Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Прежде всего, Вы обязаны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование мало практикуется. Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.

Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья

Введение.

Медицинское право — комплексная отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.

Медицинская деятельность регулируется специальными законами.

Эти законы определяют, каким требованиям подчиняется современная медицинская система, как она должна контролироваться, какими полномочиями обладают непосредственные участники медицинской помощи (пациент, лечащий врач и другие). В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов.

Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др.

Взаимоотношения субъектов в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения.

Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности с одной стороны, и граждане – с другой.

Сфера здравоохранения подчиняется правовому регулированию и такие понятия, как «лечащий врач», «пациент», «медицинская помощь», являются юридическими.

Закон предоставляют населению при обращении за медицинской помощью некоторый выбор среди подсистем медицинской помощи (государственной, муниципальной, частной), а также внутри этих подсистем (выбор врача, услуги).

Медицинская система и пациент находятся в определенных правовых взаимоотношениях.

По отношению к пациенту медицинская система должна обеспечить выполнение ряда его прав, и если эти права нарушаются, то пациент как самостоятельная фигура, права и свободы которой гарантированы Конституцией и являются высшей ценностью в нашем государстве (ст. 2 Конституции РФ), имеет право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).

Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья

Закон закрепляет права в области охраны здоровья семьи, беременных женщин и матерей несовершеннолетних военнослужащих граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту; граждан пожилого возраста; инвалидов; граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях; лиц, отбывающих наказания. Государство берет на себя заботу об охране здоровья каждой семьи.

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер — пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения — положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения — поликлиники, стационара и др.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Прежде всего, Вы обязаны заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, больше двигаться и не переедать, исключить вредные привычки, заниматься профилактикой заболеваний. К сожалению, профилактическое медицинское обследование мало практикуется. Более того, несвоевременное обращение за медицинской помощью, самостоятельное лечение, в том числе у «народных целителей», является причиной развития запущенных форм заболевания. В случае пренебрежительного отношения пациента к собственному здоровью даже самые совершенные медицинские технологии и усилия врачей не будут иметь результата.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:

  • представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество Вашего лечения);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;
  • выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

Ориентация на обездоленные группы населения

Из-за социальной незащищенности и маргинализации определенные слои общества лишены возможности поддерживать хорошее здоровье. Три самые смертоносные инфекционные болезни в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез ― непропорционально поражают самые бедные группы населения и во многих случаях осложняются и усугубляются другими формами неравенства и несправедливости, связанными с полом, возрастом, сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью и миграционным статусом. В то же время, бремя неинфекционных заболеваний (от которого, как часто считается, страдают страны с высоким уровнем дохода) все с большей диспропорциональностью распространяется в странах и среди населения с более низким уровнем дохода и в значительной мере обусловлено образом жизни и поведенческими факторами, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, вода и санитария, которые неразрывно связаны с правами человека.

Ориентация на обездоленные группы населения позволяет также выявлять тех, кому угрожают наиболее высокие уровни плохого здоровья и кто сталкивается с препятствиями в доступе к качественной и приемлемой по стоимости медицинской помощи, включая коренное население. И хотя системы сбора данных зачастую плохо приспособлены для сбора данных об этих группах населения, отчеты свидетельствуют о более высоких уровнях смертности и заболеваемости в результате таких неинфекционных заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные болезни, среди таких групп. Кроме того, против этих групп населения могут быть направлены законы и политика, что еще больше усугубляет их маргинализацию и затрудняет их доступ к услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

Понятие и виды прав пациента

Практика реформирования современного здравоохранения, функционирования страховой медицины и развития соответствующей законодательной базы идет по пути возрастания ответственности субъектов оказания медицинской помощи и страховой медицины за качество предоставляемой медицинской помощи, за нарушение установленных законодательством прав пациентов. Это определяет наличие большого круга лиц, заинтересованных в разработке универсального механизма обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи, позволяющего надлежащим образом разрешать конфликты, возникающие в связи с некачественным оказанием медицинской услуги.

Принято различать право в объективном и субъективном смысле.

Права лиц без гражданства, иностранцев, беженцев, граждан РФ за границей

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом Министров РФ, а иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Поскольку нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, и в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию).

Предоставление и финансирование медицинской помощи иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В разделе IV «Права граждан в области охраны здоровья» содержатся статьи, устанавливающие правовые нормы граждан РФ на охрану здоровья, а также права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев в сфере данных правоотношений. Отдельные статьи устанавливают право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, право на медико-социальную помощь, предусматривают вопросы охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

Законодательство РФ развивает конституционные нормы о праве граждан на охрану здоровья. Например, в Основах законодательства об охране здоровья указаны пути обеспечения этого права: охрана окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производство и реализация доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-социальной помощи.

В соответствии с Конституцией РФ государство гарантирует гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Закон формулирует важнейшую для пациентов норму — защиту граждан от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний, а для лиц, виновных в нарушении этого положения, предусматривает ответственность.

В период создания Основ в стране происходили интенсивные миграционные процессы, а упрощение порядка въезда в Россию и выезда российских граждан за границу привело к невиданным ранее объемам иностранного туризма и деловых контактов россиян за рубежом. Такие процессы потребовали законодательного регулирования прав на охрану здоровья граждан РФ, находящихся за ее пределами, и прав иностранных граждан, находящихся на территории РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам было поручено определять органам исполнительной власти в области здравоохранения на федеральном уровне и в субъектах Федерации.

Определенную гарантию осуществления права на охрану здоровья законодатель увидел в информированности граждан о факторах, влияющих на здоровье. Такая норма была сформулирована как право граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и о других факторах.

Установление указанных норм происходило под довольно мощным прессингом общественного мнения. В этот период в обществе широко обсуждались проблемы, связанные с участием нашей страны в афганской войне, оформилось и крепло движение солдатских матерей, всерьез началось обсуждение проблем армии и положения военнослужащих. Пресса информировала общество о злоупотреблениях в армии, имевших место и в вопросах охраны здоровья военнослужащих, на повестку дня вышли проблемы реформирования армии, введения контрактной службы.

В соответствии с принятыми в то время Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан военнослужащие стали обладать существенными для них правами, в т.ч. правом на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, при медицинском освидетельствовании обрели право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, получили право на производство независимой (альтернативной) медицинской экспертизы или обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Для военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту, было закреплено право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения.

Предписывался соответствующий порядок организации медицинской помощи военнослужащим в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами Минобороны России и других министерств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Установленные Основами законодательства об охране здоровья граждан нормы, касающиеся прав граждан на охрану здоровья, полностью корреспондируются с правами граждан, изложенными в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Обязательное медицинское страхование рассматривается как часть государственного социального страхования и как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Установленное как всеобщее (для всех граждан), оно призвано обеспечить государственные социальные гарантии граждан в области оказания медицинской помощи населению РФ. В соответствии с указанным Законом формулировались нормы программ ОМС, на основе которых работает вся система ОМС.

В законодательстве РФ заложен механизм финансового подкрепления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрен порядок обеспечения медицинской помощью граждан на основе обязательного и добровольного медицинского страхования, которое и стало своеобразным буфером для связанных с переходом к рыночной экономике негативных процессов, обеспечившим один из наиболее стабильных источников финансирования отрасли здравоохранения.

Введение обязательного медицинского страхования породило понятие о гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи гражданам, который обеспечивается в соответствии с базовой программой ОМС на федеральном уровне и территориальными программами ОМС на уровне субъектов Федерации.

Гарантированный объем медицинской помощи должен включать первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для здоровья окружающих. Однако за весь период функционирования обязательного медицинского страхования полного соответствия финансовых ресурсов, собранных согласно Закону «Об обязательном медицинском страховании», указанному гарантированному объему медицинской помощи достичь не удалось.

Причину этого можно видеть, прежде всего, в крайне недостаточном размере тарифа страховых взносов (3,6%), который не меняется уже много лет, неполном сборе страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих и платежей органов исполнительной власти за неработающее население и т.д.

Особое положение в системе ОМС Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отводит Федеральному и территориальным фондам ОМС, поручив им реализацию государственной политики в этой области.

По существу, фонды ОМС являются органами государственного управления финансами в системе ОМС. Вместе с тем одной из основных задач, предусмотренных Положениями о Федеральном и территориальном фондах ОМС, является обеспечение предусмотренных российским законодательством прав граждан в системе ОМС. Политика фондов прямо влияет на обеспечение прав граждан в ОМС, улучшение качества медицинской помощи и способствует устойчивости системы ОМС.

Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в системе ОМС введен такой новый правовой подход к организации деятельности, как регулирование отношений между субъектами обязательного медицинского страхования на основе договоров. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между его субъектами.

В системе ОМС законодательно предусмотрены следующие типовые договоры:

1). договор медицинского страхования (между страхователем и страховой медицинской организацией);

2). договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС (договор между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением);

3). договор о финансировании ОМС (между территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией).

Договоры медицинского страхования предусматривают права, обязанности и ответственность каждой из сторон, что создает новые возможности для защиты прав и законных интересов граждан.

Согласно ст. 4 Закона «О медицинском страховании» договор медицинского страхования заключается между страхователем и СМО в пользу третьего лица — гражданина. Основной предмет договора медицинского страхования — это организация и финансирование медицинской помощи определенного объема и качества.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — органы исполнительной власти и органы местного самоуправления; для работающего населения — работодатели и физические лица.

Несмотря на тот факт, что указанный Закон ограничил функции страхователей обязательствами по финансированию системы ОМС, в настоящее время страхователь обладает необходимыми правовыми возможностями для обеспечения застрахованных им граждан медицинской помощью.

Эти возможности реализуются через право свободного выбора страховой организации, осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования, внесение по усмотрению сторон в договор медицинского страхования дополнительных условий и т.д.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО (страховщики) не входят в систему здравоохранения. При этом важно то обстоятельство, что пациент получил возможность иметь независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи (страховых медицинских организаций, филиалов территориальных фондов ОМС, выполняющих функции страховщика).

Наличие третьей стороны, независимой от органов управления здравоохранением, в системе отношений пациента с медицинским учреждением является эффективным средством защиты прав граждан при медицинском обслуживании.

Реально контроль за предоставлением пациенту медицинской помощи осуществляют медики, работающие в экспертных отделах территориального фонда ОМС и страховой медицинской организации. Таким образом, интересы пациента защищают профессионалы, которые контролируют объем, сроки и качество медицинской помощи.

В части обеспечения прав граждан в ОМС страховые медицинские организации имеют двойственную функцию. С одной стороны, СМО выявляет потребность застрахованных в медицинской помощи, а с другой — организует ее удовлетворение путем заключения договоров с медицинскими учреждениями.

Страховая медицинская организация, участвуя в аккредитации медицинских учреждений, имеет возможность отбирать для заключения договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи те медицинские учреждения, которые смогут выполнить обязанности СМО перед страхователем и гражданином. При заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи с медицинским учреждением СМО должна вносить в договор дополнения, касающиеся обязанности страховщика контролировать не только объем и качество медицинских услуг, но и обеспечение прав пациентов в системе ОМС.

Вместе с тем надо отметить, что на данном этапе развития ОМС в деятельности страховых медицинских организаций России имеются серьезные отклонения в сторону нарушения предусмотренных законодательством прав граждан.

Так, эти организации не формируют должным образом базы данных застрахованных, что не позволяет им выполнить свою первую функцию. Не владея анализом состояния здоровья застрахованных и не зная их потребности в медицинской помощи, СМО не выполняют и свою вторую функцию — не заключают надлежащим образом оформленные договоры с медицинскими учреждениями.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора ОМС, который соответствует действующим условиям страхования. Страхователь обязан заключать договор ОМС со страховой медицинской организацией и предоставлять ей информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию. За отказ предприятий, учреждений, организаций от уплаты страховых взносов к ним применяются финансовые санкции. СМО несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной (застрахованными гражданами) или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования.

Право на получение медицинской информации

Указанное право имеет большое значение, поскольку отсутствие или недостаточная информированность пациента о состоянии его здоровья могут привести к непоправимым последствиям. Законом установлено, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, — их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам) лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Ненадлежащая информация либо полное отсутствие информации о состоянии здоровья гражданина могут привести к негативным последствиям. Рассмотрим это на примере.

Пример 1.

Больная Н., 65 лет, поступила в клиническую больницу с обострением хронического холецистита. Во время обследования в желчном пузыре выявлены конкременты в количестве 3 размерами от 1 до 2 см, нарушающие отток желчи. Проведенная больной терапия (анальгетики, антибиотики, спазмолитики) привела к значительному улучшению состояния, и она была выписана под наблюдение хирурга в поликлинике по месту жительства. Лечащий врач в связи с чрезмерной занятостью при выписке больной не объяснил ей возможные последствия заболевания и необходимость хирургического лечения. При последующем (через несколько месяцев) обострении калькулезного холецистита развилась механическая желтуха, печеночно-почечная недостаточность, что привело к гибели больной.

Запланированный результат лечения

Хочется еще сказать пару слов о таком критерии качества медицинской помощи как «степень достижения запланированного результата». Достижение или недостижение запланированного результата не может являться объективным критерием для оценки качества оказанных медицинских услуг, так как результат вообще не является квалифицирующим признаком в сфере оказания услуг (в отличие от сферы выполнения работ). Для оказания услуг квалифицирующим признаком для их оценки служат действия, направленные на достижение цели лечения, которую в силу множества причин гарантировать не представляется возможным. По этому поводу интересное разъяснение можно найти в обзоре Красноярского краевого суда от 24.04.2006 «Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг» указано следующее: «В отличие от договора подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ) на исполнителя услуги по общему правилу не возлагается обязанность по передаче заказчику какого-либо результата. Недостижение при лечении пациента положительного эффекта (например, излечения заболевания, снижения обострения хронической патологии) не может само по себе рассматриваться как признак некачественной медицинской услуги. Невозможность гарантировать благоприятный исход лечения объясняется спецификой медицинской деятельности и объекта ее воздействия: неизученностью многих заболеваний, схожестью симптомов различных заболеваний, индивидуальной реакцией организма пациента на лечение и пр.».

Права граждан в области охраны здоровья

Право на здоровье, в отличие от других прав человека, лишь недавно стало предусматриваться Конституциями многих стран мира. В Конституциях XVIII-XIX ВВ. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека провозглашались. В международном масштабе право человека на здоровье признано в 1948 г. Фактически это право на получение медицинской помощи. Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) закреплено положение:

«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».

Во Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека от 11.11.1997 г. в ст. 8 говорится:

«Каждый человек в соответствии с международным правом и национальным законодательством имеет право на справедливую компенсацию того или иного ущерба причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном».

При этом уточняется, что геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства; геном человека знаменует собой достояние человечества (ст. 1).

Уставом Всемирной организации здравоохранения (1977 г.) здоровье определено как

состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Через 18 лет Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 150) назвал здоровье в ряду

объектов гражданских прав в виде защищаемых законом нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения, неотчуждаемых и не передаваемых иным способом.

Основой законодательства России в отношении охраны прав граждан на медицинскую помощь является Конституция Российской Федерации, ст.. 41 которой гласит:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Общие права пациентов. Несовершенство законодательной базы в сфере охраны здоровья граждан, десятилетиями сопровождавшее отечественное здравоохранение, монополизм государственной формы собственности, практически полное отсутствие действенных (а не декларативных) механизмов обеспечения прав пациентов сыграли существенную роль в том, что национальный уровень взаимоотношений в социально-правовой системе «врач — больной» по-прежнему во многом отстает от цивилизованных, правовых государств.

Юридическим основанием, порождающим возникновение правоотношений по оказанию медицинской помощи, является волеизъявление больного, т.е. обращение гражданина, нуждающегося в медицинской помощи в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. Такое волеизъявление — обязательный элемент при оказании квалифицированной медицинской помощи в отличие от первой неотложной помощи больному, за неоказание которой в экстремальных ситуациях может последовать наказание по ст. 124 УК Российской Федерации). Исключение составляют те случаи, когда лечение является принудительным или обязательным.

Каждый человек имеет неотъемлемое право по своему усмотрению (самостоятельно!) распоряжаться своей жизнью и здоровьем. И никто: ни врач, ни медицинское учреждение, ни милиция — не могут принуждать к обследованию или лечению (за редкими, законодательно закрепленными исключениями в отношении строго определенного круга лиц).

Каждому человеку как потенциальному пациенту необходимо знать свои права, воспользовавшись которыми, можно рассчитывать на то, что вас действительно будут лечить, а не калечить.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; создание соответствующих санитарно-гигиенических условий, выбор врача и выбор медицинской организации; на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, получение лечебного питания; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи; допуск к нему адвоката; допуск к нему священнослужителя.

Он может сам выбрать лиц, которым в его интересах может быть передана информация о состоянии его здоровья; получать медицинские и иные услуги в рамках программ добровольного медицинского страхования; требовать возмещения ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи, доступа к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав. Предусмотрен допуск к пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении и обеспечение

условий для отправления религиозных обрядов и предоставление отдельного помещения для этого, правда с оговоркой «если это не нарушает внутренний распорядок» больницы. Фактически речь идет о том, насколько терпимы больничные администраторы к религии и насколько достаточно помещений.

Новым является положение о том, что работающие граждане имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года. Он предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Рассмотрим подробнее наиболее важные и проблемные права пациентов.

Право на выбор врача. Пациент имеет право выбирать врача самостоятельно, он можете обратиться за помощью к любому доктору, и руководитель лечебного учреждения обязан назначить его вашим лечащим врачом. Если доктор по каким-либо причинам не устраивает пациента, он имеет право высказать ему недоверие и потребовать созыва врачебного консилиума, который коллегиально оценит его состояние. А если пациент потребует от своего лечащего врача подыскать ему замену, то он должен эту замену найти. Действительно важным является и выбор места лечения. Главный критерий для выбора: будущие врачи должны систематически работать с заболеваниями данного типа. Во многих странах врачи не только получают сертификат специалиста, как у нас, но еще и сдают сложные экзамены на сертификат врачебной ассоциации, объединяющей специалистов, например, по хирургии сердца и др. У нас такой сертификации нет. Но пациент может выяснить, насколько велика и успешна практика специалистов в той больнице, где он предпочитает лечиться.

Медицинские права, которые имеет каждый гражданин России

  • 10 душевных стихотворений Валентина Гафта, которые попадают в самую точку
  • 11 наших соотечественников, которые смогли встать в один ряд с западными артистами
  • 20+ примеров, которые доказывают, что западному кино не помешают русскоязычные консультанты
  • 12 книжных персонажей, за которыми скрываются реальные люди
  • Мартин Коуни — «ненастоящий доктор», который спас жизни 6 500 новорожденных
  • Манифест молодого отца о том, как сохранить крепкие отношения в самый тяжелый период жизни
  • Кто стоит за созданием культовых сериалов и что еще выходило из-под пера этих гениев
  • Как выглядят и чем занимаются мужья 17 российских певиц, которые предпочитают оставаться в тени своих жен
  • Я проверила на себе, можно ли доверять бьюти-хитростям из интернета
  • 18 доказательств того, что в искусстве фотографии ракурс стоит на 1-м месте
  • 6 изменений лица, которые предскажут лучше любого приложения, как мы будем выглядеть через 10 лет
  • Почему мы таим обиды на родителей, которые честно пытались вырастить нас хорошими детьми
  • 20+ любопытных кинодеталей, которые все упустили из виду
  • 20 твитов со взрывной смесью остроумия и жизненного опыта
  • 25 лет назад вышел 1-й эпизод «Друзей». Вот 25 фактов о лучшем сериале всех времен
  • 10 тревожных сигналов для родителей, которые хотят вырастить здоровых детей


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *