Контрольно-надзорная деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольно-надзорная деятельность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

Список документов для получения разрешения

Перечень документов для получения свидетельства о допуске приведен в пункте 23 регламента:

  • Запрос (заявление, можно оформить на месте).
  • Паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность. Например, если автовладельцем является ребенок, то предоставляется его свидетельство о рождении.
  • Согласие родителей, если заявителем является человек в возрасте от 14 до 18 лет.
  • Доверенность или договор, если в ГИБДД обращается представитель автовладельца.
  • Свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (только для цистерн).
  • Свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (только для цистерн).

Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.

Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

Режим транспортировки

Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:

  1. Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
  2. Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
  3. Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
  4. Наличие общих и специальных огнетушителей.
  5. Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
  6. Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
  7. Установленная законом документация от грузоотправителя.

Некоторые перевозки можно осуществлять без ДОПОГ. Требования этого международного соглашения не обязательны в следующих случаях:

  1. Для транспорта, чья предельная скорость не превышает 40 км/час.
  2. Для транспорта Армии РФ.
  3. Для частников, перевозящих грузы в целях личного потребления.
  4. Для грузов, перевозимых специальными органами и службами спасения при аварийно-спасательных работах.
  5. Для перевозки отходов действующих предприятий.
  6. Для перевозки пустой тары.
  7. Не указанные в перечне ДОПОГ грузы.
  8. При небольших размерах тары, небольшом весе, которые определяются в каждом конкретном случае и др.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.

Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.

Класс или подкласс К каким веществам относят
1 Взрывоопасным
2 Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом)
3 Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами)
4.1 Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам
4.2 Склонным к самовозгоранию
4.3 Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой
5.1 С окисляющими свойствами
5.2 Пероксидам органического происхождения
6.1 Токсичным компонентам
6.2 Инфекционной опасности
7 С радиоактивным излучением
8 Коррозионным материалам
9 Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов

При перевозке груза, параметры которого превышают нормы по высоте, длине или ширине, водитель не может выполнять следующие действия:

  • Превышать безопасную скорость передвижения. Допустимое значение устанавливается в каждом случае отдельно и зависит от дорожного покрытия, маршрута и других факторов. Согласно ПДД, негабариты по мостам должны передвигаться со скоростью не выше 40 км/ч.
  • Отклоняться от маршрута. Если возникла необходимость изменить маршрут, его следует согласовать с ГИБДД. Дело в том, что в некоторых местах проезд негабаритов невозможен физически (узкие проезды или дороги, низкие эстакады и мосты, другие препятствия).
  • Останавливаться в местах, не предусмотренных для стоянки авто, перевозивших крупногабаритные грузы, в том числе и на обочине. Исключением могут являться только неисправности транспортного средства.
  • Продолжать движение при обнаружении неисправностей, которые могут привести к аварийной ситуации, а также при ослаблении креплений или смещении перевозимой конструкции.
  • Осуществлять перемещение при неблагоприятных условиях погоды. К таким относятся гололед, сильный снегопад, туман (видимость менее 100 метров).
  • Передвигаться по обочине, если это не предусмотрено разрешением или другими документами.

Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?

Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:

  • Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
  • ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
  • Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
  • Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
  • Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
  • Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
  • Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
  • Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
  • Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).

Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ

Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.

Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).

Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.

Ответственность и размеры штрафа

Если перевозка негабаритных вещей осуществлялась без официального разрешения, на нарушителя в обязательном порядке будет наложен штраф.

Важно! Штраф за перевозку негабаритного груза без разрешения устанавливает суд, исходя из процента превышения допустимого габарита и наличия/отсутствия факта угрозы возникновения ДТП.

Ниже предложена таблица вариантов денежных взысканий. Административная ответственность предусмотрена в этом случае для того, чтобы стимулировать исполнение физлицам и юрлицами законодательных норм.

Категория правонарушителей Наказание
Граждане (физлица) Денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей. Альтернатива штрафу – лишение водительских прав на 2-4 месяца.
Сотрудники транспортных фирм (должностные лица) Денежный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
Юрлица Штраф до 500 000 рублей.
Собственник транспорта Штраф до 300 000 рублей.

Перемещение горючего и опасного груза автомобильным транспортным средством автоматически подразумевает тщательное соблюдение определенных условий безопасности и определенных правил. К одному из самых основных правил можно отнести маркировку. На обозначающих знаках указывается, к какому типу относятся все перевозимые объекты, предметы. Указывается общий класс опасности, который им присвоен на законодательном уровне.

На основании данной маркировки при возникновении опасной ситуации можно понять, как обращаться с грузом. Все знаки маркировки наносятся на упаковку и на само транспортное средство, что перевозит груз. Среди иных, не менее важных правил перевозки опасного груза можно выделить:

  • В машинах, перевозящих груз, должны присутствовать такие предметы, как огнетушитель в количестве двух штук, песок в мешках, лопата и ведро;
  • Специальные отражающие свет таблички должны быть установлены по всей оси транспортного средства. На подобные обозначающие таблички должна быть нанесена фраза «Опасный груз» и цифровые данные относительно категории опасного груза;
  • Наличие противооткатного упора, который обязательно должен соответствовать общему весу и модели используемого в процессе перевозки транспортного средства. Он обязательно должен соответствовать модели авто и его габаритам;
  • Общее количество знаков, которые направлены на предупреждение об опасной и экстренной ситуации должно быть не менее двух. Они устанавливаются на расстоянии 10 метров впереди и сзади авто;
  • У водителя в распоряжении должен быть яркого цвета жилет, а также карманный фонарь, которые пригодятся при устранении проблем на трассе.

При обнаружении нарушений перевозчика ожидает штраф за перевозку опасных грузов. С подобной ситуацией можно столкнуться, если водитель не располагает свидетельством, подтверждающим подготовку к подобной транспортировке; на задействованные транспортные средства отсутствуют необходимые свидетельства и сертификаты; нет специальных разрешающих документов, аварийной карточки; отсутствуют значки для информирования о потенциальном вреде перевозимого содержимого; отсутствуют средства для ликвидации возможных ЧП и т.д.

Штрафы могут быть применены в качестве наказания для водителей, субъектов хоздеятельности, лицам, отвечающим за перевозку. Что касается последних «нарушителей» размеры взысканий могут составлять полмиллиона рублей.

Кроме денежных взысканий применяют и санкции иного плана. Например, водителя могут лишить прав (от 4-х месяцев и более), конфисковать автотранспорт у исполнителя.

За что назначается штраф?

В законодательстве существует статья 12 21 «Нарушение правил перевозки грузов». В таком случае водитель, который транспортирует груз с определенными отклонениями, будет наказан. В основном взыскание применяется в следующих случаях:

  1. Если перевозится груз, и для этого нет специального оборудования, например, цепей, то водителю придется заплатить приличную сумму за нарушение.
  2. То же его ожидает и при отсутствии необходимых документов на груз.
  3. Когда масса груза превышает допустимые габариты, тогда тоже придется заплатить круглую сумму денег.
  4. Наказание последует и в том случае, если водителем осуществлялась транспортировка опасных для жизни людей веществ, тем более, если отсутствует специальная подготовка.

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *