Перечень антикризисных мер в 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень антикризисных мер в 2022 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В наибольшей степени ощутила на себе в 2022 году государственную поддержку малого бизнеса ИТ-сфера. И это неудивительно — в связи с обещаниями уйти с российского рынка зарубежных разработчиков программного обеспечения нашей стране понадобились собственные разработки, чтобы не остаться без современных технологий. Субъектов данной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 освобождают от уплаты налога на прибыль и проверок вплоть до 2024 года. Им будут предоставлять бесплатные гранты на разработку ПО, проценты по выдаваемым кредитам станут минимальными, озвучены и другие меры.

Меры поддержки для отдельных отраслей

  1. Кредитные каникулы для сельхозпроизводителей. Для этой категории ещё в 2017 году была запущена специальная кредитная программа по ставке до 5%. Сейчас заёмщики получили полугодовую отсрочку по платежам, сроки договоров которых истекают в 2022 году.
    Основание: постановление Правительства от 03.03 2022 № 280
  2. Отсрочка по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей. Платежи за I–III кварталы 2022 года перенесены на декабрь.
    Основание: постановление Правительства от 4 марта 2022 года № 287
  3. Для поставщиков и производителей медицинских изделий установлена упрощённая процедура закупок.
    Основание: постановление Правительства от 6 марта 2022 года № 297
  4. Организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим государственные субсидии на развитие промышленных проектов, на 12 месяцев отложили исполнение обязательств. Это означает, что если получатель субсидии ещё не добился заявленных результатов, его нельзя штрафовать или требовать вернуть деньги.
    Основание: постановление Правительства от 06.03.2022 № 297

С марта 2022 года стартовал четвертый этап амнистии капиталов. Его запустили для поддержки физлиц и бизнеса из-за негативного действия санкций. Условия нового этапа амнистии прописаны в Федеральном законе от 09.03.2022 № 48‑ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этот раз амнистия будет еще более масштабной, чем предыдущие.

В рамках нового этапа амнистии капитала:

  • добавили возможность декларировать наличные денежные средства;
  • разрешили легализовать не только акции или облигации, но и, например, производные финансовые инструменты – ​фьючерсы, опционы и др.

Спецдекларацию можно подать с 14.03.2022 по 28.02.2023 в любую налоговую инспекцию, а также в центральный аппарат ФНС России. Подавшего декларацию освободят от уголовной, административной и налоговой ответственности по деяниям, которые совершены до 01.01.2022.

Помнить три правила для оптимизации расходов

Наверняка есть 10-20% расходов,от которых компания может отказаться. В кризис оделать это нужно рационально.

Можно пользоваться тремя правилами:

  1. Сокращение расходов не должно ронять качество.
  2. Компания действует как единое целое. Сокращение расходов тянет за собой целую цепочку изменений. Например, сокращение затрат на HR-департамент может вызвать проблемы с производством.
  3. Расходы — это инвестиции в доходы и их рост. Если конкретный расход влияет на доход, его нельзя урезать. А если не влияет — можно.

Нужно оценивать каждую строчку расходов и спрашивать себя: расход эффективен? Актуален? Он влияет на компанию глобально? Если сомневаетесь в ответах, советуйтесь с финменеджером или финдиректором.

Виды кризисов и причины их возникновения

В современных условиях компания может столкнуться с кризисами, имеющими различную природу:

  • Производственный (технологический) кризис. Его причина – устаревшие технологии и оборудование, не позволяющие выдерживать конкуренцию на рынке.
  • Социально-управленческий. Это внутренний кризис, развивающийся из-за конфликтов между сотрудниками: разногласия влияют на атмосферу в коллективе, приводят к снижению производительности труда, создают лишние проблемы, отвлекающие администрацию от решения основных бизнес-задач.
  • Финансовый. Возникает на фоне необоснованных расходов, что может ударить и по основным фондам компании.
  • Организационный. Как правило, исходный фактор – раздутый и малоэффективный управленческий аппарат, и организационные проблемы рано или поздно сказываются на результатах деятельности компании.
  • Информационный. Его суть – принятие решений на основе недостоверной или неточной информации.

Мораторий на плановые проверки бизнеса.

С 10 марта и до конца 2022 года правительство отменило все плановые проверки МСП: предпринимателям можно не ждать визита представителей ФНС и Роструда, пожарной инспекции и Роспотребнадзора, таможенников, Ростехнадзора и органов внутренних дел.

При этом не отменяются:

  • камеральные налоговые проверки;

  • проверки в отношении организаций, связанных с охраной здоровья, социальной сферой, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой, а также ряда других социально значимых или опасных (1 и 2 класс опасности) предприятий;

  • проверки ИП и организаций, в отношении которых ранее применили меры административного воздействия;

  • проверки по заявлениям потребителей или третьих лиц.

Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Большинство антикризисных мер поддержки стройкомплекса продлят на 2023 год, сообщили в пресс-службе министерства строительства и ЖКХ РФ.

«Замминистра Сергей Музыченко рассказал о принятых антикризисных мерах поддержки в части нормативного и правого регулирования градостроительной деятельности и отметил, что большинство из них показали свою эффективность и будут продлены на 2023 год», — говорится в сообщении.

Уточняется, что при сокращении инвестиционно-строительного цикла до текущего момента Минстрой России шел по пути исключения дублирований и очевидно избыточных процедур и действий. В дальнейшем снижение регуляторной нагрузки будет связано с цифровизацией и реализацией принципиально новых решений: внедрением Единого перечня нормативных документов в строительстве и Цифрового реестра требований в отрасли.

«Одна из ключевых задач – это изменение системы управления строительными проектами, направленное на объединение разных и зачастую малосвязанных между собой «ступеней» во всех этапах строительства. Без этого нам не удастся добиться снижения издержек и ускорения инвестиционно-строительного цикла в тех объемах, которые необходимы сегодня для решения поставленных перед стройкомплексом страны задач. Принятые меры поддержки отрасли были в основном направлены именно на это», — подчеркнул Музыченко.

Программа субсидирования ставок по кредитам застройщикам была запущена среди других мер поддержки стройотрасли в начале апреля 2022 года. Механизм господдержки подразумевает готовность банков предоставлять застройщикам кредиты по ставке не выше 15% годовых. В этом случае на возмещение недополученных доходов банку будет выделяться субсидия, покрывающая 7,5% ставки. Эти правила будут распространяться на кредиты, оформленные до 31 декабря 2023 года.

Прежде всего, поддержка направлена на проекты, находящиеся на начальной стадии реализации, по которым активные продажи еще не начались или не сформировался достаточный объем средств на эскроу.

Также среди мер поддержки были запущены возможность регулировать порядок изменения проектной документации без повторного прохождения экспертизы при замене строительных ресурсов в связи с импортозамещением, чтобы оперативно работать и не останавливать процесс строительства, а также ряд других мер.

Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.

Пожароопасные работы и первичные средства пожаротушения

Смягчаются требования к порядку проведения пожароопасных работ.

За местом проведения огневых работ после их окончания необходимо будет наблюдать в течение 2 часов (вместо 4), при этом для наблюдения допускается использовать систему видеонаблюдения.

Утрачивает силу пункт 411 о правилах, применяемых к бочкам для хранения воды и ящикам для песка. Также отменяется требование проверять покрывала для изоляции очага пожара один раз в год и вносить соответствующую информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Коснулись изменения и норм обеспечения огнетушителями, обновленные пункты содержат более мягкие требования, а значит на действующих объектах переоснащение не потребуется.

Антикризисный план мероприятий. Программа выхода из экономического кризиса в РФ

Неизбежность и неотвратимость периодов подъема и спада имеют место при любом, даже весьма благоприятном государственном режиме. При этом цикличное развитие свойственно не только системе хозяйствования, но и остальным отраслям. В связи с этим всегда должен существовать план антикризисных мер.Антикризисный план мероприятий представляет собой такую систему, в которой развиты механизмы мониторинга и предвидения спада, анализа природы его возникновения, признаков, вероятности.

В ее рамках предусмотрены эффективные методы снижения негативных последствий критической ситуации и использования итогов для формирования более устойчивого режима развития в будущем.

Эффективность, которой обладают антикризисные меры, связана со искать и подбирать оптимальные варианты выхода из критической ситуации.

Люди могут приспосабливаться к проблемам, действовать в соответствии со сложившимися условиями.

Мобилизуясь на выход из кризиса, человек использует опыт прошлых тысячелетий.

Нужна реформа институтов, а не докапитализация компаний

Чтобы этого не случилось, необходима коренная реформа банковской системы. Например, разделение нынешних универсальных банков на расчетные и инвестиционные (кредитующие реальный сектор, оказывающие инвестиционные услуги и т.д.), в отношении которых ЦБ будет использовать разные подходы к регулированию.

Параллельно с реформой банковской системы целесообразно провести реформу налоговой системы – тут дело даже не в ставках налогов, а в той чрезмерно сложной и противоречивой нормативной базе и административном подходе к сбору налогов. Достаточно сказать, что крупнейшим нарушителем налогового законодательства у нас, по мнению специалистов в налоговой сфере, является сегодня… само государство. Что, конечно, нонсенс, но вместе с тем, как говорится, медицинский факт. Без упрощения расчета налогов и оздоровления налогового администрирования невозможно решить ни проблему «обнала», ни другие важные проблемы в финансовой сфере.

Нужно защитить институт собственности – без этого рассчитывать на инвестиции невозможно. В свою очередь для защиты института собственности необходима реформа суда. Нужна реформа межбюджетных отношений. Ситуация, когда центр перекладывает на регионы, у которых заведомо денег нет, заботу о развитии малого бизнеса, выглядит по меньшей мере странно.

На что обратить внимание, если речь идет о разработке антикризисной модели компании? Собственники и топ-менеджеры должны одинаково понимать и адекватно оценивать следующие факторы:

  1. Причины и признаки кризиса. Каковы коренные причины изменений в бизнесе? Какая методология для их поиска применяется?

  2. Бюджет. Каков реальный бюджет по структуре и по объему? Какую стратегию работы с бюджетом выбрала компания в кризисный период? Как сочетать долгосрочные и краткосрочные цели?

  3. Риски и возможности. Кто и как часто идентифицирует риски и анализирует новые возможности? Как составлять и обновлять карту рисков? Как эффективно провести расширенный «> SWOT-анализ ?

  4. Лидерство. Как соотносятся лидерство и ответственность в период кризиса? Какими важнейшими качествами в период кризиса должен обладать руководитель? Какими должны быть панели управления собственника и генерального директора?

  5. Структура и команда. Как мотивировать команду в стрессовых ситуациях? Какие меры финансовой и нефинансовой мотивации окажутся наиболее действенными? Вопросы сокращения сотрудников и изменения зарплат. Как сплотить коллектив?

  6. Клиенты. Кто входит в топ-20 клиентов, которых важно сохранить? Как учитываются их потребности и ожидания?

  7. Поставщики. Как изменить взаимодействие с поставщиками и партнерами? Как оперативно и эффективно перестроить цепочки поставок? Какая методология при этом будет использоваться?

  8. Дебиторская и кредиторская задолженность. Как управлять дебиторской и кредиторской задолженностями? Что делать с просроченной задолженностью?

  9. Инвестиции, новые продукты и услуги. Как классифицировать инвестиции в период кризиса? Как и при помощи каких инструментов разработать новые продукты и услуги?

  10. Стратегия. Как разработать и развернуть антикризисную стратегию? Кто, как и с какой периодичностью отслеживает изменения и корректирует стратегию? Каким образом инициируются и отслеживаются действия, дающие прорывной результат?

  11. Топ-30 антикризисных мер и их прорывной результат.

Список основных целей и задач, стоящих перед руководством организации в кризисных условиях, выглядит следующим образом.

  1. Диагностирование проблемных факторов и анализ финансовой стабильности. Выполнение этой антикризисной задачи подразумевает проведения постоянного мониторинга финансового состояния и других факторов, непосредственно влияющих на стабильность работы организации.
  2. Устранение невозможности платить по счетам. Эта задача, в условиях антикризисного управления фирмой, выполняется вне очереди.
  3. Восстановление финансовых активов. Эта задача подразумевает пересмотр всех аспектов финансовой деятельности организации.
  4. Предотвращение банкротства – использование исключительно собственных финансов.
  5. Восстановление стабильной работы. Данная задача подразумевает поддержку положительных результатов антикризисного управления предприятием и полный вывод организации из кризиса.

Основные этапы антикризисного управления персонала выглядят следующим образом, все они выполняются строгом порядке очередности:

  • предвидение кризиса;
  • диагностика проблемных аспектов;
  • предотвращение и минимизация убытков;
  • осуществление поддержки процесса стабильного функционирования предприятия в условиях борьбы с кризисом;
  • выполнение определенных манипуляций, для обеспечения выхода из кризиса;
  • оптимизация работы после выхода из критических ситуаций.

Эффективность антикризисного управления компанией

Одной из важных оценок работы предприятия в условиях антикризисного управления является оценка эффективности последнего. Она формируется исходя из данных нескольких факторов:

  • профессионализм руководства;
  • искусство управления в условиях ограниченного бюджета;
  • разработка методик действий в критичных ситуациях;
  • исследование обстановки и прогнозирование возникновения различных критичных ситуаций;
  • лидерство;
  • оперативность реагирования и управления;
  • качество и количество антикризисных программ;
  • создание полуавтоматической системы мониторинга и реагирования на проявление критических ситуаций в кризисе.

Как уже можно было понять из вышеизложенной информации, антикризисное управление предприятием – это комплекс процессов и мер, включающий в себя грамотное планирование, подготовку и реализацию решений, позволяющих в кратчайшие сроки вывести предприятия из критической ситуации.

В процессе выполнения антикризисных мер необходимо соблюдать ряд параметром и знать все их особенности. Так, грамотное управление фирмой невозможно без следующих факторов.

  1. Постоянный мониторинг финансового состояния компании – он позволяет на ранней стадии обнаружить проблемы, следовательно, выиграть время для поиска их решений. Своевременное реагирование позволяет минимизировать убытки и сократить неожиданные расходы.
  2. Разработка и грамотное использование системы профилактических мер. Главная цель этого процесса – это минимизировать влияние кризиса как на всю компанию в целом, так и на её отдельные подразделения.
  3. Идентификация параметров финансового кризиса.
  4. Исследования причин возникновения критических ситуаций – соблюдение этого фактора позволяет выявить причину появления той или иной проблемы. Это позволяет исключить шанс её повторного проявления.
  5. Грамотное использование мер финансовой стабилизации.

Путин отметил временный характер антикризисных мер в банковском секторе

Написать комментарий

      Регуляторные послабления

      Регуляторные послабления касаются применения финансовыми организациями макропруденциальных и пруденциальных норм. Использование послаблений смягчает последствия кризисов для финансовых организаций, позволяет стабилизировать их финансовое положение, поддерживать кредитную активность и непрерывность деятельности. Регуляторные послабления включают:

      • снижение величин надбавок к коэффициентам риска и национальной антициклической надбавки,
      • временные послабления при классификации реструктурированных кредитов и формировании резервов на возможные потери при признании отрицательных разниц в убытках.

      Послабления могут применяться в отношении других норм и требований, например установление особого порядка представления отчетности для снижения надзорной нагрузки на финансовые организации в кризисные периоды. Банком России реализован разнообразный набор регуляторных и надзорных послаблений в составе мер по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году.

      Стратегии антикризисного управления

      Стратегию нужно подбирать и разрабатывать исходя из стадии развития кризиса, в которой находится компания. Кризис обычно протекает в четыре этапа:

      1. Предкризисное состояние. Наблюдается снижение выручки и рентабельности, увеличение числа кассовых разрывов, рост просроченной задолженности.

      2. Вхождение в кризис. Рентабельность снижается до минимума, растут заемные средства и кассовые разрывы, появляются трудности в расчетах с кредиторами.

      3. Кризис. Деятельность становится убыточной, компания находится на низком уровне платежеспособности, возникают проблемы с привлечением внешнего финансирования.

      4. Банкротство. Организация не в состоянии вести деятельность и расплатиться с кредиторами.

      Предлагается три вида антикризисных стратегий:

      • Упреждающая. Направлена на предупреждение кризиса. Происходит оценка рисков, вырабатываются меры по их снижению. Применяется на докризисном этапе.

      • Экстренная. Направлена на обеспечение должного уровня платежеспособности, ликвидности, рентабельности, восстановление докризисного состояния. Применяется на первых трех стадиях кризиса.

      • Арбитражная. Ее используют в случае, когда пассивы выше, чем активы, происходит потеря прибыли, или на четвертой стадии кризиса. Суд признает компанию банкротом, в результате чего у организации отменяются долговые обязательства. Затем можно начинать развитие бизнеса с нуля.

      План управления кризисом

      Чтобы противостоять любому надвигающемуся кризису, необходимо использовать надлежащий процесс и план для эффективного управления кризисом. План антикризисного управления – это документированная схема процесса, которому организация должна следовать, чтобы эффективно реагировать на кризис.

      Планирование антикризисного управления будет сосредоточено главным образом на создании инфраструктуры, которая поможет компании свести на нет возможные риски, и на том, как реагировать на кризисы в случае их возникновения. Это также вовлекает персонал организации и команду антикризисного управления в тестирование методов и регулярное внутреннее обучение процессам.

      Следующие рекомендации рекомендуются для создания хороших планов управления кризисом:

      • Выберите человека из вашего персонала, который возьмет на себя роль менеджера по антикризисному управлению. Или вы можете нанять профессионального кризисного менеджера, который поможет вам в планировании процессов антикризисного управления.
      • Инициируйте частые тренинги и курсы повышения квалификации по преодолению кризисных ситуаций. Чтобы постоянно информировать заинтересованные стороны о мерах реагирования на чрезвычайные ситуации необходимо часто проводить учения и практические операции.
      • Сформируйте антикризисную команду, которая будет работать под руководством антикризисного менеджера. Когда возникает кризис, эта команда должна быть в состоянии быстро отреагировать. Ожидается, что антикризисный менеджер, как ветеран нескольких тренингов по таким случаям, будет на передовой, указывая другим заинтересованным сторонам, что им делать и где собраться, чтобы избежать дальнейшего ущерба.
      • Настоятельно рекомендуется планировать ответные меры и процессы управления кризисными ситуациями для различных потенциальных кризисов. Для преодоления различных кризисов требуется несколько подходов и процессов.
      • Запускайте системы, которые могут эффективно отслеживать или обнаруживать предсказуемые сигналы кризиса на достаточно ранней стадии, чтобы разрешить ситуацию, прежде чем она выйдет из-под контроля. Примеры таких систем – детекторы дыма, которые могут обнаруживать потенциальный пожар задолго до того, как он выйдет из-под контроля.
      • Предоставьте список ключевых лиц на случай кризиса и их контактную информацию. Контактная информация должна отображаться так, чтобы любой мог ее увидеть и легко получить к ним доступ.
      • Определите лицо, которое будет немедленно уведомлено о возникновении критической ситуации. Помимо антикризисного менеджера, среди сотрудников должен быть координирующий орган, который владеет новостями из первых рук о надвигающемся кризисе. Это должен быть человек, которому коллеги могут доверять важную информацию во время любого подозреваемого кризиса.
      • Определите центральную точку, где сотрудники могут собраться, и точки выхода, которые можно использовать в случае кризиса. Двери аварийных выходов, которые можно легко открывать, должны быть хорошо промаркированы, а место сбора аварийных выходов должно быть идентифицировано и должным образом обозначено.
      • Регулярно тестируйте процесс антикризисного управления и аварийно-спасательное оборудование. По мене необходимости обновляйте его.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *