Четыре причины, почему в России не будет эвтаназии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Четыре причины, почему в России не будет эвтаназии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Процедура проведения эвтаназии зависит от законов государства, в котором она проводится, однако существует ряд общих черт, которые не меняются от страны к стране. Когда пациент решает прекратить свою жизнь, он должен поговорить со своим врачом или обратиться в специальное медицинское учреждение, где возможно проведение процедуры. Затем собирается консилиум врачей, психологов и юристов, которые решают, насколько пациент подходит под необходимые критерии для проведения эвтаназии. Если муки пациента действительно невыносимы и не существует способа их облегчить, то больной подписывает необходимые документы и назначается дата процедуры. Как правило, пациенту дается несколько месяцев, чтобы еще раз обдумать свое решение. В этот период он часто общается со своим врачом — тот должен убедиться, что больной твердо уверен в своем решении уйти из жизни. В день процедуры больной приезжает в медицинское учреждение, где врач перед инъекцией еще раз уточняет намерение больного. После получения активного согласия от пациента врач приступает к процедуре. Вначале он делает больному инъекцию седативных и обезболивающих препаратов, и пациент засыпает. Затем врач вводит летальную дозу токсического вещества, которое заканчивает жизнь больного.

Какой закон запрещает эвтаназию в РФ?

В России право на эвтаназию не предусмотрено законом. Четкий запрет прописан в Статье 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. При этом эта статья уточняет, что под запрет попадает и «ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями или средствами», и «прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Российское законодательство не имеет отдельной статьи об ответственности за такое преступление. Оно рассматривает любые формы такой процедуры как убийство, наказуемое в соответствии со статьей 105 Уголовного Кодекса. Такое преступление может быть рассмотрено как убийство по мотиву сострадания (смягчающее обстоятельство согласно ст. 61 УК РФ), но это повлияет лишь на тяжесть наказания, но не квалификацию преступления. Это вызывает критику российских юристов в течение многих лет, так как, даже если признавать любые формы такой процедуры преступными и аморальными, фактически уравнивает два разных вида убийства: одно – хладнокровное, другое – безболезненное и совершенное из соображений милосердия к страдающему человеку.

Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?

Закон не предусматривает прямого наказания за нарушение запрета из статьи 45 323-ФЗ, поэтому чаще всего наказание назначается в соответствии со статьями Уголовного Кодекса:

  • Статья 105. Убийство. Большая часть случаев рассматривается как убийства и наказываются лишением свободы (тюремным сроком) на срок в 6-15 лет. Дополнительно может быть введено ограничением свободы (домашний арест) на срок до двух лет.
  • Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. В случае, если врач предоставил пациенту смертельную дозу лекарства, которую пациент принял сам, то это может быть расценено как «содействие совершению самоубийства». Он может быть наказан ограничением свободы, принудительными работами, лишением свободы на срок до трех лет. Также медицинскому работнику может быть запрещено занимать определенные должности на тот же срок.

Случаи эвтаназии в России

Впервые об эвтаназии как о преступлении заговорили больше 10 лет назад. Тогда две девушки убили парализованную женщину. Сами они утверждали, что мотивом была жалость к состоянию больной. Однако это не стало причиной снисхождения, поскольку суд установил также, что у потерпевшей была депрессия, а также, что она заплатила за свое убийство золотыми украшениями. Девушки были приговорены к 5 годам лишения свободы.

Также в 2007 году в Архангельской области мужчиной была совершена эвтаназия неизлечимо больной женщины по ее просьбе. Суд приговорил его к 9 годам тюремного заключениям, поскольку было установлено, что она ему заплатила, а это уже считается убийством из корыстных побуждений.

Очевидно, что эвтаназия в России, примеры которой приведены выше, находится вне закона.

Противники идеи «хорошей смерти» опираются на тот факт, что точно установить безысходное положение больного невозможно. Не исключается также ошибка диагностики, возможно, человек не смертельно болен, и есть шансы его вылечить. Понятие неизлечимости зависит от возможностей, которые на данный момент доступны медицине. Прогресс фармацевтики и технологий оставляют надежду на то, что необходимое лекарство может появится сразу после проведённой процедуры.

Достойной альтернативой ассистированной смерти называют паллиативную медицину. Это направление, созданное специально для облегчения жизни тяжело больным и умирающим. Оно включает психологическую помощь, полную симптоматическую терапию, комплексный подход для удовлетворения всех потребностей больного. Такая практика также избавляет от мучений и направлена на то, чтобы жизнь пациента была максимально полной и активной.

При этом наступление смерти ни оттягивается, ни ускоряется.

Эвтаназия – спорный метод избавления человека от мучений. Несмотря на полемику учёных и видных деятелей о законности умерщвления человека из сострадания, главной стороной спора остаются больные, которые требуют такого права для себя. Ведь люди, никогда не стоявшие перед подобным выбором, не могут полностью оценить эвтаназию, как что-то гуманное или преступное.

Контекст эвтаназии людей

Врачи точно знают, что невыносимые страдания существуют. Бывает так, что «медицина бессильна», поддержание жизни превращается в продление смерти и пожелание безболезненного ухода нет-нет да посетит как больного, так и ­­врача. Обязательным критерием эвтаназии является желание больного прекратить свои страдания таким путём. Если больной находится в бессознательном состоянии, то просить об этом могут близкие люди. С одной стороны, эвтаназией людей не являются распространенные в ранних и не очень обществах убийства детей и стариков (от австралийских аборигенов до восточных славян), нацистское уничтожение инвалидов и душевнобольных, самоубийство по причине тех же невыносимых физических страданий. С другой стороны, под это определение можно подвести много других ­­ситуаций. Общество по‑разному относилось к оказанию помощи в смерти. На отношение к эвтаназии влияли особенности жизненного уклада, религия, мировоззрение и уровень развития медицины. С раннего Средневековья повелось, что врачи не убивают своих пациентов. Впрочем, за них это делали ­­другие.

Тема эвтаназии в Средневековье

С наступлением Средних веков религия, наконец, внесла ясность в вопросы убийства в любом его виде. Представители авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) являлись «рабами» соответствующего бога, который единственный имел право решать, кому сколько жить; а боль — это или за грехи, или во славу божию. Так, несмотря на творимые кругом акты насилия, формально убивать было нельзя, и врачи с тех пор неукоснительно придерживаются именно такой точки зрения. Несмотря на неэффективные методы терапии и высокую вероятность самим перейти в разряд пациентов во время эпидемий, доктора в большинстве случаев пытались оказывать помощь до конца. Возможно, неплохим стимулом служило и то, что в то время эта профессия была хорошо ­­оплачиваемой.

«…Переход из этой жизни к лучшему зависит не от воли человеческого произвола, а от воли Божией. И не позволено человеку убивать себя, чтобы попасть в лучший ­мир». Фома Аквинский

Я не берусь судить, можно ли считать эвтаназией облегчение насильственной смерти в те суровые времена (например, удушение перед сожжением Инквизицией). Впрочем, это происходило в случае раскаяния до казни, а резко пересмотревшим свои взгляды в процессе «акта веры» облегчать участь никто не ­­лез.

Аргументы против эвтаназии

Так как тема эвтаназии существует уже много столетий, у неё появились как обоснованные плюсы, так и минусы. Всю проблематику вопроса, а также доказательства обеих позиций собрали в одном произведении А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян «Этика». Они рассматривали эвтаназию с позиции этики и рассуждали о том, стоит вообще её поддерживать или нет.

Первый аргумент был рассмотрен на фундаментальном понятии жизни как величайшей ценности.

Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.

Такая позиция опирается на отношение к смерти как к концу всего, а жизнь, хоть и в страданиях, лучше, чем ничто. Конечно, достоверного ответа на вопрос, что ждёт нас после смерти, нет. Есть только множество теорий. Но в рамках большинства из них жизнь всё равно намного предпочтительнее смерти. К тому же эта позиция заставляет размышлять о понятии «жизнь» и о том, стоит ли её ценить.

Эвтаназия мало где доступна. К 2021 году её легализовали в Бельгии, Канаде, Колумбии, Люксембурге, Нидерландах, Новой Зеландии, некоторых штатах Австралии. В ряде стран и регионов пациентам в терминальной стадии заболевания дано право отказываться от лечения или аппаратов жизнеобеспечения, например, в Чили, Германии, Финляндии, некоторых штатах США.

«Шансов на успех у Александра Нагаева практически нет, – считает юрист Игорь Усков. – Как я понимаю, он хочет доказать, что запрет эвтаназии – неконституционный. Но в Конституции РФ нет прямого одобрения или неодобрения этой процедуры, а при толковании на практике в приоритет ставят право на жизнь и здоровье, а не право на свободу воли. Кроме того, в России не велись исследования на эту тему, никогда не было такой практики, изучения механизмов. Непонятно, как избежать злоупотреблений».

Разрешено ли это или нет?

Эвтаназия на территории России официально запрещена, но почему о ее легализации или официальной криминализации споры идут уже больше 20 лет? Идею эвтаназии категорически отвергает православная церковь. Несколько раз в Думу вносились законопроекты по законодательному урегулированию эвтаназии, но они так и не были рассмотрены.

Одним из немногих людей в правительстве, поддерживающих право человека на «хорошую смерть», является уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.

Выступая перед студентами юридического факультета МГУ, в ходе беседы в частности она высказывалась за право безнадежно больных пациентов добровольно уйти из жизни, если их страдания невыносимы и родственники и сам пациент хотят прекратить эти страдания. Но официально омбудсмен свою позицию никак не проявила, и изменений в законодательстве об эвтаназии пока не произошло.

Что такое эвтаназия, и почему ее боятся?

Термин ввел в обиход Фрэнсис Бэкон, известный британский ученый, который жил в 1561-1626 гг. По его мнению, миссия врача заключается не только в том, чтобы возвращать пациенту здоровье, но и избавлять его от страданий, если болезнь невозможно вылечить.

Если открыть «Оксфордский справочник по клинической медицине» Дж. Кольера, можно увидеть в нем следующее определение:

«Эвтаназия — это намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий».

Миссия любого врача — действовать во благо пациента. И если смерть является единственным благом, единственных способом избавить человека от мук, врач должен это сделать. Такой логический вывод можно сделать из этой предпосылки. Однако он неверен в контексте врачебной этики.

Гиппократ в своих трудах писал:

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

На этих словах базируется основной постулат, сформулированный в клятве Гиппократа, а именно: «Не навреди». Возникает этическое противоречие. С одной стороны, врач должен действовать в интересах пациента, с другой — он, скорее, предпочтет бездействие, чем лишит жизни неизлечимо больного. Вот об этом медики спорят уже много лет.

Кроме того, само понятие эвтаназии в свое время извратили фашисты, которые назвали так свою чудовищную программу Т-4. Программу умерщвления людей с физическими и психическими отклонениями, а также генетическими мутациями. Это было давно, но осадок остался.

«Желание быть лучше Бога – это гордыня»

На врача в такой ситуации ложится серьезная ответственность. И перед пациентом, и перед собой – и перед Богом.

Гуманно ли обрекать человека на страдания? «Отвечу честно – нет, не гуманно. Гуманно, чтобы человек не страдал. Именно для этого и существует обезболивание, психотропная терапия, помощь психолога, – отмечает иеромонах Феодорит. – Нюта Федермессер как-то писала, что когда человек находится в комфортных условиях, он перестает просить эвтаназии. Мне довелось наблюдать это в Бельгии, когда пациенты с БАС выбирают жизнь на ИВЛ именно потому, что для них созданы условия максимального комфорта вплоть до морских курортов».

Медицина в целом тоже отвергает эвтаназию. «В контексте светской этики в свое время возникло понятие свободы воли пациента, поэтому ряд врачей являются явными или скрытыми сторонниками эвтаназии. Однако следует всё-таки осознавать, что желание прекратить человеческую жизнь в конечном итоге противоестественно, тем более для врача, и чаще всего за таким „милосердием“ стоит чудовищная гордыня – желание быть лучше, милосерднее Бога», – предостерегает иеромонах Феодорит.

Безусловно, ситуации бывают разные, отмечает эксперт. Скажем, терминальная стадия онкологического процесса, как правило, «характеризуется бессмысленностью активного этиотропного лечения (направленного непосредственно на онкологический процесс), поэтому его обычно прекращают, – говорит иеромонах Феодорит. – В то же время искусственное питание, различные методы, направленные на лечение синдрома „анорексии-кахексии“, часто приводят не к стабилизации состояния больного, а к продолженному росту опухоли. Поэтому в данном случае отказ от такого лечения богоборчеством не будет».

Недавно английский суд разбирал тяжбу между родителями малыша-инвалида и медицинской клиникой. Родившийся ребенок страдал спинальной мышечной атрофией – тем же заболеванием, что и 14-летняя Джерика. Джерика прожила 14 лет – и чувствует, что больше не в силах справляться с такой своей жизнью. В английской истории за ребенка решение приняли врачи. Они отключили малыша, которому было на тот момент 3,5 месяца, от аппарата ИВЛ. Против воли родителей. Но суд оправдал медиков, заметив, что действия врачей были продиктованы сильными страданиями ребенка, а надежд на улучшение его состояния не было.

Правы ли были врачи в такой ситуации? Она двоякая. С одной стороны, это гуманное отношение к малышу, жалость к нему. С другой – могли ли врачи принимать такое судьбоносное решение, кто знает, что выпало бы в жизни этому человеку, что ждало его дальше?

Врачи, которые приняли такое решение по отношению к младенцу-инвалиду, конечно, совершили грех, отмечает протоиерей Георгий Митрофанов. «Но, думаю, они и сами это понимают, они довольно ответственные люди, раз они вмешались в такую серьезную ситуацию. Да, родительские чувства понятны. Но, возможно, врачи уже знали перспективу, и они не поддались на благородный порыв родителей». И нужно молить Бога, чтобы не оказаться в этой ситуации – ни в качестве родителей, ни в качестве врача.

Почему же в большинстве стран эвтаназия запрещена законом

Проблема эвтаназии представляет собой целый клубок морально-этических, социальных, правовых, религиозных и философских вопросов. Коснемся лишь некоторых из них.

Сторонники эвтаназии стоят на позиции терминального больного, которому общество жестоко отказывает в его последнем желании – умереть легко и добровольно. Если все люди имеют право на жизнь, то почему они не имеют права на смерть? Обязан ли человек переносить муки болезни, которая все равно его убьет, заодно измотав и его близких? Противники эвтаназии отвечают на это, что речь идет не о праве на смерть, а о праве на убийство. Нет законов, которые обязывают человека жить или преследуют за суицид. Но одно дело, когда человек сам убивает себя, и совсем другое – когда в процесс вовлечены другие. В этом случае самоубийство превращается в убийство.

Эвтаназия во всех ее видах – это процесс, в который вовлечены другие. Однако есть существенная разница между активной эвтаназией и пассивной. Пассивная эвтаназия (когда врач по воле пациента прекращает лечение или не начинает его) – абсолютно легальная медицинская практика в большинстве стран, т.к. ни законы, ни врачебная этика не требуют насильно лечить человека или подключать к аппаратам против его воли, особенно если терапия не приносит результатов и только мучает больного.

Иначе обстоит дело с активной эвтаназией, которая почти везде запрещена. Именно она вызывает самые острые споры в обществе. Различают три вида активной эвтаназии:

  1. недобровольная (когда врач без согласия пациента вводит ему летальную инъекцию или другим способом умерщвляет его);
  2. добровольная (когда врач делает то же самое по воле пациента);
  3. самоубийство с помощью врача (когда врач выдает пациенту смертельную дозу препаратов, с помощью которых пациент убивает себя сам).

Разумеется, во всех случаях речь идет об акте сострадания, исключающем любые корыстные мотивы. Но мало кто из врачей решится взвалить на себя такой моральный груз, как намеренное действие, приводящее к смерти пациента. Это запрещает и клятва Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Поэтому медицинское сообщество в целом против эвтаназии.

Идея эвтаназии неприемлема и для традиционных вероисповеданий. Давайте вместе с агентством ритуальных услуг рассмотрим основные идеи. Христианство, иудаизм, ислам учат, что жизнь – это дар Бога, и отнять ее волен только Бог. Буддизм также отвергает эвтаназию, считая, что она дурно влияет на карму. Ни в одной из этих религий болезни и страдания не считаются причиной, чтобы отказаться от жизни – напротив, такой отказ грозит более тяжкими муками в аду или в новых реинкарнациях.

Гуманистическая этика находит жестоким такое отношение к страдающему. Однако и среди атеистов нет согласия в проблеме эвтаназии. Кроме вечных вопросов веры и совести есть земные вопросы закона и актуальной реальности. А реальность такова, что легализация эвтаназии чревата многими опасностями – от непреднамеренных роковых ошибок до системных злоупотреблений. Неверно поставленный диагноз может стать приговором для пациента, особенно если родные или врачи по каким-то причинам заинтересованы в его смерти.

В последний путь – ещё при жизни

Один из самых неоднозначных видов медицинского туризма – суицидальный или эвтаназийный туризм. К суицидальному туризму прибегают граждане стран, в которых запрещена эвтаназия, а таких в мире – абсолютное большинство. Неизлечимо больные пациенты, которым недуг начинает приносить невыносимые мучения, обращаются за помощью в клиники на территории страны, в которой законодательно разрешена эвтаназия иностранцев, с просьбой прекратить их страдания вместе с жизнью. Что это за традиция, и куда едут добровольные смертники? На самом деле мест, где человеку могут помочь умереть, в нашем мире крайне мало. И связано это с историей эвтаназии.

Термин «эвтаназия» образован путём соединения двух греческих слов: ev – благо, благородный и thanatos – смерть. Этому термину много веков – он был введён в научный оборот ещё в ХVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом. Но впервые легализована эвтаназия была только в XX веке.

В 1920 году была издана книга А. Хоча и К. Биндинга «Разрешение лишить жизни», серьёзно повлиявшая на медицинские умы европейского континента, но эвтаназия всё же была оставлена под запретом. Пионерами в легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд этой страны признал эвтаназию приемлемой, а в 2001 году Нидерланды узаконили эвтаназию и ввели её в сферу здравоохранения первыми не только в Европе, но и в мире.

Яркой фигурой в мировой врачебной практике, выступающей в защиту эвтаназии, стал Джейкоб Кеворкян, известный под прозвищем Доктор Смерть. Его уголовное дело в конце 90-х годов прошлого века вызвало настоящий шок у мировой общественности. Отставной военный врач из Мичигана был убеждён в праве человека на смерть и смело доказывал это своей деятельностью. В 1989 году он разработал и построил врачебную машину под названием «Мерситрон» (от англ. mercy – милосердие), представляющую собой несколько бутылок с ядовитыми компонентами, простейшего аппарата по их смешиванию и капельницы, подающей смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного. При этом пациент должен был сам нажать специальную кнопку, чтобы никто не мог обвинить доктора Кеворкяна в предумышленном убийстве.

4 июня 1990 года с помощью «Мерситрона» с собой покончил первый пациент Кеворкяна, страдавший болезнью Альцгеймера. А дальше дело быстро встало на поток. Процедура, как правило, проходила на заднем дворе дома Кеворкяна или в его специальном микроавтобусе. За 8 лет, в период с 1990 до 1998 года, «Мерситроном» воспользовалось более 130 человек.

Иногда Доктор Смерть прибегал и к другому способу эвтаназии. Некоторых своим клиентов он отправлял на тот свет, дав им подышать угарным газом через специальную маску. Тела умерших он оставлял в номерах мотелей, в приёмных покоях больниц и моргах.

При этом свою активную врачебную жизненную позицию Кеворкян совершенно не скрывал. Его не останавливали попытки правоохранительных органов прекратить его деятельность. Он публично сжигал повестки в суды, а если появлялся на заседаниях, произносил яркие и зажигательные речи, открыто предлагая властям либо узаконить эвтаназию, либо попытаться остановить его, Джека Кеворкяна.

Он четырежды представал перед судом, но был оправдан из-за недостаточных свидетельских показаний. В 1999 году Доктор Смерть был все же обвинён в убийстве, после того как провёл эвтаназию одного своего 52-летнего пациента. В качестве главного доказательства стороной обвинения была предоставлена видеозапись акта эвтаназии, которая по воле самого доктора Кеворкяна находилась в свободном доступе. Решением суда Джек Кеворкян был приговорён к заключению сроком от 10 до 25 лет в исправительном учреждении штата Мичиган. Через 8 лет заключения, за хорошее поведение, 79-летний Джек Кеворкян был выпущен на свободу на два года раньше срока со строгим запретом на проведение процедуры эвтаназии. В 2011 году в возрасте 83 лет этот удивительный человек и врач скончался от пневмонии.

Добровольная форма принятия милосердной cмepти выражается в неоднократном высказывании пациентом такого желания. Самоубийство не поощряется, но может быть принято решение о помощи пациенту в уходе из жизни, если есть на то основания. Пациент должен быть дееспособен. Также может быть подписано добровольное соглашение об эвтаназии или бессрочной коме. Юридические соглашения о бессрочной коме подписываются во многих Штатах в Америке.

Недобровольная форма относится к пациентам, которые не способны выразить желание самостоятельно. Решение принять могут близкие родственники или официальные опекуны, также основываясь на соображениях необходимости облегчить состояние. В данном случае важно и определить, что если бы пациент мог самостоятельно высказаться, то его отношение к милосердному убийству было бы положительным. Подтверждать это могут исключительно близкие люди. На основе этого только врач может вынести решение об эвтаназии. Без согласия родственников процедypa не производится, в противном случае приравнивается к обычному подсудному убийству.

Читать еще: Прививка от гемофильной инфекции

В первую очередь, это терминальная стадия неизлечимого, тяжелого заболевания, когда можно однозначно сказать: пациент умрет, вылечить его невозможно никакими способами. И при этом человек испытывает физическую боль, сильную, невыносимую, ее нельзя прекратить лекарствами или другими способами. Его жизнь – это больничная палата, постоянная ужасная боль, страдания, ожидание смерти, как избавления от этой боли, потому что другими способами избавиться от страданий невозможно. В данном случае эвтаназия будет актом гуманности. Независимо от того, что об этом думают родственники пациента.

Их можно понять, никому не хочется терять близкого, родного, любимого человека. Хочется побыть с ним рядом как можно дольше, это понятно и естественно. Но если при этом любимый, близкий человек испытывает физические мучения, и желание побыть с ним еще несколько дней только продлевает его агонию – неужели именно так должна проявляться любовь?

При этом нормально воспринимается эвтаназия животных, хотя для многих потерять любимого питомца так же тяжело, как и члена семьи. Тем не менее, люди обращаются к ветеринару, чтобы прекратить мучения любимца. И ключевое здесь – прекратить мучения. Эвтаназия людей проводится в этих же целях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *