Как работает негосударственный пенсионный фонд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работает негосударственный пенсионный фонд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.

Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Принципы и виды негосударственного пенсионного фонда

Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

1. НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

2. Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход. По закону НПФ не имеют права кредитовать другие организации. Зато им разрешается инвестировать активы в акции и облигации на фондовых рынках.

3. Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды обладают правом вести следующие исключительные виды деятельности:

1. Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Этот вид деятельности подразумевает, что пенсионный фонд собирает пенсионные средства вкладчиков, размещает пенсионные резервы и выплачивает пенсии. Организации и частные лица, являющиеся вкладчиками НПФ, по договору о НПО уплачивают в пользу фонда пенсионные взносы. Пенсионный фонд, в свою очередь, инвестирует средства с целью получения дохода, а при наступлении оснований для выплаты вкладчику пенсии, выплачивает ему дополнительные пенсионные средства.

2. Обязательное пенсионное страхование (ОПС). Негосударственные пенсионные фонды являются страховщиками по ОПС, данная деятельность ведется на основании договора, который заключается застрахованным лицом и НПФ. Страховая деятельность НПФ заключается в том, что фонд аккумулирует средства вкладчиков, инвестирует их в определенные законом активы и выплачивает дополнительные пенсии при наступлении соответствующих обстоятельств.

3. Профессиональное пенсионное страхование (ППС). В России предполагается внедрение специальной пенсионной системы для граждан, занятых на вредных производствах. На многих предприятиях уже создаются специальные программы для этой категории работников.

Данные 3 направления деятельности не пересекаются между собой и ведутся обособленно друг от друга. Средства, аккумулируемые по трем направлениям, учитываются отдельно и не смешиваются. Это гарантирует прозрачную финансовую систему НПФ.

История создания негосударственных пенсионных фондов

Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая часть государственных и военнослужащих.

Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности. Так в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2062 года.

Следует отметить, что эмеритальные кассы являлись прототипами современных накопительных планов. Расходы кассы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств (фондов), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам и т.п.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

— пенсии по выслуге лет;

— пенсии по инвалидности;

— вдовьи и сиротские пенсии;

-пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги установленного числа лет.

Срок выслуги лет устанавливался не менее 15 и выплаты пенсии назначались лишь при оставлении службы. В случае потери трудоспособности, назначались пенсии по инвалидности, если участник состоял в кассе не менее 5 лет.

Во многих кассах практиковались выдачи процентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различные вспомоществования, как то: рождение ребенка, свадьба дочери, смерть членов семьи.

Страховые кассы, в отличие от эмеритальных, основывались только на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности, норм роста капитала.

Советская система институтов социального обеспечения строилась, исходя из принципа, выдвинутого коммунистами в начале XX века – страхование без взносов. Необходимые финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило основное качество – связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

В условиях отказа от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.

В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов инициировал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указом были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что частные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно Указу осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указом предусматривалось создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возлагались регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация данного Указа и деятельность первых НПФ явились фактически началом реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Дальнейшему развитию и упорядочению деятельности НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В законе был четко определен статус НПФ, как «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».

Законом определялись порядок создания и реорганизации НПФ, основные функции НПФ.

К аккумуляции пенсионных взносов и выплате дополнительных пенсий, определенных в Указе, закон предписывал НПФ функции учета и инвестирования пенсионных резервов. Важной чертой закона явилось усиление законодателем гарантий выполнения фондами своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Целый ряд положений закона определял и факторы повышения надежности и устойчивости пенсионных фондов.

К 2000 году сформировалась инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: управляющие компании, аудиторские фирмы, специализированные депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

За восемь лет существования реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в которых на постоянной основе работало свыше трех тысяч специалистов.

По принципу организации работы с вкладчиками выделялись три группы фондов:

1. Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));

2. Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);

3. Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).

Характерные представители НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «Электроэнергетики»; второй: — «Профессиональный независимый», «Сберегательного банка»; третьей: — «Муниципальный пенсионный фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).

