Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспор в Казахстане на 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Расчет налога на транспорт в Казахстане осуществляет налоговый комитет на основании предоставленных сведений от владельца ТС. Если у вас есть один или несколько автомобилей, вы обязаны оплачивать налог. Сумма будет зависеть от года выпуска автомобиля и мощности двигателя. Вся информация отражается в компетентных органах.
Актуально для всех автовладельцев
Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.
Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами НДС на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.
Сколько нужно заплатить?
Чтобы рассчитать и оплатить сумму сбора за 2022 год, следует опираться на ставку МРП в размере 3,063 тыс. тенге. По сравнению с 2021 годом налог вырос на 5% (тогда МРП равнялся 2,917 тыс. тенге). Впрочем, если автовладелец испытывает финансовые сложности, оформление онлайн-кредита с 18 лет поможет вовремя внести нужную сумму без значительных переплат.
Чтобы рассчитать налог на транспорт 2023 (который нужно будет внести в следующем году), ориентируйтесь на МРП 3,450 тыс. тенге. То есть, размер сбора в 2024-м будет больше примерно на 12%.
Ставка сбора для владельцев легковушек зависит в первую очередь от объема мотора, а в ряде ситуаций — от года выпуска или регистрации транспортного средства. Если объем мотора легковушки составляет меньше 3 литров, ключевым фактором является год выпуска транспортного средства или ввоза его на территорию государства: 1–9 МРП (сумма за 2022 год — от 3,063–27,567 тыс. тенге, за 2023-й — 3,450–31,050 тыс. тенге). Для сравнения, минимальная пенсия в 2023 году составляет 24,341 тыс. тенге.
Размер сбора для машин с мотором свыше трех «кубов» зависит от даты регистрации.
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Налоги на транспорт РК 2024:
В 2024 году в Республике Казахстан вступили в силу изменения в системе налогообложения транспортных средств. Эти изменения представляют собой нововведения, ориентированные на более справедливое распределение налоговой нагрузки на владельцев транспорта.
Главной новостью стало увеличение ставки налога на автомобили с большим объемом двигателя. Теперь владельцы автомобилей с двигателем объемом от 3,5 литра должны будут платить налог в два раза больше, чем ранее. Это решение принято в целях стимулирования использования экологически чистых автомобилей и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Кроме того, введена новая ставка налога на электромобили. Владельцы электромобилей будут платить налог, рассчитанный исходя из стоимости автомобиля. Чем дороже автомобиль, тем выше будет ставка налога. Это меры были введены для компенсации потерь бюджета от отсутствия доходов от топливных налогов, которые традиционно взимались с владельцев автомобилей на традиционных типах топлива.
Кроме того, внесены изменения в расчет налога на транспорт с пробегом. Теперь такой налог будет рассчитываться исходя из пробега автомобиля, а не только на основе его продажной стоимости. Это позволит более справедливо определить налоговый бремя для владельцев автомобилей с большим пробегом, а также стимулировать покупку автомобилей с меньшими пробегами.
Особенности для граждан и предприятий
Для граждан:
Новые изменения в налоговом законодательстве РК 2024 года затрагивают и граждан, владеющих транспортными средствами. Владельцы автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет зависеть от типа и мощности транспортного средства, а также от его стоимости.
Налог будут начислять на основе данных о владении и использовании транспорта, предоставленных информационными системами государственного органа по транспорту и дорожному хозяйству. Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно внести данные и произвести расчет налога через электронный портал.
Кроме того, для граждан предусмотрены некоторые льготы. Например, семьям, имеющим трех и более детей, будет предоставлена возможность получения скидки на налог или освобождение от его оплаты. Также предусмотрено увеличение льготных категорий, включающих инвалидов, ветеранов и другие социально значимые группы населения.
Для предприятий:
Предприятия, владеющие транспортными средствами, также будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет рассчитываться на основе мощности и типа транспортного средства, а также его стоимости. Компаниям будет предоставлена возможность внесения данных и расчета налога через электронный портал.
Для некоторых отраслей бизнеса предусмотрены особые условия оплаты налога на транспорт. Например, для транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, предусмотрено льготное начисление налога на основе перевезенного груза и пробега транспортных средств.
Будет также обновлена система штрафов и санкций за невыплату налога на транспорт. Предусмотрены штрафы в зависимости от пропущенных сроков уплаты и размера задолженности. Кроме того, для предприятий-нарушителей могут применяться иные санкции, вплоть до аннулирования регистрации транспортных средств.
Какие изменения в Налоговом кодексе коснулись физлиц?
С нового года казахстанцы и компании получили отсрочку уплаты государственной пошлины в суде, если их финансовое положение оставляет желать лучшего. По плану изменение должно поспособствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Отсрочку предоставят на срок не более года со дня вынесения определения суда. При этом физическое или юридическое лицо могут частично или досрочно оплатить задолженность.
С 1 января в качестве дохода физлица не будут рассматриваться:
- профессиональные выплаты за счёт средств работодателя;
- сумму прощённого долга лицом, которому уступлено право требования по кредиту;
- доход, полученный заёмщиком в результате оплаты за него банком и/или кредитной организацией, целевые накопления из ЕНПФ и направленные на индивидуальный пенсионный счёт для добровольных взносов.
В Налоговом кодексе уточнили момент по оплате автомобилей. Из реестра исключили слова «шасси легкового автомобиля», потому что такого определения для автомобилей-пикапов просто нет.
Что надо знать владельцам ИП и компаний?
С этого года ни ипэшники, ни юридические лица больше не должны хранить пять лет кассовые и товарные чеки, сменные отчёты или книги учёта наличных денег. Нет необходимости и прикладывать подтверждающие документы из учётных регистров, если не согласны с нарушениями по результатам камерального контроля, если средняя степень риска.
Также из Налогового кодекса исключили требование о нотариальном засвидетельствовании копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.
C 2024 года местные представительные органы смогут снизить ставку розничного налога. Сделать это нужно до 31 марта. Это позволит предпринимателям с начала года уменьшить ставку до 50 %.
Кроме того, в этом году представители компаний будут выплачивать обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в ЕНПФ. В 2024 году юрлица будут отчислять 1,5 %, но к 2028 году процент вырастет до пяти. Деньги будут перечислять за работников, родившихся после 1 января 1975 года. А получать выплаты за счёт ОПВР будут те, кто выйдет на пенсию аж в 2038 году. Эти деньги условно накопительные и не являются собственностью работника, их не смогут наследовать и не смогут отдать в доверительное управление.
Наряду с электронным способом получения решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур теперь налогоплательщики могут в особых случаях рассчитывать на почтовое отправление заказным письмом с уведомлением или под роспись.
За что могут аннулировать (РПП) ВНЖ в Казахстане?
Что касается самого (РПП) ВНЖ в Казахстане, в соответствии с п. 13 ст. 49 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иностранцам и лицам без гражданства, либо выданное ранее разрешение аннулируется:
13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;
Если в РК было открыто ИП, которое иностранец вправе зарегистрировать исключительно на основании РПП (ВНЖ) и при этом у него есть намерение уехать из РК более чем на пол года (например фриланс в Таиланде), надо подготовить документы что выезд из РК связан с обучением, еще на территории РК, например заключить договор с языковым центром, а по прибытии в другую страну, получить студенческую визу, при этом обязательно письменно согласовать такой выезд с миграционной службой МВД РК.
В таком случае, на период обучения физическое лицо будет признаваться постоянно пребывающим в РК, в ином случае в любой момент ВНЖ может быть аннулировано и следом за ним ИП со всеми вытекающими, при условии что предприниматель отсутствует в РК более чем 183 дня в 12-месячном периоде и да, предложенный мной вариант очень шаткий, именно по этому если фрилансер не проживает в РК открывать ИП в Казахстане, плохая идея.
Налог на транспорт в Казахстане: сроки и новые правила на 2024 год
Согласно новым правилам налогообложения транспортных средств в Казахстане, владельцы автомобилей и других транспортных средств должны уплатить налог в течение определенного срока каждого года. В 2024 году срок оплаты налога на транспорт будет установлен с 1 января по 1 марта.
Оплата налога производится через систему электронной государственной услуги «электронное расчетное агентство», которая позволяет владельцам транспортных средств упростить процедуру оплаты налога и избежать очередей в налоговых органах. Необходимо заполнить соответствующую декларацию и произвести оплату налога в установленные сроки.
Новые правила также предусматривают штрафы для лиц, не уплативших налог вовремя. Штрафы могут варьироваться в зависимости от срока просрочки и суммы неуплаченного налога. Владельцы транспортных средств обязаны следить за сроками оплаты и своевременно производить платежи, чтобы избежать неприятных последствий.
Собранные средства от налога на транспорт направляются на развитие дорожной инфраструктуры и обслуживание автомобильных дорог в Казахстане. Это позволяет улучшить условия дорожного движения и обеспечить безопасность на дорогах для всех участников.
Важно отметить, что налог на транспорт является обязательным для всех владельцев транспортных средств, включая автомобили, мотоциклы, грузовики и другие виды транспорта. Налоговые сборы должны быть внесены в установленные сроки, чтобы избежать негативных последствий.
Обновленные правила уплаты налога на транспорт
Начиная с 2024 года в Казахстане вступают в силу новые правила уплаты налога на транспорт. Эти обновленные правила направлены на упрощение и улучшение процесса уплаты налогов, а также на повышение прозрачности и надежности системы.
Согласно новым правилам, срок оплаты налога на транспорт составляет 30 дней с момента получения уведомления о начислении налога. Это означает, что владельцы транспортных средств должны внимательно следить за своей почтой или другими коммуникационными каналами, чтобы своевременно получить уведомление о начислении налога.
Помимо изменения срока оплаты налога, также были внесены изменения в процедуру уплаты. Теперь владельцы транспортных средств имеют возможность оплатить налог онлайн через специальный портал государственных услуг. В этом случае необходимо ввести свои персональные данные, номер транспортного средства и сумму налога, после чего выбрать удобный способ оплаты.
Если же владелец транспортного средства предпочитает оплатить налог в офисе, то он может обратиться в налоговую службу своего региона и получить подробную информацию о необходимых документах и процедуре оплаты.
- Каждый владелец транспортного средства обязан своевременно уплачивать налог, иначе он может быть подвержен финансовым штрафам и санкциям.
- Налог на транспорт рассчитывается исходя из ряда факторов, включая тип транспортного средства, мощность двигателя и регион прописки владельца.
- Сумму налога можно узнать, обратившись в налоговую службу или через онлайн-портал государственных услуг.
Памятные даты для уплаты налога на транспорт в Казахстане должны быть строго соблюдены, чтобы избежать негативных последствий. Правильное и своевременное исполнение этого обязательства позволит владельцам транспортных средств избежать неприятных ситуаций и сберечь свое время и средства.
Сроки и штрафы за неуплату налога на транспорт
В Казахстане установлены определенные сроки для оплаты налога на транспорт. Согласно законодательству, необходимо оплатить этот налог ежегодно до 1 апреля. При оплате после указанного срока взимается штраф.
Штраф за неуплату налога на транспорт зависит от количества дней, на которые задерживается платеж. Если платеж не был осуществлен вовремя, но позднее был оплачен в течение 30 дней после истечения срока, штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога.
Если оплата произведена с задержкой более 30 дней, но в течение 90 дней после истечения срока, штраф увеличивается до 30 процентов от суммы неуплаченного налога.
В случае неуплаты налога на транспорт более чем на 90 дней после истечения срока, величина штрафа составит 50 процентов от суммы неуплаченного налога и может быть дополнительно увеличена, если имеются повторные нарушения.
Поэтому очень важно своевременно оплачивать налог на транспорт, чтобы избежать неприятных последствий. Уплата налога поможет избежать наложения штрафных санкций и сохранить хорошую репутацию перед налоговыми органами.
Особенности оформления авто из Казахстана физическим лицом
Главная особенность оформления авто из Казахстана физическими лицами заключается в том, что таможенные платежи не требуется, но потребуется доплатить только за автомобили, растаможенные в Казахстане на льготных условиях. Кроме этого за ввозимый автомобиль нужно оплатить: утилизационный сбор, оформить СБКТС и ЭПТС, после чего поставить на учёт в ГИБДД (МРЭО).
При ввозе купленного в Казахстане авто в Россию физлицами:
- НДС – не платится;
- Таможенная пошлина – не платится;
- Таможенный сбор – не платится;
- Акциз – не платится;
- Утильсбор – платится в зависимости от возраста авто. Размеры указаны в Таблице 1;
- Получение СБКТС — оплачивается (при необходимости);
- Подключение «ЭРА-ГЛОНАСС» — оплачивается (при необходимости);
- Оформление ЭПТС — оплачивается.
Оформление авто из Казахстана — получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый из Казахстана авто необходимо получить ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства). Бумажные ПТС в России уже не выдают. Оформив ЭПТС, автомобиль можно поставить на учёт в ГИБДД и, получив российские номера, установить их на авто. Только после этого можно будет свободно ездить на ввезённом из Казахстана авто по российским дорогам. ЭПТС — необходимый документ, он подтверждает право собственности на автомобиль, он нужен при покупке и продаже, а также может потребоваться в случае угона автомобиля. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) >>>
ЭПТС оформляется на основе Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или разового ОТТС. СБКТС нужен для предотвращения ввоза в Россию разного рода автохлама и служит подтверждением того, что техническое состояние, ввезённого из Казахстана авто, позволяет безопасно ездить по российским дорогам общего пользования. Подробнее про оформление СБКТС >>>
Наша компания оказывает услуги по оформлению авто из Казахстана и получению СБКТС и ЭПТС в России.
Покупка б/у автомобиля в Казахстане
Автомобили с пробегом в Казахстане можно приобрести с рук или в автосалоне. Во втором случае машина, скорее всего, будет ввезена в страну по льготным таможенным ставкам, поэтому если ее покупателем окажется гражданин РФ, при вывозе авто в Россию он обязан будет доплатить до полной суммы растаможки, чтобы авто получило статус товара Евразийского экономического союза.
Если же покупку б/у или нового автомобиля в салоне совершит резидент Казахстана, то для покупателя из России формально его покупка будет осуществляться уже с рук, а сам автомобиль будет иметь статус товара ЕЭС.
Данная схема на сегодня является действующей, но все же «серой», поэтому 100-процентной гарантии, что она будет работать на протяжении всего 2024 года, на сегодня не может дать ни один эксперт.
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2024 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
84111 Деятельность республиканских органов управления
84112 Деятельность региональных органов управления
84113 Деятельность местных органов управления
84114 Деятельность сельских и поселковых органов управления
84115 Деятельность, связанная с налогообложением
84116 Деятельность таможни
84117 Деятельность в области статистики и социологии
84120 Регулирование деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры и других социальных услуг, кроме социального обеспечения
84130 Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности
84210 Международная деятельность
84220 Оборонная деятельность
84230 Деятельность в области юстиции и правосудия
84240 Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности
84250 Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях
84300 Деятельность в области обязательного социального страхования