Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые вопросы по обращению с ТКО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО
В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:
- несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
- нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
- неуплата установленных сборов;
- несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
- неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
- превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
- неправильная классификация отходов;
- применение ТКО для рекультивации;
- отсутствие контроля за объектом размещения отходов.
Мусорная реформа: результат для жителей страны
2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.
В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.
Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.
Конечно, Правительство осознает, что воплощение в жизнь «мусорной реформы» – дело не одного дня.
Учтите! По этой причине в законе «Об отходах производства и потребления» предусмотрены поправки, ограждающие города от риска утонуть в море мусора:
- Те регионы, которые никак не определятся с утверждением оператора, ответственного за утилизацию бытовых отходов, имеют значительную отсрочку для решения этого вопроса – им предоставлен целый год. На отсрочку можно надеяться и при объявлении банкротства ответственной организацией, а также выявлении факта незаконного выигрыша организованного конкурса;
- Пока еще разрешают использовать старые полигоны (свалки) на протяжении следующих четырех лет, но при условии отсутствия угрозы экологической обстановке, жизни (здоровью) населения;
- Отсрочку на введение реформы имеет Москва и Санкт-Петербург. Здесь она стартует только через три года. Связано это с тем, что в обозначенных регионах пока нет никакой возможности расположить полигоны современного образца и заводы мусороперерабатывающего назначения.
Как заключить договор на вывоз отходов из частного домовладения
Типовая форма договора на оказание услуг по вывозу ТКО представлена в пункте 5 статьи 24.7 закона №89-Ф3. В договоре обязательно должны быть указаны:
- Название и реквизиты организации, являющейся региональным оператором по вывозу коммунальных отходов, её юридический адрес.
- Паспортные данные заказчика услуги – фамилия, имя, отчество, место регистрации и адрес проживания.
- Обязанности организации оператора (сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов), место сбора и объем выполняемых работ. К обязанностям оператора также относится своевременное реагирование на жалобы заказчиков на ненадлежащее выполнение услуг, контроль за сохранностью контейнеров и состоянием контейнерных площадок.
- Обязанности заказчика: оплата услуги в срок согласно тарифу, установленному местным исполнительным комитетом, складирование мусора строго в предусмотренных для этого местах, ответственность за сохранность контейнеров и т.д.
- Точное расположение место складирования отходов вместе со схемой, а также указание на тип его хранения (пакеты, урны, контейнеры, бункеры и пр.).
- Возможность для заказчика и исполнителя раз в полугодие производить поверку, учет и контроль оказываемой услуги.
- Длительность действия договора. Как правило, договор имеет силу до тех пор, пока в силе соглашение оператора услуги с муниципальными органами власти.
- Место и время заключения договора.
- Подписи всех сторон.
Тарифы на транспортировку ТБО в некоторых регионах страны
Субъект РФ | Для многоквартирных домов | Для жителей частного сектора |
Тюменская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Московская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Ленинградская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Новгородская обл. | 57,39 руб/чел | 39,86 руб/чел |
Воронежская обл. | 165,02 руб/чел | 157,64 руб/чел |
Республика Алтай | 53,68 руб/чел | 61,73 руб/чел |
Краснодарский край | 121,69 руб/чел | 139,6 руб/чел |
Брянская область | 91,65 руб/чел | 70,76 руб/чел |
Курганская обл. | (отложена, применяется старая схема) | (отложена, прим. старая схема) |
Пермский край | действует плата за кв. м. | 71,70 руб/чел |
Астраханская обл. | 96,46 руб/чел | 63,12 руб/чел |
Порядок совершения платы за вывоз мусора.
Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.
Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:
- Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
- Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
- Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
- Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.
Можно ли будет сэкономить?
Существуют случаи, когда на оплате за вывоз ТКО можно немного сэкономить. На основании ряда документов можно произвести перерасчет платежей. Сэкономить можно при отъезде в командировку, отпуск, при длительном лечении в больнице. Документальное подтверждение отсутствия в месте постоянного проживания является основанием для пересчета.
Важно! Наиболее выгодно сдавать рассортированный мусор. Оператор принимает его согласно объему или весу. Расчет согласно количества проживающих на территории в таком случае не актуален.
Решение о предварительной рассортировке отходов принимается на собрании всех жильцов. Сортировке на данный момент подлежит пластик и бумага. Согласно предварительным подсчетам экономия при предварительной сортировке составляет 50%.
О необходимости изменения законодательства
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Тарифы на вывоз мусора
Изменения в работе с ТКО достаточно существенны.
Таблица 1. Основные изменения в законодательстве
Было | Стало |
Предоставление услуги закреплено за муниципальными властями | Услуга оказывается региональным оператором, с которым заключается договор |
Тарифы на вывоз мусора устанавливались ЖКХ | Тарифы устанавливаются оператором |
Оплата включена в общедомовые расходы | Оплата выведена в отдельную строку «Услуга обслуживания ТКО» или вообще в отдельную квитанцию |
Отходы необходимо сортировать |
При осуществлении услуг по вывозу мусора и отходов должны соблюдаться нормы, прописанные детально в СанПиН 42-128-4690-88. Он предполагает составление путевого листа для каждой грузовой машины, взаимодействие с администрацией полигона по складированию бытовых отходов и пр.
Весь вывозимый мусор делят на пять категорий, основываясь на степени его негативного влияния на окружающую среду:
- чрезвычайно опасные (после их выброса природный баланс практически не восстановим);
- высоко опасные (период восстановления – до 30 лет);
- умеренно опасные (до 10 лет);
- малоопасные (до 3 лет);
- практически неопасные (природный баланс восстанавливается менее чем за год).
Еще выделяют промышленные, строительные и бытовые отходы. Если речь идет об опасных отходах, то следует особое внимание уделить Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2010 года. На его положениях основываются многие местные Постановления о порядке сбора и вывоза опасных отходов.
Нормативы накопления ТКО
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 — 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Что такое региональный оператор?
Согласно обновленному законодательству, сегодня вывоз мусора производится уже не маленькими компаниями, а регоператорами. Они определяются на тендерной основе, впоследствии отвечают за обращение с ТКО.
Вначале все регионы должны утвердить индивидуальный план управления отходами, принять соответствующую программу. В тендере обычно участвуют местные предприятия, занимающиеся сбором, перерабатыванием мусора. Контролируют деятельность отобранных организаций районные администрации, РЭО.
Региональный оператор непременно должен:
- Подписывать договора с местными жителями, различными структурами.
- Собирать, транспортировать, утилизировать ТКО.
- Обезвреживать опасные отходы.
- Внедрять раздельный сбор мусора.
- Избавляться от нелегальных свалок.
Кому жаловаться на исполнителя
Если поставщик услуги нарушает нормы законодательства, потребитель может сообщить в местные органы власти о том, что региональный оператор игнорирует условия соглашения. Претензию следует направить в инстанцию, которая подписывала договор с оператором от имени региона.
Узнать, кто его заключал, несложно – текст контракта размещается на сайте исполнителя услуги. Например, в Белгородской области это соглашение заключил департамент ЖКХ.
Можно жаловаться и в другие организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с последствиями некачественного оказания услуги. К ним относится:
- региональная энергетическая комиссия (нарушения в области тарифов на услуги);
- Роспотребнадзор (нарушение эпидемиологических и санитарных норм);
- Росприроднадзор (неисполнение условий лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности, которое влечет проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологией).
Если обращения в эти ведомства не имели положительного результата, следует поставить в известность прокуратуру.
Оплата вывоза мусора в частном секторе
Вывоз мусора в частном секторе оплачивается несколькими способами:
- через кассы и терминалы при оплате коммунальных платежей;
- через личный кабинет своего банка;
- через систему «Город»;
- на сайте управляющей компании.
Ежемесячно владелец дома получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. В ней указана сумма начислений за услугу вывоза мусора. Тарифы закрепляются в нормативных актах субъекта РФ (п. 2 ст. 24.8 ФЗ №89). Стоимость услуги формируется из двух частей — цены за 1 м3 и норматива накопления.
Норматив накопления напрямую зависит от количества проживающих в доме человек. Он одинаков для всего региона. Стоимость вывоза 1 м3 мусора может отличаться в разных населенных пунктах. К примеру, в разных районах Москвы она может составлять от 700 до 950 рублей.
При вывозе ТКО может применяться льгота для следующих категорий граждан:
- многодетные семьи;
- ветераны труда;
- инвалиды и родители детей-инвалидов;
- пенсионеры;
- пережившие блокаду Ленинграда;
- ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.
Размер компенсации определяется в каждом отдельно округе. К примеру, для пенсионеров льгота может составить 30-100% в зависимости от возраста.
Размер оплаты услуг по вывозу мусора формируется органами власти и назначенным оператором, согласно 1 пункту статьи 24.9 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».