Изъятие ребёнка из семьи органами опеки основание и порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребёнка из семьи органами опеки основание и порядок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Главным нюансом рассматриваемой 77 статьи СК РФ является тот факт, что органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

Комментарий к ст. 77 Семейное кодекса


1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего.

Данная мера имеет следующие особенности:

  1. основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;
  2. необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;
  3. данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
  4. решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  5. осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;
  6. о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
  7. в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;
  8. как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Нет социальной поддержки семей

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.

«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.

Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло. «И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке. Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова.

В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.

Комментарии к ст. 77 СК РФ

1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

———————————

Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Причины изъятия детей

Органы опеки почти никогда не вмешиваются в семейную жизнь по собственной инициативе. То есть никаких плановых проверок или каких-то превентивных изъятий детей не происходит. Основанием к отобранию ребенка у родителей в большинстве своем будет «сигнал» из дошкольного учреждения, медицинской организации (детской поликлиники), соседей и просто не равнодушных людей. А вот поводом для пристального внимания органов опеки будет:

  • родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками, а возможно – предлагают данные вещества ребенку;
  • присутствует угроза жизни и здоровью ребенка, происходящая от родителей, связанная с насильственными действиями (избиение, побои и пр.);
  • привлечение ребенка к труду (в том числе за деньги);
  • аморальное поведение родителей, негативно сказывающееся на ребенке (занятие проституцией и пр.);
  • грубое, неоднократное нарушение техники безопасности в повседневной жизни, которое может грозить причинением вреда жизни и здоровью ребенка (привычка переходить дорогу в неположенном месте вместе с ребенком и пр.);
  • антисанитария в доме, где проживает ребенок;
  • не оборудованные помещения для сна, игр, учебы;
  • игнорирование права ребенка на получение медицинских услуг, образования.

В каком случае опека забирает детей, если ничего из вышеперечисленного не было? Поскольку детство находится под особенной защитой государства, ребенка могут попытаться изъять и по анонимным жалобам, причем из вполне благополучной и добропорядочной семьи. Но изъятие ребенка должно происходить в соответствии с «регламентом».

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства

Это означает, что если орган опеки изымает ребенка из семьи, то следующим шагом в развитии событий является подача иска о лишении (ограничении) родительских прав в суд. И это должно быть сделано, согласно закону, в течение 7 дней после удаления. На это время изъятый ребенок должен быть помещен в специализированное учреждение (детский дом, центр помощи детям или, если ребенку меньше 4 лет, медицинское учреждение). И родителям придется приложить немало усилий, чтобы убедить суд вернуть ребенка в семью.

Представители правоохранительных органов могут присутствовать при отобрании ребенка органами опеки для обеспечения защиты жизни и здоровья представителей опеки. Здесь, я думаю, все понятно — не все родители ведут себя подобающим образом в процессе забирания своих детей.

Сотрудники полиции также имеют право забрать ребенка из семьи — если ребенок находится в безнадзорном состоянии и в ситуации, представляющей непосредственную угрозу его жизни и здоровью. К ним относятся брошенные дети, потерянные дети, дети, оставленные на длительное время с друзьями, знакомыми, соседями, которые в свою очередь не осуществляют должного надзора за детьми; ситуации, когда ребенок находится с незнакомыми людьми, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками и психоактивными веществами и т.д.

В этом случае дети также помещаются в специализированное учреждение; в течение одного дня сотрудник полиции, забравший ребенка, должен направить копии акта о помещении ребенка в специализированное учреждение и просьбу рассмотреть вопрос о лишении (ограничении) родительских прав в органы опеки, социальной помощи и прокуратуру. В этом случае возможен и положительный исход: дети могут быть возвращены в семью до суда.

В моей многолетней практике в Департаменте по делам несовершеннолетних произошел такой случай: мне пришлось забрать двух детей 3 и 4 лет у их бабушки, которая злоупотребляла алкоголем до состояния «белой горячки» и начала размахивать перед детьми ножом. Мать детей в это время была на работе. Впоследствии против бабушки было возбуждено два уголовных дела по статье 116 Уголовного кодекса («Побои»), поскольку дети были избиты во время осмотра их врачом; мать была привлечена к ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях, поскольку она позволила детям остаться с таким пьяным родственником вместо того, чтобы отправить их в детский сад. Однако вопрос о лишении ее родительских прав не поднимался, так как она выполняла свои обязанности матери в соответствии с законом. Орган опеки выдал заключение по этому вопросу.

Независимо от того, кто изъял ребенка из семьи — орган опеки или сотрудники правоохранительных органов — милиция в обязательном порядке проводит расследование в отношении родителей в рамках статей 144-145 УК РФ на предмет наличия в действиях родителей (законных представителей) состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. По его результатам при наличии квалифицирующих признаков возбуждается уголовное дело, либо выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В 2020 году российское семейное законодательство все еще значительно расходится с европейским ювенальным законодательством.

Основные положения, определяющие основания и порядок изъятия ребенка из семьи:

  • Статьи. 69-70 Семейного кодекса — основания и порядок лишения родительских прав;
  • Статьи. 71-72 Семейный кодекс — правовые последствия лишения родительских прав для родителей и детей, возможности восстановления родительских прав;
  • Статьи 73-76 ФКРФ — причины, порядок и последствия лишения родительских прав;
  • Статья 77 Семейного кодекса — основания и порядок изъятия ребенка из семьи;
  • Глава 18 Семейного кодекса Российской Федерации — выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет и устройство детей в специализированные учреждения.

Законным правом на образование пользуются все дети. Это закреплено в Конституции (статья 43):

  • Дети могут и должны получать полное среднее образование.
  • Государство гарантирует бесплатное и доступное образование (дошкольное, среднее).
  • На конкурсной основе каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность получить высшее образование совершенно бесплатно.
  • Среднее образование должны получить все дети. Родители, опекуны или органы опеки несут ответственность за выполнение этого условия.
  • Власти Российской Федерации сохраняют принятые формы обучения (очная, заочная) и устанавливают базовые стандарты, определяющие уровень образования.

Зарегистрированные случаи насилия могут стать основанием для органов опеки и попечительства немедленно отобрать ребенка. Этот критерий принято разделять на несколько форм:

Тип взаимодействия. Краткое описание
Мораль Родители запугивают, угрожают и оказывают давление на психику ребенка. Постоянное унижение провоцирует развитие психических заболеваний и способствует плохому развитию.
физический Регулярные побои, особенно под воздействием наркотиков и алкоголя, могут привести к травмам и даже смерти.
Сексуальное домогательство Привлечение одного или обоих родителей к собственному ребенку является уголовным преступлением. Такие действия могут причинить физический и психоэмоциональный вред.

Как вернуть детей при лишении родительских прав?

Если дети были изъяты из-за лишения родительских прав, то причиной этого становится ненадлежащее поведение родителей, невыполнение родительских обязанностей, злоупотребление алкоголем или наркотиками, жестокое обращение с собственными детьми. Именно поэтому для возврата детей родителю потребуется в суде доказать, что его поведение, отношение к воспитанию, образ жизни изменились в лучшую сторону. Следует отметить, что через полгода после лишения родительских прав ребенка могут усыновить, после чего восстановление указанных прав станет полностью невозможным. Кроме того, при решении вопроса о реабилитации родителей суд учитывает мнение и интересы ребенка, а если ребенку более десяти лет, то обязательным является его собственное согласие на возврат в семью.

Дискуссия о работе органов опеки активизировалась после публикации онлайн-ресурса «Медуза» о пятилетней девочке, которая с рождения живет в перинатальном центре «Мать и дитя». Ее мать Татьяна Максимова считает ребенка неизлечимо больным, однако врачи утверждают, что девочка совершенно здорова. Несмотря на соответствующее решение суда, родители девочку так и не забрали, хотя формально она выписана.

По данным «Медузы», родители пять лет оплачивали услуги нянь и нахождение ребенка в отдельной палате.

После публикации в департаменте труда и социальной защиты Москвы заявили, что подадут исковое заявление об ограничении отца и матери ребенка в родительских правах. Столичные власти подготовили ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы ребенка и ее родителей и направили в перинатальный центр специалистов опеки и попечительства.

Родители девочки после этого обратились к уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой повлиять на органы опеки и помешать им вмешиваться в семью. Омбудсмен посчитала, что у родителей были основания сделать такое заявление, потому что «они не лишены родительских прав, все обязательства исполняют и заботятся о своем ребенке». Кузнецова уверена, что мать девочки искренне тревожится за ее здоровье, поэтому «поместила ее в одну из лучших больниц и продолжает заботиться».

В 2023 году российское семейное законодательство все еще значительно отличается от европейского законодательства в сфере ювенальной юстиции.

Основные положения, которыми определяются основания и порядок изъятия ребенка из семьи:

  • ст. 69–70 СК РФ – причины и порядок лишения родительских прав;
  • ст. 71–72 СК РФ – правовые последствия лишения родительских прав для родителей и детей, возможности для восстановления родительских прав;
  • ст. 73-76 СК РФ – причины, порядок и последствия ограничения родительских прав;
  • ст. 77 СК РФ – причины и процедура изъятия ребенка из семьи;
  • глава 18 СК РФ – обнаружение детей, оставшихся без родительской заботы, учет и устройство детей в специализированные учреждения.
  • ФЗ РФ № 124 «О гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 года – перечень прав, которыми наделены несовершеннолетние граждане РФ, и способы их защиты;
  • ФЗ РФ № 159 «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 21.12.1996 года – меры и способы государственной поддержки детей, оставшихся без родительской заботы, в том числе, по причине лишения или ограничения родительских прав.

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4.

В процессе проверки специалисты должны установить:

  1. Состояние здоровья несовершеннолетнего. Ребенок не должен выглядеть истощенным, болезненным. На нем не должно быть следов побоев.
  2. Внешний вид. Несовершеннолетний должен быть одет в одежду, соответствующую возрасту, сезону и размеру. Внешний вид должен соответствовать гигиеническим нормам (чистая одежда, лицо, волосы).
  3. Социальная адаптация. Адекватность поведения ребенка в общении с родными и посторонними гражданами, наличие навыков общения.
  4. Воспитание и образование. Посещает ли несовершеннолетний учебное заведение, соответствующее возрасту и состоянию здоровья. Отсутствие пропусков без уважительной причины.
  5. Уровень безопасности. Наличие в свободном доступе потенциально опасных предметов (бытовой химии, ножей, уксусной кислоты, медикаментов).
  6. Состав семьи. Проживает ли с ребенком законный представитель, причины его отсутствия, данные людей, которые проживают совместно с несовершеннолетним.
  7. Отношения в семье. Круг общения ребенка, семейные традиции и ценности.
  8. Жилищные условия. Площадь квартиры, место для ребенка (комната, спальное место, место для приготовления уроков).
  9. Санитарное состояние. Уровень чистоты в квартире.
  10. Финансовое состояние семьи. Доходы всех членов семьи.
  11. Обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении детских прав, причинении вреда жизни и здоровью.

Закон предусматривает обязанность ООП проводить проверку места проживания….

  • ребенка, который остался без родительской заботы, или ребенка, проживающего с родителями, если от граждан, представителей воспитательного, медицинского, учебного заведения поступило сообщение о наличии угрозы жизни или здоровья ребенка (согласно ст. 122 СК РФ, п.2 Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних детей);
  • гражданина, который хочет быть опекуном или попечителем ребенка, оставшегося без родительской заботы (п. 8 Правил подбора и подготовки опекунов и попечителей);
  • подопечного ребенка, проживающего с опекуном или попечителем (п.2 ст.78 СК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ «Об опеке и попечительстве», п.2, п.7 Правил проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных).

Таким образом, основанием для проверки ООП может быть:

  • уведомление о том, что ребенок остался без родительской заботы (по причине болезни, смерти, недееспособности, лишения или ограничения родительских прав, длительного отсутствия, пренебрежения родительскими обязанностями);
  • уведомление о том, что здоровье или жизнь ребенка, живущего с родителями, подвержены угрозе;
  • заявление от гражданина, желающего стать опекуном или попечителем;
  • решение/приказ/распоряжение о передаче ребенка под опеку или попечение.

Еще одно возможное основание для проверки – намерение родителей или других законных представителей совершить сделку с собственностью, принадлежащей ребенку. Самый распространенный случай – продажа квартиры или дома, доля в котором принадлежит ребенку, и покупка другого жилого помещения Такая сделка подлежит обязательному согласованию с представителями ООП (согласно ст. 56, ст. 64 СК РФ, ч.4 ст.292 ГК РФ, ст. 8, ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Основное требование к приобретаемому жилью (к дому или квартире): его стоимость не должна быть ниже, чем стоимость жилья, принадлежавшего ребенку.

Методы выявления неблагополучных семей

Сообщить органам власти о нарушениях прав ребенка и недобросовестном выполнении родительского долга может абсолютно любой человек. Обычно информация поступает от сотрудников учебных и медицинских учреждений, соседей, прочих родственников и случайных очевидцев.

Получив достоверную информацию, представители органов опеки незамедлительно направляются к месту проживания ребенка. Цель визита заключается в проведении экспертизы условий жизни и изучении степени обеспечения необходимых потребностей. По завершении расследования составляется акт. При несогласии с ним родители имеют право восстановить справедливость в судебном порядке.

В качестве дополнения акта о проведенном обследовании условий проживания предоставляются показания очевидцев (прочих родственников, случайных прохожих, соседей, воспитателей, врачей). Обычно хватает письменных пояснений. Если во время судопроизводства возникнут вопросы касаемо полученных показаний, то свидетеля вызовут для личного допроса.

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза
ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,
создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены
на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания
ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции
органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых
находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможности
наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его
физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,
идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим
потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокая
степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение
длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо
оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень
опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом
возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроекту
орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.
И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все
необходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,
родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов
и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения
ребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальный
подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, что
сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов
опеки.

Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных
продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие
отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда
малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим
органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими
самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто
и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания
часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе
этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры
по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение
возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если
смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести
отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет
присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время
вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.
Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под
собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны
с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации.

Риск
смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под
«несколько часов»?

Законопроектом
предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой
конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности
всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезное
физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени
находящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как
родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?
Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет
о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются
такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка
рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,
прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или
ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет
рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им
может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –
немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки
процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов
совершения преступления.

Почему
суд закрытый?

Разбирательство
в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,
сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы
присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно
сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была
травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь
разглашение информации о частной жизни.

Как
можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть
обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке
надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *