Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата за негативное воздействие на окружающую среду в 2024 году кто платит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обязанность для бизнеса вносить платежи указана в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ему, плата вносится за такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух, сбросы в воду и хранение, захоронение отходов. С недавних пор в платёжную базу включаются побочные продукты, в том числе продукты животноводства, признанные отходами, а также вскрышные и вмещающие горные породы, не использованные в целях, предусмотренных техническим проектом на их использование.
Как поставить на учёт объект НВОС
Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:
- в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
- на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.
Внесение авансовых платежей за НВОС в 1 квартале 2021 года
Напоминаем о том, что до 20.04.2021 года плательщики за негативное воздействие на окружающую среды обязаны внести авансовый платеж за 1 квартал 2021 года.
Кто же обязан вносить авансовые платежи, за какие виды воздействий?На основании Ст. 16.4, ФЗ «Об охране окружающей среды»-это лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.То есть индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые ведут деятельность на объектах 1,2,3 категории и объектах бех категорий.Плата взимается за:- выбросы загрязняющих веществ;- сбросы загрязняющих веществ;(эти платежи вносятся лицами по месту нахождения стационарного источника)- плата за размещение отходов производства и потребления.(эти платежи вносится лицами по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления).
- Когда необходимо произвести оплату?
- В каком размере необходимо внести авансовый платеж?
- Какие КБК действуют для платежей за НВОС в 2021 году?
- В 2021 году приняты следующие КБК :
- 048 1 12 01010 01 6000120 – Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
Срок подачи Декларации о плате за НВОС
Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.
Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.
Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Штрафы за несдачу отчётности в Росприроднадзор
Если компания не сдаст отчёты в Росприроднадзор вовремя, она будет оштрафована. Штраф последует и в том случае, если предприниматель вовремя не внесёт плату за НВОС или не оплатит экологический сбор.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Декларация о плате за НВОС | Для граждан: штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 80 тысяч рублей. | Статья 8.5 КоАП РФ |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Декларация о воздействии на окружающую среду | ||
Отчёты по форме 2-ТП: воздух, отходы, рекультивация | Для должностных лиц: штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 20 до 70 тысяч рублей. | Статья 13.19 КоАП РФ |
Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) | Для должностных лиц: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для ИП: штраф от 50 до 70 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 70 до 150 тысяч рублей. | Статья 8.5.1 КоАП РФ |
Отчёт о выполнении норматива утилизации | ||
Расчёт экологического сбора | ||
Неуплата экологического сбора | Для должностных лиц: штраф от 5 до 7 тысяч рублей. Для ИП: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 250 тысяч рублей). Для юридических лиц: штраф в трёхкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки (не менее 500 тысяч рублей | Статья 8.41.1 КоАП РФ |
Неуплата за НВОС | Для должностных лиц и ИП: штраф от 3 до 6 тысяч рублей. Для юридических лиц: штраф от 50 до 100 тысяч рублей. | Статья 8.41 КоАП РФ |
Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.
К IV категории согласно Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» относятся следующие объекты:
1. Наличие одновременно следующих критериев:
1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Примечание. В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду
Что касается категорий объектов НВОС, то плата вносится за все категории, за исключением случаев, когда у природопользователя в наличии только объекты IV категории. В таких случаях плату вносить не нужно. При этом платить за размещение отходов на полигонах ТКО должны только владельцы этих полигонов (операторы по обращению с ТКО).
Ставки платы за НВОС приводятся в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». В документе даются ставки на 2016-2018 годы, а далее к ценам на 2018 год прибавляются коэффициенты индексации, которые принимаются почти ежегодно. В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 такой коэффициент установлен в размере 1,26. Кроме того, при расчете платы используется ряд других коэффициентов от 0 (применяется при внедрении наилучших доступных технологий и утилизации отходов) до 100 (если нарушены установленные технологические нормативы). В 2022 году законодательно урегулирован вопрос признания побочных продуктов отходами, и в случае, если на предприятии «побочка» признана отходом и отправлена на объект захоронения отходов, то к ставке платы будет добавлен коэффициент 52.
Расчет платы представляется в виде декларации, которая составляется на основе требований Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.
Как рассчитать плату за НВОС
Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:
- Определите воздействие организации на окружающую среду: сколько образовалось и оправилось на полигон отходов, сколько обезвредили и утилизировали, какой фактический выброс вредных веществ от предприятия в воздух, а какой сброс произведен в воду.
- Определите ставки платы для конкретного вещества по отношению к определенному разделу согласно Постановлению № 913.
- Определите понижающие и повышающие коэффициенты по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.19.
- Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. До 1 сентября 2023 года рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 № 255. Далее начнет действовать Постановление № 881.
Как считать плату за НВОС
Алгоритм расчета общей суммы платежа:
- Вычисляется плата по каждому загрязняющему веществу или классу опасности отходов.
Плата = Платежная база Х Ставка Х Коэффициент
Платежная база – количество того, что было выброшено (сброшено) в окружающую среду в отчетном году. База определяется по каждому источнику, по данным производственного экологического учета. При этом, для применения корректных коэффициентов, считаются отдельно показатели:
- в пределах допустимых нормативов или технологических нормативов;
- сверх допустимых или технологических нормативов;
- в пределах временно разрешенных нормативов;
- сверх временно разрешенных нормативов;
- в пределах лимитов на размещение отходов;
- сверх лимитов на размещение отходов.
Если имеет место сброс в воду и при этом вода забирается для использования из того же водного объекта, то базу считают как разницу между количеством загрязняющих веществ в сточной воде и количеством этих веществ в воде, забранной для использования.
Если по какому-либо виду выбросов применим не один корректировочный коэффициент, то применять нужно все.
- Полученные по каждому виду выбросов результаты суммируются
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Оплата экологии в 2024 году:
В 2024 году будет введена новая система оплаты за экологические услуги. Каждый гражданин будет обязан платить за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Оплата будет производиться ежемесячно в течение всего года.
Сумма платежа будет зависеть от нескольких факторов, включая доходы гражданина, размер использованных ресурсов и уровень загрязнения, вызванного его деятельностью. Для расчета суммы платежа будет использоваться специальная формула, которая будет утверждена правительством.
Оплата будет производиться через банковские переводы или электронные платежные системы. Гражданам будет предоставлена возможность выбрать удобный для них способ оплаты.
Оплата экологии будет направляться на финансирование различных экологических программ и проектов. В результате этого будут проводиться реставрация экосистем, реализация мер по снижению выбросов вредных веществ и решение других экологических проблем.
Период оплаты | Сумма платежа |
---|---|
Январь-Март | 1000 рублей |
Апрель-Июнь | 1500 рублей |
Июль-Сентябрь | 2000 рублей |
Октябрь-Декабрь | 2500 рублей |
В случае невыполнения гражданами своих обязательств по оплате экологии, предусмотрены штрафы и санкции. Граждане, не производящие своевременные платежи, могут быть оштрафованы или утратить право на использование определенных ресурсов.
Чтобы облегчить процесс оплаты экологии в 2024 году, были разработаны различные способы оплаты, чтобы каждый гражданин мог выбрать наиболее удобный вариант.
На текущий момент доступны следующие способы оплаты:
- Оплата по банковскому переводу. Для этого необходимо получить реквизиты на сайте Государственного департамента по экологии и заполнить банковскую платежную информацию.
- Онлайн-оплата через платежные системы. Для этого необходимо зайти на сайт Государственного департамента по экологии и следовать инструкциям для оплаты через платежную систему.
- Наличные платежи. Для этого можно посетить ближайший отделение банка, где имеется возможность оплатить экологию.
Обратите внимание, что с момента получения уведомления об оплате, может занять несколько дней, чтобы оплата была зачислена на ваш счет. Поэтому рекомендуется производить оплату заранее, чтобы избежать задержек в системе.
Существуют ли исключения из правила о крайнем сроке
Правило о крайнем сроке оплаты за новый государственный сервис носит обязательный характер и распространяется на большинство категорий населения. Однако есть несколько исключительных случаев, в которых данный срок может быть изменен или отменен.
Во-первых, если у плательщика возникли серьезные проблемы с финансированием в силу непредвиденных обстоятельств, ему может быть предоставлено дополнительное время для оплаты. Для этого необходимо обратиться в соответствующую организацию и предоставить документы, подтверждающие трудности.
Во-вторых, если у плательщика есть право на льготы или скидки, определяемые законодательством. В этом случае срок оплаты может быть перенесен на более позднюю дату в соответствии с установленными правилами.
Кроме того, в некоторых случаях уплата за новый государственный сервис может быть отложена до момента получения результата или завершения процедуры. Например, если плательщик оспаривает решение о предоставлении услуги, он может отложить оплату до рассмотрения этого спора в суде или другой компетентной инстанции.
В целом, правило о крайнем сроке является обязательным для большинства случаев оплаты за новый государственный сервис. Однако существуют исключения, устанавливающие особые условия и правила оплаты в определенных ситуациях. Важно знать эти исключения и следовать требованиям, установленным в каждом конкретном случае.
Какие штрафы предусмотрены при просрочке оплаты
Просрочка оплаты любого вида недвижимости в 2024 году влечет за собой определенные финансовые последствия. Штрафные санкции в таких случаях устанавливаются с целью стимулирования своевременной оплаты и поддержания дисциплины плательщиков.
Сумма штрафа зависит от длительности просрочки и нормативных актов, установленных местными органами власти. Как правило, штрафы начисляются в процентном соотношении к сумме долга и могут расти с каждым днем просрочки.
Чтобы избежать негативных последствий, владельцам недвижимости рекомендуется расчет оплаты своевременно и в полном объеме. В случае возникновения задолженности необходимо принять меры по ее погашению как можно скорее. В некоторых случаях можно обратиться к собственнику объекта или к уполномоченному охранному органу для разрешения вопроса.
Непогашение задолженности может привести к дополнительным санкциям, включая ограничение доступа к объекту недвижимости, взыскание задолженности через суд или создание препятствий для продажи недвижимости. Поэтому владельцам недвижимости следует отнестись к регулярной и своевременной оплате с особым вниманием.
Что относится к объектам НВОС?
По определению, прописанному в ФЗ №7 от 10.01.2002, объекты НВОС – это источник (или же их совокупность) вредоносного воздействия на окружающую среду, находящиеся на обособленной территории.
В зависимости от характера расположения выделяют следующие виды объектов:
- Стационарные – это производственные трубы, котельные, автостоянки, дизельные установки, места, где обрабатывают металл, дерево, работают с краской, находятся очистные сооружения и т. д.
- Передвижные – любые транспортные средства предприятия, в том числе воздушные, водные и подводные, все те, у которых двигатели работают на бензине, дизеле, газе или керосине.
- Сбросы сточных вод – любые источники, образующие в результате производственной деятельности загрязненную воду и спускающие ее на землю, в реку, озеро или море.
- Бытовые и производственные отходы, образующиеся в процессе работы предприятия.
В последний пункт входят многие общественные места, например административные здания, школы, цехи, офисы, магазины и т. п.
Когда нужно вносить плату?
В п. 5 ст. 16.4 ФЗ №7 от 10.01.2002 прописано, что все отчисления за негативное воздействие на окружающую среду должны производиться раз в год (раньше раз в квартал) не позднее первого марта года, следующего за отчетным. В 2016 году были внесены изменения для крупных промышленных предприятий, появилась возможность авансового платежа не позднее 20 числа, его размер составляет ¼ от платы, перечисленной за прошлый год. Индивидуальных предпринимателей и малый бизнес это новшество не коснулось, они вносят налог раз в год.
С 2016 года изменился порядок ведения отчётности, теперь компания должна оформлять специальный документ по форме, утвержденной Правительством РФ. Декларация НВОС включает несколько разделов, заполнять нужно только те, которые необходимы организации. Компания должна сама высчитывать размер платежей, учитывая все возможные загрязнения, связанные с производством. Если, например, у предприятия нет стационарных источников выбросов вредных отходов, то в первый раздел формы платы за НВОС вписывать ничего не нужно.
Исчисление платежной базы налога за НВОС
Исчисление платежной базы налога за НВОС производится в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 16.2.
Базой для исчисления является масса или объем вредных отходов производства, образовавшихся за отчетный период. Подсчет количества вредных отходов за отчетный период определяет сам плательщик налога за НВОС, пользуясь при этом данными экологического контроля. Ответственное лицо делает отдельный отчет по каждому источнику загрязнения и по каждому загрязняющему веществу, входящему в перечень опасных отходов производства и потребления.
Для определения базы требуется учитывать реальный объем или массу вредных отходов, допустимый норматив выбросов, временно допустимый норматив выбросов, объем превышения допустимых нормативов, объем аварийных выбросов, предоставленные лимиты на размещение отходов на лицензированных полигонах и объем превышения этих лимитов.