Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Налоговая и административная ответственность

Налоговая ответственность наступает тогда, когда есть задолженность или другие нарушения. Штрафы в этом случае такие:

  • 20% от выявленной суммы в случае, когда по неосторожности была занижена база налогообложения;
  • 40% от суммы, если доказана умышленность занижения базы;
  • 20% от суммы в ситуации, когда уплата налогов производилась одним из представителей консолидированной группы, но при этом были переданы неверные сведения (случайно, а может, совсем не переданы);
  • 40% от суммы, когда такие сведения были не переданы намеренно;
  • 20% от суммы в том случае, когда неуплата зафиксирована за налоговым агентом.

Виды ответственности в соответствии с Законом

Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.

Виды ответственности за неуплату налогов:

  • Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
  • Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
  • Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.

Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.

Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.

Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.

Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.

Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:

  1. Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
  2. Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.

Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов

Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).

Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Мария Золотарева: уклонение от налогов. Преступление и наказание

Если говорить об уклонении от налогов, то создается впечатление, что по мнению фискальных органов это является обычным явлением. По мнению же большинства представителей бизнеса добросовестный плательщик скорее является выдумкой, чем реальностью. Платить налоги в полном объеме просто невозможно ввиду непомерных сумм, законодательства, коррупции и т.д.

Налоговых правонарушений великое множество: начиная от неподачи обязательной налоговой отчетности, заканчивая отчуждением имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия налогового органа.

В этой же колонке мы остановимся на ответственности за уклонение от налогов, то есть на тех нарушениях, которые прямо привели к неуплате налогов в бюджет либо в следствии которых такой бюджет получил налоги несвоевременно. Все иные правонарушения остаются вне зоны нашего внимания.

  • Существующая система наказаний за уклонение от уплаты налогов базируется на определении видов юридической ответственности за налоговые правонарушения. Так, по общему правилу, установленному Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) за нарушение законов по вопросам налогообложения применяются следующие виды ответственности:
  • — финансовая
    — административная
  • — уголовная.

Финансовая ответственность. «Масштабность».

Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых санкций) и/или пени. Налоговый кодекс содержит следующий перечень финансовых санкций за уклонение от налогов:

  • штрафные санкции в случае определения контролирующим органом суммы налогового обязательства (ст.123 НКУ).

Данный вид санкций применяется по итогам налоговых проверок, в результате которых выявлена неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа – 25 процентов от произведенных налоговых доначислений. Штраф за повторное нарушение (по одному и тому же налогу на протяжении 1095 дней от ранее примененного штрафа) – 50 процентов от доначислений;

  • штрафная санкция за нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом-предпринимателем (ст.122 НКУ).

Применяется к «единщикам» первой и второй группы за неуплату обязательных авансовых платежей по единому налогу в размере 50 процентов соответствующей ставки единого налога;

  • штрафные санкции за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты.

Речь идет об финансовой ответственности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц и плательщиков налога на прибыль за неуплату «налога на репатриацию» с доходов нерезидентов.

Размер штрафа составляет 25 процентов от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет; при повторном нарушении штраф увеличивается до 50 процентов. Если же нарушение совершено три и более раз на протяжении 1095 дней, то штраф составляет 75 процентов от суммы неуплаченного налога;

  • штрафные санкции за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов (ст.126 НКУ).

Фактически речь идет о финансовой ответственности за несвоевременную уплату налогового долга.

Размер штрафа зависит от следующих обстоятельств: размера неуплаченного долга и даты его погашения плательщиком. Максимальный размер составляет 20 процентов от суммы погашенного налогового долга.

Отдельной строкой хотелось бы отметить пеню.

Данное наказание определено как один из видов финансовой ответственности, что уже вызывает вопросы, поскольку предусматривает двойную ответственность за одно и то же правонарушение – несвоевременную уплату налогового долга.

Это обстоятельство – прямое нарушение общепризнанного принципа права «non bis in idem», закрепленного в Конституции Украины, – никто не может быть привлечен дважды к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

Тем не менее законодатель имел, скорее, другое видение данного вопроса, и на сегодня пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка НБУ, действующей на каждый такой день. В отдельных случаях ставка пени составляет 100 процентов годовых (ст.129 НКУ).

Административная ответственность. «Архаичность».

По сути, является индивидуальной ответственностью физических лиц – должностных лиц плательщиков налогов и физических лиц со статусом предпринимателя и без.

Нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП) содержат несколько статей, посвященных нарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов:

  • нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и подачи данных о выплаченных доходах (ст. 163-4 КУАП).

Максимальный штраф – 85 грн.

  • нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 163-1 КУАП).

Максимальный штраф – 255 грн.

  • неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление причитающихся к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Максимальный штраф также составляет 255 грн.

На что обратить внимание при данном виде ответственности:

— порядок привлечения к ответственности – особый, предусмотренный КУАП;
— существуют сроки привлечения к административной ответственности (ст.38 КПАП), по истечении которых лицо не привлекается к ответственности либо дело об привлечении к административной ответственности закрывается.

Если же охарактеризовать административную ответственность, то правовое регулирование скорее «архаично», не соответствующее существующим реалиям. Так, например, сроки привлечения к административной ответственности не учитывают процедуру согласования налоговых обязательств, результаты которой в целом и определяют виновны ли лица в нарушении порядка ведения налогового учета, или нет.

Уголовная ответственность. «Бич» для плательщика».

Умышленное уклонение от уплаты налогов может являться уголовно наказуемым деянием. В виде наказания предусмотрены альтернативно: штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности; в качестве дополнительного – конфискация имущества.

Учитывая ст.212 Уголовного кодекса Украины, необходимо учитывать сумму неуплаченных налогов (за вычетом штрафных санкций и/или пени). По состоянию на 2018 год минимальный порог для уголовной ответственности составляет 881 тыс.

грн неуплаченных налогов.

Если сумма превышает 2,64 млн грн – это квалифицируется как уклонение от налогов в крупном размере, а сумма, превышающая 4,4 млн грн – в особо крупном размере, что влияет на «тяжесть» инкриминируемого налогового преступления и наказания.

Если говорить о практике, то уголовная ответственность – скорее инструмент запугивания плательщиков налогов, чем эффективное средство борьбы с налоговыми преступлениями.

По данным единого реестра судебных решений, в первой половине 2018 года было вынесено всего лишь 15 приговоров в уголовных делах об уклонении от уплаты налогов, а именно: 6 оправдательных приговоров, 4 обвинительных и 5 приговоров на основании соглашений о признании виновности.

Камнем преткновения в данном случае является возможность возбуждения уголовного производства по факту уклонения от уплаты налогов до завершения процедуры административного и/или судебного обжалования. Законопроект № 3448 от 10.11.

2015 года, предусматривающий запрет на уголовное преследование по ст.

212 Уголовного кодекса Украины в случае выявления факта несогласования денежных обязательств в административном/судебном порядке, признания их противоправными либо отмены, не был принят Верховной Радой Украины.

На сегодняшний день мы имеем большое количество возбужденных уголовных производств за уклонение от уплаты налогов, а вот связанных с ними фактов этого же уклонения гораздо меньше.

При этом количество следственных действий в данных уголовных производствах: временный доступ, обыски, выемки и т.д. – иногда просто «зашкаливает», что несомненно вызывает особое опасение даже у вполне добросовестных плательщиков.

  1. Стоит ли менять существующую систему наказаний за уклонение от уплаты налогов?
  2. Менять целесообразно, в первую очередь, не систему наказаний, а подход к основаниям для их применения.
  3. Необходимо определить законодательно, что налоговое правонарушение является виновным нарушением и вина, как следствие, должна рассматриваться как необходимый признак совершения любого нарушения по вопросам соблюдения законодательства о налогах.
  4. Базисом при этом должны быть нормативно определенные критерии «добросовестности» и «недобросовестности» плательщика налогов при получении ним, в том числе, «налоговых выгод».
  5. На сегодня фактически данные вопросы, вне «правовой регламентации», становятся предметом рассмотрения в судебных инстанциях при решении налоговых споров, и успех для плательщика определяется лишь позицией суда и эффективностью предоставления юридической помощи.

Права и обязанности налоговых органов

Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:

  1. контроль за своевременной уплатой всех сборов
  2. учет всех льгот
  3. своевременное отправление уведомлений
  4. реагирование на жалобы

Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:

  • проверка;
  • изучение отчетности;
  • получение объяснений;
  • осмотр объектов собственности.

Принципы привлечения виновного лица к ответственности

Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность в 2017-2018 году

Для предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности установлена обязанность по уплате налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ. Состав налоговых обязательств будет зависеть от видов деятельности организаций и ИП, а в ряде случаев и от выбранной схемы налогообложения.

В представленном материале можно узнать, что грозит за неуплату налогов юридическим лицом или предпринимателем.

Закон выделяет следующие основания, по которым может наступать ответственность за неуплату налогов ИП в 2017 году:Если предприниматель или юридическое лицо официально зарегистрированы в ИФНС, у них возникает обязанность уплачивать различные виды налогов, либо перечислять единый платеж при выборе специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент и т.д.). За нарушение порядка и сроков представления отчетности и уплаты налогов грозит налоговая, уголовная или административная ответственность.

  • непредставление налоговых деклараций и иных аналогичных документов в срок, установленный в законе;
  • искажения сведений в отчетных документах, которые повлекли занижение налоговой базы и суммы начисленного налога;
  • неуплата или неполная уплата начисленного налога в срок, установленный в законе.

Рассмотрим основания и порядок привлечения к ответственности, если юридическим лицом нарушены сроки или порядок уплаты налогов.

Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.

Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.

Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.

Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

Республиканские Местные Особые режимы налогообложения

Налоги
  • — НДС и акцизы
  • — налог на прибыль
  • — налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство
  • — подоходный налог с физических лиц
  • — налог на недвижимость
  • — земельный налог
  • — экологический налог
  • — налог на добычу (изъятие) природных ресурсов
— налог за владение собаками
  1. — налог при упрощенной системе налогообложения
  2. — единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
  3. — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
  4. — налог на игорный бизнес
  5. — налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности
  6. — налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр
  7. — единый налог на вмененный доход
Сборы (пошлины)
  • — сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь
  • — офшорный сбор
  • — гербовый сбор
  • — консульский сбор
  • — государственная пошлина
  • — патентные пошлины
  • — таможенные пошлины и таможенные сборы
  • — утилизационный сбор
  • — сбор на финансирование государственных расходов
— курортный сбор; — сбор с заготовителей — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

Неуплата налогов, как преступление

Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.

Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:

  • действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
  • бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.

Ответственность за экономические преступления

С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.

Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:

  • ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
  • сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
  • налог не был уплачен в установленный срок.

Что говорит НК РФ и УК РФ

Физлица и организации должны вовремя и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства. Все виды возможной ответственности установлены Налоговым и Уголовным кодексами, а также отчасти – Кодексом административных нарушений.

Так, налоговая ответственность предполагает необходимость уплатить не только недостающую сумму налога, но и штраф за неуплату налогов, а также начисленные пени.

Если же лицо привлекают к уголовной ответственности, то он не только выплачивает недоимки и крупные штрафы, но и может быть заключен под стражу. Причём арест не означает, что выплачивать имеющуюся задолженность подсудимый не будет.

При наличии недоимок к ответственности могут быть привлечены и физические, и юридические лица. Но формы и размеры наказаний для этих категорий отличаются.

Анализ статьи 9 НК РФ позволяет перечислить категории людей, которые могут быть привлечены к ответственности. Так, ответственность за неуплату налогов физическим лицом несут:

  • российские граждане, не ведущие собственной предпринимательской деятельности;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • частные предприниматели (ИП).

Когда же налоги не уплачивают юридические лица, то к ответственности могут привлечь:

  • директора;
  • учредителей таких организаций;
  • главного бухгалтера;
  • должностных лиц компании.

Детально про ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в 2020 году более подробно рассмотрим далее.

Размеры недоимок (УК РФ)

Если лицо имеет сразу несколько задолженностей перед бюджетом, то они суммируются. Принято различать недоимки в крупных и особо крупных размерах. Их значения для физических и юридических лиц установлены отдельно (см. таблицу ниже).

Виды и размеры недоимок
Категория Крупные Особо крупные
Физлица Если в казну за 3 года подряд не уплачено более 10% налогов, и это от 0,9 млн рублей. В остальных случаях – от 2,7 млн рублей. Если недоимка за 3 года составляет больше 1/5, и это от 4,5 млн рублей. В остальных случаях – от 13,5 млн рублей.
Юрлица Если в казну за 3 года подряд не уплачено более 25% налогов, и это от 5 млн рублей. В остальных случаях – от 15 млн рублей. Если недоимка за 3 года составляет больше 1/2, и это от 15 млн рублей. В остальных случаях – от 45 млн рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *