Правительство изменит критерии малого и среднего предпринимательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правительство изменит критерии малого и среднего предпринимательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Увеличить численность и обороты

В общественном объединении предпринимателей «Опора России» считают, что необходимо пересмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП для среднего бизнеса.

«Увеличить предельное значение среднесписочной численности работников с 250 до 500 человек, а предельное значение годового дохода с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей», — высказали ТАСС свое предложение в пресс-службе объединения.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин согласен с «Опорой России». Он отметил, что подъем планки, может быть, действительно поможет чуть более крупным, чем средний бизнес предприятиям стать субъектами МСП и рассчитывать на поддержку.

«Сегодня все рассчитывают на помощь, поэтому любой шаг в направлении того, чтобы получить поддержку правительства, я считаю, будет оправдан. Поэтому можно расширять в критериях и численность работников, и оборот. Главное, чтобы мы смотрели на то, как сохраняются рабочие места, предприятия», — отметил глава палаты.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов поддерживает инициативу бизнес-объединений повысить планку доходов в критериях отнесения компаний к малому и среднему бизнесу.

«Конкретные цифры мы не называем, надо [ситуацию] хорошо продумывать, потому что в разных видах деятельности она может быть разной. Но сегодня, конечно, объем выручки мог бы составлять больше», — сказал Титов.

Бизнес-омбудсмен отметил, что можно ориентироваться на тот уровень отнесения компаний к малому и среднему бизнесу, который сегодня характерен для многих экономик мира.

«Хотя мы знаем, что, например, в ФРГ планка малого бизнеса находится на уровне 500 млн евро, это, по нашим меркам, очень крупное предприятие», — заметил Титов.

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

Требования к доле участия в уставном капитале субъектов МСП

По общему правилу требования к доле участия в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса таковы:

  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) могут владеть суммарно не более чем 25 % процентами долей в уставном капитале ООО, складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % процентами голосующих акций АО;
  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, могут владеть суммарно не более чем 49 % процентами долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % процентами голосующих акций АО.

Следовательно, компания малого или среднего бизнеса минимум на 51 % должна состоять из вкладов субъектов МСП.

На микропредприятия также распространяются эти ограничения по структуре уставного капитала.

В то же время предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:

1. на участников хозяйственных обществ — иностранных юрлиц, у которых доход, полученный от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250-ти человек. Исключение – иностранные ЮЛ, местонахождения которых включено в перечень офшорных зон;

2. на АО и ООО:

  • акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями которых являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25 %.

За что могут исключить из реестра

Понятно, что фирмы, превысившие лимиты, теряют статус МСП и удаляются из реестра. Но есть лица, которых могут исключить принудительно из-за отсутствия сведений о деятельности компании.

Сведения о доходе и количестве сотрудников налоговики получают из отчетности, которую налогоплательщик обязан сдавать в установленные сроки, – из деклараций и расчетов по страховым взносам. Без отчетности инспекция не узнает о реальных показателях фирмы, точнее, подходит ли она по критериям к субъектам МСП. А чтобы нарушители не воспользовались какой-нибудь субсидией, которая теперь им не положена, их исключают из реестра.

Еще один распространенный случай исключения юрлиц из реестра – в компанию вошел новый участник, не отвечающий критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обычно это так: участник-физлицо продает долю в размере 50 % юрлицу, которое не является субъектом МСП. Нарушение критерия автоматически удаляет компанию из реестра. Налоговая сама регистрирует вход и выход учредителей, поэтому узнает об этом из первых уст.

Как быстро исключат фирму, если она перестанет соответствовать критериям малого и среднего бизнеса? Это происходит не сразу. Перед тем как изменить категорию, за показателями наблюдают в течение трех лет. Если в одном году фирма категории среднего бизнеса превысила ограничение по доходу, то это не означает, что ее сразу причислят к крупной компании и лишат статуса СМП. Однако если лимит будет превышаться в течение трех подряд, то компанию отнесут к крупной категории и исключат из реестра малых и средних субъектов бизнеса.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

Итак, на основе вышесказанного составим список тех, кто находится в зоне риска в сложившейся ситуации:

  • химическое производство;
  • разработка и производство технологий;
  • автомобилестроение;
  • туристические компании.

Помимо введения персональных адресных санкций Западные правопорядки ограничили или полностью запретили поставку большинства товаров, технологий, а также программ. Это значит, что Российской Федерации придется переориентировать свою деятельность на иные рынки, вероятнее всего на Китай.

Что является преимуществами микропредприятия?

Поскольку МП относится к предприятиям малого бизнеса, на него распространяются все льготы и преимущества, предоставленные им:

  1. Специальные облегченные системы налогообложения, например: УСН, ЕНВД, патент и т. д.
  2. Освобождение от проведения налоговых проверок для некоторых видов налоговых режимов (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  3. «Налоговые каникулы» (ИП с патентной системой и УСН не обязаны уплачивать налог в течение двух лет в период с 2015 по 2020 год).
  4. Увеличенный срок уплаты административных штрафов в течение 2020 года.
  5. Субсидии от государства и возможность участия в различных программах поддержки малого бизнеса.
  6. Упрощенная бухгалтерская отчетность в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  7. Облегченная кассовая дисциплина (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  8. Особые условия при участии в госзакупках.

Кроме того, относительным новшеством в действующем законодательстве является введение упрощенного кадрового учета в МП, что отличает их от других представителей малого бизнеса (гл. 48.1 Трудового кодекса, введена законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Руководитель микропредприятия вправе отказаться от принятия ряда локальных нормативных документов (ст. 309.2 ТК РФ).

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

Как рассчитать среднесписочную численность сотрудников

Для расчёта среднесписочной численности сотрудников за отчётный период нужно сначала найти этот показатель за каждый месяц. Для этого считают списочную численность всех работников, которые числились в компании на каждый день месяца. При этом необходимо:

  • включить сотрудников в отпусках, на больничных и в командировках и пр.;
  • приравнять ССЧ в праздники и выходные к численности сотрудников в предыдущий рабочий день.

В списочной численности не учитываются внешние совместители, подрядчики и исполнители по договорам ГПХ, сотрудники на обучении с отрывом от производства, собственники без зарплаты и другие категории.

Некоторые работники списочной численности не учитываются при расчёте среднесписочной, в том числе лица в декрете и отпусках по уходу за ребёнком (кроме работающих неполный день) и работники в отпуске без сохранения зарплаты, полученном для поступления в образовательную организацию или для обучения.

Сотрудников, которые работают неполный день, следует учитывать пропорционально отработанному времени. Есть два исключения, которые учитываются как целые единицы:

  • сотрудники, которым сокращённое рабочее время положено по закону, например, несовершеннолетние, сотрудники с опасными условиями труда и пр.;
  • сотрудники, работавшие неполное время по инициативе работодателя.

Нужно ли учитывать учредителя и предпринимателя

По общему правилу собственник попадает в среднесписочную численность, только если он работает в своей компании по трудовому договору и получает заработную плату. Учредителя, которому выплачивают дивиденды, но не выплачивают зарплату, из расчетов надо исключить.

На практике распространена следующая ситуация: директором является собственник, назначенный общим собранием учредителей (без трудового договора). Нет четких инструкций относительно того, нужно ли учитывать такого директора в среднесписочной численности. Обычно при подобных обстоятельствах директора считают за единицу, несмотря на отсутствие договора.

Но если в роли директора выступает единственный учредитель, то по нашему мнению в среднесписочной численности его учесть нельзя. Дело в том, что единственный учредитель не в состоянии принять себя на работу и выплачивать себе зарплату.

Когда сдают сведения о численности вновь созданные организации

Вновь созданные (новые) или реорганизованные организации сдают сведения о среднесписочной численности в 2020 году не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания или реорганизации.

Например, если компания создана (внесена в единый государственный реестр) 12 февраля 2020 года, сведения о среднесписочной численности работников надо сдать в инспекцию не позднее 20 марта 2020 года.

Что считать датой создания организации? Согласно статье 51 ГК РФ это дата записи об организации в ЕГРЮЛ. Соответственно, срок сдачи среднесписочной численности зависит именно от этой даты.

Таким образом, в первый год работы новые и реорганизованные компании должны предоставить сведения дважды: сразу после создания (реорганизации) и еще раз по итогам года.

Обратите внимание!

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели не сдают расчет по численности работников.

Надзорные каникулы для малого бизнеса

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Основные минусы малого бизнеса:

  • большой уровень экономического риска;
  • зависимость от более крупных игроков на рынке;
  • высокое влияние персонала на конечный результат;
  • невысокий профессионализм управленцев;
  • сложности при получении кредитов и субсидий.

Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше этот показатель, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.

Недостатки среднего бизнеса:

  • жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
  • трудности при получении лицензий и патентов;
  • периодическая нехватка денежных средств в обороте.

Риски владения крупной компанией:

  • избыточная экономическая концентрация;
  • локализация хозяйственных отношений;
  • блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.

Алгоритм: как получить субсидии для малого бизнеса

На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.

Если вы хоть примерно попадаете в условия, ваш путь будет примерно таким:

  1. С вами свяжутся, вышлют чек-лист с подробными условиями и необходимыми документами.
  2. Если заявку примут, будет проверка на несколько месяцев.
  3. Если заявку одобрят, свяжутся снова. Вероятно, разработают какой-то график выплат, заключат договор на предоставление субсидии.
  4. Когда деньги придут, скорее всего, придётся отчитываться о целях, на которые они пошли. Возможно, такая отчётность будет постоянной — всё зависит от условий программы.
  5. Скорее всего, какие то формы контроля останутся и после окончания программы. Например, могут проверить среднесписочную численность штата в сравнении с моментом выдачи субсидии. Или наличие долгов по налогам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *