Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.
Что делать, чтобы взыскать выплату? Инструкция
Итак, пошагово вам нужно будет выполнить следующие действия.
- Если вы попали в яму или открытый люк на дороге, и в отношении вас вынесено определение о нарушении пункт 10.1 ПДД, то бегом его обжаловать и отменять. Срок на это – 10 дней с даты получения на руки копии определения.
- Оценка стоимости восстановительного ремонта. Делается с помощью независимой экспертизы – практически можно привлечь любую организацию, которая занимается определением ущерба по возмещениям ОСАГО.
- Далее следует обращение в Дорнадзор. Адрес вам подскажут в ГИБДД. В дорожный надзор приходят документы о вашем ДТП, в их числе и акт о ненадлежащем состоянии дороги. Они же чаще всего и составляют протокол о нарушении в отношении обслуживающей данный участок дороги организации. Именно в этот момент вы узнаете о том, что это за организация, и тогда сможете подать в суд уже непосредственно на неё.
- Далее опционально желательно (но не обязательно) подать претензию в ответственную организацию, если вы узнали её по предыдущему пункту, либо в администрацию города. В претензии указать суть ДТП, приложить копии (ни в коем случае не оригиналы – они вам потребуются в суде) документов о ДТП, об оценке ущерба и все чеки о расходах по ДТП (эвакуатор, услуги независимой экспертизы, проезд в транспорте и прочее). В претензии также указать разумный срок для её удовлетворения – 10-15 дней.
Данную претензию отправляете заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на адрес организации. - Если ваше требование в предыдущем пункте не удовлетворено, то нужно готовить исковое заявление в суд. Иск подаётся по месту совершения нарушения. Если ущерб менее 50 тысяч рублей, то в мировой, если больше, то в районный. К иску уже нужно будет приложить оригиналы документов – тех же.
Таким образом, чтобы взыскать компенсацию через суд, требуется подготовить следующие документы:
- свидетельство о праве собственности на автомобиль,
- копию вашего паспорта,
- исковое заявление на возмещение ущерба,
- документы об экспертной оценке ущерба,
- все чеки и квитанции, имеющие отношение к делу.
Как самостоятельно зафиксировать факт попадания в яму и повреждения авто?
Если у Вас есть регистратор, и он был включен в момент попадания в яму, то будет значительно проще доказать факт повреждения автомобиля по причине некачественного дорожного покрытия.
Производим фото и видеосъемку.
Сделайте фотографии места ДТП. На фотографиях должно быть видно не только яму, но и расположение Вашего авто, относительно ямы. Делайте фотографии так, чтобы на них был виден участок дороги, Ваш автомобиль с государственным регистрационным знаком, а также сами повреждения дороги. Обязательно должно быть видно находящиеся рядом здания и сооружения, то есть должна быть привязка к местности.
Если повреждения авто видимые, то обязательно зафиксируйте их. Самые распространенные повреждения, это помятые колесные диски, пробитые покрышки, сломанные передние бампера, поврежденные элементы подвески, помятые пороги авто, локеры, брызговики, колесные арки.
Бывают и более серьезные последствия, когда по причине попадания в яму или колею, автомобиль просто вылетал с дороги, терял управление и сталкивался с другими авто.
Обязательно снимите несколько видео записей, где зафиксируйте все в подробностях. Снимите автомобиль, повреждения, неровности дороги, тормозной путь, расположение автомобиля на дороге, близлежащие здания и сооружения.
Свидетели.
Свидетели, это всегда проблема, особенно в таких ситуациях. Но все же, если они были, и согласны в случае необходимости выступить в качестве таковых, то обязательно возьмите у них данные, а также введите в курс дела. Расскажите им, как все произошло, а также покажите последствия.
Замеры ямы.
Нам понадобятся все имеющиеся у нас доказательства. Поэтому, замеряем яму при помощи измерительного инструмента. Подойдет рулетка, в крайнем случае линейка и ровная рейка (что выступит в ее качестве решать Вам), но если есть рулетка, то ее будет достаточно.
Заснимите на видео процесс замера параметров ямы. Измерьте длину, ширину и глубину неровностей. Если это лужа и под водой не видно какой глубины яма, то ничего страшного в том, что на видео будет отчетливо видно, как вы погружаете шкалу рулетки вглубь лужи и показываете, какой примерно глубины яма. Не забудьте положить поперечную рейку, чтобы обозначить верхний край ямы.
Запишите размеры ямы и сравните их допустимыми размерами по ГОСТ. Да, Вы все правильно поняли, мало попасть в яму, ее размеры должны превышать установленные ГОСТом нормы для таких ям.
Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?
Вам нужно описать ситуацию так, чтобы далее не оказаться в проигрыше.
Не озвучивайте никаких доводов, не в Вашу пользу. Вы соблюдали правила дорожного движения, а также, Вы не могли видеть указанную неровность и у Вас не было технической возможности, избежать наезда на яму.
Что значит соблюдали правила и не имели технической возможности?
Помните, что если Вы нарушали ПДД, что явилось причиной попадания в яму и возникновения ущерба, то возмещение может значительно осложниться. Основываясь на нашей практике, могут сказать, что, если инспекторы ГИБДД в протоколе укажут, что Вы нарушили правила дорожного движения, к примеру, двигались со скоростью превышающую установленную, или поставят Вам нарушение пункта 10.1 ПДД, то в таком случае, суд может отказать именно по причине наличия нарушений ПДД.
У судов логика простая, нарушал, значит сам виноват.
Если бы не нарушал, то все было бы в порядке! Странно да? Может если бы не было ямы, все было бы нормально!
Предлагаю ознакомиться с решением суда № 2-114/2019 2-114/2019(2-1355/2018;)~М-1346/2018 2-1355/2018 М-1346/2018 от 13 сентября 2019 г. по делу № 2-114/2019. Потерпевший въехал в ров выкопанный при дорожных работах. Не смотря на привлечение ответственного лица (дорожной службы) к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, что само по себе доказывает вину обслуживающей организации, суд вынес решение не в пользу пострадавшего. Дело в том, что с его стороны были нарушения ПДД, такие как превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, нарушение пункта 10.1 ПДД. Так же, заключение эксперта показало, что у водителя была реальная техническая возможность предотвратить столкновение, путем остановки, чего и требует пункт 10.1 ПДД, при возникновении подобных ситуаций. Все эти факторы, послужили вынесением решения не в пользу пострадавшего и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Если Вы не допустили нарушений ПДД, то в таком случае, у Вас есть очень хорошие шансы, решить вопрос в Вашу пользу.
Но, не спешите радоваться, инспекторы ГИБДД, не всегда ведут себя как нам бы того хотелось.
По прибытию инспекторов, опишите им ситуацию как можно подробнее, но ничего лишнего говорить не стоит, особенно моменты, в которых они могут признать за Вами нарушение ПДД. Так же требуйте составления протокола, схемы ДТП и акта ненадлежащего качества дорожном покрытии.
Следите внимательно за составлением каждого документа. Схема ДТП должна отражать реальную ситуацию, как все есть на самом деле, а не субъективные представления инспектора ГИБДД.
Помните, что схема ДТП, очень важный документ, доказывающий или опровергающий вину участника ДТП. Данный документ очень важен для суда.
Скажу так, административные материалы, составленные в первую очередь, являются самыми важными документами, на основании которых, суд в дальнейшем и будет принимать решение.
Схема ДТП, должна быть привязана к местности. Следовательно, в первую очередь на ней должно быть обозначено расположение улиц, где произошло ДТП, а также номера домов и их расположение. Так же обозначьте другие объекты, это может быть разделительная полоса, парковка, остановка, сооружения, трамвайные пути, тротуар, зебру пешеходного перехода и прочие детали. Как только готова привязка к местности, можно рисовать расположение автомобиля, оно должно быть максимально точным, а также указано расстояние от обочины, направление движения. Обязательно фиксируется тормозной след, а также обломки от автомобиля, если они есть.
Если на схеме есть символы, требующие объяснения, то их расшифровка указывается внизу схемы.
Настаивайте, что бы схема была максимально подробной. Если Вас что-либо не устраивает в схеме, просто напишите об этом на самой схеме и поставьте подпись. Напишите, со схемой не согласен и укажите Ваши возражения, к примеру схема не отражает реальную картину ДТП.
Никто не запрещает Вас составить свою схему, тем более пока Вы ждете ГИБДД, у Вас есть время.
Как только готова схема, далее нужно проследить, за составлением акта о недостатках дорожного покрытия. В нем должно быть указано, кто составляет данный акт, какие выявлены недостатки дорожного покрытия, размеры ям по длине, ширине и глубине. Должна стоять дата, а также подпись должностного лица, обязательно печать.
Прикладываю пример, как должен быть заполнен акт о выявленных недостатках дорожного покрытия.
Можно ли оформить попадание в яму как ДТП?
Мы знаем, что ДТП – это столкновение автомобилей, которое привело к определенным механическим повреждениях, травмам людей, принесло материальный ущерб. Но в законах РФ указана более обширная формулировка. Дорожно-транспортным происшествием считается любое происшествие, которое произошло в процессе передвижения автомобиля и привело к травмам или смерти людей, к механическим повреждения и нанесению материальных убытков владельцу транспортного средства, а также государству, дорожным службам, предприятиям, на балансе которых находится участок дороги.
Есть преимущества того, что попадание в яму – это ДТП:
- вы можете вызвать полицию и задокументировать происшествие, это увеличивает ваши шансы на получение необходимой компенсации для последующего ремонта авто;
- всегда есть определенная организация, которая ответственна за тот или иной участок дороги – это и будет сторона, которая обязана компенсировать ущерб водителю;
- возможно разбирательство в суде, если досудебные процессы не привели к согласию сторон по компенсации за причиненный ущерб;
- всегда есть возможность привлечь свидетелей, которые видели момент ДТП, а также оперировать съемкой с видеорегистратора или другого устройства фиксации.
Доказательства для суда
Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.
Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.
На фотографиях важно отобразить:
- координаты места аварии (название улицы, номер дома);
- пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
- все видимые механические повреждения;
- дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
- общее состояние дороги, тормозной путь;
- отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.
Что делать, если машина получила повреждения на выбоине
Любой наезд на яму, даже не повлекший серьёзных повреждений машины, приравнивается к ДТП. Однако большая часть водителей не знают этого факта. А ведь он прописан в пункте 1.2 ПДД. Не нужно просто выходить из машины, менять повреждённое колесо на запасное и уезжать с места ДТП.
Хотя практически каждый водитель, если дело не касается повреждения машины на большую денежную сумму, поступает именно так. А некоторым просто лень заниматься отстаиванием своих прав.
Только небольшая часть автовладельцев готовы добиваться возмещения ущерба из-за попадания автомобиля в дорожную яму. Такие люди помнят главное правило и всегда руководствуются им : получить материальную выплату можно только тогда, когда доказательства собраны на месте происшествия, а не после посещения автосервиса и вынесения механиком неутешительного вердикта.
Определяем виновника ДТП с ямой
Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.
Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?
На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.
Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.
Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.
Нормативы на допустимые размеры ям на дороге
Как это ни удивительно, но максимально возможный размер ям на дороге определен ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками)».
Согласно пункту 5.3 «Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», есть ограничения для повреждений покрытия, которые считаются нормой. По сравнению со старым ГОСТ требования к дорожникам по поводу качества покрытия ужесточились.
Максимально возможные длина и глубина повреждений дорожного покрытия в новом документе остались прежними — 15 см и 5 см соответственно. Требование же к ширине заменили на площадь — максимально допустимая 0,06 м2. Если провести простой расчет, то выходит, что максимальная ширина допустимой ямы теперь — 40 см, тогда как в старом стандарте было 60.
Срок устранения таких дефектов должен составлять от 1 до 12 суток — время зависит от категории дороги.
Если автомобиль попал в яму больше по размеру, чем указано в документе, есть все шансы получить с дорожных служб полную компенсацию полученного ущерба.
Водитель влетел в яму и попал на ремонт. Его оплатят городские власти
Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.
Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.
Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.
Мнение эксперта и судебная практика.
Часто на первом заседании предлагается заключить мировое соглашение,но так же часто размер компенсации ответчик занижает в несколько раз. Решать вам, заключать соглашение или нет!
Даже если в отношении вас был применен пункт 10.1 ПДД,можно рассчитывать на компенсацию и размер установит суд. Ни у кого кроме суда нет полномочий определять степень вины. То есть суд определяет степень вины всех участников(водители,дорожные службы) и вам могут присудить как 40% возмещения,так и полную компенсацию расходов.
Из судебной практики: Виновника бывает установить не просто. Суд указал, что отсутствие люка на водоканале не означает, что виновата будет эксплуатирующая организация. Ответственность с водоканала переложили на администрацию.
Какие документы понадобятся для суда?
К судебным прениям стоит отнестись внимательно. Положительное решение судебной комиссии возможно только при обширной доказательной базе и полноте собранной документации. Самостоятельно оформить ДТП при попадании в яму не получится, так как в аварии участвовала только одна машина. Нужно дождаться полицейских, а до этого заниматься сбором доказательств.
Для суда важны свидетельские показания очевидцев, поэтому нужно постараться их получить. Лучше не медлить, ведь люди быстро покидают место аварии. Важно иметь фотографии с места ДТП. А вот что на таких фотках должно быть отчетливо видно:
- Адрес места ДТП. Следует сфотографировать авто на фоне таблички, на которой название улицы.
- Государственный номер машины.
- Полученные повреждения.
- Яма, ставшая «виновницей» аварии.
- Отсутствие предупреждающего знака и заграждений.
Какие углубления на дорожном полотне могут считаться допустимыми?
Начиная с сентября 2018 года, в России стал действовать новый ГОСТ, который регламентирует размеры повреждения дорог и временной период на их устранение. Яма на дороге может быть не более 15 см в длину и не более 5 см в глубину. При этом площадь дефекта не должна превышать 60 кв. см. В случае если параметры дорожных углублений выше описанных норм, то водители, попавшие на своем авто в эти ямы, вправе требовать компенсационные выплаты от дорожников. Помимо этого, согласно действующему закону, ответственные за дорожное полотно лица, обязаны в зависимости от категории дороги устранить выявленные нарушения в течение 1-12 дней.
Также в соответствии с ГОСТом, в случае возникновения на дорожном покрытии колеи, размер которой по глубине превышает 2 см, а по длине 7 м, должна быть ликвидирована в срок 5-14 суток.
Как взыскать ущерб за повреждение автомобиля?
Когда вопрос с фиксацией ДТП завершен, перед автомобилистом встает вопрос, как решить вопрос с возмещением ущерба. Первое, на что должен обратить внимание владелец машины, который попал в яму и повредил автомобиль, это тип страховки и характер полученных повреждений. Автомобилисты, оформившие КАСКО, могут сразу обратиться в страховую компанию и избежать необходимости искать ответчика, подавать заявление в суд. Им достаточно будет предоставить протокол ДТП и приехать в страховую компанию для оценки повреждений автомобиля.
Обладателям полиса ОСАГА потребуется найти ответственную дорожную службу, которая является ответчиком и собрать доказательства. Следующим этапом является обращение в ответственную организацию с досудебной претензией и предложением о добровольной компенсации затрат с указанием суммы. Если организация отказывается удовлетворить претензию, что обычно и происходит, пострадавший может обратиться в суд. Выиграв дело, вы можете потребовать возместить не только затраты на ремонт, но и расходы на судебные издержки.
Несмотря на то, что свою правоту можно доказать, попадание в яму автомобиля добавит его владельцу немало хлопот. Поэтому лучше обезопасить себя соблюдением скоростного режима и внимательностью во время езды. Если вам все-таки удалось объехать яму, но при этом пришлось нарушить правила и выехать на встречную полосу, вам может грозить штраф. Оплатить его лучше в самое ближайшее время, чтобы успеть воспользоваться льготным периодом.
В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93, в котором прописаны требования к дорогам и обязательства по устранению дефектов, в том числе просадок, выбоин, торчащих крышек люков, выпирающих трамвайных и железнодорожных рельсов. Согласно ГОСТУ, ямой можно считать просадку или выбоину длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Другими словами, если в нее помещается хотя бы половина кроссовка, то дорожники обязаны ее заделать.
Установлены четкие сроки, за которые дефект должны устранить. На дорогах с интенсивным движением – за 5 суток, во дворах и на незагруженных улицах — за 10 суток. Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Все, что больше, считается дефектом, который надо устранить в кратчайшие сроки.
Кто ответственен за качество дорожного покрытия?
Если вы попали в ДТП по причине наличия на дороге ям, выбоин, люков, упавших веток и других повреждений, взыскивать ущерб придется с владельца данного участка пути. Как правило, ответственность за состояние автодороги несут дорожно-эксплуатационные организации, городские и районные администрации и так далее. В их компетенцию входит обустройство, ремонт и обслуживание дорог, а наличие дефектов поверхности свидетельствует о ненадлежащем исполнении компанией своих обязанностей. Взыскивать ущерб, в случае возникновения повреждений автотранспорта, необходимо с руководителя данной организации.
Как узнать, кто владеет и управляет данным участком дорожного покрытия? Для этого следует обратиться в районную администрацию, – как правило, там вы без труда сможете получить необходимую информацию. Если местная администрация по каким-либо причинам отказывается оказать содействие или не может дать однозначный ответ, обратитесь в администрацию города.