Ответственность за установку ксеноновых ламп на автомобиле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за установку ксеноновых ламп на автомобиле». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?

Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?

Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?

Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.

Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.

Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.

Штраф за ксенон в 2024 году

Ксенон любим многими автовладельцами. Его яркость, хорошая освещаемость дорог и привлекательный внешний вид нравятся водителям. Именно поэтому информация о жестоких санкциях за его применение в 2022 году встревожила многих.

Однако повод для волнений есть не у всех обладателей световых приборов с ксеноном. Например, заводские фары с таким освещением вполне соответствуют букве закона и не подлежат наложению штрафа за ксенон в 2022 году.

Также водители вправе сами устанавливать газоразрядные лампочки в 2022 году, если автомобиль изначально для них предназначен.

Рассмотрим подробно, какие штрафные меры грозят за ксенон в 2022 году, в каких случаях автолюбителей лишают прав, как избежать наказания и другие тонкости этого вопроса.

Чем опасны ксеноновые фары?

Освещение типа ксенон очень эффектно. Такие фары ставят те, кто хочет выделиться на дороге. Тем не менее, они не соответствуют ГОСТам и мешают безопасному движению на дорогах города и трассы по следующим причинам:

  • Ксеноновые фары слепят встречных водителей. Законы физики подтверждают факт, что если установлены галогеновые отражатели и ксеноновые лампы, то свет будет рассеиваться и направляться в разные стороны, но не на дорогу. Соответственно водителям, которые движутся навстречу, свет будет ярко светить в глаза. Особенно это заметно и мешает в вечернее и ночное время.
  • Светильники данного типа не освещают ярче проезжую часть, поэтому это не является существенным аргументом для инспекторов ДПС о том, что свет таких фар улучшает видимость на трассе. Если свет яркий это не значит, что он наиболее качественный.

Можно ли установить ксенон, не нарушая закон?

Установка ксеноновых фар разрешена законодательством только в автомобилях, в которых возможность такого улучшения была предусмотрена с завода. Если быть конкретнее, то автомобиль должен соответствовать 3 критериям:


  • иметь фароомыватели;
  • иметь автокорректор угла наклона световых приборов;
  • иметь на фарах определенную маркировку.

Выполнение первых 2 критериев определить легко. С маркировкой фар немного сложнее:

Отметка Значение
DC/DR В такой фаре установлены две раздельные лампы: ближнего и дальнего света. Обе могут быть заменены на ксеноновые.
DCR Если на фаре нанесена такая маркировка, значит и для ближнего, и для дальнего света используется одна лампа. Вместо нее также можно поставить ксеноновую с переключаемыми режимами.
HR/DC В фаре с такой маркировкой вновь две лампы, однако заменить на ксеноновую можно только лампу дальнего света. Колодка для ближнего света не подойдет для ксенона.
DR/HC Пункт аналогичен с предыдущим, однако в данном случае ксенон можно поставить наоборот только для ближнего света.
HR/HC Данная маркировка имеет разное значение для автомобилей европейской и японской сборки. В азиатские автомобили с такой маркировкой устанавливать ксенон можно, в европейские – нет.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» ничего не говорит о самостоятельной установке ДХО, но определяет, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. К примеру, некоторые модели машин в дешевых комплектациях не получали продвинутых блоков фар, хотя возможность их установки и была включена инженерами в техническую документацию. На некоторых машинах роль ДХО выполняют фары дальнего света, лампы которых горят вполсилы. Между тем, автовладелец имеет право заменить светотехнику в сборе и поставить на машину новые блоки фар с предустановленными светодиодными ДХО. Однако такая процедура также потребует регистрации в ГИБДД.

Если установка ДХО на автомобилях не предусмотрена заводом-изготовителем, то их монтаж не одобрит испытательная лаборатория и пройти регистрацию в ГИБДД будет невозможно.

Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.

Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.

При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.

Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.

Верховный суд разрешил ксенон – это правда?

Нет, это не так. Верховный суд лишь указал, что несоответствие источника света типу фар недопустимо при определенном принципе наказания. Однако следует применять более мягкий.

Верховный суд не разрешил установку «колхозного» ксенона как в фары ближнего, так и дальнего света. Судьи разъяснили порядок применения соответствующих санкций. Но ксенон все еще запрещен в России.

Логика здесь проста. Выше мы указали, что часть 3 касается ненадлежащего функционирования и цвета фонарей. Другими словами, для того чтобы водитель был лишен прав, должны быть выполнены оба условия:

  • Нарушен режим работы,
  • цвет излучаемого света должен быть запрещен.

Давайте теперь проясним оба понятия!

Режим работы не является тем, что судьи понимают как несоответствие между типом лампы и фары. Фактически, режим работы может быть фиксированным или мигающим и относится к алгоритму настройки и включения/выключения.

То есть, индикатор имеет один режим, а, например, противотуманные фары — другой. Об этом прямо говорится в разделе 2.54 соответствующего ГОСТа.

Можно ли ставить ксенон в противотуманные фары?

Ксенон в ПТФ — отдельная тема для разговора о его целесообразности и, конечно же, разрешённости по ПДД, а также условий такой разрешённости. Если говорить в общем, то ситуация тут во многом аналогична фарам ближнего и дальнего света. А теперь давайте выясним, можно ли ставить ксенон в противотуманки по ПДД в 2023 году, какой штраф за ксенон в ПТФ и какие условия для его установки.

В прошлой статье мы уже рассматривали нюанс установки лампочек газоразряда (что и называется «ксеноном») в головные внешние световые приборы. В частности, мы выяснили, что за него предусмотрено лишение прав, и оно незаконное. А законно только штрафовать водителя на 500 рублей, но в ряде случаев аннулировать регистрацию машины.

Вас также заинтересует:

Технические требования для установки ксенона в 2024 году

Узнать, предназначен ли конкретный автомобиль для ксеноновых световых приборов несложно.

  • Информацию можно найти в инструкции к транспортному средству.
  • Уточнить у производителя.
  • Проверить самостоятельно маркировку фар.

Напомним, что на совместимость с ксеноном указывает буква D, написанная на фарах. Существует несколько вариантов ее упоминания, в зависимости от того, где разрешен ксенон.

  • Если указана маркировка DC – разрешена установка на приборы ближнего света.
  • DR — на приборы дальнего света.
  • DCR – на фары ближнего и дальнего света.

Несколько лет назад еще можно было сделать ксенон легальным. Для этого надо было собрать не один документ и пройти множество проверок. 24 февраля 2014 года в силу вступил Приказ МВД России от 22.12.2014 года № 1123, который отменяет действия приказов разрешающие легализацию различных изменения в конструкции транспортного средства.

Помимо ксенона, такой запрет коснется водителей-инвалидов, для которых необходимо переоборудование автомобиля под ручное управление. Но и это еще не все, в автошколах просто необходимо для обучения иметь автомобиль, который будет оснащен дополнительными зеркалами и педалями.

Для тех, кто начал переоборудовать свой автомобиль до момента вступления в силу данного приказа, то вся процедура будет завершена по старым правилам. Что касается автошкол, то для того, чтобы изменит конструкцию транспортного средства, им необходимо обратиться в коммерческие структуры и пройти процедуру допуска на рынок, как это предусмотрено правилами для единичного транспорта.

Разрешен ли ксенон в России

Если ксенон на транспортном средстве легальный, то претензий со стороны ГИБДД предъявлено в таком случае быть не может.

Определить легальность установленных фар можно самостоятельно. Автомобиль должен относиться к одному из вариантов:

  • Ксенон встроен в линзы автомобиля на этапе производства;
  • Газоразрядные лампы не установлены на заводе, но допустимы конструкцией;
  • Производителем установка ксенона не предусмотрена, но автомобиль был переоборудован и подготовлен к процедуре.

Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы

Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?

Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.

Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.

Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:

  • световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
  • оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
  • фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
  • световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
  • фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.

Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.

Какой штраф за установку ксеноновых ламп?

Практикой установлено за данное нарушение применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

12.5.3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ дано разъяснение по применению части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

Что можно менять, а что нельзя

Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).

Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.

Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:

  • доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
  • разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
  • запрещенные модификации.

Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:

  • колесные диски разрешенного производителем размера;
  • сертифицированные производителем топливные баки;
  • внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
  • установленное с завода газобалонное оборудование;
  • допустимая тонировка стекол (об этом дальше).

Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).

Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.

Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.

В том числе, это такие изменения:

  • все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
  • замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
  • узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
  • приборы внешнего освещения;
  • изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
  • установка ГБО, и т.д.

Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?

Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.

Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.

Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.

Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.

Можно ли легализировать установленный ксенон?

Пару лет назад существовала возможность легализирования газоразрядных ламп. Для этого необходимо было пройти множество проверок и инстанций. Если все работало исправно, то водитель с легкостью мог получить разрешение на такой тюнинг. Сегодня же категорически запрещена самостоятельная установка ксенона. Какой штраф грозит за несоблюдение нормы и ГОСТа, мы выяснили ранее. В случае если установка ксенона была произведена еще до его запрета, он может быть демонтирован только по желанию водителя.

Опытные водители рекомендуют при большом желании установить газоразрядные лампы и договориться с инспектором. Мы вам настоятельно рекомендуем не использовать данный метод, чтобы не только не потерять удостоверение, но и не сесть за решетку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *