Придомовая территория: кто за что платит?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Придомовая территория: кто за что платит?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.

Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, СНиП

Размер придомового участка рассчитывается отдельно в каждом конкретном случае. На его площадь влияет плотность застройки вокруг, этажность здания, расположение рядом с домом дорог и проездов общественного пользования. Минимальным размером по правилам считается участок, который равен площади самого дома. Впрочем, если пространство позволяет, используют специальную формулу, и считают произведение жилой площади в доме на удельную единицу доли земли на квадрат жилья. Удельная единица прописана в СНиП: придомовая территория многоквартирного дома зависит от года его постройки. Если на общее пространство претендуют два дома или имеются общие проезды, формула будет сложнее.

Что говорят законы о придомовой территории

К сожалению, ни один закон Российской Федерации не дает четкого определения термину «придомовая территория». Даже если в каких-то документах указывается, что нужно понимать под придомовой территорией, то сам стиль изложения туманный и не предоставляет человеку исчерпывающий ответ на вопрос.

Если обобщить все определения из разных источников, можно получить следующее приемлемое толкование.

Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к домовладению или многоквартирному дому и используемый по усмотрению владельца.

Сложнее всего дать четкое определение придомовой территории частного дома. Если понимать законы буквально, то получается, что придомовая территория – это участок, необходимый для полноценного обслуживания и обеспечения инфраструктурой самого дома. Эта территория может находиться в собственности, безвозмездном использовании или в аренде. В большинстве случаев по границе этого участка устанавливается забор. Территория за забором придомовой территорией не является. Чаще всего эта земля муниципальная.

Кто может пользоваться землей за забором на законных основаниях? Тот, кто сможет доказать свое право на пользование. Например, если эта территория необходима для подъезда автомобиля.

Понятие придомовой территории

К придомовой территории отнесены участки земли, прилегающие вплотную к зданию, его парадным крыльцам, аркам и прочим элементам конструкции. Они закреплены за статусом площади, предназначенной для общего пользования жильцами дома. Несмотря на это, по закону разрешается приватизировать небольшую часть придомовой территории.

Чаще всего такие участки применимы под следующие объекты:

  • автомобильная парковка;
  • велопарковка;
  • гаражные боксы;
  • детская площадка;
  • зона отдыха;
  • озеленение;
  • складирование мусора;
  • газоны для выгула собак;
  • газовые и иные котельные;
  • трансформаторные павильоны;
  • другое.

Дальность от дома к границам такой территории может измеряться в пределах от 3 до 10 м. Стандартно в договорах ТСЖ, ТСН часто прописываются метраж – 3-6 м. Но многое зависит от целого ряда нюансов:

  1. Какова этажность дома.
  2. Насколько плотно стоят соседние дома.
  3. Близко ли проходят автомобильная трасса.
  4. Сливается ли придомовой участок с городским парком, сквером, иными зонами.
  5. Стоит ли на участке котельная, электроподстанция, колодец с водой, иной объект, который используется на несколько многоквартирных домов, близко расположенных друг к другу.

В обязанность всех проживающих в доме входит бережное отношение к общему домовому имуществу, поддержка чистоты, подчинение правилам, содействие в период ремонта общих коммуникаций, элементов конструкции.

В случае если что-то жильцов будет не устраивать, они сами могут составить общий договор, где будет обозначено, кто и каким образом должен будет обслуживать дом. Также жильцы могут подавать жалобу на ненадлежащее исполнение подрядчиками работ по благоустройству дома и его территории.

Контролирует все это председатель ТСЖ (ТСН), жилконтора, Роспотребнадзор и владельцы квартир. Жалобы на контролирующий орган подается в администрацию города. В течение 5 дней в рабочем режиме жалобу рассмотрят и государственные инспекционно-контролирующие инстанции примут соответствующие меры.

Все ограждения делятся не только по материалам изготовления, но и видам доступа на территорию:

  1. Полный запрет. Могут использовать любые ограждения, включая металлические и каменные заборы высотой до 2 метров. Жильцы некоторых домов дополнительно идут на наем консьержа и видеонаблюдение с домофоном.
  2. Частичный запрет. Устанавливается шлагбаум, для монтажа которого необходимо разрешение. Также требуется согласование с экстренными службами, включая полицию, пожарную станцию и скорую помощь.
  3. Частичный к части территории. Подобные ограждения являются целевыми. В этом случае разрешение не требуется. Устанавливаются сетчатые заборы высотой до 3 метров. Их используют для ограждения мусорных контейнеров, парковки и спортивной зоны.
  4. Запрет на прямой доступ к конкретным объектам. Подобные ограничения часто вводятся коммунальными службами и строительными компаниями для защиты во время реставрационных или ремонтных работ. Обычно это временные деревянные ограждения.

Нарушения использования придомовой территории

Самое распространенное нарушение, связанное с неправильным использованием придомовой территории – ограничение прав других граждан.

При установке заграждений, либо иных ограничивающих доступ устройств важно соблюсти права других граждан. Практике известные случаи, когда пострадавшие от незаконных действий лица обращались в суд и получали крупную денежную компенсацию, выплачивать которую обязаны все жители дома. Решение об установке любого запирающего устройства должно быть принято на собрании жильцов (не менее 2/3 отданных ). Если территория принадлежит сразу нескольким МКД, такое решение принимается совместно. В некоторых случаях часть земли является собственностью органов муниципальной власти, поэтому предварительно нужно получить разрешение в местной администрации. Требования к самим заграждающим устройствам установлены в Приказе Минстроя № 972. Во избежание принудительного сноса необходимо соблюсти данные положения.

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Подготовленный проект передается для одобрения в следующие инстанции:

  1. Орган архитектуры и градостроительства.
  2. Областное отделение МЧС.
  3. Местное отделение МВД.
  4. Станция неотложной медицинской помощи.

Следующий этап – выбор подрядчика. Деньги на монтаж ограждения могут быть получены непосредственно от самих жильцов либо вычитаются из средств, внесенных на ремонт многоквартирного здания и его обустройство.

При возведении ограждения должны быть соблюдены следующие требования:

  • не должно создавать препятствий для подъезда автомобилей скорой помощи, пожарных бригад и других экстренных служб;
  • не должно препятствовать быстрой эвакуации, находящихся в доме лиц;
  • при необходимости может быть демонтировано (в случае проведения ремонта подземных коммуникаций);
  • не должно препятствовать доступу к коммуникационным системам (водопровод, телефонный и электрический кабель);
  • не может нарушать пешеходные связи (перекрывать пешеходные дорожки, тротуары);
  • не должно ограничивать возможность проезда к другим зданиям.

Муниципальными органами могут устанавливаться дополнительные требования:

  • высота не может превышать 2 м (для спортивных и детских площадок до 3 м);
  • прозрачность должна составлять не менее 50%;
  • ограждение должно изготавливается из металлического материала;
  • исключено наличие острых выступающих частей.

Оформление придомового участка

Перед выбором нужного ограждения следует оформить сам участок, если ранее это не делали. Обычно в новостройках жильцам, приобретающим жилье, автоматически присуждается право владения имеющимся там придомовым участком.

Если же дом старше и был сдан для последующей эксплуатации раньше 2005 года, тогда потребуется организовать межевание, оно определит фактические границы территории. После чего, поставить данный участок на специальный кадастровый учет. Затем собрать документы и передать их в Росреестр. Спустя неделю владельцы квартир будут счастливыми собственниками земли.

Чтобы установить там заграждения потребуются бумаги:

  • выписка кадастра, где подробно указаны координаты нужных поворотных точек;
  • кадастровый паспорт;
  • акт выноса данных поворотных точек.

Эти документы помогут точно установить выбранный забор.

Чаще всего они возникают, когда инициативная группа начинает сбор необходимых для установки средств. Несогласные с непредвиденными тратами жильцы могут отказаться. Они в принципе, согласны поставить забор, но стоимость услуги оплачивать не планируют. Другие собственники, кто честно сдал, возмутятся. По закону, жильцы вправе отказаться, это не обязательные, а скорее, добровольные траты. Ведь установка ограждения изначально была идеей самих собственников.

Важно! Не заплатившим все равно придется выдать комплект магнитных ключей, ведь согласно 209 статей в ГК РФ каждый владелец вправе свободно распоряжаться собственностью, а придомовая территория – относится к ней.

Владельцы – предприниматели, кто имеет под домом салоны красоты или магазины, также могут отказаться, забор существенно ограничит приток посетителей. Здесь трудности можно уладить путем переговоров, обсудив возможное перемещение забора или уменьшение размеров.

Ваша оценка статье

Можно ли установить шлагбаум для въезда на придомовую территорию

Въезд на участок, принадлежащий МКД, может регулироваться собственниками дома.

В частности – решением общего собрания. Для соблюдения регламента пользования, нередко устанавливаются шлагбаумы, создающие препятствия для въезда на территорию посторонних граждан, незаконно пытающихся использовать принадлежащую жильцам территорию под парковку для своих транспортных средств.

Такие действия жильцов не запрещены, но они не могут производиться по своему усмотрению. Здесь нужно руководствоваться Правилами дорожного движения, которые в п.1.5 запрещают произвольно устанавливать средства организации дорожного движения, если они препятствуют проезду на определённую территорию. При установке шлагбаума, ограничивающего въезд на территорию МКД, согласно п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ, требуется решение общего собрания. За принятие такого решение должно проголосовать квалифицированное большинство собственников дома.

СПРАВКА:

Квалифицированное большинство при голосовании составляет не менее чем 2/3 голосов от их общего числа. Решение простого большинства, превышающее 50% голосов, может быть оспорено в суде.

Новые и старые СНиПы по дачному строительству заборов 2020 года

  • Документ ТКП 45-3.01-117-2008, который содержит сведения о габаритах забора, степени прозрачности и эстетичности, которые необходимо согласовать с региональными органами Архитектуры и градостроительства. Рекомендации данного документа должны выполняться неукоснительно, без всяких оговорок. Обязательные требования, подлежащие исполнению при возведении забора:
  • высота ограждения, граничащего с улицей или проезжей частью дорог должна равняться 2 м, степень прозрачности должна составлять от 0 до 100 % по всей высоте;
  • высота ограждения с соседним, смежным участком должна равняться 1,7 м, по его высоте степень прозрачности должна составлять 50-100 %.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Чего нельзя делать на придомовой территории?

Огораживать место для автомобиля: мол, я тут всегда паркуюсь;

Занимать часть придомовой территории для лоджии или балкона (распространенная ситуация для жильцов первых этажей), или отдельного входа в собственное помещение (распространенная ситуация при переводе жилых помещений на первом этаже в нежилой фонд);

Заниматься благоустройством, высаживать, к примеру, растения — у соседей может быть аллергия, делать из шин клумбы. Хотя обычно на такие факты закрывают глаза, если не находится какой-нибудь особо ретивый гражданин.

«Единственным средством собственника обеспечить законные основания для использования части придомовой территории в личных целях является получение от остальных собственников согласия на такое использование – это называется определение порядка пользования», — отмечает юрист.

Звучит просто, но по факту в жилом комплексе, где приживает несколько тысяч человек, собрать собственников вместе бывает практически невозможно. Жильцы могут участвовать в решении вопросов благоустройства придомовой территории, если в жилом комплексе создан совет дома, рассказывает Надежда Калашникова. Для решения вопросов по установке дополнительных качелей, скамеек, малых архитектурных форм необходимо проведение общего собрания собственников жилья. После этого инициативная группа может вносить корректировки в существующий план благоустройства.

Заявите о правах на участок

Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно. В первом варианте МКД проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию. Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья. Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в советское время, до появления Жилищного кодекса (1.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована. Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.

Как определяется размер и границы

Под каждым МКД образуются отдельные земельные участки с четко определенными границами. Они не должны нарушать права третьих лиц: например, не допускается, чтобы граница формируемого участка проходила по территории собственника другого участка.

Какие еще есть условия:

  1. Нежелательно включать в границы участка земли, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общедомовому имуществу.
  2. В состав формируемого участка не могут входить земли общего пользования.
  3. Размер формируемой территории устанавливается, исходя из площади МКД, то есть суммарной площади всех квартир и нежилых помещений.
  4. При определении размера должны учитываться территории, которые нужны для обеспечения нормальной работы инженерных систем. Обязательно соблюдать санитарные нормы, требования пожарной безопасности, нормы градостроительного законодательства.

На частном подворье граждане имею практически полную свободу действий в отношении установки ограждений собственной территории. Владельцы жилья в многоквартирных домах такой свободы не имеют, и решения относительно монтажа такого рода конструкций должны приниматься ими коллегиально с учетом мнения большинства. Кроме того, должны быть соблюдены градостроительные нормы и правила пожарной безопасности.

В этой связи, первым шагом на пути к установке ограждения придомового участка является проведение собрания владельцев жилья и получение согласия большинства из них на монтаж заградительной конструкции.

Установка подобного рода объектов должна быть согласована с:

  • управлением архитектуры и градостроительства;
  • полицией;
  • МЧС;
  • скорой помощью.

Получение одобрения от всех вышеуказанных инстанций является обязательным, особенно в тех случаях, когда речь идет об установке шлагбаумов или иного рода конструкций, препятствующих свободному движению транспортных средств экстренных служб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *