Срок предоставления пояснений по требованию налоговой 2024 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок предоставления пояснений по требованию налоговой 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


После того, как вы получили требование о предоставлении пояснений по убыткам, вам нужно убедиться, что требование законное – оно составлено по установленной форме, направлено вам по установленной процедуре (в электронном виде или по почте), в требовании содержится вся необходимая информация, требование направлено вам в установленный законом срок, и у вас есть обязанность на него ответить.

Когда будем предоставлять пояснения в налоговую?

Это необходимо сделать при получении требования о предоставлении пояснений из налоговой инспекции. Обратите внимание, ИФНС вправе направлять такое требование при проведении:

1) камеральной проверки, но только в строго определённых случаях и в соответствии с:

а) пунктом 3 статьи 88 НК РФ, если, например:

  • выявлены ошибки или противоречия в налоговой декларации
  • выявлены несоответствия между сведениями, имеющимися у налогового органа и вашими документами
  • вы заявили убыток
  • в уточнённой декларации вы уменьшили сумму налога к уплате

б) пунктом 6 статьи 88 НК РФ:

  • если вы заявили какие-либо льготы по налогам

в) пунктом 8.8 статьи 88 НК РФ:

  • если вы заявили инвестиционный налоговый вычет

Итак, мы с вами определили, что требование о предоставлении пояснений по убыткам составлено по установленной форме, направлено нам в установленный законом срок, содержит все необходимые реквизиты, а это значит, что отвечать на него придется. Рассмотрим, как составить ответ на требование и в каком виде.

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового Кодекса РФ мы обязаны представить «представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».

Как следует из текста закона, никаких дополнительных документов при проведении камеральной налоговой проверки декларации, в которой заявлен убыток, налоговый орган запрашивать не имеет права, а налогоплательщик представлять не обязан.

Поэтому составляем пояснения в свободной форме, в письменном виде. Что именно указывать в пояснениях? С учетом текущей ситуации в РФ и вообще в мире, основная причина падения спроса на ваши товары/работы/услуги и снижение выручки – пандемия новой коронавирусной инфекции (Сovid-19). Может такое быть? Еще как. Особенно у тех налогоплательщиков, кто вынужден был полностью приостанавливать свою деятельность по указанию властей. Многие страны закрыли границы для ввоза товаров на свою территорию, как это было, например, с Китаем, летом 2020 года. Это веская причина почему вы не поставили товар покупателю из Китая и не получили запланированную выручку? Вполне. Расходы то при этом никуда не делись, как на приобретение или изготовление товара, так и на персонал, который мы обязаны были сохранить, нас об этом руководство страны строго предупреждало. И так далее и так далее.

Что касается истребования дополнительных документов или информации к пояснениям по убыткам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 88 Налогового Кодекса РФ у вас нет обязанности к пояснениям прилагать какую-либо дополнительную информацию, расшифровки и/или документы, которые перечисляет в требовании налоговый орган. И тут, конечно, право выбора за вами – что, кроме самих пояснений, и в каком объеме, представить.

Пояснения в письменном виде вы должны отправить не позднее пяти рабочих дней с даты получения требования. Обязанности представлять пояснения по убыткам исключительно в электронном виде у вас нет: хотим — отправляем по почте (с уведомлением и описью вложения), хотим — везем лично, или отправляем по ТКС. Главное, уложиться в отведенные на ответ пять дней. В соответствии со статьей 6.1 Налогового Кодекса РФ, в данном случае срок исчисляется в рабочих днях.

Ответственность за непредоставление пояснений.

В настоящее время ответственность за непредставление пояснений по убыткам предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей. Повторное нарушение в течение календарного года будет стоить вам уже 20000 рублей. Суммы, как мы видим, уже вполне ощутимые.

Надо отметить, что с момента введения нормы о представлении пояснений по убыткам, то есть с 2014 и примерно до конца 2020 года, ни мы, ни наши клиенты, не получили ни одного штрафа за игнорирование требования и непредставление пояснений по убыткам. А с конца 2020 года ситуация резко изменилась и налоговые органы начали активно привлекать к ответственности и штрафовать Налогоплательщиков за непредставление пояснений по убыткам. Так что мы настоятельно не рекомендуем вам игнорировать такие запросы налогового органа.

Ну и очень любопытный акт о нарушениях был получен одним нашим клиентом – пояснения по убыткам он составлял самостоятельно и представил в установленный срок, но они не содержали «пояснения о причинах полученного убытка». То есть нужно не просто написать, что вы получили убыток в такой-то сумме, но обязательно нужно указать причину его получения.

Ответственность за непредоставление пояснений по убыткам

Как правильно ответить на требование ФНС

На требование о предоставлении пояснений необходимо ответить письменно. Кроме того, нужно зафиксировать, что ответ передан в налоговую, квитанцией оператора электронного документооборота или подписью и штампом инспектора. К пояснениям можно приложить подтверждающие документы, но это необязательно.

Если требование поступило во время камеральной проверки декларации по НДС, то пояснения передаются в электронном виде по утверждённому ФНС формату. В других случаях пояснения можно составить в свободной форме и передать в инспекцию лично, по почте или электронно. Это относится и к требованию налоговой представить документы.

В ответ на требование налоговой о предоставлении документов обычно подаются копии документов, заверенные налогоплательщиком.

На каждой копии должно быть написано «копия верна», дата, должность, подпись и расшифровка подписи того, у кого есть право заверять документы. Документы ИП может заверять сам предприниматель, ООО — руководитель фирмы. Они могут передавать своё право подписи по доверенности.

Документы надо передавать по описи, чтобы подтвердить, что налогоплательщик выполнил своё обязательство. При личной передаче документов в налоговую в описи должен расписаться сотрудник инспекции.При отправке почтой опись подписывает оператор почтовой связи. При передаче в электронном виде по ТКС оператор ЭДО формирует электронную квитанцию.

Через ЭДО можно отправить электронные документы — те, что изначально были в электронном виде и подписаны электронной подписью, или сканы бумажных документов, заверенные ЭП.

Как ответить на требование ФНС, если налоговая нарушила сроки

ИФНС вправе направлять требования в рамках камеральной проверки в течение 3 месяцев со дня, когда компания или ИП представит декларацию или расчёт. Исключение — когда требование направили в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Провести дополнительные мероприятия вправе руководитель налоговой инспекции в ходе проверки. Это возможно, например, если нужны ещё какие-то доказательства нарушения налогового законодательства. Тогда могут запросить дополнительные документы за пределами трёхмесячного срока.

Декларацию по НДС налоговики проверяют в течение 2 месяцев, но этот срок могут продлить до 3 месяцев — также по решению руководителя инспекции.

Если ИФНС пропустила срок, выставлять требование она не вправе. Но иногда налоговая всё же хочет задать вопрос об интересующем её периоде, поэтому может идти на различные уловки. Например, в заголовке указать налоговый период, по которому недавно была камералка, а в тексте требования — интересующий её период, по которому срок отправки требований уже пропущен.

В таких случаях не надо поддаваться на провокацию. В ответе на требование следует указывать только тот период, по которому проводится проверка.

Также следует помнить, что во время камеральной проверки налоговики не вправе требовать документы, за исключением счетов-фактур при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Поэтому документы к ответу на требование о предоставлении пояснений прикладывать не нужно — достаточно просто письменно ответить на вопрос.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

Требование в рамках выездной проверки.

Самое неприятное требование — это требование, полученное во время выездной проверки. Налоговый инспектор, проводящий проверку, вручает такое требование о предоставлении документов руководителю организации или законному представителю лично под расписку. Если такой возможности нет, то требование отправляют заказным письмом или электронно через ТКС. Правовые основания и процедура проведения выездной проверки указаны в ст. 89 НК РФ.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на территории налогоплательщика, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. Ограничений перечня документов, которые может запросить инспектор практически нет, т.к. согласно п.12 ст. 89 и разъяснений ИФНС , это должны быть “документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего списка таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен. Единственное ограничение которое может быть — это то, что запрашиваемые документы должны отражать начисление и уплату того налога, по которому проводится проверка. То есть при проверке начисления и уплаты НДС, налоговый инспектор не вправе запрашивать документы по НДФЛ. Но налоговый кодекс не запрещает проводить выездную проверку по начислению и уплате нескольких налогов.

Если не исполнить требование о предоставлении документов, то должностное лицо, проводящее выездную проверку вправе осуществить выемку документов, руководствуясь п.4 ст. 93 НК РФ.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.

Сроки представления документов

Налоговый Кодекс России регламентирует сроки предоставления документации, запрошенной налоговиками в рамках проведения камеральной, выездной или встречной проверки.

Если в отношении плательщика инициирована камеральная или выездная проверка, то вся запрошенная налоговым органом документация должна быть предоставлена в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Другие требования к срокам предоставления документации – в случае проведения встречной проверки ИФНС. Здесь срок предоставления документов не должен превышать 5 рабочих дней с даты получения требования. Если же налоговые инспекторы адресовали требование касательно конкретной сделки, то срок предоставления документации также, как в случае с камеральной проверкой, не может превышать 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

То есть, вне рамок налоговых проверок налоговый орган не может запросить «все договоры за последние 3 года», но может запросить «счета-фактуры с 01.01.2016 по 31.12.2018, относящиеся к договору, например, №1 от 01.01.2015».

Фактически, налоговый орган может запросить тот же объем документов, что и при проведении выездной налоговой проверки, не выходя на нее. Основной целью такого предпроверочного анализа является определение того, а стоит ли вообще выходить на проверку к данному налогоплательщику.

Что же касается обоснования необходимости истребования документов, то Налоговый кодекс РФ не разъясняет в чем заключается эта «обоснованная необходимость», и обязан ли инспектор давать налогоплательщику какие-либо пояснения о мотивах истребования у него документов (информации) вне рамок налоговых проверок.

Если ранее суды чаще соглашались с налогоплательщиками о том, что налоговый орган должен четко и ясно изложить, в чем заключается такая необходимость, в противном случае «требование нарушает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ». То в последние время стало больше решений, в которых суд считает, что «обоснованная необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах», либо суд соглашается с инспекцией, что обосновать необходимость можно фразой «в связи с возникновением обоснованной необходимости», или другими словами, надо, потому что надо…

А то и вовсе разъясняется, что «налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование».

Считаем, что такое судебное толкование статьи 93.1 НК РФ расширительным, ведущим к тому, что инспектор наделяется правом запрашивать документы произвольно у кого угодно, в любом количестве, без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля, без какой-либо необходимости, игнорируя нормы НК РФ о сроках проведения налоговой проверки.

Как ответить и в какие сроки

Если налоговая запрашивает документы, вам следует обратить особое внимание на требования и сроки ответа. Популярные требования могут касаться различных аспектов, таких как проверка налоговых взносов, налоговых пояснений, или документов по страховым взносам.

Чтобы ответить на требование, вам необходимо писать формальный ответ, который содержит объяснения и пояснения по всем вопросам, указанным налоговой. Ошибки в ответе могут привести к штрафам и дополнительным проверкам, поэтому стоит обратиться к образцам ответов или к профессиональному юристу, чтобы избежать неправильного решения.

При ответе необходимо учитывать сроки. Налоговая обычно указывает конкретный срок, в течение которого необходимо предоставить запрошенные документы. Этот срок может быть разным, в зависимости от ситуации. Например, если требование касается налога на добавленную стоимость (НДС), то срок может составлять 30 дней с момента получения требования. Однако, в некоторых случаях, срок может быть продлен.

Как подать пояснения в ИФНС по новым правилам

  • Соблюдение сроков: Новые правила предусматривают жесткие сроки подачи пояснительных записок, которые необходимо соблюдать. При опаздании с подачей пояснений налогоплательщик может быть подвержен штрафам и пеням.
  • Предоставление правильной информации: В пояснительной записке необходимо предоставить точную и полную информацию о причинах возникновения налоговых расхождений и о способах их устранения.
  • Форма и оформление: Правила также устанавливают определенные требования к форме и оформлению пояснительной записки, так что важно внимательно ознакомиться с этими требованиями и следовать им при ее составлении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *