Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные таможенные правонарушения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К юристам нашего Центра обратился клиент с вопросом о его порядке действий в следующей ситуации. Покупателем были приобретены и оплачены товары у иностранного продавца. Товар был передан покупателю в указанном месте, но без документов, подтверждающих прохождение им процедуры таможенного оформления, и самих деклараций.
Как избежать нарушений и штрафов
Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.
Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?
Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.
AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.
Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!
Ответственность юридических и физических лиц
Ответственность предусматривается статьей №16.2 Кодекса Российской Федерации, далее по тексту КоАП, которая в свою очередь описывает случаи недостоверного декларирования товаров всех видов и предусмотренную за это ответственность. Сам перечень сведений (информации), которая в обязательном порядке должна присутствовать в таможенной декларации приводится в статье 124 ТК РФ, так же ограничивается сведениями. Которые важны для целей исчисления таможенных пошлин.
Согласно судебной практике, на сегодняшний день Арбитражный суд по Федеральному Сибирскому Округу подтвердил, что самое частое привлечение к административной ответственности Заявителя при декларировании соответствия происходит за недостоверно предоставленную информацию о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).
Помимо этого, распространены случаи, при которых физическое или юридическое лицо не предприняли должных действий для декларирования товара, здесь речь идет о бездействии лиц. Самое распространенные ситуации связанные с бездействием встречаются с пассажирами (физ.лица), которые пересекая границу имели при себе оборудование или иной товар, который подлежит декларированию. В таких случаях таможенные службы вынуждены возбуждать дело по преднамеренному не декларированию товара.
Еще примером недостоверного декларирования может являться неверно указанная информация в самой декларации, или целенаправленная дезинформация, а именно, Заявитель в декларации указывает адрес изготовителя, перечень и наименования товара одни, а по факту при проверке на границе сотрудниками таможни выясняется, что юридическое или физическое лицо провозит еще один товар, который не указан в данной декларации, или наименования товара вообще не совпадают с действительностью, с тем, что указанно на самих коробках с товаром.
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование по статистике таможенных органов являются наиболее частыми составами административных правонарушений в сфере таможенного дела.
Так, в последние годы около 35% возбуждаемых таможней дел касаются именно фактов недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, при этом около 50% дел возбуждаются в отношении физических лиц, 45% — юридических лиц и 10% — на должностных или неустановленных лиц.
Ответственность за данные правонарушения на данный момент предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
И хотя меры административного наказания за недекларирование и недостоверное декларирование одинаковые, правовые основания для их квалификации разные.
В отдельных случаях сами сотрудники отделов об административных правонарушениях (ОАР) затрудняются правильно установить квалификацию дела. Действительно, разница между недекларирование и недостоверным декларированием не всегда очевидна.
Введена уголовная ответственность за недекларирование валюты
30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200-1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Эта статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (часть первая статьи 200-1) или в особо крупном размере (часть вторая статьи 200-1).
К административной ответственности привлекается лицо, которое без письменного декларирования, перемещает через таможенную границу наличные денежные средства в сумме превышающей 10 000 долларов США в эквиваленте, а к уголовной ответственности свыше 30 000 долларов США в эквиваленте.
Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г.
Астане 5 июля 2010 года) без письменного декларирования разрешен единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США.
При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если в его в действиях не содержится иного состава преступления.
Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
- За совершение преступления, предусмотренного статьей 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
- Согласно примечанию к статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
- Указанную информацию необходимо учитывать гражданам при планировании въезда в Российскую Федерацию или выезда из неё, за исключением случаев перемещения через границу с государствами-членами Таможенного союза (Республика Белоруссия, Республика Казахстан).
- Данные меры предприняты в рамках реализации государством комплекса мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений.
Кроме того, указанным федеральным законом внесены изменения в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».
Начиная с 30 июня 2013 года, уголовная ответственность за данное преступление будет наступать в том случае, если сумма таможенных платежей, неуплаченных физическим лицом или организацией при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров в одной или нескольких партиях, превысит один миллион рублей (крупный размер). Особо крупным размером будет признаваться сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая три миллиона рублей.
Административная ответственность
Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:
- Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
- Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
- Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).
КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Одно из самых распространенных таможенных правонарушений — не декларирование товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП РФ).
Зачастую граждане не знают таможенных правил и совершают правонарушения не умышленно, однако это не освобождает от ответственности. Проходя Таможенную границу
пассажиры обязаны убедиться что перемещаемые ими товары не подлежат обязательному письменному декларированию.
Товары делятся на две основные категории: отнесенные к товарам личного пользования и товары для коммерческого использования. Товары для личного пользования как правило:
- предметы одежды,
- обуви,
- ювелирные украшения,
- часы,
- и т.д. в единичных экземплярах.
Ответственность за нарушение таможенных правил
Когда необходима помощь нашего таможенного адвоката?
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров может привести к наложению к нарушителю административной или уголовной ответственности. Поскольку предоставление декларационных документов контролируется законодательными актами (в частности недекларирование: ст 16.1 КоАП РФ, или недостоверное декларирование: ст. 16.2), меры пресечения могут быть довольно серьезными: это может быть довольно крупный штраф, который рассчитывается в процентном соотношении от суммы выплачиваемых таможенных сборов или конфискация товара и применение уголовной ответственности к нарушителю. Штрафы при административной ответственности довольно крупные и могут нанести материальный ущерб компании. Для того, чтобы в своей практике при перевозке товаров через границу не допустить взысканий, следует предотвратить недостоверное декларирование товаров. Компании, которые по своей специфике не занимаются постоянной транспортировкой грузов, могут по незнанию допустить данную ошибку.
Незадекларированным считается товар, который перевозится без оформления декларации. Также незадекларированным может быть часть груза, когда отдельная часть сопровождена декларацией, а отдельная категория товаров перевозится без оформления документации на таможне.
Недостоверно задекларированным товар считается, когда при оформлении декларации данные о ввозимом товаре искажены случайно или преднамеренно. Данные нарушения рассматривает судебная практика по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. За преднамеренное недостоверное декларирование товаров уголовная ответственность применяется к лицу, которое допустило возникновение данной ситуации только после рассмотрения дела юристом.
Зачастую разграничение данных правонарушений не может произвестись без участия опытного адвоката. Область ответственности за оба правонарушения отличается. Если нарушение, касающееся недостоверного декларирования, не содержало в себе умысла существенно снизить таможенные выплаты, юрист при грамотно поставленной тактике защиты сможет добиться административного наказания. За недекларирование или недостоверное декларирование товаров КоАП предусматривает разные меры наказания и цель адвоката – добиться административного наказания без осуществления мер по конфискации имущества. Опытный защитник сможет помочь на момент возникновения правонарушения или впоследствии путем обжалования постановления.
В случае если в отношении вас ведется уголовное преследование, например, по такой статье уголовного кодекса как контрабанда, рекомендуем вам посетить нашу рубрику уголовные дела, а лучше напрямую связаться с нашим адвокатом по уголовным делам для принятия своевременных мер к выстраиванию линии защиты.
Понятие правонарушения
Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.
Замечание 1
Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.
Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.
Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.
Что смягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения;
- добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
№152. Административное дело. Статья 16.3 ч.1 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «….» (далее -общество1) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее — таможня) от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Решением суда от 21.05.2008 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанций и удовлетворить заявление о признании незаконным постановления таможни. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. Таможня представила отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представители таможни просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда в силе.Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, общество 10.01.2007 подало в таможню грузовую таможенную декларацию № 10226020/230109/0001330 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 15.09.2008 № L08/08 с (Литва) товара, в том числе товара № 7 — проката плоского из нелегированной стали, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического и другого покрытия, в листах (изготовитель ЗАО «Запорожсталь», (Украина). При декларировании товара у общества была затребована копия лицензии Министерства экономики Украины на поставку плоского холоднокатаного проката производства ЗАО «Запорожсталь», (Украина). Требование таможенного органа о представлении лицензии было основано на положениях Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины о регулировании поставок плоского холоднокатаного проката, происходящего из Украины на таможенную территорию Российской Федерации от 21.06.2007 (далее — Соглашение). Отсутствие у декларанта указанной лицензии’ явилось основанием для запрещения выписка товара и составления таможней в отношении общества протокола от 25.02.2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Постановлением таможни от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке. Суд пришёл к выводу о доказанности вменяемого обществу состава административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявления.Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба общества подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих Экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса. Указанная норма является отсылочной, поскольку не содержит перечня запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя 1/з национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон № 164), в случаях, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федераций, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям. Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 ТК РФ, которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной статьи при декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, и сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Соглашение подписано между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины, является международным договором межведомственного характера, заключено в целях регулирования экспорта холоднокатаного проката с таможенной территории Украины «на таможенную территорию Российской Федерации. Соглаш��ние предусматривает установление квот в период его действия (до 20.06.2010). Выпуск товара с таможенной территории Украины на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии (статья 3), выдаваемой Министерством экономики Украины в пределах квот. Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный товар ввозился на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом 15.09.2008 № L08/08 с литовской компанией и с территории Литвы. Общество не имеет договорных отношений с компаниями из Украины, которые в силу Соглашения могут осуществлять поставку (экспорт) спорного товара, происходящего из Украины (статья 6). Поскольку Соглашение регулирует вопросы экспорта холоднокатаного проката из Украины и не вводит каких — либо ограничений в отношении поставок холоднокатаного проката с территории других государств, нет оснований полагать, что Соглашение распространяется и на случаи поставок не с территории Украины. Кроме того, в силу положений Соглашения лицензия могла быть выдана Только на основании заключенного договора поставки с украинскими производителями (перечислены в Соглашении) или с уполномоченными экспортерами. Такие договорные отношения у общества отсутствуют. Доказательств обратного таможня не представила. При таких обстоятельствах требование таможенного органа о представлении копии лицензии Министерства экономики Украины общество не могло исполнить. Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к Административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ). В данном случае таможня не доказала, что общество нарушило запрет на ввоз спорного товара. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности за несоблюдение установленных ё соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения дела, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
декларации —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
4. Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.
Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.
Рекомендуем ознакомиться — что нужно декларировать при въезде или выезде из России?
Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар. Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции. Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Ответственность за недекларирование установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Мерой административного наказания как для физических, так и для юридических или должностных лиц предусмотрен штраф. Кроме того, в отдельных случаях незадекларированный товар может быть конфискован. Поскольку ответственность по статье за недекларирование тождественна ответственности, предусмотренной за недостоверное декларирование, особое внимание следует уделить размерам штрафов.
В отличие от недекларирования, смысл которого сводится к фактическим бездействия лица вопреки его обязанности задекларировать какой-то товар, недостоверное декларирование предполагает, что лицо предприняло действия по декларированию, при этом представило в таможенный орган некорректную, не соответствующую действительности информацию о товаре.
Примером недостоверного декларирования для физического лица является ситуация, при которой, например, пассажир рейса прошел по «красному коридору», заявив, что везет с собой товар, подлежащий декларированию в количестве 10 штук, однако в ходе досмотра товар был найден в количестве 15 штук. В данном случае речь идет о недостоверном декларировании, выразившемся в заявлении недостоверных сведений о количестве товара. Помимо количества товара недостоверная информация может касаться технических характеристик товара, его страны производства, стоимости и прочих данных. Как правило, речь идет о заявлении недостоверных сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Так, участники ВЭД могут быть привлечены к административной ответственности при заявлении ими некорректного кода товара при классификации товара по ТН ВЭД.
Указанное декларантом описание товара и код ТН ВЭД могут влиять на размер таможенных платежей, которые должны быть уплачены в государственную казну. Таким образом, при принятии таможней решения о классификации товара, компании грозит не только доначисление таможенных платежей в результате смены кода, но и ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
Ответственность за недостоверное декларирование определена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Руководствуясь положениями данной статьи, ответственность за недостоверное декларирование аналогична ответственности за недекларирование (см. часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ). Санкциями данной статьи предусмотрены штрафы и, кроме того, возможна конфискация товара, по которому были представлены недостоверные сведения. В большинстве случаев, при привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, таможня ограничивается штрафом.
Сумма штрафа за недостоверное декларирование также зависит от стоимости недостоверно задекларированного товара. По аналогии с недекларированием размер штрафа варьируется от половины до двукратной стоимости товара, ставшего предметом административного правонарушения. Снизить или минимизировать штраф за недостоверное декларирование возможно как в ходе ведения дела в таможне, так и при обжаловании постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 16.2 КоАП.
Срок обжалования штрафа составляет 10 дней с момента фактического получения постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование или недекларирование.
Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ наравне с предоставлением недостоверной информации о товаре предусмотрена ответственность за предоставление недействительных документов, в результате чего были нарушены установленные законодательством запреты и ограничения. Подразумевается, что помимо заявления в таможню недостоверных сведений о товаре, декларантом или таможенным представителем были представлены недействительные документы на товар. Наиболее распространенным примером является предоставление недействительной декларации соответствия на товар. По составу правонарушения ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ есть ряд нюансов. Кстати, в отличие от штрафов за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, которые привязаны к стоимости товара, штрафы за предоставление недействительных документов фиксированные. В соответствии с ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ их размер следующий:
- от 1,5 до 2 тысяч рублей на физических лиц;
- от 10 до 20 тысяч рублей на должностных лиц;
- от 50 до 300 тысяч рублей на юридических лиц
При возбуждении таможенными органами дела об административном правонарушении по факту недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, рекомендуем внимательно изучить таможенное законодательство и судебную практику по подобным делам.
Правила вывоза и ввоза валюты в Россию
Если житель России хочет вывезти или ввезти деньги, дорожные чеки на сумму менее 10 тысяч долларов, он может их не декларировать. Декларирование такой суммы является добровольным.
Если деньги провозят не в долларах США, то в таком случае размер ввозимых в Россию или вывозимых средств пересчитывают в американские доллары по курсу той страны, из которой их вывозят. Используется курс, который установлен на день подачи таможенной декларации.
При прохождении таможни, гражданину будут выдан бланк, в котором он указывает:
- Свою фамилию, имя и отчество.
- Место и дату рождения.
- Данные заграничного паспорта.
- Источник дохода (откуда получены деньги).
- На какие нужды планируются быть израсходованы деньги.
- Как происходит транспортировка.
- По какому маршруту следует.
Если провозятся денежные инструменты, о них указывается информация:
- Дата выпуска.
- Название эмитента.
- Личный номер (если он есть).
Если декларант перевозит не свои деньги, он указывает также информацию об их владельце.
Создание единой таможенной зоны состоялось еще в 2007 году, а в 2009 были ратифицированы документы, которые сегодня составляют основу Таможенного Союза. Первыми участниками содружества стали Беларусь, Россия и Казахстан. Немного позже к ним присоединилась Армения (2014) и Киргизия (2015). Перспективными кандидатами на сегодняшний день являются Сирия, Таджикистан, Тунис.
Вкратце суть такого экономического образования можно описать так:
- упразднение таможенных пошлин и границ для ввоза продукции;
- введение единого тарифа для других государств.
За ввоз (вывоз) физическим лицом незадекларированного товара, который подлежит таможенному декларированию, законодательством РФ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Недекларирование товаров
Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.
Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.
Также на нашем сайте можно получить дополнительную информацию об условиях и стоимости услуг по ведению дела по недекларированию в таможне нашими юристами.
Размеры штрафов и, в целом, ответственность за недекларирование товаров идентична предусмотренной законодательством ответственности за недостоверное декларирование. Однако состав, то есть суть правонарушений – разная.
КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА ЗАДЕРЖКУ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Для работодателей и руководителей организаций (должностных лиц), нарушающих нормы трудового законодательства, предусмотрена административная, уголовная и материальная ответственность. Кроме того, к руководителю учреждения собственник имущества может применить дисциплинарные взыскания.
1. Самозащита работников. Право приостановить работу при задержке зарплаты
Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, то в любой день после этого работник имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ч. 2 ст. 142 ТК РФ, письмо Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Работник самостоятельно решает, когда воспользоваться этим правом, и может приостановить работу в том числе во время нахождения в командировке (Письмо Минтруда России от 18.08.2017 N 14-2/В-761).
Отказ работника от работы по причине невыплаты ему заработной платы является одной из форм самозащиты трудовых прав (ст. 379 ТК РФ). При этом согласно п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 приостановить работу работник может независимо от наличия вины работодателя в невыплате заработной платы.