Лицензия на деятельность в области автомобильного транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на деятельность в области автомобильного транспорта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться:

г. Брест ул.л-та Рябцева, 45 8 (0162) 29-72-82 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Витебск ул.Правды, 44 А 8 (0212) 68-12-08 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гомель ул.Интернациоальная, 10 А 8 (0232) 21-30-03 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Могилев ул. Гомельское шоссе,1 8(0222)-42-88-34 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гродно ул. Суворова,256 8 (0152) 60-89-54 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Минск пр-т Партизанский, 6 8 (017) 374-84-18 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30

Лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта

Согласно Главе 12 Закона о лицензировании РБ деятельность в области автомобильного транспорта подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, обязаны получить лицензию для осуществления следующих услуг:

  • городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки грузов.

Не подлежат лицензированию:

  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;
  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении;
  • международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
  • международных автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд с использованием легкового автомобиля;
  • движения порожнего транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования от его изготовителя (продавца) к покупателю.

Договор подряда: быть или не быть?

– Несомненно, по сравнению с тем, что прописано в действующем законодательстве, проект данного указа можно назвать тонким лучиком надежды на наведение порядка в сфере работы такси, но до прожектора перемен ему еще далеко.

Во-первых, согласно обоснованиям к проекту указа, законотворцы хотели исключить договоры подряда, или, как их еще называют, гражданско-правовые договоры, которые заключают с водителями. Цитирую: «привлечение водителей на основании гражданско-правовых договоров является недопустимым».

Поэтому в проекте указа прописали, что «юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся автомобильными перевозчиками, привлекают физических лиц в качестве водителей транспортных средств на основании трудовых договоров». Однако прямого запрета на заключение гражданско-правового договора нет! То, что можно заключить трудовой договор, так это и так все знают. Следовательно, документ может не достичь желаемого результата. Почему? Ответ прост: нет конкретики, а значит и «лазейки» появятся.

На мой взгляд, если бы подпункт 1 пункта 1 проекта указа звучал, например, вот так: «автомобильным перевозчикам для выполнения автомобильных перевозок пассажиров запрещается привлекать физических лиц в качестве водителей на основании гражданско-правовых договоров», то документ имел бы конкретный смысл.

Поясняю: как только в документе будет установлен запрет, то его нарушение как для перевозчика, так и для физического лица будет чревато применением фискальных санкций, предусмотренных статьей 170 Гражданского кодекса. Вряд ли кто-то захочет в одночасье лишиться всего полученного по запрещенной сделке.

О «лучике надежды», если договор подряда с водителями четко запретят. Самое главное – перевозчик будет нести ответственность, допустим, при ДТП, когда его водитель будет признан виновным. При гражданско-правовых договорах, как это зачастую работает сейчас, водитель не является сотрудником перевозчика, а значит в случае чего пассажиру придется обивать судебные инстанции и взыскивать ущерб с водителя как с физического лица, а не сотрудника службы такси.

Кроме того, пассажирская перевозка будет страховаться, а это значит, что пассажир, пострадавший при ДТП, сможет через страховую компанию перевозчика получить страховое возмещение. При этом водитель будет выполнять все требования, которые предъявляются к таксистам, например, проходить медосвидетельствование перед выездом на линию.

Нацоператор: пока лишь в мечтах?

Не затронули наши законодатели в проекте указа и такой инструмент, как «национальный оператор такси». Как следует из статьи 27 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», организация автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами либо оператором такси в случае его определения местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок оплаты услуг оператора такси устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. О чем это говорит?

Местных исполнительных и распорядительных органов очень много. Многие уже назначили операторов. А это значит, что у семи нянек дитя без глазу. Да и Совмин порядок оплаты услуг не установил. Но меня смущает другое: если все такси в Беларуси частное, у нас что, бюджет резиновый, чтобы оплачивать работу местных органов или услуги оператора такси?

Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации

Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.

То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.

Сроки проведения новых операций с автобусами

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.

Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:

  • 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
  • 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
  • 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Цена на лицензию для перевозки пассажиров от 15000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Внесение в реестр лицензированных автобусов 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Поиск специалиста по БДД от 15000 р. от 15000 р. от 15000 р.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 4 мая 2011 г. No 99-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г. No 307-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);
  • Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 No 280, с изм. и дополнениями от 26 ноября 2013 г., далее — Положение;
  • Приказом Минтранса России от 29.04.2013 No 144 (в ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения соб-ственных нужд юридического лица или индивидуального предприни-мателя)», далее – Регламент.

Порядок получения лицензии включает несколько этапов:

  1. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии
  2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов
  3. Представление документов в лицензирующий орган
  4. Проверка лицензирующим органом соответствия соискателя лицензионным требованиям

А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?

Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.

Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.

При наличии лицензии, подтверждается:

  1. Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
  2. Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
  3. Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.

Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.

И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:

  1. Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
  2. Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
  3. Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.

По инстанциям с документами

Для получения лицензии в первую очередь необходимо представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать:

  • реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;
  • сведения об индивидуальном предпринимателе: Ф.И.О., место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;
  • лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.

Помимо общих документов транспортной организации (предпринимателю) следует позаботиться о копиях отраслевых документов:

  • подтверждающих наличие права собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);
  • талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;
  • дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;
  • документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;
  • документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;
  • страховых полисов обязательной «автогражданки» владельцев ТС;
  • документов, подтверждающих возможность у организации или предпринимателя проводить техобслуживание и ремонт ТС, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не может потребовать иные документы, не предусмотренные Положением и Законом о лицензировании.

Перечень новых видов исключений в новой редакции закона

Вот список тех случаев и вариантов перевозки, когда лицензирование данного рода деятельности не понадобится с 1 марта 2019 года:

  • авто, которые используются скорой помощью;
  • автобусы, принадлежащие пожарным частям;
  • автобусы для перевозки полицейских и находящиеся в подчинении их ведомству;
  • транспортные средства следственного комитета;
  • все полномерные транспортные средства, которые находятся на балансе Нацгвардии российской Федерации;
  • машины ВАИ и других видов военных организаций;
  • автомобилей, находящихся в ведении органов в области государственной охраны;
  • автомобилей, которые осуществляют перевозку военнослужащих военных сил Российской Федерации;
  • машины МЧС;
  • и также тех автобусов, которые перевозят людей не по дорогам общественного назначения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *