От акушера до эндокринолога: краткий словарь медицинских профессий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От акушера до эндокринолога: краткий словарь медицинских профессий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

🤝 Обязанности и функции

Обязанности среднего медицинского персонала состоят из следующих пунктов:

  • Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, исходя из полученных навыков и умений.
  • Заниматься приемом пациентов, их диагностикой и лечением.
  • Организовать транспортировку больного до медучреждения.
  • Проводить забор анализов, по назначению доктора.
  • Делать инъекции, капельницы и выполнять другие медицинские процедуры, назначенные пациенту врачом.
  • Заполнять больничные листы.
  • Соблюдать врачебную тайну.
  • Незамедлительно информировать вышестоящее руководство о случаях выявления побочных действий медицинских лекарств.

Особенности рабочего времени при совместительстве

В связи с сокращением рабочего времени у медицинских работников возникает вопрос: могут ли они работать по трудовому договору в нескольких местах по совместительству? Могут, однако, и здесь есть свои особенности. Ряд из них установлен постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 (далее – постановление № 41).

Продолжительность работы у каждого работодателя устанавливается соглашением сторон (работника и работодателя), однако она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени исходя из продолжительности рабочей недели. Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то продолжительность работы по совместительству не должна превышать 16 часов работы в неделю. Младший медперсонал может работать по совместительству у каждого работодателя не более месячной нормы рабочего времени. У врачей и среднего медперсонала районов или городов, где имеется дефицит медицинских кадров, продолжительность работы по каждому трудовому договору также не может быть выше месячной нормы рабочего времени.

При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Медработникам, ведущим свою деятельность в сельской местности, при совместительстве может быть увеличена продолжительность рабочего времени, но только по решению Правительства РФ и с учетом мнение общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 813 таким работникам можно работать по совместительству в общей сложности 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Следует учесть, что к совместительству не относятся:

  • проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;
  • осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год и другое (п. 2 постановления № 41).

Выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Дополнительный отпуск медработников с вредными и опасными условиями труда

Постановлением Правительства № 482 установлены категории медиков, которым отпуск должен предоставляться в большем размере, чем остальным работникам данной сферы, в связи с опасными и вредными условиями труда. Право некоторых категорий медработников на допотпуск продублировано в федеральных законах. Например, ст. 22 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 называет право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск в числе гарантий лицам, оказывающим профессиональную психиатрическую помощь.

В таблице ниже мы представили перечень врачей и иных работников сферы здравоохранения, имеющих право отдыхать дольше обычного из-за вредности и опасности условий труда согласно Постановлению № 482, и соответствующую продолжительность отпуска, которая варьируется от 14 до 35 дней.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Где можно получить профессию медицинской сестры?

Получить профессию медицинской сестры можно в одном из профильных техникумов или колледжей России. Но это только в том случае, если вас вполне устраивает работа обычной медсестры, без особых перспектив для карьерного роста (максимум на что могут рассчитывать выпускники средне-специальных учебных заведений, так это карьерный рост от младшей до старшей медсестры).

Если же вы амбициозны, и считаете, что помогать больным людям можно не только в процедурных или манипуляционных кабинетах, но и на посту, например, главной медсестры, которая отвечает за грамотную организацию труда всего младшего и среднего медицинского персонала в медицинском учреждении, то вам прямая дорога на факультет высшего сестринского образования в медицинском ВУЗе.

Ну а чтобы вам было легче определиться с выбором места обучения, предлагаем вам ознакомиться с ТОП-5 лучших медицинских учебных заведений России, на базе которых осуществляется подготовка медицинских сестер:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова;
  • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Красноярский государственный медицинский университет им. Профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого;
  • Миасский медицинский колледж;
  • Свердловский областной медицинский колледж.

Порядок допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием

1. В соответствии с настоящим Порядком допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — Порядок), лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием.

2. Допуск лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — лица, не завершившие освоение образовательных программ) осуществляется при наличии справки об обучении или о периоде обучения [1] в объеме и по специальности (направлению подготовки) [2], соответствующим требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

3. Допуск лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, осуществляется при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки) 1, соответствующей требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

4. Допуск лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием [3], осуществляется при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным пунктами 30 — 36 Порядка, после признания в РФ полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством РФ об образовании, установления федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам [4], или в соответствии с международными договорами РФ, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и законодательством РФ [5], а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

5. Лица, указанные в пунктах 2-4 Порядка, вправе представить по собственной инициативе копии иных документов, подтверждающих обучение и (или) квалификацию.

6. Экзамен проводится комиссиями по допуску лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием (далее — комиссия).

7. Комиссия создается на базе образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (далее — образовательная организация).

8. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии.

9. В состав комиссии включаются представители образовательной организации, образовательных организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона № 323-Ф3 [6], руководители медицинских организаций или их заместители по работе с медицинскими работниками со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, главные медицинские сестры (главные фельдшеры) медицинских организаций, руководители (заместители руководителей) аптечных организаций.

Председателем комиссии является руководитель образовательной организации или руководитель организации, реализующей программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Персональный состав комиссии утверждается председателем комиссии.

10. Регламент работы комиссии, сроки проведения и сдачи экзамена утверждаются руководителем образовательной организации.

11. Информационные материалы о сроках сдачи экзамена и перечне документов, необходимых для сдачи экзамена, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена, порядке обжалования решения комиссии размещаются в общедоступных местах образовательной организации, а также на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена.

12. Для сдачи экзамена лица, указанные в пунктах 2-4 Порядка, представляют в комиссию заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и документы, указанные в пунктах 2-5 Порядка.

В случае изменения фамилии, и (или) имени, и (или) отчества лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, представляются подтверждающие документы.

13. В случае, если документы, указанные в пунктах 2-5 Порядка, составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

14. В случае представления неполного комплекта документов комиссия возвращает заявление и документы и уведомляет о возможности повторно представить полный пакет документов.

15. На основании заявления и представленных документов комиссия устанавливает соответствие образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка.

16. При установлении соответствия образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка, комиссия принимает решение о допуске к экзамену и дату его проведения.

17. При установлении несоответствия образования (освоенного объема образовательной программы) лиц, указанных в пунктах 2-4 Порядка, необходимого для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности на выбранной должности специалиста со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием, требованиям к образованию, установленным в пунктах 30 — 36 Порядка, комиссия возвращает лицам, указанным в пунктах 2-4 Порядка, заявление и представленные документы.

18. Экзамен сдается лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, лично на русском языке и включает:

  • тестовый контроль знаний;
  • оценку практических навыков;
  • собеседование.

19. Тестовый контроль знаний проводится с использованием комплектуемых путем случайной выборки 80 тестовых заданий из единой базы оценочных средств, формируемой образовательной организацией и обновляемой образовательной организацией ежегодно (далее — единая база оценочных средств). На решение тестовых заданий отводится 60 минут.

20. Результат тестового контроля знаний формируется с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.

На основании результата выполнения тестового контроля знаний комиссия принимает одно из следующих решений:

  • «сдано» при результате 85 % или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;
  • «не сдано» при результате 84 % или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.

Результат тестового контроля знаний отражается в протоколе результатов экзамена.

21. Результат владения практическими навыками определяется путем оценки правильности и последовательности выполнения лицами, указанными в пунктах 2-4 Порядка, не менее 3 практических заданий.

Комплектование набора практических заданий осуществляется из единой базы оценочных средств. На выполнение одного практического задания отводится не менее 15 минут.

22. Результат оценки практических навыков формируется с указанием процента правильно выполненных практических действий.

На основании результата выполнения оценки практических навыков комиссия принимает одно из следующих решений:

  • «сдано» при результате 85 % или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
  • «не сдано» при результате 84 % или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.

Результат оценки практических навыков отражается в протоколе результатов экзамена.

23. Собеседование проводится комиссией по теоретическим и практическим вопросам профессиональной деятельности специалиста при условии успешного прохождения им тестового контроля знаний и оценки практических навыков.

Результат собеседования отражается в протоколе результатов экзамена.

24. Решение о сдаче экзамена принимается комиссией по результатам тестирования, собеседования и с учетом оценки практических навыков.

25. Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • допустить к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности на срок 5 лет;
  • отказать в допуске к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствующей должности.

26. Повторная сдача экзамена проводится в сроки, определяемые комиссией.

27. Результаты сдачи экзамена оформляются протоколом, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к Порядку.

28. Протокол с результатом сдачи экзамена подписывается председательствующим на заседании комиссии, а также членами комиссии, принимавшими экзамен, и заверяется печатью (при наличии) образовательной организации.

29. По итогам сдачи экзамена выдается выписка из протокола сдачи экзамена, рекомендуемый образец которой приведен в приложении № 2 к Порядку, заверенная подписью председательствующего на заседании комиссии и печатью (при наличии) образовательной организации.

30. Лица с высшим медицинским образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — лица, освоившие образовательные программы высшего медицинского образования), по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» в объеме трех и более курсов или по направлению подготовки «Сестринское дело» в объеме двух и более курсов, либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело» или «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра приемного отделения; медицинская сестра участковая; медицинская сестра патронажная; медицинский регистратор.

31. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медико-профилактическое дело» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медикопрофилактическое дело», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:

  • Помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене; медицинский дезинфектор; помощник энтомолога.

32. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Стоматология» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Стоматология», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности специалиста со средним медицинским образованием:

  • гигиенист стоматологический.

33. Лица с высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских или иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — лица, освоившие образовательные программы высшего фармацевтического образования), по специальности «Фармация» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности специалиста со средним фармацевтическим образованием

  • фармацевт.

34. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медицинская биохимия» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медицинская биохимия», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:

  • лаборант;
  • медицинский регистратор;
  • медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);
  • медицинский дезинфектор.

35. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Медицинская биохимия» в объеме четырех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальности «Медицинская биохимия», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности специалиста со средним медицинским образованием:

  • медицинский технолог.

36. Лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» в объеме трех и более курсов или имеющие диплом специалиста по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях специалистов со средним медицинским образованием:

  • медицинский регистратор;
  • медицинский статистик;
  • медицинский дезинфектор.

Кадровая структура медицинского учреждения в условиях конкурентной среды

Как известно, качество медицинской помощи и ее доступность определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями.

Особенно остро кадровый вопрос стоит в условиях конкуренции, характеризующей растущий рынок медицинских услуг в России. Именно поэтому кадровая политика медицинского учреждения на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности, конкурентоспособности и успешного развития.

  • Вообще, структурно-функциональная модель ЛПУ как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.
  • С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.
  • По мнению ряда специалистов, поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.

Ведущие медицинские вузы России

Получить эти медицинские профессии можно в вузах по всей стране:

Москва Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Санкт-Петербург Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова
Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова
Воронеж Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко
Ижевск Ижевская государственная медицинская академия Минздрава РФ
Ярославль Ярославский государственный медицинский университет
Нижний Новгород Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Великий Новгород Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Плюсы и минусы переобучения

Преимущества переквалификации:

  • Получение новой профессии.
  • Перспектива карьерного роста. Максимальная должность медицинской сестры со средним специальным образованием – старшая медсестра отделения или больницы. А наивысшую должность главной медсестры ПУ можно получить только после профильного обучения в вузе на факультете высшего сестринского образования.
  • Оказание коммерческих услуг в частных медицинских организациях, лабораториях или косметологиях.
  • Трудоустройство в амбулаторию.
  • Получение врачебной специальности.
  • Повышение заработной платы.
  • Конкурентные преимущества при трудоустройстве, за счет большего перечня компетенций в резюме.

Недостатки:

  • Сложность и длительность учебы на врача или специалиста со средним образованием иного направления.

Специализация медицинских сестер

В настоящее время для медицинских сестер обязательна сертификация. Данный процесс включает в себя обучение по стандартизированной программе, успешную сдачу зачетов и тестов учащимся и получение сертификата государственного образца по выбранной специализации. На данный момент в России ситуация такова, что работодатель имеет право принять на работу медицинскую сестру только при наличии у нее сертификата по необходимой специальности.

Специализации медицинских сестер многочисленны. Попробуем поместить здесь максимальный список. Итак, специализация медицинской сестры – это сестринское дело:

  • В акушерстве
  • В акушерстве и гинекологии
  • В анестезиологии
  • В анестезиологии и реаниматологии
  • В гастроэнтерологии
  • В гериатрии
  • В гинекологии
  • В дерматологии
  • В дерматовенерологии
  • В диетологии
  • В кардиологии
  • В косметологии
  • В наркологии
  • В неврологии
  • В невропатологии
  • В неонатологии
  • В онкологии
  • В оториноларингологии
  • В офтальмологии
  • В педиатрии
  • В психиатрии
  • В реабилитологии
  • В реаниматологии
  • В стоматологии
  • В терапии
  • В травматологии
  • В урологии
  • В функциональной диагностике
  • Во фтизиатрии
  • В хирургии
  • В эндокринологии
  • В эндоскопии
  • Операционное дело
  • Управление сестринской деятельностью
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
  • Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
  • Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
  • Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
  • Сестринский процесс в работе инфузионной медицинской сестры.
  • Фармакологические аспекты парентерального введения лекарственных препаратов.
  • Различные виды парентерального введения лекарственных препаратов.
  • Трансфузионная терапия.
  • Гемотрансфузия.
  • Технология взятия крови из вены для лабораторных исследований.
  • Проведение профилактических прививок.
  • Неотложная доврачебная помощь при острых аллергических реакциях.
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
  • Участие в обеспечении безопасной деятельности медицинской организации.
  • Экстренная и неотложная медицинская помощь в штатных и чрезвычайных ситуациях.
  • Психолого-социальные и информационные коммуникации в профессиональной деятельности.
  • Теория и методология общеклинических и гематологических лабораторных исследований.
  • Основы биохимии и методы биохимических исследований.
  • Микробиология и методы микробиологических исследований.
  • Основы иммунологии и современные методы иммунологических исследований.
  • Основы медицинской паразитологии и лабораторная диагностика паразитарных болезней.
  • Теория и практика гистологических лабораторных исследований.
  • Цитология и цитологические методы лабораторных исследований.

Приказ Минздрава РФ от 19.08.97 N 249

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке — санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории – в НИИ, больнице, поликлинике – и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один – под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной — начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций — от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Квалификационные требования к средним медицинским работникам

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

Так, например, для должности «Медицинская сестра» профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 83н для специальности «Сестринское дело» установлены следующие квалификационные требования:

  • Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» или профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Освоение профессий в среднем специальном учреждении проходит по стандартной схеме. Учеба на мед. специальностях очная. В исключительных случаях возможно вечернее обучение сестринскому делу.

Студенты посещают занятия 5−6 раз в неделю. Слушают лекции, работают на семинарах. Проходят утвержденные практики в поликлиниках и больницах. Нарабатывают полезный опыт.

Продолжительность обучения — от 1 года 6 месяцев до 4 лет 10 месяцев. Поступление возможно на базе 9-го или 11-го класса школы. Колледжи предлагают абитуриентам два варианта учебы: на бюджетном отделении или по договору. Наличие бюджетных мест, их количество зависит от учебного заведения.

Получить специальное образование можно по 5-и основным направлениям: лечебное, сестринское, акушерское, медико-профилактическое дело, фармация. Перечень доступных факультетов, специальностей зависит от конкретного заведения.

На факультете готовят персонал среднего уровня. Выпускники направления могут работать медсестрами/медбратьями на базе частной клиники, государственной поликлиники или больницы, стационара. Обязанности медсестры включают в себя оказание текущей помощи пациентам, выполнение процедур, наблюдение за состоянием больных и фиксацию данных.

  • Сроки освоения программы: 2 г. 10 м. — 3 г. 10 м.

Специальность, ориентированная на подготовку фельдшеров. Доктора со дипломом мед. колледжа могут работать на скорой помощи, в фельдшерских пунктах вокзалов, аэропортов, небольших сельских поселений. Фельдшеры оказывают доврачебную помощь, устанавливают первичный диагноз. Стабилизируют состояние больного, пострадавшего до транспортировки в оборудованный стационар.

  • Сроки обучения: 3 г 10 м.

Готовит специалистов для работы на лабораторных должностях или в области общественного здоровья. Выпускники имеют широкую подготовку, потому могут устроиться фельдшерами. По направлению акушерское дело готовят ассистентов врачей акушеров-гинекологов. Выпускники фармации могут устроиться в аптеку, профильную компанию по производству, разработке препаратов.

  • Продолжительность учебы: 1 г. 6 м.

Препятствием к трудовой деятельности медсестры в сфере медицинского обслуживания несовершеннолетних является наличие неснятой судимости за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, и иные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 351.1 ТК РФ).

Если медсестра в процессе своей деятельности будет иметь доступ к лекарствам, содержащим наркотические и психотропные вещества, то ей также необходимо оформить допуск к работе с этими веществами.

Порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами определен постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц …». Для получения допуска руководитель медицинской организации выдает медсестре направление на медосмотр и психиатрическое освидетельствование, а также направляет запрос в органы внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, либо преступления связанные с оборотом наркотиков, а также обвинения в совершении таких преступлений.

После получения вышеперечисленных справок главврач медицинской организации издает соответствующий приказ и заключает трудовой договор с медсестрой.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

При этом лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц (п. 6 Приказа № 541н).

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • выполнение организационно-распорядительных функций;
  • выполнение административно-хозяйственных функций.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:

  • высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.

Номенклатура специальностей средних медицинских работников 2021

Действующее законодательство предусматривает иной порядок для медицинских специалистов. Согласно Федеральному закону №323 «Об охране здоровья граждан», занимать должность медицинского специалиста могут граждане РФ, прошедшие обучение на территории государства, получившие образование, которое отвечает требованиям федерального образования, имеющие подтвержденную аккредитацию специалиста.

По Закону об основах здравоохранения, ст.100, осуществлять медицинскую деятельность могут люди, имеющие среднее или высшее образование, отвечающее федеральным образовательным стандартам, получившие сертификат специалиста по окончании учебы. Это обусловлено тем, что получить аккредитацию работник может только поэтапно, имея определенный стаж и наработанный навыки. Положение действительно до 2026 года.

В соответствии с законодательством, под аккредитацией понимают процедуру, во время которой определяется соответствие конкретного лица, занимающего медицинскую или другую должность, основным требованиям к ведению деятельности. В случае с медицинской сферой, работнику, между этапами образования и устройства на работу, предстоит пройти промежуточный этап – сертификацию (аккредитацию).

При составлении документов на проверку, работник указывает специальность, по которой будет осуществляться деятельность – фармацевт, лаборант, медсестра. Также при составлении заявления на сертификацию, работнику нужно обратить внимание – аккредитация проводиться по положениям Минздравсоцразвития, которые регулируют деятельность действующих медработников, а не по приказам Минобрнауки, которым подчиняются образовательные учреждения.

Понятия «специальность» и «квалификация» могут использоваться в различных понятиях, из-за чего часто возникает путаница. По завершению образовательного учреждения, специалист получает уровень квалификации по образовательной специальности, но для приема на работу необходимо пройти аккредитацию медицинскому работнику согласно медицинской специальности.

На законодательном уровне утверждены единые требования к уровню специализации медицинских работников, которые имеют среднее образование, независимо от выбранного направления профессии. Также требования действуют в отношении фармацевтов и людей, получивших фармацевтическое образование. Положения соотносят специальности образовательной сферы с номенклатурой медицинских специальностей. Например, чтоб осуществлять деятельность по профессии «Акушерское дело», необходимо иметь профильное образование или пройти профессионльную переподготовку врачей, имея специальность «Лечебное дело».

  • уровень профессионального образования. В раздел входят профессии из обобщенной группы «Здравоохранения и медицинских наук», который отвечает перечню в приказе Минобрнауки;
  • дополнительное обучение по профессии;
  • занимаемые должности.
  • Получение дополнительного образования в медицинской сфере для людей, имеющих среднее оконченное специальное обучение. Дополнительную специальность можно получить, пройдя программу переподготовки. Это позволит работнику переквалифицироваться, занять другую должность без повторного обучения в высших учреждениях. Работнику стоит обратить внимание, что некоторые профессии являются исключением – их можно получить только после повторного переобучения в ВУЗе. Например, для специальности «Лечебное дело» работнику придется вновь поступить в среднее специальное образовательное учреждение по профилю.
  • Повышение уровня квалификации не реже, чем раз в пять лет с момента получения должности. Первое повышение проводиться спустя пять лет после того, как за сотрудником закрепляют должность, далее – по графику. Необходимость обусловлена тем, что документация, подтверждающая специализацию или аккредитационный уровень действительна в течение пяти лет.

К занимаемым должностям относится перечень специальностей, которые работник может занимать исходя из профильного образования, уровня квалификации, наличия дополнительных свидетельств о прохождении переобучения, курсов. Некоторые специальности позволяют занимать только одну должность – например, работники по профессии «Медицинская оптика» могут работать оптиками-оптометристами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *