Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Что в планах у налоговой службы на 2024 год

В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.

Способы защиты от персональной ответственности

Однако эти сроки носят организационный характер и не являются пресекательными, о чем недавно напомнил и Верховный суд. То есть пропуск 90-дневного срока не влияет на возможность признания заявления ИФНС обоснованным и введения процедуры банкротства.

Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей. Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции. Сегодня они лишены такой возможности.

Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.

Особенности проведения

При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.

Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований, или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.

Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.

Какие факторы создают риск проведения налоговой проверки при банкротстве?

Несмотря на вышесказанное, важно отметить, что ФНС далеко не всегда проводит ревизию в случае возбуждения дела о несостоятельности организации.

При этом, есть определенные сигналы, на которые сотрудники фискального органа обращают внимание, принимая решение о проведении проверки.

Наиболее существенные обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения проверки выглядят следующим образом:

  • Банкротство проводится по процедуре ликвидируемого должника;
  • Компания имеет большое количество контрагентов технического характера в отсутствие к тому экономически обоснованных мотивов;
  • Отчетность должника, которая сдавалась в период до возбуждения дела о банкротстве, содержит информацию об убытках компании при отсутствии сведений о существенной прибыли;
  • Должник часто нарушал требования сотрудников ФНС о представлении документов или устранении нарушений;
  • Выплаты по заработной плате сотрудникам должника ниже, чем средние показатели по отрасли, в которой организация осуществляла свою деятельность.

Налоговая проверка при банкротстве. Быть или не быть?

Если инициировать процедуру банкротства, не станет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку вашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке;
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу в связи с налоговой проверкой банкрота.
  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса;
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности тоже может стать поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод как минимум вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.


Инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с вышеприведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

Контроль ФНС при банкротстве ООО

Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.

Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций. Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии.На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.

Налоговая проверка при банкротстве проводится в штатном режиме. Порядок ее проведения установлен в НК РФ (ст.88). Для ее начала не нужно получать какое-либо разрешение от руководителя Федеральной Налоговой Службы или же самого налогоплательщика.

Если речь идет о камеральной проверке, то уведомлять налогоплательщика не требуется. В ходе проверки анализируются представленные в ФНС декларации и бухгалтерские балансы.

В случае обнаружения в них несоответствий инспектора направляют требования о представлении пояснений или предъявлении дополнительных документов должнику.

Например, если компания претендует на льготы, было заявлено НДС к возмещению и пр. Такие требования инспекторов должны быть удовлетворены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления из инспекции.

В ходе налоговой проверки при процедуре несостоятельности могут привлекаться эксперты и свидетели, запрашиваться подтверждающая документация у контрагентов предприятия.

Представители юрлица могут и вовсе не узнать о том, что в отношении них проводилась проверка, когда не будет выявлено никаких расхождений или несоответствий. Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено.

Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами.

При банкротстве ООО налоговая проверка может производиться как в выездном, так и штатном режиме. В ходе банкротства обычно отстраняется руководящий состав компании и все полномочия переходят к временному управляющему. В такой ситуации все требования налоговиков о запросе дополнительных сведений должны проводиться через назначенного судом арбитражного управляющего. Сами представители органов управления могут привлекаться в качестве свидетелей.

Казалось бы, по результатам процедуры банкротства компании все долговые обязательства компании аннулируются, а долги по налогам подлежат списанию. И даже если налоговики при ревизии выявят нарушения, но денег на удовлетворение требований перед бюджетом у компании не останется (размер конкурсной массы получится меньше, чем вся задолженность перед кредиторами), то будет считаться, что они погашены.

Сроки проведения налоговой проверки

Согласно ст.89 НК РФ срок проведения налоговой проверки не более 2-х месяцев, также проверка может быть приостановлена на определенный срок, который в срок проверки не входит. В исключительных случаях срок налоговой проверки может быть увеличен до 3-х месяцев. Далее 2 месяца отводиться должностным лицам налогового органа для составления акта выездной налоговой проверки, который передается налогоплательщику для рассмотрения и подписания. Налогоплательщику дается 2 недели на обжалование акта налоговой проверки, и еще 2 недели для принятия должностными лицами налогового органа окончательного решения по результатам проверки. В итоге получается, что решение по результатам проверки вступает в силу минимум через 5-6 месяцев с момента ее проведения. Срок подачи заявления о включении в реестр кредиторов — 2 месяца с момента публикации сведений о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 1 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). К этому времени решение по результатам налоговой проверки должно вступить в силу.

Вероятность налоговой проверки при несостоятельности предприятия

Исходя из юридической практики, можно действительно сделать вывод о том, что заинтересованность налоговиков к компаниям, ходатайствующим о признания банкротства, значительно ниже. Тому есть несколько причин:

  1. Вероятность того, что удастся применить денежные взыскания, крайне мала, поскольку налоговые сборы в списке требований кредиторов значатся третьей очередью, и фактически реальные взыскания применяются крайне редко.
  2. Даже если налоговики все же решили провести аудит, не факт, что выявленные нарушения попадут в кредиторский реестр и будут удовлетворены. На проведение контрольных мероприятий, составление документации нужно время, и чаще всего его недостаточно даже для того, чтобы инспекторы успели заявить о санкциях до того, как реестр закрыт.
  3. Зачастую налоговики сами не заинтересованы в проведении аудита в отношении компании, находящейся на грани банкротства, из-за нежелания портить показатели статистики (как уже было сказано, вероятность денежных взысканий в таких ситуациях крайне мала, а вот показатели собираемость налогов и пени испортить можно).

Благодаря всем этим причинам компании, являющиеся потенциальными банкротами, чаще всего исключаются из плана контрольных мероприятий. Однако стоит понимать, что этот тезис действует только в отношении фирм, находящихся на заключительной стадии банкротства, то есть фактически уже не функционирующих. На начальных этапах или же в случае, если началось так называемое «оздоровление бизнеса», визита налогового инспектора скорее всего избежать не получится.

То же самое можно сказать о случаях, когда за фирмой числится существенная сумма задолженности.

Принимаем верное решение

Если предпринимателю важно избежать проведение приближающейся налоговой проверки, он может инициировать процедуру банкротства и избежать возможных осложнений, связанных с деятельностью ФНС.

Чтобы правильно и юридически грамотно проделать такую работу рекомендуем обратиться в нашу специализированную компанию — DIVIUS Law&Consulting. Мы оказываем клиентам в Москве и Воронеже, а также вышеуказанных областях полный спектр юридических и оценочных услуг. Работа компании осуществляется строго в рамках правового поля, поэтому достигнутые результаты являются окончательными и выгодными для клиентов.

Принимайте правильное решение, пользуйтесь услугами профессионалов конторы Дивиус Право и Консалтинг!

Программа ФНС для получения отсрочки по налогам

Нередко руководители ООО сталкиваются с трудностями и не могут выплатить налог в полной мере. Чтобы не доводить дело до начала процедуры банкротства, стоит заранее уведомить уполномоченный орган – сделать это можно лично или с помощью специального онлайн-сервиса.

Постановления и информация на сайте ФНС обновляется регулярно, поэтому следить за всеми новостями намного проще. Воспользоваться сервисом и программным обеспечением ФНС может любой гражданин, которому необходимо отправить какие-либо документы в налоговую службу. В случае если на сайте найдена ошибка в тексте или возникают вопросы о функционировании интернет-сервисов, необходимо заполнить специальную форму, которая направляется редактору сайта ФНС. В случае критической ситуации на производстве, чтобы не давать никаких подозрений, стоит заполнить специальную электронную форму на сайте, отправить ее и получить отсрочку по страховым выплатам, налоговым платежам.

Какими фирмами интересуется налоговая

ФНС не проверяет организации с малыми оборотами, не имеющие долгов, а также с нулевыми отчетами. Инспекции в этом плане интересны фирмы, по которым есть информация об уходе от уплаты. Например, способом разделения бизнеса на несколько мелких фирм. Также ИФНС контролирует ООО, которые замечены в недобосовестном отчислении взносов в ФСС.

Подозрение вызывают организации, у которых есть долг перед государственным бюджетом или ранее были разрывы. Поэтому перед началом добровольного закрытия бизнеса нужно проанализировать, готова ли фирма сразу погасить бюджетные задолженности. Срок для выполнения данного обязательства начинает отсчет с даты принятия решения учредителями.

Налоговая инспекция инициирует проверку тех компаний, которые подпадают под определенные критерии. На практике наиболее часто встречаются следующие:

  • Разрыв по налогу на добавленную стоимость. Сделки по нему проверяет автоматизированная система. Если выявлены нестыковки, то это вызовет сомнения у инспектора. Он запросит разъяснение или декларацию с уточнениями.
  • Большие суммы возмещения по НДС за последние 3 года.
  • Нагрузка по налогам и сборам значительно ниже, чем в среднем по отрасли. Она рассчитывается как частное, полученное делением суммы налогов на размер выручки, и помноженное на 100.
  • Слишком низкая нагрузка по страховым взносам. Расчет аналогичен налоговой нагрузке.
  • Фирма несколько приближалась к максимальным лимитам спецрежима.
  • Рентабельность ниже на 10% и более по сравнению со средним отраслевым показателем.
  • Убытки за несколько периодов в отчетах. Бизнес ничего не смог заработать, но продолжал вести свою деятельность.
  • Компания отказывается направлять разъяснения по требованию налоговой инспекции. Например, ИФНС запрашивает объяснение по вычету НДС, а организация никак на это не реагирует.
  • Неоднократное снятие с учета в одной ИФНС и переход на регистрацию в другую.
  • Расходы увеличивались, а доходы падали. Это вызовет подозрение, что расходы проводились фиктивно для уменьшения налогов.
  • Участие в цепочке однодневных фирм для вывода денег и уклонения от налогов. Инспекция может заподозрить, что ООО заключало сделки только на бумаге. А фактически услуги не оказывала и товары не закупала.
  • Соглашение с подозрительным партнером. ФНС насторожит, если компания работает с организацией без штата сотрудников, офиса и складских помещений.
  • Наличие кредитных займов от взаимозависимого предприятия.
  • Проведение сделок с иностранными организациями. Например, займов, выплаты роялти и дивидендов, купли-продажи ценных бумаг.

Выездная проверка при ликвидации ООО: как пройти и как избежать

  • Независимость. Ход проверки защищен от постороннего влияния (проверяющие органы независимы от проверяемой организации).
  • Планомерность. Контрольная деятельность тщательно готовится – составляется график мероприятий контроля, устанавливается перечень объектов и документов, подлежащих проверке, проверяется соответствие возможностей проверяющих с количеством времени, отведенного на сам процесс.
  • Объективность и достоверность. Выявленные нарушения в ходе расследования должны быть документально подтверждены зарегистрированы. Не допускается документирование фактов на основе домыслов и предположений проверяющих.
  • Документальное оформление результатов. Ход проверки должен фиксироваться в специализированных документах. При надлежащем документировании появляется гарантия соблюдения прав и интересов проверяемой организации (это плюс при подаче жалоб в вышестоящие инстанции).
  • Взаимодействие и обмен полученными даннымис иными общегосударственными органами. Это важно для возможности привлечения налогоплательщика к ответственности (например, возбуждение уголовного дела, если в ходе расследования обнаружено совершение преступления).

Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва

Пример – вы должны были в пределах 3-х финаpнсовых лет подряд оплатить налоги в сумме 20 000 000 р. – уплатили их не все, всего лишь 18 100 000 р. – тогда уголовного состава нет поскольку сумма неуплаченного налога меньше 10 % от общей суммы налога подлежащей уплате. Если в этот же трех летний финансовый период не доплатили сумму больше 10 % от общей суммы налоговых обязательств, и она больше 2 000 000 р. – уголовная ответственность.
После завершения процедуры банкротства все долги и требования к компании списываются. По таким неплатежеспособным субъектам хозяйствования списанию подлежат и налоговые задолженности.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Муж является гендиректором ООО. После проверки налоговой выставлен счёт фирме 250 миллионов. Отвечает ли мой муж имуществом? И отвечает ли супруга в данном случае имуществом. В собственности у нас квартира (купленная в браке) пополам в равных долях и машина. Стоит ли перевести всё имущество на супругу или на близкого родственника?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *