Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты. (Конец врезки)

Владелец предприятия обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с установленным законодательством порядке.

Если на рабочем месте сотрудника будут определены опасные условия труда, согласно ст. 214.1 работодатель должен приостановить выполнение рабочего процесса на этом месте в том случае, если условия на данном месте по результатам выполненной специальной оценки условий труда были признаны опасными. Работы приостанавливаются до момента устранения оснований, послуживших причиной установления для рабочего места опасного класса.

Работникам, осуществляющим рабочую деятельность на таких местах на время прекращения работ предоставляются гарантии, в соответствии с ч.3 ст.216.1 Кодекса.

Ликвидация причин, послуживших основанием для присуждения опасного класса условиям труда, осуществляется согласно предварительно разработанному плану мероприятий. Его разработкой занимается работодатель, принимая во внимание мнение выборного комитета первичной профсоюзной организации либо иного органа, представляющего интересы работника.

Копия разработанного работодателем плана мероприятий отправляется в территориальный орган власти, обладающий полномочиями на выполнение государственного контроля над исполнением трудового законодательства и прочих действующих нормативных актов, включающих в себя нормы трудового права, по месту фактического нахождения работодателя.

Возобновление рабочего процесса на тех рабочих местах, условия на которых были признаны опасными для сотрудника, допускается лишь после получения результатов проведенной внеплановой СОУТ, подтверждающей уменьшение класса опасности условий труда.

Введенный данной статьей запрет не действует в отношении работ, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий ЧС, и на некоторые виды работ, внесенных в список, утвержденный Правительством РФ с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии урегулирования социальных и трудовых отношений.

Сотрудникам, осуществляющим производственную деятельность на производственных местах, условия на которых признаны по результатам выполненной специальной оценки условий труда опасными, безвозмездно выдается согласно утвержденным нормам молоко или иные, равноценные продукты. Выдача молока или других аналогичных продуктов может быть заменена по заявлению специалиста на компенсационные денежные выплаты, размер которых будет равен стоимости молока или иных аналогичных пищевых продуктов, если это прописано в трудовом, либо коллективном договоре.

Список вредных факторов на рабочем месте определяется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правовому регулированию в трудовой сфере. Решение согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Также в принятии решения принимает участие федеральный орган исполнительной власти, выполняющим функции, связанные с государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общества, учитывая рекомендации трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Порядок выполнения СОУТ определен положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Методика организации СОУТ дополнительно прописана в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти правовые акты устанавливают требования к организации работ, сроки выполнения конкретных этапов и другие параметры этой процедуры. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе самостоятельно проводить СОУТ: это условие введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны руководителей организации – например, попыток выдать опасные или вредные условия работы за допустимые или оптимальные с целью избежать необходимости предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников. Чтобы организовать проведение СОУТ, работодатель обязан обратиться в уполномоченную организацию, внесенную в особый реестр Минтруда.

За непроведение СОУТ действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции. Они прописаны в статье 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение порядка проведения этой процедуры также представляет собой проступок, за который нарушителю полагаются штрафы. При этом невыполнение СОУТ – это только один из видов нарушений в области безопасности работников, предусмотренных законом. В Кодексе об административных правонарушениях, кроме разделов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением оценки условий труда, содержится целый ряд оснований для наложения штрафов и других санкций, которые применяются в случаях несоблюдения работодателями требований ОТ. В особенно серьезных случаях к виновникам могут также применяться меры уголовной ответственности.

Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Уголовная ответственность работодателя

Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

  • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
    • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
    • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
    • исправительные работы – до 2-х лет;
    • принудительные работы – до 1 года;
    • лишение свободы – до 1 года.
  • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
    • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
  • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
    • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
    • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

Обязанность по проведению СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) предназначена для идентификации вредных и опасных производственных факторов, и оценки уровня их воздействия на работника.

СОУТ регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По ее результатам устанавливают классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах.

Чтобы провести специальную оценку условий труда, организация заключает договор со специализированной организацией. Реестр аккредитованных организаций размещается на сайте Минтруда России.

После проведения спецоценки работодатель обязан:

  • разместить данные о результатах на своем сайте в течение 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему;
  • ознакомить работников с результатами проведения СОУТ под роспись в срок не позднее чем 30 рабочих дней со дня внесения сведений в информационную систему;
  • подать декларацию по СОУТ, если вредные условия не выявлены.

Требования к проведению СОУТ

Ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ установлена обязанность работодателя провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах. Специальная оценка условий труда проводится организациями, которые соответствуют установленным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ.
В установленный срок организациями, проводящими специальную оценку условий труда, в информационную систему учета передаются результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах хозяйствующих субъектов. Данный порядок установлен Приказом Минтруда России от 03.11.2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда», а также ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

При выявлении в организациях и на предприятиях фактов непроведения специальной оценки условий труда государственными инспекторами труда в обязательном порядке выдается предписание на устранение выявленного нарушения.

Работодатель по окончании проведения специальной оценки условий труда в установленный срок обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда.
В необходимых случаях в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» работодателем в установленный срок оформляется и передается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.07.2014 г. № 436н «Об утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» в Гострудинспекцию в УР в 2018 г. от организаций, проводящих специальную оценку условий труда, поступили сведения о проведении специальной оценки условий труда на 86 798 рабочих местах, на которых заняты 122 064 работников.
— к классу 1, 2 отнесено 67 720 рабочих мест, на которых заняты 85 569 работников;
— к классу 3.1 отнесено 9972 рабочих места, на которых заняты 17 466 работников;
— к классу 3.2 отнесено 7062 рабочих места, на которых заняты 14 362 работника;
— к классу 3.3 отнесено 1770 рабочих мест, на которых заняты 3553 работников;
— к классу 3.4 отнесено 76 рабочих мест, на которых заняты 442 работника;
— к классу 4 отнесено 198 рабочих места, на котором занято 672 работника.
По поручению Федеральной службы по труду и занятости № 0247-03-3 от 09.08.2017 г. о приведении реестров деклараций в соответствие с Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ прекращено действие 15 деклараций, так как декларации поданы в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Новшества по исполнению СОУТ

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Со дня утверждения отчета о СОУТ необходимо в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.5 ст.15 Закона №426-ФЗ).

Как показывает практика, не все работники и работодатели согласны с результатами СОУТ. В первом случае работник может лишиться ряда льгот и компенсаций, а во втором установление высокого класса вызывает необходимость предоставления льгот работнику.

Работник, который считает, что при проведении СОУТ его права были нарушены, вправе обжаловать результаты СОУТ в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Кроме того, работник до принятия им решения о заключении трудового договора обязан обладать достоверной, актуализированной информацией об условиях труда на его рабочем месте. Такую информацию он может получить только по результатам проведения специальной оценки условий труда из карты специальной оценки условий труда рабочего места, которое будет ему предоставлено (Решение Кемеровского областного суда от 18.01.2017 г. №21-7/2017).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *