Какой подоходный налог был в СССР?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой подоходный налог был в СССР?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Налоговая система СССР 20-х гг.

Год Налог
1920–1921 Промысловый (спиртосодержащая продукция, табачные изделия, гильзы).
1921–1922 Поимущественный (плательщиками являлись богатые граждане).
1922–1923 Подоходный (размер — 11, а потом 20 процентов от прибыли фирм).
1941 Военный налог (упразднен после войны)
1945–1946 Налог на холостяков

Налог на сверхприбыль

Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.

Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.

Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Замечание 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.

Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.

Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.

Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.

После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.

Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена — все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.

Когда ввели налоги в СССР? Уже в январе 1918 г. вышел Декрет Советской власти, по которому на всей территории страны ее жители должны были платить сбор. Он являлся натуральным и назывался «продовольственная разверстка». Согласно этому документу, крестьяне обязаны были сдавать государству излишки хлеба и прочих продуктов по твердым ценам. Все продовольственные запасы, остающиеся у семьи, должны были соответствовать специально разработанным минимальным нормам, предусматривающим удовлетворение хозяйственных и личных нужд.

Введением продразверстки Советская власть возобновила политику по принудительному изъятию продуктов питания, которая ранее применялась царским, а после Временным правительством с целью поддержания жизнедеятельности промышленных центров в условиях хозяйственной разрухи и войны.

Однако в течение некоторого периода казна по существу не получала налогов от деревни. При этом власти также производили отчисления на деятельность сельских и волостных Советов. Последние делали все, чтобы изыскать средства на месте и облагали контрибуциями всех крестьян, у которых был хоть какой-нибудь достаток. Скот, хлеб и деньги подлежали конфискации у жителей деревень и за их отказ от выполнения любых распоряжений новой власти. Отбирались они у крестьян и за участие в выступлениях против нового строя.

Продовольственный налог

Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов — как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.

Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.

Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины — 10.5%, а при трех — 21,2%.

С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

Революция и «военный коммунизм»

После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

Также применялась продразверстка, которая представляла собой систему заготовок сельхозпродуктов в период военного и экономического кризисов в стране, заключавшуюся в обязательной сдаче государству крестьянами излишков продуктов по твердым закупочным ценам. Отказаться от этого поставщик, то есть крестьянин, не мог. Подобные срочные меры были приняты в Российской империи в 1916 году, во время Первой мировой войны.

В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Налоговая система в период войны

С началом Великой Отечественной войны в СССР вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывался в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог был повышен до 2,25 рублей + 5,5%.

После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.

Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена – все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

Подоходный налог в 1990-е годы

С 1992 года было принято новое налоговое законодательство, которое предусматривало уже знакомую прогрессивную шкалу, варьировавшуюся от 12% с доходов до 200 000 рублей, до 40% с доходов больше 600 000 рублей.

Далее, корректировка ставок производилась практически ежегодно, в зависимости от экономического положения государства и уровня инфляции. Длилось это до тех пор, пока в 2001 году не была установленная плоская шкала налогообложения с фиксированной ставкой в 13%.

Теперь, как уже говорилось в начале, шкала вновь стала в какой-то мере прогрессивной.

А что по этому поводу думаете вы? Работали ли вы в какой-то из указанных периодов, какую зарплату получали и какие цены запомнили? Словом – как вы оцениваете свое финансовое состояние тогда и сейчас? Делитесь своим мнением в комментариях.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.

Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».

Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.

Налогообложение в СССР

Введение

Налог (ст. 8 НК РФ) — это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги — наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налогообложение СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1917-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи «военного коммунизма» и новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Таким образом, основной целью моей работы является — Изучение налоговой системы СССР от «военного коммунизма» до перестройки.

Задачи работы:

.Выявление основных этапов налогообложения в истории СССР в период с 1917 по 1991 г.г.

. Дать характеристику системы налогообложению на каждом этапе.

1. Налоги периода «Военного коммунизма»

До прихода к власти Российская социал-демократическая рабочая партия ( большевиков ) предполагала провести следующие основные мероприятия в сфере налогообложения: введение поимущественного и прогрессивно подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости м установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши, однако финансовый кризис, усилившийся после октября 1917 г., не позволил осуществить эти преобразования. Основным источником бюджета становится эмиссия бумажных денег, а также осуществление на уровне местных органов власти контрибуций, т.е. принудительных денежных или натуральных поборов [1, c. 197].

Издание декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ( ВЦИК ) и Совета Народных Комиссаров ( СНК ) от 30 октября 1918 г., гласило о введение «Единовременного чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога», который дополнял собой систему регулярных прямых налогов. Цель налога: Изъятие денежных средств и их обращение на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны. Налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы вся часть налога пала бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян, а городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались невысокими ставками. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд. руб. [1, c. 198].

Одним из основных источников доходов местных бюджетов был «Разовый сбор за торговлю», первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Этот налог позволял местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогам продажу товаров в разнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

После Октябрьской революции 1917 г. существенно повышаются ставки «Акцизов» на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, производящие облагаемые товары или услуги, а его плательщиками — потребители при оплате товаров или услуг. В дальнейшем к концу 1918 г. акцизы были заменены на прямое начисление к ценам товаров, но их эффективность резко снизилась в результате натурализации хозяйства. В феврале 1920 г. взимание акцизов было приостановлено, поскольку а 1917 г. они обеспечили 17% всех доходов бюджета, то в 1918 г. только лишь 8,8%.

Результатом декрета СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. послужило введение одного из косвенных налогов, такого как «Особый пятипроцентный сбор». Целью взимания этого налога являлось помощь всему кооперированному населению. Налог взимался с кооперативных и частных торговый предприятий, который снабжали население предметами личного потребления и домашнего обихода. Размер сбора составлял 5% их оборота. Стимулирующим фактором вступления граждан в члены потребительских обществ, служил тот факт, что сумма сбора которая ими была уплачена в своих кооперативах возвращалась после утверждения годового отчёта общества. В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ый сбор был убран. Также стоит отметит, что данный вид налога бал прообразом налога на добавленную стоимость ( НДС).

В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится «Единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев», представлявшего разновидность целевого налога который был введён взамен контрибуций. Этот налог определял сумму сбора и современность перечисления ее в бюджет. Размер этого сбора определялся на основании расчётов и данных ведомости установленной формы. Плательщиками такого налога являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, которые имели рабочих. Результатом такого обложения стала его отмена после 11 месяцев ( он просуществовал до матра 1919 г.), поскольку он не дал ожидаемых результатов. [1, c. 199-200].

В дальнейшем система налогообложения заменяется системой «Продовольственной разверсткой». Смысл продразверстки заключался в следующем: Все крестьянские хозяйства подлежали обязательной сдачи государству всех излишков ( сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В дальнейшем в период Гражданской войны (1918 — 1920 г.г.) данный вид налогообложения являлся чрезвычайной мерой взимания, который собирался при тяжёлых военных и экономических положениях страны. Данный вид налога взимался только с отдельных губерний, но в дальнейший сбор производится по декрету СНК от 11 февраля 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», который распространяется на всю территорию страны. При сборе учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установлены государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота. Продразверстка подлежала обязательному выполнению в установленный срок. К тем кто не сдал поставки в срок, при обнаружении ресурсов применялась такая санкция как изъятие излишек. При взимании соблюдался кассовый принцип: максимально высокому обложению подвергались кулацкие хозяйства, меньшему — середняцкие, частично или полное освобождение от продразверстки бедняки [1, с.201-202].

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых. После войны он повышался.

10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам.

На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР.

В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля.

Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона.

В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета.

Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Какой подоходный налог был в СССР?

Здесь ставки зависели от рода деятельности, а плательщиками являлись в том числе и рабочие. С

1924 года выделялось четыре группы плательщиков:

  • рабочие и служащие;
  • граждане, занимающиеся частной практикой;
  • работники сферы искусств;
  • лица, имеющие доходы от труда не по найму и кустари.

С 1926 года начала применяться система с тремя ставками:

  • с рабочих и служащих брали 2,2% налога,
  • с кустарей – 9,1%,
  • а с нетрудовых элементов – 10,8%.

Для последних ставка могла быть еще больше, в зависимости от размеров дохода. Максимально – 41% с нетрудовых доходов.

При этом средняя заработная плата в 1926 году составляла 45-55 рублей, а один килограмм хлеба стоил 20 копеек (именно за килограмм, а не единицу).

Следующее изменение произошло в 1943 году. Плательщики стали делиться на:

  • рабочих,
  • служащих,
  • литераторов,
  • работников искусства,
  • владельцев строений,
  • граждан-владельцев сельхоз участков в городских поселениях,
  • кустарей,
  • ремесленников и других лиц, имевших самостоятельные источники дохода на территории Советского Союза.

Доходы менее 70 рублей вовсе не облагались налогом, а далее, процент зависел от их уровня. Например, с зарплаты в 71 рубль брали налог в 25 копеек, а с 80 рублей – уже 3 рубля 41 копейку.

При этом, согласно данным ЦСУ СССР, килограмм ржаного хлеба из обойной муки в 1944-1945 году стоил 1 рубль, а говядины средней упитанности 1 сорта – 12 рублей.

А вот в 1960 году подоходный налог решили вовсе отменить, даже был принят соответствующий закон. Однако он так и не начал действовать, а спустя два года был фактически отменен другим указом


С 1 января 1968 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года, последовало снижение подоходного налога для рабочих и служащих с доходом от 61 до 80 рублей в месяц.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 года было принято решение вновь прекратить взимать подоходный налог с зарплат ниже 70 рублей и уменьшить нагрузку на тех, кто получает меньше 90 рублей.

В восьмидесятые годы налог очень сильно зависел от дохода и составлял от 0,35% для лиц, получающих менее 80 рублей в месяц, до привычных нам 13% с тех, кто получал больше 100 рублей в месяц.

С 1984 года и до начала девяностых необлагаемый доход находился на уровне 70 рублей и варьировался от 25 копеек с зарплаты в 71 рубль, до 8 рублей 20 копеек с зарплаты в 100 рублей. Те, кто получал больше, платил 13%.

С 1992 года было принято новое налоговое законодательство, которое предусматривало уже знакомую прогрессивную шкалу, варьировавшуюся от 12% с доходов до 200 000 рублей, до 40% с доходов больше 600 000 рублей.

Далее, корректировка ставок производилась практически ежегодно, в зависимости от экономического положения государства и уровня инфляции. Длилось это до тех пор, пока в 2001 году не была установленная плоская шкала налогообложения с фиксированной ставкой в 13%.

Теперь, как уже говорилось в начале, шкала вновь стала в какой-то мере прогрессивной.

А что по этому поводу думаете вы? Работали ли вы в какой-то из указанных периодов, какую зарплату получали и какие цены запомнили? Словом – как вы оцениваете свое финансовое состояние тогда и сейчас? Делитесь своим мнением в комментариях.


Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.


Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».

Война потребовала мобилизации всех ресурсов. Для финансирования расходов на оборону пришлось привлечь не только государственные средства, но и деньги населения. 1 января 1942 г. для совершеннолетних граждан был введен военный налог. Он заменил надбавки к подоходному и сельскохозяйственному платежам. От обязательств были освобождены военнослужащие и члены их семей, а также пенсионеры.

Ставка дифференцировалась по категориям населения. Колхозникам приходилось платить 150-600 руб. в год, а тем, кто не имел самостоятельной прибыли, – 100 руб.

В 1941 г. появился налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал вплоть до распада страны. Бездетные мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет) отчисляли государству 6% от заработка. Человек освобождался от платежа при доходе ниже 70 руб. в месяц.

Началось глубокое хозяйственное реформирование. Характерной особенностью этого исторического периода стала попытка отказаться от налогообложения граждан. Идея нового экономического эксперимента принадлежала Никите Хрущеву. 7 мая 1960 г. Верховный Совет СССР принял соответствующее постановление. Документ подразумевал полную отмену сборов с вознаграждения за труд рабочих и служащих.

В 80-х годах прошлого столетия экономика нашей страны достигла пика своей стабильности. Уровень жизни населения СССР вышел на исторический максимум.

В 1986 г. граждане получили право на индивидуальную трудовую деятельность. Для этого требовалось оформить патент в исполкоме СНД или оформить регистрационное удостоверение, предварительно уплатив государственную пошлину. Лица, имеющие патент, освобождались от подоходного налога, но должны были делать специальные ежегодные взносы. Остальные же платили его по ставке, зависящей от размера прибыли.

После 1988 г. появилось множество новых норм, регулирующих взимание средств в большинстве экономических сфер. Позднее все они были обобщены и систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Нормативная база, касающаяся физических лиц, также претерпела ряд изменений. Для имеющих крестьянские хозяйства утвердили самостоятельные режимы налогообложения.

Этот платеж, наряду с подоходным налогом, в СССР был главнейшим источником средств, поступающих в бюджет от населения. Первоначально его исчисление осуществлялось в пудах ржи или пшеницы, то есть в весовой мере. При этом учитывались:

  • площадь пашни и сенокоса;
  • количество людей в хозяйстве;
  • численность продуктивного и рабочего скота;
  • урожайность текущего года.

При переходе к взиманию в денежной форме единицей обложения стала десятина пашни. Для сенокосных угодий и сельскохозяйственных животных ввели специальные коэффициенты для перевода значений. В каждой местности были индивидуальные тарифы (существовало около 40 таблиц для расчета).

Платеж ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1941 г. Его целью было стимулирование рождаемости и повышение ценности брака. После войны его решили сохранить. Это было логично: страна понесла большие потери, поэтому требовалось срочно восполнить человеческие ресурсы.

Ставка напрямую зависела от ежемесячного дохода. Если размер зарплаты превышал 91 руб., из нее вычиталось 6%, а из суммы от 70 до 91 руб. – 5%. С лиц, которые получали менее 70 руб., налог не брали. От выплат освобождались те, кто не мог иметь детей из-за проблем со здоровьем, и граждане, дети которых погибли на фронте. Учащимся вузов и техникумов, а также Героям Советского Союза предоставлялись льготы.

Интересно, что обложение женщин и мужчин происходило по-разному. Первые платили, находясь в бездетном браке, вторые же – независимо от семейного положения.

В 1949 г. ставки сбора на бездетность для жителей села повысились. Теперь они должны были платить государству 150 руб. в год. Те, кто имел 1 ребенка, отдавали в казну 50 руб. На двоих детей отчислять следовало 25 руб. за год.

Декрет «О земле», принятый в 1917 г., полностью отменил право собственности на участки. Площади изымались у помещиков и передавались в пользование крестьянам.

Несмотря на то, что люди не являлись реальными хозяевами наделов, платить за них им все равно приходилось. Рента взималась как с застроенных, так и с незастроенных площадей. Ставка зависела от класса поселения и того, какие объекты были возведены на земле. Платеж варьировался от 0,5 коп. до 3,5 руб. за квадратный метр. От него освобождали лишь тех, кто вносил деньги за аренду в местные органы власти.

ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:

  • рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
  • работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
  • военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *