Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая ответственность грозит за неуплату налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Выводы и рекомендации
- Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
- Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
- Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
- Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Особенности применения положений ст. 122 НК РФ
При начислении суммы штрафа суд должен учитывать сумму переплаты, которая имеется у налогоплательщика по тому налогу, по которому возникла недоимка. Применение же нормы ст. 122 НК РФ должно быть неразрывным с положениями ст. ст. 78 и 79 НК РФ, устанавливающим правила о том, что задолженность по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм.
В случае наличия переплаты занижение суммы налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ. Если размер переплаты меньше суммы заниженного налога, налогоплательщик всё равно освобождается от ответственности в соответствующей части. На это указывает п. 20 ПП ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57, которое посвящено применению ч. I НК РФ.
Однако штраф в 20% назначается только в том случае, если налогоплательщик совершил неумышленную ошибку. На основании п. 3 рассматриваемой статьи возможно назначение штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога за такие же деяния, но совершенные умышленно.
Правонарушением не считается неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, если они стали следствием получения искаженных сведений, повлиявших на уплату налога, иным участником группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ в индивидуальном порядке. Такое правило устанавливает п. 4 ст. 122 НК РФ.
В ходе применения правил под неуплатой налога понимается полное неисполнение налоговой обязанности, которая установлена ст. 57 Конституции и ст. 3 НК РФ. Нарушается и п. 1 ст. 45 НК РФ о том, что налогоплательщик обязан произвести самостоятельную уплату налога. Неполная уплата налога отличается тем, что какая-то сумма всё же перечисляется, так же может не нарушаться срок перечисления средств и подачи декларации.
И то и другое может быть выявленным в ходе проведения камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). Налоговый орган может лишь направить требование об уплате налога и пени. В ст. 122 НК РФ речь идёт про санкцию, которая может быть назначенной только судом.
В настоящее время в РФ отсутствует необлагаемый налогом минимум, который есть практически во всех странах ЕС, в Китае и во всём цивилизованном мире, в государствах, где правящие круги уважают свой народ.
Необлагаемый налогом минимум отсутствует в РФ, но ни одна оппозиционная политическая сила даже не думает о том напоминать и пытаться добиться его введения легитимным порядком. Власти же изобретают новые возможности для того, чтобы обложить данью всех.
В настоящее время активно внедряется режим так называемых самозанятых. Вполне возможно, что сама по себе идея хорошая, но не будем забывать о том, что реальный доход подавляющего большинства российских самозанятых находится где-то на отметке в 17 тыс. рублей, которые являются уровнем дохода человека, балансирующего на грани нищеты. Доходом среднего класса это является только в воображении некоторых слишком сильно оторвавшихся от реальности политиканов.
В момент написания этого текста курс доллара к рублю 73,87, поэтому доход в 17 тыс. рублей — это 230 долларов США. Такой доход никто на Западе налогом не облагает даже в странах со скромной экономией. К примеру, в Греции налогом облагается только доход выше 558 евро. У нас же налог платить должны все, даже нищие с доходом меньше МРОТ.
Ни на какую социальную справедливость это совершеннейшим образом не похоже.
Судебная практика по ст. 122 НК РФ
Вокруг положений ст. 122 НК РФ существует множество судебных споров, поскольку именно на их основании выносятся штрафы. Отдельный пласт таковых касается налогов, которые платят ИП. Дело в том, что их имущество позволяет относиться к себе различным образом. К примеру, земельный участок может быть соотнесён с тем, который используется для личных нужд, а может для предпринимательской деятельности.
В июне 2016 года СК по экономическим спорам ВС РФ вынес определение по делу № 309-КГ16-5914. Его суть в том, что ИП пытался заплатить налог с земельного участка в размере 0,3% от кадастровой стоимости, однако суд нижестоящий инстанции не нашёл для этого оснований, поскольку такая ставка предусмотрена для граждан в отношении земельных участков, используемых для хранения личных транспортных средств, удовлетворения бытовых потребностей владельцев гаражей, что не предполагает осуществление на земельных участках предпринимательской деятельности.
Не нашёл ИП понимания и ВС РФ, который отверг все его доводы. Однако ещё суд первой инстанции согласился с тем, что переплата за прошлые периоды должны быть учтена при определении штрафа и пени за текущий.
Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом
Базирующийся на схеме налогообложения перечень налогов, обязательных к уплате для лиц с юридическим статусом, регламентируется НК РФ.
Среди наиболее распространенных налоговых обязательств, касающихся юрлиц, можно выделить следующие:
- налог на прибыль: база для расчета – налоговая отчетность, обязательная для представления организацией даже при отсутствии у нее дохода;
- НДС;
- имущественный налог;
- налог транспортной категории.
Существуют и иные вариации сборов и платежей.
Штрафные санкции налагаются на базе итогов проверок камеральной и выездной категории. Представляемая в ИФНС отчетность служит поводом для камеральной проверки. При нарушении сроков сдачи расчетов, отчетов либо деклараций наказание предприятию назначается в соответствии с нормативами КоАП и НК.
Выездные проверки осуществляются как в плановом режиме, так и во внеочередном. О предмете и сроках таковых компания уведомляется заблаговременно. В уведомлении оговаривается список необходимой к представлению документации.
Условия для привлечения к ответственности юридического лица таковы:
- Учреждение в процессе проверки имеет право давать соответственно имеющимся обстоятельствам устные, а также письменные пояснения.
- В акте проверки отображаются факты различных нарушений, в том числе касающиеся неуплаты.
- Решение по поводу назначения штрафных санкций выносится в соответствии с актом.
- При наличии соответствующего постановления налогового учреждения налагается принудительное взыскание, при этом плательщик получает в свой адрес письменное требование.
Налоговые преступления: зарубежные страны и их система
В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.
Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.
Что грозит за неуплату транспортного налога
Обязанность по оплате транспортного налога наступает после приобретения в собственность автомобиля, иных видов техники. Владение транспортным средством на ином законном основании (например, аренда или управление по доверенности) не порождает обязанность по уплате данного вида налога.
Определение ставок и отдельных видов льгот по транспортному налогу отнесено к компетенции региональных органов власти. В статье 361 НК РФ зафиксированы базовые ставки транспортного налога, а региональные органы власти имеют право их увеличивать не более чем в 10 раз.
Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателей мощности единицы транспорта (лошадиные силы), зафиксированной в технической документации. Также местные органы власти имеют право дифференцировать размер налога в соответствии с годом выпуска транспортного средства (этот показатель также определяется по данным технической документации). Ответственность за неуплату транспортного налога не отличается от других видов налоговых обязательств.
Неправомерное использование вычета «входного» НДС
Основной документ, на основании которого происходит вычет «входного» НДС, – это счет-фактура. После получение от вашего продавца счета фактуры вы можете принять НДС к вычету. Важно, чтобы документ был составлен без ошибок, в противном случае получить вычет будет невозможно. В случае, когда вы включите счет-фактуру с ошибками в книгу покупок, вы неправомерно используете право на вычет «входного» НДС.
Чаще всего при заполнении счета-фактуры допускаются следующие виды ошибок:
ошибки, не позволяющие определить, кто является покупателем или продавцом | неверное указание названия компании, адреса, ИНН |
ошибки, не позволяющие определить, какой товар приобретен | неправильное наименование товара или услуги |
ошибки, не позволяющие определить стоимость товара или услуги, а также сумму аванса | неверное указание валюты, цены или количества товара, а также арифметические ошибки |
ошибки, не позволяющие определить ставку налога | например, при указании ставки 10% расчет производится по ставке 18% |
ошибки, не позволяющие определить сумму налога | арифметические ошибки из-за неверного указания ставки НДС |
Все эти ошибки не позволяют принять «входной» НДС по счетам-фактурам.
Многие бухгалтеры считают, что счет-фактура является первичным документом. Это ошибочное мнение. Первичные документы подтверждают отгрузку товара или выполнение работ, а у счета-фактуры функции несколько иные. В первую очередь, это налоговый документ, на основании которого происходит формирование базы для расчета НДС.
Для достоверного формирования величины налогооблагаемой базы по НДС, необходимо своевременно и точно проводить оформление и регистрацию счетов-фактур в регистрах учета. Это означает, что счет-фактура должен быть выставлен в течение 5 календарных дней со дня продажи товара или услуги; получения аванса от покупателя; изменение стоимости отгруженных товаров.
Несвоевременная уплата налога
Налоговая ответственность за погашения обязательств перед бюджетом является основным видом санкций, выраженных в наложении штрафов, взыскании пени. Уплата санкций не освобождает лицо от погашения суммы налога.
Наказание осуществляется в соответствии со ст.122 НК РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере 20% от суммы недоимки, увеличиваемый вдвое при наличии умысла. Для реализации положений статьи необходимо доказать:
- Занижение базы для налогообложения, повлекшая уменьшение суммы к уплате.
- Неверное начисление налога.
- Бездействия или действий, в которых просматривается умысел налогоплательщика.
Существуют ситуации, при которых ввиду отсутствия состава налогового нарушения доказать намеренную неуплату будет сложно. При уплате налога на неверные реквизиты, КБК, нестыковки других данных платежного документа штраф по факту неуплаты оспаривается. КБК платежей по недоимке, пени и штрафам отличаются.
Наиболее часто встречающиеся вопросы по теме
Вопрос №1. Как поступать в случае, если данные из ГИБДД о приобретенном автомобиле в ИФНС отсутствуют?
Начиная с 2015 года физические лица, не получившие уведомления об уплате налогов, должны обратиться в ИФНС для представления сведений о транспорте, участке или недвижимости.
Вопрос №2. На основании каких документов заводится дело о привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?
По факту недоимки ИФНС проводит проверку с составлением документов – акта и решения. Налогоплательщику направляется требование. Если сумма задолженности не погашена в срок, указанный в требовании, и превышает 600 тысяч рублей материалы передаются в суд.
Вопрос №3. Как ведется учет налогов физлица, уплаченных на неверные реквизиты?
Платежи, идентичность которых сложно определить, хранятся в базе как невыясненные поступления. Если налогоплательщик выявил нарушение, необходимо подать письмо с просьбой о проведении зачета. Учесть денежные средства можно при совпадении уровней бюджетов. После зачета срок платежа восстанавливается по дате фактической уплаты.
Вопрос №4. Налагается ли штраф при просрочке уплаты налогов, рассчитываемых ИФНС?
Штраф в соответствии со ст. 122 не применяется в связи с тем, что начисление по налогу производит ИФНС.
Вопрос №5. Высылает ли ИФНС уведомление по налогам, сумма которых указана в представленной декларации 3-НДФЛ?
Уведомление по налогам, самостоятельно исчисленных плательщиком, не направляется физическим лицам.
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.
При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:
- Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
- ИП.
- Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.
Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:
- Учредителей.
- Генерального директора.
- Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
- Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.
При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.
Ответственность юридических лиц за неуплату налогов
С определением наказания компании дело обстоит сложнее, поскольку предварительно нужно найти конкретных виновных сотрудников. Для этого налоговая служба и следственные органы изучат должностные инструкции и трудовые договора компании. Важно определить кто из работников был обязан подавать декларации, определять налоговую базу и оплачивать налоги.
В случае, если на момент возникновения долга ответственный сотрудник был в отпуске, наказание понесёт тот, кто его официально заменял.
Если руководитель компании участвовал в сокрытии прибыли и занижении налогов, то он также будет наказан.
Виды ответственности за неуплату налогов юридическими лицами:
- Пеня.
- Штраф 100-500 тысяч или заработок виновного за 1-3 года.
- Принудительные работы до 5 лет.
- Запрет занимать данную должность до 3 лет.
- Арест.
- Ограничение свободы до полугода.
Мария Золотарева: уклонение от налогов. Преступление и наказание
Если говорить об уклонении от налогов, то создается впечатление, что по мнению фискальных органов это является обычным явлением. По мнению же большинства представителей бизнеса добросовестный плательщик скорее является выдумкой, чем реальностью. Платить налоги в полном объеме просто невозможно ввиду непомерных сумм, законодательства, коррупции и т.д.
Налоговых правонарушений великое множество: начиная от неподачи обязательной налоговой отчетности, заканчивая отчуждением имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия налогового органа.
В этой же колонке мы остановимся на ответственности за уклонение от налогов, то есть на тех нарушениях, которые прямо привели к неуплате налогов в бюджет либо в следствии которых такой бюджет получил налоги несвоевременно. Все иные правонарушения остаются вне зоны нашего внимания.
- Существующая система наказаний за уклонение от уплаты налогов базируется на определении видов юридической ответственности за налоговые правонарушения. Так, по общему правилу, установленному Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) за нарушение законов по вопросам налогообложения применяются следующие виды ответственности:
- — финансовая
— административная - — уголовная.
Финансовая ответственность. «Масштабность».
Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых санкций) и/или пени. Налоговый кодекс содержит следующий перечень финансовых санкций за уклонение от налогов:
- штрафные санкции в случае определения контролирующим органом суммы налогового обязательства (ст.123 НКУ).
Данный вид санкций применяется по итогам налоговых проверок, в результате которых выявлена неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа – 25 процентов от произведенных налоговых доначислений. Штраф за повторное нарушение (по одному и тому же налогу на протяжении 1095 дней от ранее примененного штрафа) – 50 процентов от доначислений;
- штрафная санкция за нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом-предпринимателем (ст.122 НКУ).
Применяется к «единщикам» первой и второй группы за неуплату обязательных авансовых платежей по единому налогу в размере 50 процентов соответствующей ставки единого налога;
- штрафные санкции за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты.
Речь идет об финансовой ответственности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц и плательщиков налога на прибыль за неуплату «налога на репатриацию» с доходов нерезидентов.
Размер штрафа составляет 25 процентов от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет; при повторном нарушении штраф увеличивается до 50 процентов. Если же нарушение совершено три и более раз на протяжении 1095 дней, то штраф составляет 75 процентов от суммы неуплаченного налога;
- штрафные санкции за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов (ст.126 НКУ).
Фактически речь идет о финансовой ответственности за несвоевременную уплату налогового долга.
Размер штрафа зависит от следующих обстоятельств: размера неуплаченного долга и даты его погашения плательщиком. Максимальный размер составляет 20 процентов от суммы погашенного налогового долга.
Отдельной строкой хотелось бы отметить пеню.
Данное наказание определено как один из видов финансовой ответственности, что уже вызывает вопросы, поскольку предусматривает двойную ответственность за одно и то же правонарушение – несвоевременную уплату налогового долга.
Это обстоятельство – прямое нарушение общепризнанного принципа права «non bis in idem», закрепленного в Конституции Украины, – никто не может быть привлечен дважды к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Тем не менее законодатель имел, скорее, другое видение данного вопроса, и на сегодня пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка НБУ, действующей на каждый такой день. В отдельных случаях ставка пени составляет 100 процентов годовых (ст.129 НКУ).
Административная ответственность. «Архаичность».
По сути, является индивидуальной ответственностью физических лиц – должностных лиц плательщиков налогов и физических лиц со статусом предпринимателя и без.
Нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП) содержат несколько статей, посвященных нарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов:
- нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и подачи данных о выплаченных доходах (ст. 163-4 КУАП).
Максимальный штраф – 85 грн.
- нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 163-1 КУАП).
Максимальный штраф – 255 грн.
- неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление причитающихся к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Максимальный штраф также составляет 255 грн.
На что обратить внимание при данном виде ответственности:
— порядок привлечения к ответственности – особый, предусмотренный КУАП;
— существуют сроки привлечения к административной ответственности (ст.38 КПАП), по истечении которых лицо не привлекается к ответственности либо дело об привлечении к административной ответственности закрывается.
Если же охарактеризовать административную ответственность, то правовое регулирование скорее «архаично», не соответствующее существующим реалиям. Так, например, сроки привлечения к административной ответственности не учитывают процедуру согласования налоговых обязательств, результаты которой в целом и определяют виновны ли лица в нарушении порядка ведения налогового учета, или нет.
Уголовная ответственность. «Бич» для плательщика».
Умышленное уклонение от уплаты налогов может являться уголовно наказуемым деянием. В виде наказания предусмотрены альтернативно: штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности; в качестве дополнительного – конфискация имущества.
Учитывая ст.212 Уголовного кодекса Украины, необходимо учитывать сумму неуплаченных налогов (за вычетом штрафных санкций и/или пени). По состоянию на 2018 год минимальный порог для уголовной ответственности составляет 881 тыс.
грн неуплаченных налогов.
Если сумма превышает 2,64 млн грн – это квалифицируется как уклонение от налогов в крупном размере, а сумма, превышающая 4,4 млн грн – в особо крупном размере, что влияет на «тяжесть» инкриминируемого налогового преступления и наказания.
Если говорить о практике, то уголовная ответственность – скорее инструмент запугивания плательщиков налогов, чем эффективное средство борьбы с налоговыми преступлениями.
По данным единого реестра судебных решений, в первой половине 2018 года было вынесено всего лишь 15 приговоров в уголовных делах об уклонении от уплаты налогов, а именно: 6 оправдательных приговоров, 4 обвинительных и 5 приговоров на основании соглашений о признании виновности.
Камнем преткновения в данном случае является возможность возбуждения уголовного производства по факту уклонения от уплаты налогов до завершения процедуры административного и/или судебного обжалования. Законопроект № 3448 от 10.11.
2015 года, предусматривающий запрет на уголовное преследование по ст.
212 Уголовного кодекса Украины в случае выявления факта несогласования денежных обязательств в административном/судебном порядке, признания их противоправными либо отмены, не был принят Верховной Радой Украины.
На сегодняшний день мы имеем большое количество возбужденных уголовных производств за уклонение от уплаты налогов, а вот связанных с ними фактов этого же уклонения гораздо меньше.
При этом количество следственных действий в данных уголовных производствах: временный доступ, обыски, выемки и т.д. – иногда просто «зашкаливает», что несомненно вызывает особое опасение даже у вполне добросовестных плательщиков.
- Стоит ли менять существующую систему наказаний за уклонение от уплаты налогов?
- Менять целесообразно, в первую очередь, не систему наказаний, а подход к основаниям для их применения.
- Необходимо определить законодательно, что налоговое правонарушение является виновным нарушением и вина, как следствие, должна рассматриваться как необходимый признак совершения любого нарушения по вопросам соблюдения законодательства о налогах.
- Базисом при этом должны быть нормативно определенные критерии «добросовестности» и «недобросовестности» плательщика налогов при получении ним, в том числе, «налоговых выгод».
- На сегодня фактически данные вопросы, вне «правовой регламентации», становятся предметом рассмотрения в судебных инстанциях при решении налоговых споров, и успех для плательщика определяется лишь позицией суда и эффективностью предоставления юридической помощи.
Уголовная ответственность при неуплате кредита
Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.
В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.
Признаками преступления являются:
-
непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).
-
непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).
-
неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).
-
сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).
Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;
Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);
Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;
Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.
Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет
Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.
Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.
Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.
Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские Местные Особые режимы налогообложения
Налоги |
|
— налог за владение собаками |
|
Сборы (пошлины) |
|
— курортный сбор; — сбор с заготовителей | — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
Ответственность юридических лиц за неуплату налогов
К организациям применяют все виды наказаний, что и к индивидуальным предпринимателям, за исключением административных. Деятельность предприятия, не оплачивающего налоги, рассматривается по 199 статье Уголовного кодекса.
Где сказано:
- когда компания отказывается платить, подает сфальсифицированную информация, не вовремя сдает отчетность, с нее взимается штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
- в отдельных случаях выносят более суровое наказание – лишение возможности занимать высокие должности и арест;
- если преступление совершено в составе группы, а масштаб считается крупным, предусматриваются: штраф до 500 000 рублей, изъятие полученного за 1–3 года дохода, арест.