Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля в ГИБДД в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД
Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.
Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:
- Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
- Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
- Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
- Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
- Пройти технический осмотр автомобиля.
- Пройти осмотр авто в ГИБДД.
- Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
- Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Правила регистрации фаркопа транспортных средств
Регистрация тягово-сцепного устройства в 2024 году происходит поэтапно, в рамках определенных правил. Для этого следует подать в ГИБДД пакет документов, включающий копию ПТС, сертификат на фаркоп, свидетельство о регистрации авто и заполненное по форме заявление. После этого машина отправляется на техническую экспертизу для определения возможности установки ТСУ.
Госавтоинспекция не проводит экспертизу, а лишь выдает бланки и направляет по определенному адресу. Если эксперты одобрят заявку, автовладелец получит официальное разрешение на крепление фаркопа. Монтаж рекомендуется провести в автомастерской, где водитель получит на руки документ со списком проведенных манипуляций. После этого машине потребуется повторная экспертиза для проверки ее безопасности вкупе с новым оборудованием.
При положительном исходе водитель получит на руки диагностическую карту. Последний шаг – отнести в техотдел ГИБДД полученные документы, приложив к ним сертификат качества ТСУ и заявление на его регистрацию. Инспектор оценит правильность установки фаркопа и выдаст/не выдаст свидетельство о том, что прикрепленное оборудование соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
- Регистрация по новым правилам.
- Демонтаж приспособления.
- Смена машины на новое, уже приспособленное к установке ТС.
Порядок регистрации фаркопа в ГИБДД
При оформлении ТСУ автовладелец обязан соблюсти определенный порядок действий:
- Определиться с возможностью монтажа фаркопа на свой легковой автомобиль. Транспорт должен быть достаточно тяжелым и способен на буксировку прицепа, в задней части иметь специальное место для установки дополнительного оборудования.
- Приобрести новый агрегат у официального производителя авто, руководствуясь особенностями и техническими характеристиками конкретной модели и марки. Если нужной позиции не оказалось в продаже, обратиться к другому изготовителю подобных ТСУ.
- Воспользоваться услугами автосервиса, где выдается заключение о возможности переоборудования для получения разрешения от ГАИ и проводит монтаж фургонов. Здесь авто подвергнут технической проверке до и после монтажа ТСУ.
- Получить от специалистов необходимые документы, протокол безопасности, если диагностические мероприятия пройдут успешно.
- Оплатить услуги сервиса.
- Если об установке фаркопа на авто в руководстве по эксплуатации ничего не сказано, то с полученными документами надо отправиться в ГИБДД.
Разрешена ли установка фаркопа на легковой автомобиль: российское законодательство об установке фаркопа
Фаркоп — это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.
Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.
С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее — Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.
Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.
При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.
Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.
Информация о фаркопах в законодательстве
В законодательстве при рассмотрении особенностей фаркопа стоит ориентироваться на Технический регламент таможенного союза от 2011 года. В нем зафиксировано, что при наличии тягового устройства в заводской конструкции нет необходимости проходить дополнительную регистрацию.
В случае установки фаркопа обязательно нужно ориентироваться на документацию, его полное соответствие основным нормам и правилам, прохождение экспертизы, рассматривающей вопросы безопасности.
В результате можно сделать вывод о том, что при приобретении автомобиля или же установке фаркопа обязательно нужно рассматривать инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также на технические характеристики самого дополнительного оборудования, сертификат на него и данные от мастерской, установившей это оборудование.
При четком соблюдении всех правил и норм с фаркопом не будет никаких дополнительных проблем. В таком случае обеспечивается соблюдение закона, а также гарантируется безопасность использования.
Можно ли обойтись без регистрации
Требуется ли регистрация фаркопа, зависит от того, была ли изменена конструкция автомобиля при установке оборудования. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011, пункт 77, транспортные средства в таких случаях не подлежат досмотру:
- При монтаже оборудования и компонентов, предназначенных для данного типа транспортного средства, которые были испытаны в составе транспортного средства и имеют подтверждающие документы.
- Установка специфического оборудования и компонентов предусмотрена производителем транспортного средства в соответствии с эксплуатационной документацией автомобиля.
Согласно этому техническому регламенту, если фаркоп установлен на легковом автомобиле, устройство может быть освобождено от регистрации при соблюдении следующих условий:
- Возможность установки фаркопа на автомобиль и использования его с прицепом указана в руководстве пользователя. Большинство автомобилей подходят для таких условий.
- Производитель выпустил декларацию о соответствии техническому регламенту на тягово-сцепное устройство и паспорт изделия, в котором указано, что оно может быть установлено на определенные модели автомобилей.
- Устройство было установлено на транспортное средство в соответствии с инструкциями и без изменения конструкции транспортного средства.
Любое несоблюдение этих условий рассматривается как изменение конструкции транспортного средства, поэтому дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после регистрации в ГИБДД.
Какие документы нужны, и как их получить
Владелец автомобиля должен несколько раз посетить дорожную инспекцию для получения документов на установку фаркопа. Для начала необходимо представить следующее:
- заявление, поданное в установленной форме;
- оригинал и двухсторонняя копия документов на транспортное средство;
- документация, подтверждающая качество и безопасность продукта;
- свидетельство о регистрации транспортного средства в ГИБДД.
После модификации (установки фаркопа) владелец должен еще раз посетить ГИБДД для регистрации фаркопа на автомобиль. Сотрудник дорожной полиции проверит, правильно ли установлен фаркоп и не представляет ли он опасности для участников дорожного движения. Затем необходимо представить следующие документы:
- заявление о регистрации модификации;
- договор купли-продажи прицепа (если имеется);
- сертификат на фаркоп;
- отчет об установке, полученный от дилера автомобиля;
- диагностическая карта автомобиля (выдается на СТО);
- экспертное заключение (выдается станцией техобслуживания).
Фаркопы бывают нескольких видов:
- Встроенный заводом-производителем – в таком случае водителю нужно показать документы, которые подтверждают этот момент, и выписывать штраф ему не будут.
- Съемный – устанавливается обычно только при необходимости, после чего демонтируется. Такой фаркоп не несет изменений в конструкции авто, однако сотрудники ГИБДД считают, что даже съемное устройство должно быть должным образом зарегистрировано.
- Приваренный. Такой фаркоп можно устанавливать только в случае, когда это устройство не нарушает и не меняет конструкцию авто. И за такой фаркоп без соответствующей регистрации владелец рискует получить самый серьезный вид штрафа.
Категории водительских прав для машины с фаркопом
Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.
Автомобиль | Масса прицепа (кг) | Общая масса (кг) | Категория |
Легковой | До 750 либо массы автомобиля | До 3500 | В |
От 750 | От 3500 | ВЕ | |
Грузовой | До 750 | — | С, С1 |
От 750 | — | СЕ | |
От 750 | До 12000 | С1Е | |
Автобус | До 750 | — | D, D1 |
От 750 | — | DE | |
От 750 | До 12000 | D1E |
Как узаконить фаркоп: документы для установки
Нередко случается, при постановке на учет автомобиля с фаркопом сотрудники Госавтоинспекции отказываются производить регистрацию. Тут все просто, если документы на ТСУ отсутствуют, его можно снять. Но как быть если вы управляете ТС и видите недовольные мины на физиономиях полицейских с инфернальным желанием наказать злостного нарушителя. Все просто — возите с собой документы.
Регистрировать фаркоп в ГИБДД не нужно, если он не самодельный и производитель предусматривает установку ТСУ. Если автовладелец будет возить с собой следующие бумаги — ему не страшна встреча с нашей доблестной автоинспекцией.
Фаркопы производятся на основе трехмерных моделей. Серийное изготовление начинается только после тестирования устройств. В процессе создания ТСУ применяют лазерные станки и дробеструйные системы обработки.
Самые качественные и надежные изделия создаются в странах: Голландия, Германия, США и Польша. Качество изделий контролируется на каждом производственном этапе. Что касается российский компаний, то в нашей стране фаркопы выпускают «ДЗК» и «Лидер Плюс».
Самыми дорогостоящими изделиями являются ТСУ, которые способны «прятаться» под бампер. К сожалению, их устанавливают только на американские авто. Конструкция бамперов дает возможность «убирать» фаркоп, благодаря наличию специальных креплений.
Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:
- Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
- Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.
Как оформить установленный фаркоп?
Если у вас установлен фаркоп на автомобиле, то вопрос о его оформлении может возникнуть. Давайте разберем, что нужно делать.
В первую очередь, стоит уточнить, нужно ли регистрировать фаркоп. В соответствии с действующим законодательством РФ, установленный фаркоп не является конструктивным изменением транспортного средства, поэтому он не требует дополнительной регистрации и оформления документов.
Тем не менее, если вас интересует возможность указания фаркопа в техническом паспорте или свидетельстве о регистрации, то стоит обратиться к автосервису или официальному дилеру, где установили фаркоп. Там вам помогут подготовить необходимую документацию и проведут процедуру изменения данных в СТС или ПТС. В этом случае вам придется заплатить определенную сумму за замену документов.
Однако, если фаркоп установлен до 1 января 2024 года, то указывать его в документах не требуется, так как в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.12.2017 № 437, фаркопы, установленные до этой даты, не вносятся в технический паспорт автомобиля.
Также следует учитывать, что наличие или отсутствие фаркопа не влияет на процедуру регистрации автомобиля. Регистрация проводится на основании СТС или ПТС, и фаркоп не является обязательным требованием.
В итоге, если вам нужно оформить фаркоп, то лучше проконсультироваться с экспертами из автосервиса или официального дилера. Они подробно расскажут, какие документы нужны, сколько стоит процедура оформления и где его можно сделать.
Порядок регистрации установленного фаркопа
Какие бумаги потребуются при оформлении заявки? Как вообще обратиться в инспекцию для учета машины с новой деталью? Документы и алгоритм различны для автовладельцев, установивших фаркоп на машину без ТСУ, и тех, кто заменил заводское ТСУ на несертифицированное.
В первом случае:
- Обратитесь в ГИБДД для экспертизы, которая установит, безопасно ли монтировать фаркоп на вашу модель авто.
- Если экспертиза дала зеленый свет, отправляйтесь за установкой фаркопа в автосервис, сертифицированный производителем авто (список таких точек вы можете найти на сайте производителя).
- Пройдите техосмотр и получите диагностическую карту.
- Обратитесь с картой в ГИБДД — вам выдадут свидетельство о результатах экспертизы.
Полученное свидетельство будет подтверждать успешную регистрацию фаркопа в ГИБДД. Носите его с собой, чтобы избежать штрафа.
Как регистрировать фаркоп во втором случае? Вам нужно обратиться в ГИБДД со следующим пакетом документов:
- паспорт на фаркоп (его вам даст продавец детали при покупке);
- сертификат соответствия (либо вложен в упаковку фаркопа, либо можно легко найти в открытом доступе);
- документация авто с указанием, что на эту модель может быть установлен фаркоп;
- отметка в паспорте авто, где указано, что работы были произведены в сертифицированном автосервисе.
Можно ли установить фаркоп без регистрации?
Вам не придется обращаться в инспекцию в двух случаях:
- ТСУ уже было поставлено на заводе, а потому запись об этом есть в документации на автомобиль. Просто возите с собой документацию на машину и сертификат соответствия для нового фаркопа на случай вопросов, и никакие штрафы вам не грозят.
- ТСУ не было установлено, но в конструкции машины есть база для его крепления, то есть производитель допускает возможность монтажа. Эта особенность тоже прописывается в документации. Если вы приобрели такое авто и затем самостоятельно установили на него ТСУ, ставить его на учет не нужно — достаточно демонстрировать документацию, где указана предусмотренная производителем возможность монтажа детали.