Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем обжаловать решения налоговых органов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Можно ли оспорить отказ в регистрации изменений в устав
Как известно, сейчас государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые инспекции. На их плечах лежит и обязанность по внесению изменений в уставные документы. Часто орган налоговой службы находит формальные причины отказать заявителю.
Одним из оснований для отказа может быть довод о том, что были нарушены срок и порядок регистрации изменений в устав. При этом не имеет значения, была ли это регистрация изменений в уставе ООО или же регистрация изменений в устав ОАО.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Может ли налоговая отказать в регистрации на том основании, что в новой версии устава есть противоречия?
В рамках заданного вопроса интересы представляют собой следующие основания для отказа:
- заявитель не представил в регистрирующий орган комплект необходимых для государственной регистрации документов;
- в результате изменений в юридическом лице не остается участников;
- новое наименование организации не соответствует требованиям закона;
- если налоговая инспекция имеет достоверную информацию о том, что сведения о местонахождении юридического лица, указанные в уставе, недостоверны.
Как обойти препятствия при регистрации изменений в устав
По закону оспаривание решения регистрирующего органа об отказе регистраций изменений в устав возможно как путем подачи жалобы в вышестоящую налоговую инспекцию, так и посредством обращения в суд.
Конкретный выбор способа защиты лежит за пострадавшей стороной. При этом правом на обжалование решения органа ИФНС об отказе регистрации изменений в устав наделены как само предприятие, так и его участники.
Если выбор падет на обращение в суд, то необходимо исходить из следующего. Большинство споров, предметом которых является оспаривание решения регистрирующего органа об отказе регистрации изменений в уставные документы, рассматривается в арбитражных судах.
В тоже время отказ в регистрации изменений в устав политических партий, общественных и религиозных организаций может быть обжалован в суде общей юрисдикции.
При обращении в суд подается не иск, а заявление о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений в устав.
Отсутствие организации по заявленному адресу может быть основанием для отказа в госрегистрации, но только если это зафиксировано документально
Фактическое отсутствие компании или ее исполнительных органов по адресу, указанному в заявлении или учредительных документах, нередко отходит на второй план и не является для суда безусловным основанием для отказа в госрегистрации. Как правило, суды учитывают этот факт, только если он установлен инспекцией на момент принятия решения об отказе и документально зафиксирован, например, протоколом осмотра помещения (Постановления ФАС Волго-Вятского от 03.12.2012 N А79-5745/2012, Уральского от 11.09.2012 N Ф09-7877/12, от 13.08.2012 N Ф09-6139/12 и от 19.03.2008 N Ф09-1907/08-С4 округов).
В остальных случаях факт отсутствия юрлица по заявленному адресу не должен приводить к отказу в госрегистрации (Постановления ФАС Московского округа от 10.12.2012 N А40-101058/11-146-877, от 05.12.2012 N А40-30331/12-153-300, от 27.11.2012 N А40-19646/12-148-183, от 15.11.2012 N А40-12616/12-92-118 и от 25.05.2011 N КГ-А40/4134-11). Ведь при госрегистрации изменений в учредительных документах проверка местонахождения заявителя не входит в обязанности налоговиков.
Кроме того, при рассмотрении дел об отказе в регистрации вновь созданных юридических лиц арбитры указывают, что до момента госрегистрации ни организация, ни ее исполнительные органы в принципе не могут находиться по заявленному адресу. Ведь юридическое лицо до момента его государственной регистрации не обладает правоспособностью на заключение сделок (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ). Значит, оно пока не может оформить отношения с собственником помещения (см. врезку ниже).
Когда могут отказать в регистрации юридического лица
Полный список случаев, когда возможен отказ в регистрации юридического лица, представлен в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Среди возможных случаев можно выделить следующие спорные варианты:
-
Не предоставление, установленных законодательством, документов.
Довольно часто налоговые службы ссылаются на этот пункт. Свое решение они мотивируют тем, что, несмотря на то, что представлены все документы, в них представлены сведения, которые не соответствуют установленным требованиям;
-
В заявлении присутствует недостоверная информация об адресе юридического лица.
В основном такая ситуация может возникнуть, если в заявлении указан адрес, который отмечен в базе налоговиков как адрес массовой регистрации.
Почему вам откажут в регистрационных действиях с ООО: разбираем по пунктам
Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:
- на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
- ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
- разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.
Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:
- обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
- смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
- обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.
Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.
К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:
1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.
Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.
3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).
Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).
Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.
Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.
К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).
О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец».
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
- по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.
Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.
Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).
В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.
Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).
Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.
Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).
В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.
Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):
- личное присутствие;
- отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.
Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.
Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
Особенности обжалования решений ФНС
Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.
Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.
В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.
По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.
При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:
- если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
- если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).
Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»
- Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
- Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
- Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»
Судебная практика по обжалованию действий регистрирующих органов
В настоящее время количество судебных дел по вопросам обжалования решений регистрирующих органов весьма значительно. Видимо, в том числе этим была вызвана необходимость введения обязательного досудебного обжалования: часть вопросов будет решена на этой стадии. Вопросы, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым обращаются в суд, очень разные. Приведем несколько решений в качестве примеров.
Из числа последних можно привести Постановление ФАС ВВО от 09.07.2014 по делу N А11-4485/2013. Суть спора заключается в следующем. Индивидуальный предприниматель К., являясь собственником помещений, обратился в ИФНС с заявлением о предоставлении информации о том, какие организации зарегистрированы по указанному адресу. ИФНС сообщила, что в принадлежащих предпринимателю помещениях зарегистрировано 13 юридических лиц на основании решений ИФНС. К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных решений недействительными.
Решением Арбитражного суда Владимирской области заявленное требование удовлетворено. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС ВВО также не нашел оснований для отмены принятых решений.
Регистрирующий орган в лице ИФНС полагает, что оспариваемые регистрационные действия произведены ею правомерно, поскольку на момент их осуществления она не имела данных о недостоверности представленных сведений, а также заявления собственника о запрете регистрировать юридические лица по спорному адресу.
Судьи отметили, что согласно разъяснениям Пленума ВАС в п. 2 Постановления от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, может, в частности, свидетельствовать тот факт, что имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
Поданное собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.
В данном случае на момент вынесения оспариваемых решений регистрирующий орган располагал достаточными данными (в налоговый орган было представлено заявление от собственника помещений с просьбой не регистрировать юридические лица по спорному адресу), в том числе от законного владельца помещений по спорному адресу, о том, что сведения, представленные юридическими лицами при регистрации изменений в учредительные документы данных юридических лиц, являются недостоверными.
Весьма распространенный случай был предметом рассмотрения в Постановлении ФАС ВСО от 15.11.2013 по делу N А78-2397/2013.
Суть спора следующая. Индивидуальный предприниматель обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, уплатив государственную пошлину. Инспекция приняла решение об отказе предпринимателю в государственной регистрации на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ ввиду непредставления определенных пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Все три судебные инстанции отказали индивидуальному предпринимателю, признав действия регистрирующего органа законными.
Суды установили, что при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности предпринимателем не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Регистрирующий орган сделал запрос в ПФР о предоставлении указанного документа, но в ответ получил сообщение о невозможности направления запрашиваемого документа в связи с невыполнением данным страхователем обязанности по представлению в территориальный орган ПФР указанных сведений.
Таким образом, в удовлетворении требования было отказано, поскольку предприниматель не представил на регистрацию документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных действующим законодательством.
Определением ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-532/14 отказано в передаче дела N А78-2397/2013 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Отметим, что при прекращении статуса индивидуального предпринимателя регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе ПФР. Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в ПФР индивидуальных сведений о себе и о наемных работниках. При наличии сведений о невыполнении указанных требований регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.
Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. При этом указанная задолженность будет числиться уже как за физическим лицом (Информация ФНС РФ от 27.06.2014 «О снятии индивидуальных предпринимателей с учета»).
Приведем пример судебного решения, которое подчеркивает принципиальность как налоговых органов, так и судей, которые поддержали регистрирующий орган (Постановление ФАС ПО от 23.07.2014 по делу N А12-2104/2014).
В Арбитражный суд обратилось муниципальное унитарное предприятие (МУП) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Все три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суть дела в данном случае заключается в отказе в регистрации изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, — заявителю отказано в регистрации изменений в связи с тем, что заявление заполнено чернилами синего цвета вместо чернил черного цвета.
Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — Требования).
В соответствии с п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. При этом заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по предлагаемому образцу.
Исследуя обстоятельства по делу, суды установили, что заявление заполнено предприятием чернилами синего цвета, то есть с нарушением требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Заявитель кассационной жалобы настаивал на своей позиции, указывая, что данный факт не является существенным и не может служить препятствием для его принятия и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
Но судьи сочли, что поскольку заявление предприятия было оформлено с нарушением установленных требований, оно считается непредставленным.
Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона
Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:
- понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
- полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
- иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).
Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.
Кто вправе оспорить госрегистрацию юридического лица?
Государственный орган не может оспаривать в судебном порядке свое собственное решение. В том числе налоговый орган не может оспаривать свои решения о регистрации юридических лиц. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.04.2009 № Ф04-2131/2009(4297-А27-49).
Дело было так. Решило как-то ООО реорганизоваться в форме присоединения к другой организации. Как полагается, в налоговый орган были поданы необходимые документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган согласился и внес регистрационную запись.
Но вскоре налоговики обнаружили непорядок в представленных документах и, посчитав не соответствующей законодательству осуществленную государственную регистрацию, обратились в суд с иском о признании регистрации недействительной.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование налогового органа.
А вот кассация решила иначе. Почему?
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Однако в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных актов (а к таковым и относится решение налоговой инспекции по регистрации юридического лица) рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Согласно части 1 ст. 65 и части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, принявших этот ненормативный акт, решение.
Как узнать и где посмотреть причину отказа?
Точная причина отказа в регистрации указывается в Решении об отказе, которое готовится в течении трёх рабочих дней налоговым органом, с обязательным указанием нарушения — причины отказа. Способ получения Решения зависит от способа подачи документов:
- Самостоятельная подача документов или через представителя. Решение направляется тем способом, который указывался в заявлении (форма Р11001, лист Н, страница 3) или, если таковая информация не указана, письмом на почтовый адрес.
- При регистрации через МФЦ (многофункциональный центр). Решение можно забрать в том же центре, где подавали заявление.
- Если подавали через Интернет с помощью ЭЦП, то решение Вам пришлют на электронную почту.
г.Москва
13 апреля 2011 года
Дело №А41-966/11
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 года
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующий судья А.В.Бычкова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.И. Кожиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВОСТОК» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Московской области — о признании незаконным решение от 01 декабря 2010 года МРИ ФНС России № 1 по Московской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ООО «ВОСТОК» в связи с несоответствием данного решения Федеральному закону от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при участии в заседании: явка участников процесса отражена в протоколе судебного заседания
С точки зрения закона, у налоговой службы достаточно оснований, чтобы отказать в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такое решение будет принято в том случае, если заявитель:
- обратился с документами не по месту фактического проживания;
- менее 12 месяцев назад был признан банкротом;
- уже имеет определенный статус (например, работает в качестве ИП, но в то же время хочет получить статус ООО);
- не может заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда;
- нотариально не заверил свою подпись, если документы подаются официальным представителем;
- указал неверные сведения. Для отказа достаточно, чтобы была неправильно написана одна цифра или буква;
- в документах не соблюдал правила использования сокращений (например, вместо общепринятого «р-н» в тексте написано «р»);
- в каком-то документе допустил опечатку;
- для оплаты обязательной госпошлины использовал неверные платежные реквизиты и т. д.
Обжалование через суд
Если акт не был отменен в процессе досудебного урегулирования или полученный по итогам рассмотрения жалобы ответ не удовлетворил гражданина, ему придется обратиться в суд. Чтобы оспорить такое решение, лучше воспользоваться помощью юриста. Он поможет правильно составить исковое требование и собрать необходимые документы, чтобы ускорить процесс рассмотрения дела.
Иск в суд можно подать в течение 3-х месяцев с момента отказа (когда субъекту стало известно о нарушении его прав). Если данный срок будет пропущен, потребуется ходатайство о его продлении. Но суд удовлетворит это требование только в том случае, если выяснится, что заявитель своевременно не подал иск по уважительной причине.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.
Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.
Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.