Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок изъятия земельного участка у собственника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Основания для изъятия
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Как происходит изъятие земли в пользу государства?
Но сначала орган, планирующий изъять участок, обязан узнать о его собственнике и направить в Росреестр соответствующий запрос. Правила прописаны в статье 56.5 Земельного кодекса (п. 10).
Зарегистрировавшим право собственности на землю до 1998 года и до появления единого Росреестра (ЕГРН) стоит помнить, что велика вероятность появления по этой причины проблемы с вычислением вас в качестве собственника. А в таких случаях для права признания собственности Российской Федерации уполномоченный орган обратится в суд.
Во избежание этого и судебных разбирательств следует проверить ваши права по информацию ЕГРН. Она будет точно зафиксирована, если право было зарегистрировано после 1998 года.
Если же право собственности у вас возникло по годам раньше 1998 года, закажите на свой участок и дом выписку из ЕГРН. Собственник может обратиться в отделение Росреестра, МФЦ или на сайте Росреестра заказать в электронном виде выписку с ЕГРН. Электронная выписка, как правило, дешевле обычной (250 рублей). А обычная в письменном виде выписка стоит 400 рублей, и в течение 3 рабочих дней документ будет готов.
При отсутствии информации о праве собственности в ЕГРН подавайте заявление для регистрации в МФЦ или на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре. Обязательно оплатите 350 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Существует дополнительный вариант, как позаботиться заранее о собственных интересах – это подача на земельные участки заявления об учете прав. Придется внимательно отследить на сайте региона и муниципалитета официальное извещение про изъятие земель. Как только заметили, так сразу подать заявление, а куда именно и когда, будет расписано в публикации (пп. 4 п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ).
Как только будет установлена информация о собственниках, орган власти принимает решение об изъятии. И там указывают все изымаемые земельные участки с расположенными объектами недвижимости на них, а также ссылка на документы и цель изъятия (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ).
В течение 10 дней после принятия о своем решении обязан сообщить уполномоченный орган: распространить информацию в СМИ, разместить на официальном сайте, направить копию правообладателям изымаемой недвижимости и копию в Росреестр.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Как происходит изъятие
Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.
Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:
- властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
- принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
- если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
- если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.
Изъять в интересах государства могут земельный участок или его часть с постройками или без оных, вне зависимости от того, на каких правах им владеет физическое или юридическое лицо: собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или аренды. Даже если данное пятно не фигурирует в Росреестре и Государственном кадастре, это не помешает принять решение об отчуждении собственности. «Законом прямо предусмотрено, что отсутствие у уполномоченного органа сведений о правообладателях земельных участков или об их точных границах не препятствуют реализации процедуры изъятия земельных участков», – поясняет юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Алексей Калинкин.
От волюнтаризма чиновников владельца недвижимости защищает исчерпывающий перечень оснований для изъятия. Он теперь четко закреплен в федеральном законодательстве. Ранее аналогичный список мог быть у каждого субъекта РФ – на случай необходимости распорядиться участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными лицам, например, на праве аренды. То есть новый порядок исключает региональное «творчество» в этом вопросе.
Сам перечень оснований, закрепленный в статье 49, пунктах 1 и 2 статьи 56.3 ЗК РФ, практически не изменился. Земля может потребоваться для строительства инфраструктурных объектов (дорог, мостов, инженерных коммуникаций, линий электропередачи), без которых немыслимо дальнейшее развитие территории. Но теперь уважительным поводом для начала процедуры изъятия считается не только строительство новых, но и реконструкция старых объектов государственного значения. Например, расширение региональных дорог.
Необходимые государству сети, трассы и т. д. должны быть обозначены на утвержденных документах территориального планирования и проектах планировки территории. При этом решение об изъятии принимается в течение трех лет со дня утверждения указанных документов. Впрочем, вопрос о перемене владельца земли может быть решен и без ППТ или генплана. Изъятие недвижимости можно обосновать, например, решением о создании особо охраняемой природной территории, о признании многоквартирного дома аварийным или наличием лицензии на пользование недрами.
Отчуждение с ускорением
Государство упростило процедуру принудительного изъятия участков в случае конфликтов с владельцами. Раньше можно было «конфисковать» недвижимость только через год со дня уведомления собственников или землепользователей о предстоящей неприятности. Теперь процесс сократился почти вдвое.
В законе определены некие временные рамки. Прежде чем направить проект соглашения правообладателю участка, необходимо произвести оценку наносимого ему ущерба и определить размер компенсации. Сделать это необходимо не позднее чем за 60 дней до отправки документов.
Допустим, собственник не согласен со сделанным ему предложением. Инициатор отчуждения участка в этом случае идет в суд, но – не раньше чем через 90 дней после отправки проекта соглашения. Примерно два месяца понадобится на рассмотрение дела в суде и вступление решения в законную силу. Итого – через семь месяцев участок может сменить владельца. «Данное упрощение в основном направлено на обеспечение интересов государственных и муниципальных органов, изымающих участок, однако защищает и права собственников, так как статус участка в течение меньшего времени остается неопределенным, а лицо быстрее получает компенсацию», – отмечает Карина Чичканова.
Интересный момент – это определение «часа икс», с которого начинается отсчет 90 дней до обращения в суд. Если активной стороной выступают публичные власти, то правообладателю участка проект соглашения об изъятии направляется заказным письмом, которое считается полученным, даже если вернулось назад. Если же земля понадобилась естественному монополисту, то он, как говорилось выше, сам ведет переговоры с владельцем. Такая организация вправе сама доставить проект документов второй стороне под расписку. При отказе принять «посылочку» она все равно считается врученной. «Очевидно, что в такой ситуации возможны злоупотребления, связанные с ложными сообщениями представителей субъекта естественной монополии о якобы имевшем место отказе правообладателя от принятия проекта соглашения. Однако это связано не с недостатками законодательного регулирования процедуры изъятия, а с добросовестностью конкретных организаций», – считает Карина Чичканова.
