Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Изменения в аудите 2022-2023
Согласно новому закону о проведении аудиторских проверок, в 2023 году будет введено множество новых категорий. У организаций ещё есть время, чтобы познакомиться с новыми правилами и условиями.
Исходя из нововведений, при проведении обязательного аудита, деятельность индивидуальных аудиторов будет ограничена. Им нельзя будет заниматься проведением такого рода проверок. Нельзя будет воспользоваться услугами частного аудитора как для проведения обязательного аудита, так и прочих сопутствующих мероприятий, и услуг.
Устанавливаются критерии, согласно которым аудиторские компании являющиеся участниками СРО, должны привлекать к деятельности штатных сотрудников. В противном случае они не имеют право проводить обязательный аудит компании. В такой ситуации, у аудиторских организаций должна появиться заинтересованность в привлечении к своей деятельности профессиональных специалистов.
Единственный спорный момент – это коммерческая тайна. Независимо от того, что компании должны соблюдать коммерческую тайну о работе проверяемого объекта, аудиторские организации обязаны взаимодействовать с УФК и ЦБ РФ.
Цель и значение обязательного аудита
Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.
Аудит имеет особый интерес для каждого инвестора, который на основе аудиторской информации оценивает риск дальнейшего вложения средств.
Современный аудит требуется проводить не только до инспекторских проверок, он имеет значение при издержках и долгах, если будут необходимы инвестиции или идет реализация бизнеса. Мероприятие сегодня будет проводиться согласно стандартам, указанным в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2008 года. Еще момент регулируется современными Федеральными стандартами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Санкции за уклонение от обязательного аудита
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.
Предусмотренные наказания:
первичное | повторное | |
для компании/фирмы | 3-5 тыс. руб. | 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб. |
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) | 300-500 руб. | лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет |
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.
Ответственность, предусмотренная за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки
Если организация обязана предоставить заключение, но не сделала этого или сделала не в установленный срок, в законе предусмотрено привлечение виновных к административной ответственности. Сумма штрафов составляет:
- От трёхсот до пятисот рублей для должностных лиц;
- От трёх до пяти тысяч рублей для организаций.
Если проверка контролирующих инстанций выявит отказ от проведения обязательного аудита, будет составлен протокол об административной ответственности со штрафами в размере:
- От пяти до десяти тысяч рублей – при первом нарушении;
- От десяти до двадцати тысяч рублей – при повторном.
Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году
Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.
Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:
- Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
- Проверить не менее 85% документов;
- Получить страховку от налоговых рисков;
- Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
- Получать практические рекомендации по устранению недочётов.
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Ответственность за непрохождение обязательного аудита
Дата публикации 21.01.2020
В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?
Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Когда аудит становится обязательным
Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
— акционерные общества (в том числе ЗАО);
— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);
— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— негосударственным пенсионным или иным фондом;
Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
— выручка превышает 400 млн. рублей;
и/или
— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.
Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.
Кому необходимо проходить проверку
Независимый аудит весьма целесообразен с точки зрения владельца бизнеса, так как затраты на ее проведение компенсируются следующими моментами:
- подтверждение достоверности данных, которые используются при анализе финансового положения компании;
- проверка качества работы бухгалтерии как важного подразделения;
- выявление имеющихся рисков.
Однако к отдельной категории организаций предъявляется законодательное требование по обязательному аудиту. К таким организациям относятся:
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Обязанность предоставить аудиторское заключение возникает и у любой другой организации, если ее финансовые показатели которой достигли определенных значений (от 400 млн. руб. по выручке и от 60 млн. руб. по валюте баланса).
Штраф за несдачу 4 ФСС
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам | п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ |
Ответственность должностных лиц | Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей | ч. 2 ст. 15.33 КоАП |
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности
Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
- акционерное общество;
- госкомпания, корпорация или ФГУП;
- компания публично-правового типа;
- организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
- микрофинансовые объединения;
- фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
- участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
- компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.
В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:
- кто проводил аудит;
- какая отчетность была проверена и период;
- заключение аудитора и основания;
- иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.
Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.
Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:
- за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
- за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
- за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Публичные и непубличные акционерные общества обязаны раскрывать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Чаще всего для этого ее размещают на официальном сайте организации. На процесс отводится три дня с даты составления заключения, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления экземпляра годовой финансовой отчетности.
В 2021 году этот срок ограничивается 5 апреля, т.к. ограничения по размещению аудиторского заключения попадает на выходной день, 3 апреля.
Важное замечание про АО, имеющие ценные бумаги и получившие допуск к организованным торгам. Они тоже публикуют промежуточную отчетность вместе с заключением (если эта документация подлежала аудиту).
За нарушение порядка и сроков раскрытия сведений грозят серьезные штрафы. Они намного выше нарушений правил Федресурса. Должностным лицам может быть выписан штраф в размере от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация руководителя на срок до 2 лет (п.2 с.15.19 КоАП РФ). Дополнительно на компанию налагается штраф от 700 тыс рублей до 1 млн рублей.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
- Основные изменения налогообложения в 2023 году связаны с переходом организаций и ИП на уплату единого налогового платежа. Для расчётов с бюджетом станут использовать единый налоговый счёт, с которого ФНС будет самостоятельно списывать нужные суммы. Перед перечислением денег налогоплательщики должны подавать уведомления об исчисленных налогах, взносах, сборах.
- Из-за перехода на ЕНП меняются сроки сдачи отчётности и платежей. Общее правило таково: отчётность сдают не позже 25-го числа, а налоги, сборы, взносы перечисляют не позже 28-го числа следующего месяца.
- Существенно изменится отчётность по работникам. Вместо разных форм СЗВ и 4-ФСС вводят единый отчёт ЕФС-1 с подразделами. В формы многих деклараций внесут технические изменения, связанные с переходом на ЕНП.
- Страховые взносы за работников, а также ИП, глав и членов КФХ больше не будут делить на разные виды страхования. Устанавливается единый тариф страховых взносов. Для работодателей из сферы МСП это не влечёт рост налоговой нагрузки. Страхователям из крупного бизнеса придётся сложнее из-за резкого роста предельного размера базы по взносам.
- Работать на УСН в 2023 году сможет больше компаний и ИП, потому что из-за коэффициента-дефлятора увеличены лимиты по доходам. Однако производители и продавцы ювелирных изделий утратят право на упрощёнку, АУСН и патент.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.