Налог на имущество при ликвидации ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество при ликвидации ООО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность при ликвидации и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Порядок заполнения декларации

Пункт порядка заполнения

Реквизиты приказа ФНС, утвердившего

соответствующий порядок заполнения

По налогу на прибыль

2.6

От 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@

По налогу на имущество организаций

2.8

От 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@

По земельному налогу

2.8

От 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@

По транспортному налогу

2.8

От 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@

По налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО

2.6

От 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@

По НДС

16.5

От 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

От чего зависит исчисление и уплата налога на имущество?

Полагаем, что, как только объект перестает использоваться, его можно сразу же списать. Но при этом нужно документально подтвердить, в частности, что объект непригоден для эксплуатации и его использование прекращено. Такими документами могут являться, к примеру, заключение специально созданной комиссии, акты органов государственного контроля (надзора), приказ руководителя организации, акт о списании основных средств и т.п. Главное, чтобы все они в совокупности однозначно подтвердили причину и дату вывода имущества из эксплуатации.

Есть пример судебного решения, подтверждающего правомерность такого подхода (пост. ФАС ЦО от 04.07.2008 № А48-3994/07-14).

Для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия (п. 77 Методических указаний по учету ОС), в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии в том числе входит:

  • осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
  • составление акта на списание объекта основных средств.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Обязанности по уплате налогов

Представитель налоговой службы, осуществляющий проверку предоставленных документов на закрытие организации, вправе прибегнуть к применению мер по административной ответственности в отношении лиц, имеющих явное отношение к этой организации. Это касается случаев, когда порядок уплаты налогов при закрытии организации был нарушен. Для осуществления данной задачи составляется протокол, в котором отражаются пункты по неуплате обязательных взносов.

Существует еще и специальный налог на прибыль организации, которая находится на стадии ликвидации. Для исчисления данной суммы, организация или ее представители обязаны включить в проценты суммарное использование денежных средств, находящихся в обороте и на внутренних счетах компании.

Своевременная уплата налогов и сборов при ликвидации или реорганизации юридического лица и организации является обязательным условием для всех форм хозяйственной собственности. Если данное требование игнорируется, то контролирующий орган вправе признать действия организации уклонением от уплаты налогов. Последствия такого вердикта могут быть следующими:

  • с учредителей взыскивается полная сумма задолженности в принудительном порядке;
  • с организации взимается пеня за просрочку;
  • на учредителей составляется протокол об административной ответственности. Сумма и размер штрафа определяется в индивидуальном порядке. Здесь все зависит от степени нарушения и сроков задержек по выплатам.

Учредители — физические лица

Перейдем теперь к вопросам налогообложения полученного в ходе ликвидации организации имущества у участников — физических лиц. В рассматриваемой ситуации у них возникает облагаемый НДФЛ доход. Ведь для целей налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). А согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

До недавних пор вопрос о порядке налогообложения данных доходов был спорным. Однако с 1 января 2016 г. вступили в действие поправки в ст. 220 НК РФ, четко установившие правила обложения НДФЛ таких доходов.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ участник, получающий имущество в случае ликвидации общества, имеет право на имущественный налоговый вычет. Его размер определяется как сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав).

При этом в состав расходов, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, согласно подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ могут включаться затраты в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала, а также расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества.

Если же у участника не сохранились документы, подтверждающие его расходы на приобретение доли в уставном капитале, имущественный вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в результате прекращения участия в обществе, не превышающем в целом 250 000 руб. за год.

Как видим, с величиной облагаемого дохода ясность появилась. Однако для организации, распределяющей доходы, важным является еще и момент удержания налога. Будет ли компания, находящаяся в процессе ликвидации, признаваться налоговым агентом в отношении дохода, выплачиваемого участникам?

С одной стороны, в ст. 220 НК РФ сказано, что имущественный вычет предоставляет участнику не организация, а налоговый орган при подаче физическим лицом по окончании налогового периода декларации по НДФЛ (п. 7 ст. 220 НК РФ). Означает ли это, что организация по выплаченным учредителю доходам не является налоговым агентом?

Нет, не означает, так как в ст. 226 НК РФ такого исключения не содержится. В результате по правилам ст. 226 НК РФ ликвидируемая организация признается в отношении выплачиваемого дохода налоговым агентом. Причем она должна исчислить и по возможности удержать налог без учета имущественного вычета. А это значит, что после того как участник подаст декларацию и подтвердит право на вычет, у него образуется излишне удержанный налоговым агентом налог. Вернуть его можно будет только через налоговый орган (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Основные этапы распределения имущества

В процессе ликвидации выявить действующих кредиторов сразу не удастся. Для этого в «Вестнике государственной регистрации» размещают объявление, после чего нужно выжидать в течение 60 дней. За данный промежуток кредиторы обязаны появиться и выставить условия к ООО, которое находится на стадии ликвидации. Как только 2 месяца прошли, комиссия готовит баланс и добавляет в него ряд данных, а именно:

  • Состав ликвидируемой компании.
  • Список требований, которые предъявлены кредиторами.
  • Результаты по предъявленным требованиям.
  • Решения судебных инстанций по факту удовлетворения заявлений кредиторов.

Как правильно передать имущество

Следующим вопросом, требующим рассмотрения, считается документальное оформление факта передачи. Чтобы бумага имела юридическую силу, она обязана оформляться в письменной форме и включать полный «комплект» сведений. В частности, в документе должны быть отражены:

  • Информация об ООО, которое находится на этапе ликвидации.
  • Дата составления документа.
  • Состав комиссии по ликвидации с указанием персональной информации каждого из участников.
  • Реквизиты документов, на базе, которой подбирались члены ликвидационной комиссии.
  • Состав материальных ценностей, которые передаются учредителю или нескольким участникам компании.
  • Размер имущества, получаемого каждым из участников.

Указанная выше информация является основной и должна находить отображение на бумаге. При этом имущество передается на базе решения комиссии по ликвидации, а сама процедура должна быть организована еще до завершения ликвидационных операций.

Когда ФНС замораживает проведение сделок по счетам «ООО», находящегося на этапе ликвидации, права учредителей на регистрацию полученного имущества ограничено. Одним из решений является обращение в судебную инстанцию.

Ликвидационный баланс

Утвержденный и согласованный в налоговом органе промежуточный баланс, согласно части 5 статьи 63 ГК РФ, является основой для проведения расчетов с кредиторами, которые выполняются в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Первые 3 категории кредиторов выглядят следующим образом:

  • Работники ООО и третьи лица, перед которыми у общества имеются задолженности вследствие причинения им вреда.
  • Работники, имеющие право на получение выходных пособий и иных выплат, задолженность по которым не погашена.
  • Налоговые органы и внебюджетные фонды, перед которыми имеется задолженность по налогам и страховым взносам.

После расчетов с перечисленными субъектами ликвидатор вправе приступить к расчетам с другими кредиторами на общих основаниях без установления какой-либо очередности.

После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидатору необходимо приступить к составлению ликвидационного баланса, цель которого — подведение итога всей обязательной части процедуры. Ликвидационный баланс утверждается участниками ООО и направляется, согласно части 6 статьи 63 ГК РФ, в налоговый орган для согласования.

Одновременно туда же, согласно пункту 1 статьи 21 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, направляются:

  • заявление по форме Р16001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении форм…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • справка об отсутствии задолженности и направлении необходимых сведений о пенсионных начислениях работников в ПФР.

В случае принятия перечисленных документов у налогового органа, согласно статье 8 упомянутого ФЗ № 129, имеется 5 дней на их проверку и внесение записи в реестр в ЕГРЮЛ. После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ общество, согласно части 9 статьи 63 ГК РФ, считается прекратившим свою деятельность.

Отчетность ООО при ликвидации

Налогооблагаемое имущество на территории РФ может иметь и иностранная организация, у которой нет представительства в нашей стране, но имеется недвижимость. В таком случае обязанность по уплате налога тоже возникает. Согласно п. 4 ст. 386 НК РФ в случае, если иностранное юридическое лицо не представило декларацию, инспекция самостоятельно начисляет налог по имеющимся данным без дополнительных мероприятий контроля, а затем сравнивает полученный результат с суммой, которую уплатит предприятие. При превышении исчисленного налога над уплаченным выявляется недоимка.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Быстро сдать декларацию по налогу на имущество и другие отчёты через Экстерн

Расчет величины налога на имущество может осуществляться от двух принципиально разных налоговых баз (ст. 375 НК РФ):

  • среднегодовой стоимости имущества, образующего все основные средства юрлица, за исключением земли, необлагаемых объектов и объектов с базой налогообложения в виде кадастровой стоимости;

Как определить остаточную стоимость ОС см. здесь.

  • кадастровой стоимости, применяемой к объектам недвижимости определенного вида (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), прошедшим кадастровую оценку и закрепленным как объект, подлежащий обложению по «кадастровым» правилам, в регионе (пп. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ).

По каким объектам недвижимости имущественный налог рассчитывается из кадастровой стоимости узнайте здесь.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Строка 005 «Признак налогоплательщика». Нужно проставить код от 1 до 3:

  • «1» — если организация платит авансовые платежи позже на основании постановления Правительства от 02.04.2020 № 409;
  • «2» — если организация платит авансовые платежи позже на основании региональных законов;
  • «3» — если организация платит авансы вовремя.

Строка 007 «Признак СЗПК». Это строка только для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Поставьте один из кодов:

  • «1», если налог (авансовые платежи) рассчитан по объектам недвижимости, связанным с исполнением СЗПК;
  • «2», если объекты недвижимости не связаны с СЗПК.

Как самостоятельно закрыть ООО: пошаговая инструкция

Принятие учредителями решения о ликвидации ООО, согласно требованиям части 1 статьи 62 ГК РФ, является отправной точкой для начала данной процедуры. Одновременно с решением о ликвидации учредителям требуется также назначить уполномоченных лиц (ликвидатора или ликвидационную комиссию), которые в дальнейшем будут проводить данную процедуру.

Круг лиц, которые могут выполнять обязанности ликвидаторов, законодательство не ограничивает, поэтому в состав комиссии (либо единственным ликвидатором) может быть назначен учредитель ООО, его работник или любое иное лицо.

После назначения только ликвидатор или комиссия вправе осуществлять управление ООО и представлять его интересы в суде без выдачи доверенности.

О начале ликвидации учредителям необходимо уведомить налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Также важно помнить, что после начала процедуры ликвидации, согласно части 4 статьи 61 ГК РФ, срок исполнения по всем обязательствам ООО считается наступившим.

Таким образом, с указанного момента ООО фактически утрачивает возможность ведения хозяйственной деятельности, найма работников и т. д.

Основная цель подготовки промежуточного баланса ООО — определение размеров имущества и кредиторской задолженности. Также при этом происходит определение степени достаточности активов общества для покрытия всех долгов.

Для составления баланса ликвидатору необходимо:

  • Письменно уведомить всех известных кредиторов о сроках и порядке расчетов с ними. Важно помнить при этом, что срок проведения расчетов, согласно части 1 статьи 63 ГК РФ, должен быть не меньше чем 2 месяца.
  • Опубликовать аналогичное сообщение в газете (журнале), используемом для информирования населения о регистрации (ликвидации) организаций, для выявления неизвестных кредиторов.
  • Принять необходимые меры для истребования дебиторской задолженности организации.

Результаты перечисленных действий фиксируются в промежуточном балансе, для подготовки которого используются также данные бухгалтерии. После составления баланса его необходимо утвердить участникам общества. Согласно части 2 статьи 63 ГК РФ, 1 экземпляр баланса должен быть направлен в налоговый орган для согласования.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), после утверждения решения о ликвидации юридического лица формированию подлежит ликвидационная комиссия, задачей которой является ведение ликвидационной процедуры, определение ее сроков.

Комиссия будет осуществлять свою деятельность на всех этапах ликвидации юридического лица и в том числе принимать участие при распределении имущества между учредителями. Если общество вело активную деятельность и функционировало на всех этапах своего существования, не исключено, что у него могут накопиться долги.

Расчет по долгам является неотъемлемой частью ликвидационной процедуры и дальнейшего распределения имущества между участниками общества.

Чтобы определить возможных кредиторов, необходимо поместить сообщение в специальном издании («Вестник государственной регистрации»). Если кредиторы найдутся, то в течение 2 месяцев с того момента, как было размещено сообщение от комиссии, они должны подать свои требования.

По истечении временного промежутка, в котором могли заявляться кредиторские требования, ликвидационная компания готовит промежуточный баланс с включением в него следующих сведений:

  • о составе юридического лица, подлежащего ликвидации;
  • перечень предъявляемых требований со стороны кредиторов;
  • итоги рассмотрения требований;
  • информация о требованиях, которые были удовлетворены по решению суда.

Имущество, оставшееся после полного расчета с кредиторами, должно достаться учредителям. Расскажем о порядке распределения такого имущества.

Если после завершения процедуры всех расчетов с кредиторами, заявлявшими свои требования, в обществе осталось имущество, то оно подлежит распределению между его учредителями.

В частности, особое внимание обращается на следующие нюансы:

  • Распределению подлежит все имущество, если у юридического лица нет обязательств перед кредиторами. В таком случае обязательным является соблюдение двух основных условий. Во-первых, срок для получения требований от кредиторов составляет два месяца. Срок необходимо отсчитывать с момента опубликования записи о ликвидации в «Вестнике». Во-вторых, составленный промежуточный ликвидационный баланс должен отражать проведение всех расчетов с кредиторами.
  • Распределяться будет только часть имущества, оставшаяся после проведения полных расчетов по долгам. Оставшиеся средства должны заноситься в ликвидационный баланс.
  • Имущество не распределяется и не передается участникам общества, так как после расчетов с кредиторами оно отсутствует. Такие сведения также заносятся в баланс.

Роль ликвидационной комиссии заключается в правильном ведении ликвидационного баланса и внесении соответствующих сведений в него.

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДС (ст. 163 НК РФ);

  • водный налог (ст. 333.11 НК РФ);

  • ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ[1]:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Как учесть частичную ликвидацию ОС при расчете налога на прибыль

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

  • акцизы (ст. 192 НК РФ);

  • налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);

  • налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Этапы реализации имущества

Полномочия по осуществлению процедуры ликвидации общества возлагаются на соответствующий орган – ликвидационную комиссию. Она же занимается распределением собственности общества между его членами и кредиторами. Деятельность предприятия не обязательно завершается по причине большой задолженности, но, само по себе, наличие долгов является нормой для работы организации.

Деление собственности происходит в несколько этапов.

Погашение задолженности перед контрагентами по контрактам. Этот шаг является обязательным для проведения, так как без его выполнения распределять средства между учредителями не допускается:

  1. Для выявления кредиторов ООО должно подать сообщение о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.
  2. В течение 60-дневного срока после публикации, кредиторы должны предъявить претензии о возмещении долга.
  3. По истечении этого времени ликвидационная комиссия подготавливает промежуточный ликвидационный баланс
  4. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса. Он закрепляется протоколом сбора всех членов компании.
  5. Выплаты контрагентам. Эти процедуры производятся по правилам ст. 64 ГК РФ с учетом показателей бухучета.

В ликвидационном балансе указываются:

  • объекты, которые подлежат распределению;
  • перечень претензий с требованиями контрагентов;
  • вердикты в отношении выдвинутых требований;
  • перечень решений судов в отношении отказа/удовлетворения претензий контрагентов о взыскании долгов.

Если денежных средств ООО оказалось недостаточно для проведения расчетов с заявителями, то производится продажа собственности компании. Если этот шаг не позволил погасить задолженность перед кредиторами, ООО подает заявление о банкротстве в арбитражных суд.

Погашение требований членов ООО. Выплачивать доли учредителям общества можно по завершении предыдущего этапа, иначе процедура раздела имущества признается незаконной.

Очередность распределения остатков имущества и уставного капитала

Итак, статья 58 закона 14-ФЗ выделяет две очереди раздела собственности компании между ее членами:

  1. Распределение начисленной, но не выданной фактически прибыли. Если денег не хватает для погашения этой суммы, то разделяется существующее имущество в пропорции к долям членов общества в уставном капитале.
  2. Раздел остатков, производится при условии отсутствия задолженности перед контрагентами и подтверждения полной выплаты долгов. Основатели общества получают собственность в:
  • денежном эквиваленте;
  • натуральном выражении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *