Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение инструктажей по охране труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Как проводят повышение квалификации водителей
Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).
Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.
С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.
Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда
Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.
По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:
- к производственным территориям и организации рабочих мест;
- площадкам для хранения транспортных средств;
- размещению технологического оборудования;
- технологии производственных процессов;
- эксплуатации транспортных средств;
- размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.
В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.
В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.
1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.
1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— выполнять только ту работу, которую поручили;
— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— применять средства индивидуальной защиты;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенного уровня шума на рабочем месте;
— повышенного уровня вибрации;
— недостаточной освещенности рабочей зоны;
— нервно-психических перегрузок.
1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Перчатки с точечным покрытием | 12 пар |
Перчатки резиновые или из полимерных материалов | дежурные |
Жилет сигнальный 2 класса защиты | 1 |
3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки (остановки) на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц.
3.2. Скорость движения транспортного средства по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов — 40 км/ч.
3.3 Во время работы на линии водитель должен:
— быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;
— перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;
— во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;
— скорость движения автомобиля выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;
— выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;
— при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.
3.4. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом.
3.5. При выходе из кабины транспортного средства на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.
3.7. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.8. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.9. При заправке транспортных средств топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.10. В зимнее время запрещается:
— выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
3.11. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть транспортное средство.
3.12. При ремонте автомобиля пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом:
— гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; запрещается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками;
— не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы;
— поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; запрещается пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной (пластиковой, прорезиненной и т. п.) ручкой, а также с неисправной ручкой.
3.13. Перед подъемом части автомобиля домкратом выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.
3.14. При вывешивании автомобиля на мягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
3.15. На автозаправочной станции (АЗС) запрещается:
— курить и пользоваться открытым огнем;
— производить ремонтные и регулировочные работы;
— заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
— допускать перелив и разлив топлива;
— работать без средств индивидуальной защиты рук.
Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения
Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
- Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
С какой периодичностью проводить
Каждый вид инструктажа по охране труда имеет свой срок проведения:
Вид инструктажа | Описание |
Вводный и первичный | Сразу после трудоустройства без дальнейшего повтора. Исключение – когда сотрудник меняет работу на не свойственную той, которую выполнял ранее (перевод в другой цех, подразделение, повышение по службе). |
Повторный | Для всех категорий сотрудников не реже, чем каждые полгода. В отдельных случаях такой инструктаж необходимо проводить либо чаще (раз в 3 месяца), либо реже (раз в год). Это зависит от условий производства. |
Внеплановый и целевой | Исходя из ситуации, которая сложилась. Обычно эти виды инструктажей напрямую связанны с какими-то неприятными событиями, либо необходимостью выполнения дополнительных работ (нагрузок). |
Срок в полгода для повторного инструктажа определен не случайно. Практика показывает, что именно после истечения этого строка у труженика начинается «привыкание» к однотипной работе, вследствие чего снижается реакция на нестандартные опасные факторы, а также любые типы новшеств, что внедряются на производстве.
Добавьте к этому и сезонность – условия работы в летний и зимний период обычно кардинально отличаются, за счет изменения температурного режима. А держать в памяти объем знаний, которыми ты сможешь воспользоваться только через полгода, многие считаю излишеством. Поэтому, одна из ключевых целей повторного инструктажа, это обновление в памяти недостающих пробелов безопасного труда на предприятии.
Теперь касательно увеличенных, либо уменьшенных периодов проведения повторных инструктажей.
В какие сроки проводится повторный инструктаж на рабочем месте (п.п.2.1.5, 2.1.8 постановления минтруда
и Минобразования России от 13.01.03 г. №1/29)?
- + не реже одного раза в шесть месяцев. Для отдельных отраслей и организаций сроки проведения регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда;
- — для работников, занятых на работах; с повышенной опасностью, ежеквартально, для остальных — ежегодно;
- — в соответствии с ответами «а» и «б».
- ?
В каких случаях проводится внеплановый инструктаж, где он фиксируется (п.2.1.6 постановления Минтруда и Минобразования России от 10.01.03 г. № 1/29)?
- — при приеме на работу с записью в личную карточку;
- + при введении новых правил, инструкций по охране труда, изменении технологического процесса, перерывах в работе более 2 месяцев, а для работ с вредными и (или) опасными условиями труда — более 30 дней. Фиксируется в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;
- — при выполнении работ повышенной опасности с записью в наряде-допуске.
- ?
Обязан ли работодатель обучать работников оказанию первой помощи пострадавшим (п.2,2.4 постановления
Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 г. №1/29)?
— да, при приеме на работу в соответствии с программой вводного инструктажа;
— желательно;
+ работодатель обязан организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу лица проходят это обучение не позднее одного месяца после приема на работу.
?
Каков порядок проведения первичного инструктажа на рабочем месте (п.п.7.2.3, 7.9 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ.
Организация обучения безопасности труда»)?
+ проводится индивидуально или группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, или в пределах общего рабочего места с показом безопасных приемов иметодов труда. Завершается устной проверкой приобретенных знаний и навыков. Регистрируется в журнале;
— проводится по программам, разработанным и утвержденным вустановленном порядке;
— проводится в соответствии с ответами «а» и«б».
?
Как осуществляется допуск к самостоятельной работе лиц, принимаемых на работу, в т.ч. с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.225 ТК РФ; п.7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90)?
- — после прохождения обучения и стажировки на рабочем месте (2-14 смен) под руководством назначенного лица и сдачи экзаменов. Допуск оформляется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с подписью инструктируемого и инструктирующего;
- — работодатель устанавливает в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующимибезопасность конкретных работ, порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников рабочих профессий;
- + в соответствии с ответами «а» и «б».
- ?
Укажите организации, имеющие право осуществлять предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (п.4 Приложения N 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н):
- + медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- — любые лечебно-профилактические организации независимо от формы собственности;
- — территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- ?
Роструд Не Знает Как Проводить Инструктаж Водителям, а Вы Знаете?
Страницы:ВыбратьГлавная Лента Чат Автор Услуги Обучение СОУТ Поиск Рубрики:ВыбратьОХРАНА ТРУДА ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОЧС ГИГИЕНА ТРУДА ВОПРОС/ОТВЕТ ЛИКБЕЗ ТРУДОВОЙ КОДЕКС ВИДЕОРУБРИКА СКАЧАТЬ ФАЙЛ НОВОСТИ НПА 10.03.2022 Приветствую, друзья! Можно сказать это коллективная заметка, в которой предлагается обсудить сложный вопрос об инструктажах по охране труда для водителей в соответствии с новыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте.
Читавший правила верно догадывается, о каких именно инструктажах пойдёт речь. Роструд нам помочь не может, поэтому разбираемся сами. Для тех, кто ещё не в теме, напомним, что 27 сентября 2022 года вступили в законную силу Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н (далее — ) и одновременно утратили силу Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — ПОТ Р М-027-2003, Межотраслевые правила), утверждённые постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г.
№ 28. На сайте этой теме посвящены:
- .
- ;
Поскольку автотранспорт есть во многих компаниях, практика применения правил по охране труда обсуждалась в нашей настолько горячо и часто, что пришлось снабдить все материалы тематическим хештегом , но чем дальше в лес заходили обсуждения, тем. больше вопросов оставалось! Некоторые из них мы решили прояснить, предложив ответить на них самому Роструду через сервис онлайнинспекция.рф Речь не идёт об инструктажах по охране труда для водителей согласно пункта 10 приказа 59н: 10. К выполнению работ и осуществлению производственных процессов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев — проверку знаний требований охраны труда. Перечень профессий и должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя.
Речь идёт об инструктажах по охране труда для водителей согласно подпункта 2 пункта 256 приказа 59н: 256. Работодатель обязан: . 2) провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс укомплектовать транспортное средство исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).
Роструд Не Знает Как Проводить Инструктаж Водителям, а Вы Знаете?
№ 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Что ответил на соответствующий вопрос Роструд (пристегнитесь!): То чувство, когда контрольно-надзорный орган не зная вразумительного ответа будет штрафовать нас за непроведение или неправильное (по сугубо личному мнению территориальной ГИТ) провидение инструктажей по охране труда согласно подпункту 2 пункта 256 приказа 59н.
К сожалению, на этом абсурд не заканчивается.
В поисках истины нашлось два письма Минтруда. Валерий Корж и Татьяна Жигастова пытаются разъяснить так: Итого мы имеем целевой инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при выполнении разовых работ? Как выезд водителя на линию может быть разовым-одноразовым?
Для него это привычное дело. Он же, мать его, водитель! Не, бывают, конечно, камикадзе, но это же не для них правила писаны. Заглянем ещё раз в постановление 1/29: 2.1.7.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий. Если и называть инструктаж перед выездом на линию (хотя непонятно, что имеется ввиду под термином «линия») целевым, то не потому, что водитель будет выполнять разовые работы, а потому, что без «разрешения» и «специальных документов», как то водительские права, путевой лист, предрейсовый медосмотр, управлять автомобилем он не вправе!
Инструктаж на рабочем месте: периодичность проведения
→ → Обновление: 5 июня 2017 г. Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте – периодичность проведения.
Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей. Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:
- ;
- до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
- с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
- отраслевых актах по охране труда.
Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:
- вводный – однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
- первичный на рабочем месте – один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
- повторный – периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
- внеплановый и целевой – в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.
Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.
Согласно требованиям , начинающего действовать с весны 2017 года взамен утрачивающего силу ГОСТ 12.0.004-90, инструктаж проводится не реже чем раз в полугодие. Работодатель не вправе самостоятельно увеличивать данный интервал. При этом в случае необходимости обучение (в том числе проверка знаний) может проводиться через меньшие промежутки времени.
Особенности инструктажей по охране труда и периодичность их проведения могут устанавливаться также для конкретных отраслей и организаций в соответствующих отраслевых правилах и инструкциях по охране труда.
Кем проводится повторное инструктирование. Требования к инструкторам
Российское законодательство содержит информацию о том, кто проводит повторный инструктаж по охране труда. Главный принцип в данном вопросе – численность лиц, являющихся работниками организации.
Если общая численность сотрудников, которые трудятся на предприятии, не превышает 50 человек, то обучение может быть проведено руководителем. Также он может перепоручить проведение этой процедуры другому сотруднику, имеющему соответствующую квалификацию. Возможен наём специального инструктора.
Если общее число работников организации более полусотни лиц, то необходимо воспользоваться услугами специалиста-профессионала. Требования к инструкторам законодательство предъявляет достаточно жесткие. Они обязаны иметь высокую квалификацию, регулярно проходить переподготовку и получать документы, подтверждающие их профессиональный уровень, в уполномоченных организациях.
Кем проводится повторное инструктирование. Требования к инструкторам
Кем проводится повторное инструктирование. Требования к инструкторам
Российское законодательство содержит информацию о том, кто проводит повторный инструктаж по охране труда. Главный принцип в данном вопросе – численность лиц, являющихся работниками организации.
Если общая численность сотрудников, которые трудятся на предприятии, не превышает 50 человек, то обучение может быть проведено руководителем. Также он может перепоручить проведение этой процедуры другому сотруднику, имеющему соответствующую квалификацию. Возможен наём специального инструктора.
Если общее число работников организации более полусотни лиц, то необходимо воспользоваться услугами специалиста-профессионала. Требования к инструкторам законодательство предъявляет достаточно жесткие. Они обязаны иметь высокую квалификацию, регулярно проходить переподготовку и получать документы, подтверждающие их профессиональный уровень, в уполномоченных организациях.
И инструкторы, и руководители должны проходить полновесное обучение. В отличие от инструктирования, обучение подразумевает углубленное погружение в теоретические аспекты вопроса. Инструктор обучает сотрудников. От того, насколько ценные знания он предоставляет, зависит то, насколько безопасно будет организована работа на предприятии. Не реже чем один раз в 3 года необходимо проходить повторное обучение. Эти требования относятся не только к инструкторам-специалистам, но и к работодателям, руководителям предприятия. Руководители должны пройти первое обучение в течение месяца после занятия руководящей должности. Затем они проходят повторное обучение так же, как и инструкторы: не менее одного раза в течение трех лет.