21 июня 2000 года в соответствии с решением конференции представителей НПФ была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), представителями которой выступили крупнейшие НПФ России. Предметом деятельности НАПФ являлось объединение негосударственных пенсионных фондов для обеспечения благоприятных условий их деятельности, защита прав и законных интересов вкладчиков и участников, установление правил и стандартов деятельности.

Высокие результаты, достигнутые негосударственными пенсионными фондами, способствовали законодательному определению роли и места НПФ в реформировании пенсионной системы страны 2002 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды получили право формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять выплату указанной части трудовой пенсии застрахованным лицам, при условии, что эти лица выберут соответствующие НПФ в качестве страховщика.

Система негосударственных пенсионных фондов представлена 118 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. ( Приложение 1).

В рамках системы создана и эффективно функционирует инфраструктура накопительного пенсионного страхования, включающая в себя управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, а также фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

Сегодня негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 30 млн. граждан России. По состоянию на начало 2014 года в негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 22,2 млн. человек. Почти 6,8 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

По итогам кампании 2013 года по переводу средств пенсионных накоплений граждан удовлетворены 6 млн. заявлений о переходе из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Пенсионные накопления 2,5 тыс. граждан, которые в 2013 году одновременно с подачей заявления о переходе из ПФР в НПФ вступили в Программу государственного софинансирования, в размере 89 млрд. рублей перечислены в негосударственные пенсионные фонды в течение 2013 года. Пенсионные накопления еще 6 млн. застрахованных лиц заморожены в Пенсионном фонде России и будут перечисляться в негосударственные пенсионные фонды после 1 января 2015 года по мере вступления этих фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц.

В негосударственных пенсионных фондах уже получают дополнительную (негосударственную) пенсию1537,1 тыс. человек. В тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12 – 15%.

В течение последних лет как в результате повышения требований к имуществу негосударственных пенсионных фондов, так и в результате экономического кризиса произошли существенные изменения в количестве и структуре действующих НПФ.

Общее количество фондов, имеющих лицензию, уменьшилось с начала 2008 года с 240 до 118. Число фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию – со 125 до 90. (Приложение 2).

Уменьшение числа пенсионных фондов произошло как в результате ухода с рынка небольших фондов, не сумевших обеспечить заданный размер ИОУД, так и в результате присоединения небольших фондов к более крупным.

В то время как количество фондов с малым размером СПС уменьшилось (на 127 фондов со средствами менее 100 млн. рублей, и на 35 фондов со средствами в диапазоне от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей), количество крупных фондов выросло (на 16 фондов со средствами в диапазоне от 1 до 10 млрд.рублей и на 22 фонда со средствами свыше 10 миллиардов рублей).С 79% до 92,1% выросла и доля в общей сумме пенсионных средств фондов, имеющих СПС свыше 10 млрд. рублей.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве — 63 фонда, в Санкт-Петербурге — 11, в Республике Татарстан, Ростовской и Самарской областях — по 4, в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе – по 3.

Определенный интерес представляет структура негосударственных пенсионных фондов по соотношению в их деятельности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Распределение фондов по их отношению к негосударственному пенсионному обеспечению приведено в таблице 1. В качестве критерия для классификации выбрана доля числа участников по НПФ в общей сумме числа участников и застрахованных лиц.

В соответствии с этим критерием фонды разделены на 5 категорий:

Таблица 1

№№ пп

Вид деятельности фонда

Величина показателя

Количество фондов

1

Фонд осуществляет деятельность исключительно по НПО «

более 99%

28

2

Фонд осуществляет деятельность преимущественно по НПО

от 75% до 99%

20

3

Фонд в равной степени работает по НПО и ОПС

от 25% до 75%

36

4

Фонд осуществляет деятельность преимущественно по ОПС

от 1% до 25%

26

5

Фонд осуществляет деятельность исключительно по ОПС

менее 1%

5

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность исключительно по негосударственному пенсионному обеспечению, составляют по количеству около четверти (23,7%) общего числа фондов. В этих фондах сосредоточено 3,37% участников и 2,2% всех пенсионных резервов.

Исключительно обязательным пенсионным страхованием занимаются 5 фондов (НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», НПФ «Башкомснаббанк», НПФ «Согласие», НПФ «КИТ-Финанс» и НПФ «Индустриальный»). В них осуществляют формирование накопительной части трудовой пенсии 13,6% застрахованных лиц, выбравших НПФ, их пенсионные накопления составляют 3,1% общей суммы пенсионных накоплений.

История развития негосударственных пенсионных систем

В России первые пенсионные фонды были созданы еще до 1917 г. Более чем полувековой перерыв в этой сфере имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов.

Первым НПФ был НПФ научных работников. Он был основан в 1990 году. Второй — Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан как смешанная компания, более того, он имел филиалы во многих регионах России.

Первым документом, непосредственно регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (позднее в Указ были внесены изменения от 12 апреля 1999 года).

В указе говорится: «В целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и защиты их накоплений от инфляции:

1. установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, группы граждан и общественные объединения могут создавать негосударственные пенсионные фонды как юридические лица с лицевыми счетами граждан.

2. негосударственные пенсионные фонды работают независимо от государственной пенсионной системы. Выплаты из этих фондов производятся вместе с выплатами государственных пенсий. Размер, условия и порядок внесения взносов и платежей определяются договором между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, заключенным на основании утвержденного типового договора.

3. предусмотреть, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не могут заниматься коммерческой деятельностью. Распределение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляется специализированными компаниями по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, отношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов».

В 1993-1994 годах началось активное создание негосударственных пенсионных фондов. Негосударственные пенсионные фонды работали без надлежащего государственного контроля. «Развитие системы негосударственных пенсионных фондов происходило в отсутствие надлежащей правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно сказалось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Доверие населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким».

Ситуация изменилась после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и принятия Правительством Российской Федерации Положения об инспекции негосударственных пенсионных фондов.

Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала государственным органом, осуществляющим функции согласования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов и содействующим развитию негосударственных пенсионных фондов. Вскоре после этого было принято Предварительное положение о регистрации уставов частных пенсионных фондов (утверждено Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда 15 декабря 1994 года).

На первом этапе своего становления и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что негосударственные пенсионные фонды обслуживали только своих учредителей.

Роль ПФЛ в системе социальной защиты многогранна. Благодаря своей двойственной природе как социальных и финансовых институтов, они играют двойную роль: как социальные институты, они помогают лучше удовлетворять потребности пенсионеров и снижают социальную напряженность в обществе. Как финансовые институты, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли фонда накопления в национальном доходе и формируя мощный внебюджетный инвестиционный лоток в национальной экономике. Исходя из этого, было дано определение негосударственных пенсионных фондов как экономической категории. С развитием негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, появляется ряд моментов, привлекательных для компаний, работодателей и работников. Прежде всего, это частичное, а иногда и полное финансирование дополнительных пенсий работодателем. В этом отношении частная пенсия обходится человеку гораздо дешевле, чем в случае полного финансирования пенсии за счет собственных взносов. Другими словами, участие в пенсионном фонде эквивалентно получению отложенной части заработной платы с соответствующим накоплением инвестиционного дохода. Поэтому условие наличия негосударственной пенсионной программы становится важным моментом при выборе работы.

Становление негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране, имеет определенные трудности для успешного функционирования НПФ: население утратило доверие к государству и всем новым финансовым институтам, работодатели не имеют достаточного количества свободных средств и не имеют стимулов для работы с негосударственными пенсионными фондами, отсутствует развитый, стабильный, предсказуемый финансовый рынок, не созданы условия для безопасного ведения бизнеса.

Негосударственная пенсионная система позволит:

Существенно повысить уровень социальной защиты населения, создать необходимые гарантии социального отдыха в обществе;

Создать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов

Создать условия для формирования реального источника дополнительных пенсий, помимо государственной пенсии;

оказывать реальное влияние на воспроизводство и развитие экономики;

Создание новых рабочих мест путем реализации инвестиционных проектов.

Необходимо приложить все усилия, чтобы обеспечить условия для нормального функционирования этого учреждения. В частности, важно реализовать меры по разъяснению населению роли и функций негосударственных пенсионных фондов в системе обеспечения старости; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая их участие в обязательном пенсионном страховании населения и в создании обязательных профессиональных пенсионных схем; создать благоприятный налоговый климат для субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, привлечь работодателей к участию в создании профессиональных пенсионных схем и т.д.

Надежность негосударственных пенсионных фондов выражается в количестве резервов и длительности работы организации. Опираясь на эти два параметра, можно с точностью сказать, стоит ли доверять деньги организации. Кроме того, в таблицу мы добавили доходность за 2019 год, что позволит узнать, будут ли средства преумножаться в выбранном НПФ.

НПФ

Доходность

Год создания

Резервы, млн. руб.

Газфонд

7,27%

1994

434024,40

Благосостояние

11,68%

1996

409476,74

Транснефть

10,85%

2000

95867,88

Эволюция

10,91%

2000

83857,01

Открытие

12,78%

1994

67012,31

Сбербанк

9,89%

1995

44215,36

Алмазная осень

10,02%

1995

27240,59

Сургутнефтегаз

13,1%

1995

18998,35

Ханты-Мансийский

11,89%

1995

16492,79

Национальный НПФ

10,83%

1997

15526,80

Суть работы НПФ состоит в следующем: фонд принимает и аккумулирует сбережения участника на индивидуальном счете. Имеющиеся сбережения направляются в соответствии с политикой организации в инвестиционные продукты. Наиболее часто негосударственные пенсионные фонды выбирают в качестве инвестиций облигации российских эмитентов, банковские депозиты, акции российских компаний – это позволяет получить повышенную доходность при минимальных рисках.

Доходность НПФ – это показатель, позволяет узнать, какую прибыль получает фонд для своих клиентов. При этом выделяют:

  • Инвестиционную доходность НПФ (это размер прибыли, полученную фондом в результате инвестиций с помощью управляющих компаний. Показатель формируется по итогам отчетного года на основе данных УК). Инвестиционная доходность – это абсолютное значение прибыли НПФ. Среднее значение доходности в 2018 г – 5-6%
  • Начисленная доходность (это сумма средств, которая отражается на индивидуальном счете участника НПФ в качестве полученного дохода в результате инвестиционной политики организации). Начисленная доходность рассчитывается после вычета из показателей затрат, связанных с инвестициями НПФ (на оплату услуг управляющих компаний, формирования собственного капитала и т.д.). Средние значения крупных НПФ в 2018 – 4-5%.

Важно отметить, что доход от инвестиций зачисляется на счет участника НПФ после нахождения пенсионных сбережений в одной организации более 5 лет. При досрочной смене НПФ доход теряется.

Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.

Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.

По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.

Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.

Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды созданы для обеспечения условий максимально выгодного использования денежных средств граждан, относящихся к накопительной части. Обязательно в них вступать или нет – дело каждого гражданина.

Стоит помнить, что пенсия, выплачиваемая государством, включает в себя не только деньги, перечисленные работодателем в процессе осуществления вами рабочей деятельности, но и проценты, начисленные за это время.

НПФ помогут вам выручить максимальное количество прибыли из ваших сбережений, делая это законно и без угрозы вашим вкладам. В любом случае, вы получите положенные вам деньги, а в случае необходимости, всегда имеете право поменять НПФ или вовсе вернуть все активы в распоряжение ПФ.

  • НПФ доходнее, чем ПФР, что подтверждает ежегодная отчетность. НПФ активнее инвестирует средства, получает больше дохода от аналогичных вложений со стороны ПФР.
  • Право на получение денежных средств из НПФ в случае смерти вкладчика может быть закреплено за любым человеком, указанным в завещании.
  • Все вклады в НПФ страхуются государством и выплачиваются АСВ при ликвидации, отзыве лицензии или банкротстве негосударственного пенсионного фонда
  • Можно менять НПФ, выбирая самую лучшую для себя
  • Такие пенсии не подлежат налогообложению
  • Заключая договор с НПФ, вкладчик «защищает» себя от неблагоприятных государственных пенсионных реформ, которые имеют место быть.
  • Контроль за НПФ ведет не только ЦБ РФ, но и другие организации, что гарантирует их открытость и прозрачность.
  • Инвестиции НПФ осуществляются только в надежные активы, заведомо установленные государством. Это гарантирует сохранность средств.

Выбрать подходящий вариант среди многочисленного количества НПФ поможет ряд критериев:

  • Возраст фонда. Статистика показывает, что чем старше Фонд, тем он надежнее.
  • Организация-учредитель. Если создателем Фонда выступает крупная и надежная организация, то к нему будет больше доверия. Например, НПФ Сбербанка занимает лидирующее место по количеству вкладчиков, потому что люди доверяют его учредителю.
  • Уровень доходности фонда. Это можно проследить на официальном сайте НПФ или на сайте ЦБ РФ в официальных документах.
  • Рейтинг от рейтинговых агентств и текущий прогноз. Чем выше рейтинг и лучше прогноз, тем надежнее будет НПФ.
  • Сервис и обслуживание. Если у организации удобный личный кабинет, бесплатная горячая линия по России, понятный сайт, то клиенту будет гораздо проще.

Особенности работы НПФ

Если с выгодами каждого направления пенсионного обеспечения понятно, то возникает вопрос о том, а какая роль в таком процессе отведена самому НПФ и зачем нужны негосударственные пенсионные фонды? И далее именно об этом.
Главное преимущество НПФ заключается в том, что оно помогает собственнику средств приумножать свое богатство. Но таких фондов не так много и это правильно.

Совет! Прочтите также Рейтинг негосударственных пенсионных фондов 2023

Государство заботиться о своих гражданах, и старается максимально защитить их от того, чтобы они отдавали свои вклады в руки мошенников. На сейчас в России действуют 38 негосударственных фондов, которым разрешено работать именно в сегменте гарантирования вкладов. Что это значит? Это значит, что только 38 НПФ могут предложить своим клиентам некие гарантии в случае форс-мажора возместить их потери за счет АСВ – Агентства страхования вкладов. В данном случае не только фонды гарантируют защиту прав потребителя, но и само государство.

Но что же делают фонды, чем они должны привлечь к себе клиентов и чем они лучше государственного Пенсионного Фонда. Самое отличие в том, что данные организации максимально заинтересованы инвестировать доходы граждан в ликвидные активы. НПФ – являются прибыльными организациями. И чем больше прибыли они получат, тем лучше для них. Следовательно, работает принцип: больше прибыль у НПФ – больше доход у вкладчика НПФ.

Защита средств граждан

Все НПФ, получившие лицензию и разрешение от Центробанка так же как и рядовые банки находятся на жёстком контроле. Фонды еженедельно проверяют аудиторы ПФР и Банка России, ежемесячно – федеральная налоговая служба и ежегодно – независимые актуарии и Счётная палата РФ. То есть средства граждан надёжно защищены, а их оборот контролируется государством.

Фатально ошибиться с вложением денег в тот или иной НПФ нельзя. Каждый фонд функционирует по единым правилам, где деятельность организации помимо федерального закона регламентируется множеством других актов, задача которых обезопасить сбережения участников.

Негосударственные пенсионные фонды России

Негосударственные пенсионные фонды России появились на основании Указа Президента №1077 от 16.09.92г. В то время этот Указ имел силу закона. Менее чем за два года было создано порядка 350-ти НПФ. В последствии многие из них обанкротились, закрылись или произошло их слияние и поглощение. В основном это было связано с изменениями в пенсионном законодательстве. Были даже случаи недобросовестности участников этого рынка. С течением времени государство ужесточало требования к НПФ и на рынке остались только самые устойчивые и капиталоемкие компании. К 2018 году их оставалось порядка 60-ти.

Негосударственные пенсионные фонды постоянно находятся под неусыпным контролем различных контролирующих органов. Их проверяют: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. В состав контролирующих органов входят ЦБ РФ, Налоговая служба, Счетная палата, ПФР и независимый аудитор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *