Учет расчетов по налогам и сборам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расчетов по налогам и сборам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.

Расчеты по налогам и сборам: счет

Выбранная предприятием система налогообложения диктует расчет того или иного налога, но все они учитываются по одному правилу: начисление к уплате в бюджет фиксируется по кредиту счета 68, а перечисление платежей по ним, т. е. уплата – по дебету. По видам налоговых отчислений обязательно ведется аналитика, обеспечивающая возможность получения оперативной информации по произведенным, просроченным или отсроченным платежам, а также начисленным штрафам и пени.

В зависимости от вида сборов корреспондирующими счетами к 68-му счету могут выступать:

  • счета производственных затрат при начислении налогов, входящих в стоимость выпускаемой продукции/услуг (транспортный, земельный, на воду, плата за выбросы в окружающую среду, на приобретение ТС и др.) – Д/т 08/20/23/25/26/29/44/97 – К/т 68;
  • прибыль до налогообложения (когда рассчитывают имущественные налоги, налог на рекламу и др.) Д/т 91 – К/т 68;
  • счета продаж и пр. расходов (при исчислении НДС, акцизов) Д/т 90,91 – К/т 68;
  • результативные счета (при расчете налога на прибыль) Д/т 99 – К/т 68;
  • счета доходов физлиц (при уплате НДФЛ) Д/т 70 – К/т 68;
  • счета пр. расходов или возмещения ущерба при начислении штрафных санкций при неуплате или частичной уплате налогов: Д/т 91 (73 при персональной ответственности) – К/т 68. Записью Д/т91 – К/т 68 оформляют уплату госпошлины для рассмотрения дела в суде.

Расчеты по налогам и сборам в балансе

Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:

  • в активе баланса:
    • в 1-м разделе:
      • стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
    • во 2-м разделе:
      • стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
      • стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
  • в пассиве баланса:
    • в 4-м разделе:
      • стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
      • стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
    • в 5-м разделе:
      • стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.

Если вы не согласны с остатками на едином налоговом счете, придется искать источник расхождений.

5 действий бухгалтера для поиска источника расхождений:

1. Поиск ошибок в собственном учете. Все ли документы корректно проведены? Правильно ли сформировано входящее сальдо? Как учтены суммы, которые не входят в состав ЕНП и не учитываются на ЕНС в соответствии с действующим законодательством?

2. Проведите сверку с ФНС. Корректно оформите акт сверки. Укажите ФНС на наличие расхождений. Проследите, чтобы все разногласия были документально оформлены в акте.

3. ФНС может запросить документы. Будьте готовы. Если налоговики не учли какой-то платеж или отчет, придется предоставить платежное поручение или уточненную декларацию.

4. Ошибку в своих данных ФНС обязана устранить сама. Подпишите финальный акт сверки. Через неделю-две проконтролируйте еще раз сальдо ЕНС, чтобы убедиться, что все в порядке.

5. Если нашли свою ошибку, придется откорректировать свой учет и, возможно, доплатить налоги.

Налог начисляют, если на предприятии совершаются отдельные хозяйственные операции. Момент начисления НДС может быть разным:

  • день поступления оплаты (даже ее части) в счет будущих поставок товаров;
  • день, когда товары отгружены или переданы покупателю.

Кстати, вместо товаров может производиться оплата за услугу, работу или права на имущество. Все это также облагается НДС.

Фирма может не отгрузить товар, а только передать право собственности клиенту. И в Налоговом кодексе это приравнивается к полноценной отгрузке товара. То есть уже после этого действия ваша фирма обязана начислить налог.

Его оформляют по следующим проводкам:

  • если налог рассчитывается за проданные товары, услуги или другую деятельность

Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

  • если налог рассчитывается за проданные нематериальные активы, основные средства или любое иное имущество, в случае, когда продажа не основной вид деятельности фирмы

Дебет 91-2, Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

  • если налог получен за услуги, которые не являются привычным видом деятельности для фирмы, например, единоразовая аренда оборудования

Дебет 91-2, Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

  • если налог получен при передаче прав на имущество

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

  • если налог удерживается из доходов продавца

Дебет 60 (76) Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • если налог начисляют при импорте товара, строительстве хозяйственным способом или восстановлении НДС при передаче имущества для уставного капитала другой фирмы;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”

  • если налог начислен при получении предоплаты от заказчика

Дебет 76 Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС”.

1.1. Классификация и характеристика налогов и сборов

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1, с. 8]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [1, с. 8]

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

В Налоговом Кодексе РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы [1, с. 12]:

  • Федеральные;

  • Региональные;

  • Местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;

  2. акцизы;

  3. налог на доходы физических лиц;

  4. единый социальный налог;

  5. налог на прибыль организаций;

  6. налог на добычу полезных ископаемых;

  7. водный налог;

  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  9. государственная пошлина.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят [1, с. 14]:

  1. налог на имущество организаций;

  2. транспортный налог;

  3. налог на игорный бизнес.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся [1, с. 15]:

  1. земельный налог;

  2. налог на имущество физических лиц.

Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект нало­гообложения операции по реализации товаров (работ, услуг), имущест­во, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникнове­ние обязанности по уплате налога;

Налоговый период календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяет­ся налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Он может состоять из одного или нескольких перио­дов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

Налоговая ставка величина налоговых начислений на единицу измерения на­логовой базы;

Налоговая базастоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (в том числе по объектам ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации). [1, c. 615-616]

Как правило, налоги определяются путем умножения законодательно установленных процентных ставок налога на некоторую сумму, называемую налоговой базой.

Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

По форме взимания различают налоги:

  • прямые;

  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

  • налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

  • налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

  • налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

  • налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

  • налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

  • налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;

  • налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

  • пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

  • регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

    • общие;

    • специальные.

    Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие либо иные нужды, кроме указанных в законе.

    В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете.

    По времени уплаты налоги бывают:

      • текущие;

      • единовременные;

      • чрезвычайные.

      Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

      Уплата единовременных налогов связана с совершением каких либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

      Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

      1.2. Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

      Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

      Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму подоходного налога и т.д.).

      По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

      Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов (таблица 1).

      Таблица 1

      Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

      по дебету

      по кредиту

      19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

      08 Вложения во внеоборотные активы 10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки

      Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

      В настоящее время к налогам и сборам относятся следующие платежи, которые необходимо учитывать на отдельных субсчетах счета 68:

      1) 68–1 – НДФЛ;

      2) 68–2 – налог на прибыль;

      3) 68–3 – налог на имущество;

      4) 68–4 – транспортный налог;

      5) 68–5 – акцизы;

      6) 68–6 – НДС;

      7) 68–7 – земельный налог;

      8) 68–9 – прочие налоги;

      9) 68–10 – ЕНВД;

      10) 68–11 – единый налог при УСН;

      11) 68–12 – таможенные пошлины и сборы;

      12) 68–13 – государственные пошлины и сборы;

      13) 68–14 – ЕСХН.

      Относят на счет 91 «Прочие налоги и сборы» налог на имущество, земельный налог, прочие налоги. Акцизы, таможенные пошлины и сборы, государственные пошлины и сборы включаются в стоимость товаров, работ, услуг.

      По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т. д.).

      Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

      Согласно НК РФ в составе прочих расходов учитываются:

      1) ЕСН;

      2) налог на имущество;

      3) транспортный налог;

      4) акцизы;

      5) НДС (по операциям, не облагаемым налогом);

      6) земельный налог;

      7) прочие налоги;

      8) таможенные пошлины и сборы;

      9) государственные пошлины и сборы.

      В состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, включаются суммы авансовых платежей по налогу на имущество организаций, а также сумма налога на имущество, исчисленная по итогам налогового периода в соответствии с п. 2 ст. 382 НК РФ.

      Даты начисления соответствующих авансовых платежей являются датами осуществления расходов в виде авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Аналогично и расходы на уплату налога на имущество учитываются на дату начисления налога.

      В соответствии со ст. 270 НК РФ в составе расходов, уменьшающих доходы при налогообложении, не учитываются:

      1) налог на прибыль;

      2) суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

      3) налоги, предъявляемые покупателю (НДС, акцизы);

      4) единый налог на вмененный доход;

      5) единый налог на сельхозпроизводителей;

      6) единый налог при УСН.

      Эти налоги не влияют на расчеты и корректировку налога на прибыль.

      По счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» аналитический учет ведется по видам налогов.

      Бухгалтерские проводки по налогам

      Для бухгалтерского учета налогов существуют определенные счета, на которых отражаются суммы всех проведенных в ФНС платежей. В стандартной ситуации они представлены следующими: Счет №68. Здесь отражаются все платежи по налогам на недвижимое имущество, транспорт. К ним же причисляется НДФЛ, который компания выплачивает за своих сотрудников (за исключением особой договоренности, когда работники производят процедуру самостоятельно). Счет№99. По нему проводятся убытки организации. К ним причисляются бухгалтерский учет налога на прибыль, а также штрафы и пени, назначенные УФНС. Счет №90. Сюда необходимо приписывать платежи, возвращенные компании, например, в виде НДС (налога на добавочную стоимость) на сумму реализации продукции или оказание услуг. Счет№91. На этом счете также отражается НДС, но на сумму реализованных материальных и нематериальных активов организации. Бухгалтерские проводки по налогам на редкие виды деятельности – добыча полезных ископаемых, операции с ценными бумагами, а также при загрязнении окружающей среды проводятся по счету№68.

      В качестве проводки можно привести пример:

      В конце 2017 года компания «Автовыкуп» реализовала запчасти для отечественных автомобилей на сумму 637 тысяч 200 рублей. В эту сумму включен НДС 18%, который составляет 97200 рублей. Компания реализовала оборудование на сумму 33 тысячи, выплатила заработную плату в размере 146 000, из которой был вычтен НДФЛ в размере 16796 рублей. За ноябрь 2017 года бухгалтер перевел в бюджет НДФЛ за работников в размере 14575 рублей. По итогам периода была выявлена прибыль 13600.

      В итоге для формирования налогов были созданы следующие проводки:

      • ДТ 99 КТ 68,4 — налог на полученную прибыль в размере 13600.
      • 14575 ДТ68.1 КТ51 — размер НДФЛ, отправленного в бюджет.
      • Сумма НДФЛ за декабрь 16796 рублей ДТ70 КТ 68.1
      • Начисленный НДС от продаж 97200 по ДТ90,3 КТ68.2

      Все налоговые начисления и их уплата отражаются бухгалтерами на счете 68. Для более удобной работы он разбивается на субсчета для формирования разных видов сборов. Такая система очень удобна для организаций, так как гарантирует прозрачность. Она позволяет четко видеть, где у компании есть задолженность перед бюджетом, а также в каком случае есть переплата.

      Счет 68 активный или пассивный

      Бухгалтерский счет 68 используется с целью обобщения данных по расчетам предприятия/ИП перед госбюджетом по налогам и обязательным сборам. Начисленные и подлежащие уплате суммы налогов отражаются по кредиту счета, а суммы перечислений в бюджет — по дебету.

      Исходя из этого, возникает вопрос: счет 68 активный или пассивный? Поскольку у него может быть как кредитовое, так и дебетовое сальдо на конец отчетного периода, то счет является активно-пассивным. Разберемся далее подробно, что показывают обороты по дебету и кредиту счета и какой можно сделать вывод об итоговом сальдо, которое формируется на конец/начало отчетного периода.

      Хозоперации по счету 68 отражаются в разрезе возникающих обязательств по уплате налогов. Учет обязательных страхвзносов, которые платятся в пользу госбюджета и контролируются налоговой, производится на счете 69.

      Различные источники финансирования

      Налоговый Кодекс РФ обозначил разные источники финансирования для разных налогов и сборов. Рассмотрим источники начисления налогов и порядок из отображения в бухучете.

      • Выручка от реализации. Включает в себя такие налоги, как акцизы, НДС, налог на добычу полезных ископаемых. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 90/3, 91/2, К 68, Д 90/4 К 68, Д 90/5 К 68, Д 90/6 К 68
      • Себестоимость. Включает в себя следующие виды налогов: транспортный налог, земельный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, единый налог на вмененный доход, регулярные платежи за использование природных недр, сборы за использование объектов животного мира и водный налог. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 20, 26, 44, К 68
      • Финансовый результат. Это налог на имущество организации. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 91/2 К 68
      • Прибыль. Соответственно, это налог на прибыль предприятия. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д99 К 68
      • Доход физических лиц. В данном пункте учитывается исключительно налог на доходы физических лиц. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 70, 75/2, 76/3, К 68
      • Стоимость товарно-материальных ценностей. Это государственные пошлины и импортные таможенные пошлины. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 07, 08, 10, 41, т.д. К 68.

      Ведомость оборотно-сальдовая по счету 68 применяется для расчета по итогам периодов. Для формирования сумм налогов на прибыль в бюджет используют субсчет 68.04.01. При этом важно учитывать, что налог на прибыль рассчитывается с нарастающим итогом. При его формировании учитываются все авансовые платежи за отчетные периоды. Сюда входит:

      • квартал;
      • полугодие;
      • 9 месяцев;
      • календарный год.

      В соответствии с выбранным налоговым режимом организация может самостоятельно открыть нужные субсчета по видам необходимых сборов.

      Проводки счета 68 классифицируются на две группы:

      • по дебету;
      • по кредиту.

      По дебету выделяются следующие виды:

      • Д68 К50 — суммы сборов, которые были взяты наличными средствами в кассе организации;
      • Д68 К51 — размер средств, перечисленных в бюджет с расчетных счетов компании;
      • Д68 К19 — налог на добавленную стоимость, который выделяется по приобретенным товарам, ценностям, материалам, направленный к возмещению из бюджетных средств.

      Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению

      Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению

      Сельскохозяйственные предприятия, являясь субъектами Российской Федерации, подпадают под действие всех российских законодательных актов. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

      Современная отечественная система налогообложения представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

      Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного

      производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Воспользоваться данной системой могут лишь те предприятия, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.

      Переход на уплату ЕСХН не предусматривает ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями бухгалтерского учета упрощенным способом (помимо законодательства в области нормативного регулирования, предусматривающего его ведение упрощенным способом с сокращением соответствующих форм отчетности). В этом смысле преимуществ у плательщиков ЕСХН по сравнению с плательщиками по другим системам налогообложения нет.

      Объектом обложения ЕСХН является налоговая база.

      Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом расходами считаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком. Ст. 346 8 НК РФ определяет фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы.

      Учет расчетов по налогам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 может иметь развернутое сальдо.

      Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) отражаются по налоговым декларациям по кредиту счета 68 и дебету разных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

      Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных о текущих налоговых платежах, просроченных налоговых платежах, штрафных санкциях, отсроченных и рассроченных суммах по уплате налогов и сборов.

      Учет расчетов по обязательным платежам во внебюджетные фонды осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для аккумулирования информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия. На этом счете обобщается информация о начислении и удержании сумм ЕСН.

      При наличии у предприятия расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.

      Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также на суммы платежей по обязательному медицинскому страхованию. При этом записи производятся в корреспонденции:

      1. со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет предприятия;

      2. со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников предприятия.

      Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается

      начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей; в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

      По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

      Аналитический учет расчетов по ЕСН ведется в ведомостях № 55–АПК и № 56–АПК по субсчетам, итоговые данные в конце месяца переносят в журнал–ордер № 10–АПК. В журнале–ордере № 10–АПК систематизируются по счету 69 суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.

      Учет расчетов по НДФЛ (проводки). Примеры расчета НДФЛ.

      Работодатель, рассчитывая НДФЛ с заработной платы своих сотрудников, должен выполнить определенные проводки в бухгалтерском учете. Как происходит учет расчетов по НДФЛ, какие проводки необходимо отразить в бухгалтерии? Также предлагаем вашему вниманию примеры расчета подоходного налога в отношении некоторых видов доходов физических лиц: как посчитать НДФЛ с зарплаты, процентов и дивидендов.

      Проводки по счету 68

      Для учета расчетов по налогу на доходы физических лиц используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это сложный счет, который имеет ряд субсчетов. Для учета налога на доходы физических лиц на 68 счете бухгалтерского учета открывается субсчет «НДФЛ».

      По кредиту 68 счета отражается начисление налога для уплаты его в бюджет, по дебету его уплата.

      В зависимости от вида полученного работником дохода кредит 68 счета корреспондирует с дебетом соответствующих счетов учета расчета с персоналом.

      Оплачены налоги в бюджет проводка

      В вышеуказанном регулирующем документе описаны объекты налогообложения, методы и способы расчёта, регламентированы периодичность и сроки уплаты платежей на счета бюджетов казначейства РФ и региона регистрации предприятия:

      Все взаимоотношения по уплате налогов в государственные бюджеты разных уровней отражаются в бух.учёте на определённом счёте.

      В бухгалтерском плане счетов для отображения движения финансовых средств для уплаты всех налогов создан 68 счёт «Расчёты по налогам и сборам», в котором для проводок по налогу на прибыль создаётся одноименный субсчет «Налог на прибыль».

      Для более детального отражения движения средств в аналитическом учёте данный субсчет может разделяться на подчинённые субсчета под каждого получателя налогового платежа (федеральные, местные или муниципальные налоговые органы).

      Налоги начисленные и причитающиеся уплате в бюджет за счет финансовых результатов деятельности организации (прибыль) – налог на имущество предприятий, на рекламу. В этом случае налоги и сборы учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов.

      Основным нормативным документом по налогу на имущество предприятий является Закон РФ «О налоге на имущество предприятий».

      Определение элементов налогообложения по налогу на имущество организаций и методика исчисления налога регламентируются Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и Инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» и внесенными в нее в законодательном порядке изменениями.

      Для целей налогообложения принимается среднегодовая стоимость имущества организации.

      Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2,2% от налогооблагаемой базы.

      Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.

      Не облагается налогом:

      • имущество бюджетных организаций, органов законодательной, представительской и исполнительной власти, местного самоуправления, внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
      • имущество коллегии адвокатов и их структурных подразделений;
      • имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (если выручка от этого вида деятельности составляет не менее 70% общего объема выручки);
      • имущество, используемое исключительно для нужд образования;
      • имущество религиозных организаций;
      • имущество организаций народных художественных промыслов;
      • имущество общественных организаций инвалидов, а также организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работающих;
      • имущество научно — исследовательских организаций и государственных научных центров;
      • имущество организаций, исполняющих уголовные наказания;
      • объекты жилья, социально — культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
      • имущество, используемое для создания сезонных запасов.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *