право на освобождение от НДС в силу небольших масштабов деятельности
Действующее законодательство предоставляет бизнесменам с небольшими оборотами право не платить НДС (ст. 145 НК РФ). Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн руб. Не могут воспользоваться этим правом предприятия и ИП, реализующие подакцизные товары. Также данная льгота не распространяется на НДС, уплачиваемый в связи со ввозом товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Освобождение предоставляется на срок 12 месяцев с возможностью последующего продления, если условия для его предоставления продолжают выполняться.
В случае если в течение периода освобождения выручка превысила установленный лимит или была произведена реализация подакцизных товаров, право на освобождение перестает действовать. Бизнесмен будет обязан начислять и платить НДС с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение или был продан подакцизный товар.
НДС: Освобождение от уплаты налога
В случае если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три месяца не превысила установленного лимита, но в одном из них организация осуществила реализацию подакцизных товаров без организации раздельного учета. Поэтому начиная с того месяца, в котором произошло нарушение, организация утрачивает право на освобождение и начисляет налог по соответствующей ставке. Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели теряют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС в том случае, если: — в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров; — до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщики не представят налоговую декларацию по НДС в качестве обычного плательщика. В случае потери права на освобождение организации и индивидуальные предприниматели признаются обычными налогоплательщиками вне зависимости от их желания. При потере права использования освобождения от налогообложения НДС организация или индивидуальный предприниматель могут получить его на новый срок. При этом они должны не позднее 20-го числа месяца представить в налоговые органы: — документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения права на освобождение); — уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев. Стоит отметить, что данным положением могут воспользоваться организации или индивидуальные предприниматели только в том случае, если прекращение было добровольным, то есть прекращение права на освобождение было связано с истечением срока действия, а не нарушением установленного требования. Также уведомление и соответствующие документы представляются в налоговый орган непосредственно или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. Если организация или индивидуальный предприниматель не захочет продлять действие освобождения на новый срок, то должен применяться вышеназванный добровольный порядок прекращения права на освобождение. На практике во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно применяются правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ, или, иными словами, устанавливаются «переходные положения». Так, при получении права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Таким образом, при переходе с обычного режима на режим освобождения от налогообложения необходимо восстановить ранее возмещенные суммы НДС. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Указанный НДС не включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а в соответствии со ст. 264 НК РФ учитывается в составе прочих расходов. Следует также отметить, что нормы, предусматривающей непосредственную обязанность по уплате таких сумм НДС в бюджет, не установлено. В частности, п. 5 ст. 173 НК РФ в данном случае неприменим. Указанное положение является пробелом в законодательстве о налогах. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения законодательства о налогах должны трактоваться в пользу налогоплательщика. При возврате к общему порядку исчисления НДС суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в общем порядке.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС
Индивидуальный предприниматель является производителем продукции и работает на общей системе налогообложения, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно составляет около 600 тыс. руб. без учета НДС. Индивидуальный предприниматель желает использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС.
Объясните, пожалуйста, как правильно должен быть осуществлен переход с одной системы налогообложения на другую, какие документы, за какой период и в какой срок должны быть представлены для получения права на освобождение?
Какие документы должны вестись у индивидуального предпринимателя после получения права на освобождение от НДС, надо ли выписывать счета-фактуры с указанием НДС покупателям и смогут ли они принимать НДС к зачету? Просим как можно подробнее рассмотреть вопрос освобождения от НДС.
Порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, установлен ст. 145 НК РФ
.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на такое освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности
два миллиона рублей
.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется
в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении операций по реализации подакцизных товаров (
п. 2 ст. 145 НК РФ
).
Нюансы восстановления
Восстановить налог нужно в последнем квартале перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала. Если же вы начали применять освобождение со второго или третьего месяца квартала, то восстановить НДС нужно в этом же квартале (п. 8 ст. 145 НК РФ).
Одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить. Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает и пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.
Перед тем как вы начнете применять освобождение от НДС, нужно внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету.
Пример 2. Как восстановить НДС Компания с 01.01.2019 будет применять освобождение от НДС. На 30.09.2019 у нее имеется на балансе основное средство остаточной стоимостью 100 000 руб. и товары стоимостью 30 000 руб. (без НДС). Со стоимости всего имущества ранее был принят к вычету «входной» НДС по ставке 20%. Рассчитаем, какую сумму налога фирма должна восстановить перед освобождением от НДС.
Общая сумма НДС к восстановлению равна 26 000 руб. (100 000 руб. × 20% + 30 000 руб. × 20%). Бухгалтер должен 30.09.2019 внести соответствующие записи в книгу продаж за III квартал 2021 г.
Утрата права на патент или УСН
Индивидуальный предприниматель пропустил очередной срок оплаты за патент и в связи с этим лишился права на применение патентной системы налогообложения. При этом считается, что с начала того налогового периода, на который был выдан патент, налогообложение ведется по основной системе. Следовательно, предпринимателю за указанный период необходимо исчислить и уплатить НДС, а также отчитаться по нему.
Может ли он в этой ситуации воспользоваться налоговым освобождением, при условии, что попадает под требования статьи 145 НК РФ? Да, может – такова позиция арбитражных судов. Правда, уведомить об этом ФНС все-таки придется, пусть и с опозданием. Налоговики обязаны документы принять, рассмотреть и установить, имеет ли налогоплательщик право воспользоваться освобождением от НДС (то есть определить, не превышает ли его выручка лимиты, установленные упомянутой нормой Налогового кодекса).