Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Элементы и функции социальной защиты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная политика выступает в качестве целенаправленного влияния органов местного самоуправления, государства, общественных объединений на систему общественных отношений для улучшения быта и условий населения.
Социальная защита граждан – это система общественных взаимоотношений, которые направлены на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения населения. К ней можно отнести деятельность государства, общественных объединений, органов местного самоуправления, учреждений по созданию благоприятного уровня жизни населения, организаций по охране детей и материнства, профессиональной подготовке граждан, материальному обеспечению, а также по обслуживанию нуждающихся лиц и людей с инвалидностью.
Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.
Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.
Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.
Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.
Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.
В конституции Российской федерации Россия выступает как демократически-правовое социальное государство. Ее политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого. Обязательным признаком, которым должно обладать социальное государство является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленную на их защиту.
Государство должно создавать систему защиты социальных прав и свобод, а также устанавливать юридическую процедуру такой защиты.[17]
Значительная часть дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации, связана с реализацией социальных прав на судебную защиту. Решение Суда, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направленные на последовательную конституционализацию этих отраслей и оказывает существенное влияние на их современное состояние. При этом правовыми позициями Конституционного Суда не только корректируются действующие нормы права, но и закладываются основы будущего регулирования судебной защиты прав и свобод граждан, призванного адекватно отразить положения Конституции Российской Федерации.
Основные направления социальной политики отражает Конституция РФ — защита материнства и детства, установление минимального размера оплаты труда, развитие системы государственных служб, обеспечение государственной поддержке инвалидов и пожилых граждан. По своей сущности это является конституционной обязанностью государства в социальной сфере.
При реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, важнейшей проблемой является сфера их применения. У государства не сформулировано четкой и прямой ответственности перед человеком и гражданином. Так как конституционные нормы, направленные к государству, отражают непосредственный характер его деятельности в социальной сфере.
Конституционные социальные права человека и гражданина это гарантированные государством возможности удовлетворения жизненных потребностей человека и его достойной жизни.
Вопросы конституционного регулирования социальных проблем, включая проблемы защиты социальных прав, характер и пределы конституционного регулирования социальных отношений вообще и социальной защиты граждан в частности, а также возможности прямого применения конституционных норм о социальной защите граждан, и юридическая сила корреспондирующих им материально-финансовых обязательств государства перед гражданами в социальной сфере являются дискуссионными.[18]
Социальное государство предполагает действенность конституционных гарантий социальных прав гражданина, это означает, что у государства существуют соответствующие обязанности, такие как:
— охранять труд и здоровье людей;
— устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
— обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
— развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.[19]
Наиболее значимым для граждан является нарушение социальных прав, направленные гарантировать достойный для человека уровень жизни.
Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.
По всем вопросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций, наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсии, пособия, льготы и т. п.).
Наиболее массово и повсеместно нарушается право граждан на доступ к информации о себе, и право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкивается с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы, и т.д. И это при том, что именно реализация права на информацию делает возможным соблюдение и защиту любых других прав личности, создает условия для нормальной цивилизованной жизни.
Наиболее запущенная государством сфера прав человека — это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Почти абсолютное бесправие пациента, учащегося и его родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как серьезная государственная проблема.[20]
Вопросы судебной защиты социальных прав граждан относятся, вне всякого сомнения, к наиболее актуальным и значимым проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина, но в то же время остаются в числе наименее разработанных с точки зрения теории и практики современного конституционализма. Поэтому оценка и анализ соответствующих проблем в сравнительно-правовом плане, с позиций накопленного судебного опыта защиты социальных прав, представляют несомненный интерес.
Социальная проблематика весьма заметна в деятельности Конституционного Суда. Объектом его контроля стали более 30 федеральных правовых актов, регламентирующих отношения в данной сфере (это примерно четверть от общего числа проверенных).
Социальные вопросы в той или иной мере получили отражение в 40 постановлениях Суда (25% от принятых), в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся:
1. Защита материнства и детства. В последнее время принято достаточно нормативных актов по вопросам защиты материнства и детства. Однако законодательству в этой сфере правового регулирования не хватает системности, можно отметить, что акты в разных отраслях права разобщены, они носят разрозненный характер.
Наибольшее количество гарантий и льгот, связанных с охраной и защитой материнства и детства, закреплено в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. Весьма значимы, но противоречивы положения ст. 259 ТК РФ о гарантиях лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, работе в ночное время и пр. Гарантии предоставляются «матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет…». Проблема в том, что законодатель указал как условие предоставление гарантий брачные отношения, а именно «матерям и отцам, воспитывающим детей без супруга (супруги)…», а не семейные отношения, в связи с этим допущено необоснованное смешение понятий «супруги» и «родители ребенка». Регулируются трудовые отношения с лицами, имеющими семейные обязанности, а упоминание супруга родителя ребенка вводит в заблуждение, тем более что вышеприведенная ст. 264 ТК РФ упоминает «отцов, воспитывающих детей без матери». Представляется, что должна быть единая терминология, тем более что ранее именно так и было.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений. Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами. Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.
Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения). Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.
На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы:
- организация обслуживания пенсионеров;
- обеспечение выплатами, пособиями и льготами;
- социальное обслуживание наиболее нуждающихся категорий населения (детей-сирот, младенцев, брошенных родителями, пенсионеров и инвалидов);
- медицинская и социальная экспертиза для определения уровня необходимой социальной помощи;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ для дальнейшего развития учреждений социальной работы.
На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше. Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.
Под системой социальной защиты принято понимать такую систему мероприятий, которые осуществляются государственными и общественными организациями с целью обеспечения гарантированно минимальных достаточно благоприятных условий жизни и поддержанию жизни и деятельности существования конкретного человека.
Определение 1
Социальную защиту как термин можно трактовать в более узком смысле, как обеспечение конкретного уровня доходов населения, неспособных в силу некоторых причин самостоятельно обеспечить себе существование.
К таким слоям населения принято относить больных и инвалидов, стариков, многодетных семей и матерей одиночек, а также безработных и детей сирот. Основные принципы социальной защиты предполагают адресность, комплексность, гуманность и обеспечения прав и свобод личности.
Помощь населению может быть и психологической. Для этого созданы социальные службы, которые занимаются адаптацией человека в трудных жизненных ситуациях, в которых те оказались. Меры психологической помощи могут требоваться в связи с различными трагедиями, заболеваниями.
Такая форма поддержки называется социальным обслуживанием населения. Оно включает в себя помощь в быту, решение вопросов юридического характера, педагогическую и медицинскую помощь. Это и есть система социально правовой защиты населения.
Эта форма поддержки интенсивно развивалась в начале 2000-х. Так, например, за этот период выросло на 1/3 общее число центров социального обслуживания граждан. Количество учреждений для поддержки инвалидов и престарелых увеличивалось, начиная с 1985 года. В 2004 году их было уже в 1,5 раза больше. Также были созданы новые виды учреждений системы социальной защиты населения: кризисные центры для различных категорий граждан, в основном для женщин.
К основным видам относятся:
- Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
- Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
- Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.
В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:
- Поддерживать стабильность общественной ситуации.
- Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
- Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
- Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.
Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.
Социальное обеспечение как система социально-экономических и правовых мер определенным образом организована и имеет свою сложную структуру, отражающую организационно — правовые способы осуществления социального обеспечения. В.С. Андреев ввел в научный оборот такую правовую категорию как «формы социального обеспечения», понимая под ними организационно-правовые способы предоставления населению социального обеспечения. В частности, он писал: «Государственная система социального обеспечения выступает в нескольких организационно — правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учетом особенностей их общественно полезной деятельности и видов обеспечения». Для каждой из форм социального обеспечения, как указывал В.С. Андреев, специфичны: круг обеспечиваемых; способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы, осуществляющие его. Данное концептуальное положение известного советского ученого сохраняет свою актуальность и на современном этапе с учетом тех изменений, которые произошли в экономике и социальной жизни нашей страны. Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения часть валового внутреннего продукта, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.
Одним из критериев, обусловливающих специфику той или иной организационно — правовой формы социального обеспечения, и на современном этапе признается круг обеспечиваемых. Однако единого подхода при его определении в теории права социального обеспечения не наблюдается. Как правило, в основу данного критерия положен такой признак как специфика общественно-полезной деятельности. Очевидно, что для выделения того или иного «круга обеспечиваемых», с которым связаны и другие, указанные выше, специфические признаки самой формы, принципиальное значение имеет, прежде всего, социальный статус обеспечиваемого: предоставляется ли социальное обеспечение человеку в связи с его трудовой деятельностью, либо независимо от нее.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение. Европейская социальная хартия (1961) конкретизирует социальные права: каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению им наилучшего возможного для него состояния здоровья; каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь; каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб; каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма; каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.
Конституция страны закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39).
С учетом приведенных выше актов можно сделать вывод, что к кругу обеспечиваемых относится все население страны и, следовательно, форма социального обеспечения должна быть единой. В чем же заключается специфика данного круга лиц? Она выражается в том, что во всех названных выше актах говорится о предоставлении социального обеспечения каждому человеку как члену общества независимо от того, занимался он трудовой деятельностью или не занимался. Этим обусловлен выбор государством соответствующего финансового источника, видов социального обеспечения и системы органов, его осуществляющих.
В международных актах закрепляется также право на социальное страхование как неотъемлемый элемент права на социальное обеспечение (ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека). Реализация данного права обеспечивается государством созданием, наряду с системой социального обеспечения каждого как члена общества, системы обязательного социального страхования, охватывающей тех, кто работает по найму. Создание системы социального обеспечения застрахованных служит убедительным аргументом объективно необходимой дифференциации в социальном обеспечении, обусловленной тем, что в первом случае человек реализует право на социальное обеспечение как член общества, вне связи с его трудовой деятельностью (в порядке государственного социального обеспечения), а во втором — как работник, трудом которого создается национальное богатство общества, и часть его заработной платы резервируется с целью предоставления материального обеспечения (в порядке обязательного социального страхования) при наступлении страхового случая1. Данная система гарантирует каждому работнику социальное обеспечение при наступлении временной нетрудоспособности, инвалидности, достижении пенсионного возраста, травмы на производстве либо профессионального заболевания, женщинам — в случае беременности и родов, ухода за ребенком и др.
С учетом указанных критериев в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: каждого как члена общества — без учета трудового вклада человека, и работника (в случае его смерти — его семьи) в порядке обязательного социального страхования. Эти формы во многих странах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.)
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные и территориальные.
К централизованным формам относятся: 1) социальное обеспечение, адресованное каждому как члену общества, за счет средств федерального бюджета; 2) социальное обеспечение застрахованных в порядке обязательного социального страхования; 3) смешанная форма социального обеспечения, используемая для специальных субъектов.
Рассмотрим каждый из признаков, на которые указывал В.С. Андреев, отражающих специфику этих форм.
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
- Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
- Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
- Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
- Создание негосударственных пенсионных фондов.
- Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
- Выделение средств многодетным семьям.
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Наиболее часто под этим понятием подразумевают именно поддержание на приемлемом уровне доходов тех лиц, которые по разным обстоятельствам не способны сделать это самостоятельно. В основном к группам нуждающихся относят больных, инвалидов, сирот, безработных, пожилых людей, многодетные семьи и матерей.
В идеале социальная поддержка населения должна способствовать:
— улучшению здоровья и образа жизни граждан;
— удовлетворению как материальных, так и духовных потребностей людей;
— повышению материальной обеспеченности, уровня жизни населения;
— выравниванию социальных контрастов между обеспеченными и нуждающимися в поддержке людьми.
При проведении мероприятий по социальной защите населения исходят из следующих базовых принципов:
- Оказания адресной поддержки нуждающимся.
- Принципа гуманности.
- Комплексного подхода.
- Соблюдения прав граждан.
В целом управление социальной защиты имеет множество функций и целевых назначений:
- Экономическая функция может выражаться в оказании материальной поддержки населения в кризисной жизненной ситуации. Она выражается в содействии развития производства, а также экономическому росту зон приоритетного развития.
- Политическая функция социальной защиты направлена на сближение социального уровня различных слоев граждан и создание оптимальных условий для поддержания достойного уровня жизни. Данная функция призвана для стабилизации социальных отношений.
- Демографическая функция направлена на стимулирование народонаселения государства, производство здорового поколения и увеличения продолжительности жизни.
- Социально-реабилитационная функция направлена на удовлетворение потребностей нетрудоспособных и пожилых граждан. Она реализуется через создание условий, которые способствуют сохранению их правового статуса и охране здоровья
Помощь населению может быть и психологической. Для этого созданы социальные службы, которые занимаются адаптацией человека в трудных жизненных ситуациях, в которых те оказались. Меры психологической помощи могут требоваться в связи с различными трагедиями, заболеваниями.
Такая форма поддержки называется социальным обслуживанием населения. Оно включает в себя помощь в быту, решение вопросов юридического характера, педагогическую и медицинскую помощь. Это и есть система социально правовой защиты населения.
Эта форма поддержки интенсивно развивалась в начале 2000-х. Так, например, за этот период выросло на 1/3 общее число центров социального обслуживания граждан. Количество учреждений для поддержки инвалидов и престарелых увеличивалось, начиная с 1985 года. В 2004 году их было уже в 1,5 раза больше. Также были созданы новые виды учреждений системы социальной защиты населения: кризисные центры для различных категорий граждан, в основном для женщин.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.