Основания для изъятия земли
Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:
- Выполнение соглашений международного уровня РФ.
- При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
- объект атомной энергетики;
- объект энергетической системы;
- оборонный объект;
- транспортный объект;
- линейный объект;
- трассы федеральные, муниципальные и региональные.
- При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 |
ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году» |
П.10, ст. № 32 |
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ |
П.9,10, ст. № 95 |
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ |
Ст. № 25.2 |
Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах» |
Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд?
Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Иногда случается, что имущество, принадлежащее компании (как правило, земельные участки, объекты недвижимости), изымается для государственных или муниципальных нужд. В таких случаях бывшему владельцу выплачивается денежная компенсация за изымаемое имущество. Казалось бы, при этом у владельца не возникает никакой экономической выгоды, а значит, нет и оснований считать сумму компенсации доходом для целей налогообложения. Тем более что такой подход к решению данного вопроса был озвучен Президиумом ВАС еще в 2009 году. Однако чиновники Минфина до сих пор не готовы согласиться с ним. Доказательство – Письмо от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64481.
Сразу отметим: тот факт, что в комментируемом письме рассматривался обозначенный вопрос применительно к налогу на прибыль, значения не имеет. Ведь основной аргумент финансистов – перечень необлагаемых доходов в ст. 251 НК РФ, которым при исчислении налоговой базы наравне с плательщиками прибыли руководствуются и «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, данное обстоятельство позволяет распространить изложенную финансистами в Письме № 03-03-06/1/64481 позицию (а также высказываемые судами и ФНС в отношении нее контраргументы) на плательщиков «упрощенного» налога.
Выход для пайщиков есть один: как можно быстрее организовываться и выделять долю в натуре, ставить её на кадастровый учёт, регистрировать в Росреестре право собственности. Пока не поздно.
Крепко задуматься о своём будущем стоит и сельхозтоваропроизводителям, которые обрабатывают не отмежеванные ещё поля. На месте таких аграриев я бы донесла до реальных, живых пайщиков опасность потерять землю и призвала бы их выделять участки в счёт своих долей. В противном случае земля станет государственной — и может быть сдана в аренду или продана другому сельхозпроизводителю.
Минсельхоз пишет, что по состоянию на 1 января 2016 года общая площадь невостребованных земельных долей составила 16,8 млн. га. С учётом земельных долей, чьи хозяева до сих пор не провели межевание не выделили землю в натуре, эта площадь может быть значительно больше.
Что разрешат с 1 января
- Оставить землю в наследство иностранцам
С января 2023 года земельные участки на территории Беларуси можно будет передавать в наследство иностранным гражданам. Согласно действующему Кодексу о земле, передать по наследству иностранцу можно только дом.
- Получить дополнительный участок по заявлению
По старому законодательству можно было предоставить дополнительный земельный участок только с аукциона, по новому — по заявлению гражданина.
В случае если основной участок выкупался, за дополнительный придется заплатить по кадастровой стоимости. Если же земельный участок находился у гражданина на ином виде права — пожизненное наследование или аренда без внесения платы, — то дополнительно платить не нужно: участок будет предоставлен на том же праве, что и основной.
Это касается и садовых товариществ (СТ): как правило, участки на них разбиты, поэтому необходима была корректировка проекта организации СТ — эту процедуру проводили через исполкомы. Норма нового законодательства позволяет это делать без корректировки на основании заявления.
Кроме того, юрлица и ИП, которым дополнительная земля нужна для расширения производства, также смогут получить дополнительные земельные участки без проведения аукциона и без реконструкции жилых домов.
- Отчуждать пустые участки
Если раньше нельзя было продавать пустые земельные участки, то теперь это станет возможным при соблюдении ряда условий. К примеру, срок строительства объекта на таком участке не будет меняться: покупатель обязан будет построить, например, дом в те сроки, которые были определены первоначально при выдаче участка его первому владельцу.
В связи с неиспользованием
Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:
- сельского типа хозяйство;
- жилищного типа строительство.
Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.
Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:
- бедствиями стихийного характера;
- чрезвычайными ситуациями;
- другими похожими случаями.
При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:
- включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
- не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.
Для строительства дороги
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Самым основным критерием для изъятия земли из частного владения являются исключительные случаи, которые вынуждают государственные органы так поступить. И при этом не должно быть других альтернатив. Основания могут быть следующие:
- строительство объектов энергетики государственного значения;
- расположение и строительство оборонных комплексов для создания безопасности государства;
- установка коммуникационных сооружений с целью защиты государственных границ;
- потребность в выполнении условий соглашений международного масштаба;
- необходимость для строительства любых транспортных узлов, развязок и дорог;
- строительство коммунальных объектов для обеспечения данными ресурсами отдельные регионы и в целом всю страну;
- строительство линейных сооружений для обеспечения деятельности естественных монополистических организаций.
Законодательством могут быть внесены поправки и для других оснований изъятия недвижимого имущества.
Соглашение об изъятии земельного участка с застройщиком
Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.
Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:
- наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
- кадастровый либо условный номера земельного участка;
- цель изъятия участка;
- реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
- перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
- срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
- размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
- перечень размещенных на участке строений и сооружений;
- перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.
Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.
В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.
Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:
- информацию о заявителе;
- данные об участке;
- цель изъятия.