Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса № 282». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Порядок проведения аттестации регламентирован. Прежде всего обучающемуся нужно подготовить комплект документов. Перед экзаменом комиссия проверит удостоверение личности, заявку на прохождение тестирования (с ФИО, занимаемой должностью и местом работы), диплом о высшем образовании и диплом о профильной переподготовке. Помимо этого, сотрудник компании должен дать свое согласие на обработку персональных данных.
На заметку! Образец заявления опубликован на официальном сайте Роставтотранса. При желании его можно скачать на любой электронный носитель, заполнить и распечатать.
Обучающийся должен своевременно прийти на аттестацию, поскольку любое опоздание будет расценено как неявка. После проверки сопроводительной документации гражданин получит уведомление о регистрации (до начала тестирования). Далее ответственный соберет подписи всех присутствующих, а секретарь комиссии проведет краткий инструктаж. На этом подготовительный этап считается пройденным.
Как только все организационные моменты будут закончены, обучающихся пригласят в кабинет. Каждый инженер должен вытянуть по билету. Конверт с заданием вскрывается перед комиссией. На подготовку выделяется 30 минут. Если человек справился с вопросами раньше, он может дать ответы досрочно. В конце совет по аттестации вынесет решение и зафиксирует его в соответствующем бланке.
Поступил вопрос о новых требованиях к специалисту по БДД с 2021 года.
Привожу вопрос как есть.
…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд. У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться. В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.
Используемые мной нормативные акты:
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Правила составления должностной инструкции для ответственного за БДД
Какая информация должна содержаться в четырех основных блоках должностной инструкции.
Раздел должностной инструкции | Информация |
Общие положения | В данном блоке должны быть описаны требования к квалификации сотрудника, полученным знаниям и опыту. Кроме того, нужно указать, кто принимает специалиста на работу, кто его руководитель. Необходимо также прописать, какими нормами законодательства должен руководствоваться сотрудник на занимаемой должности. |
Обязанности ответственного за безопасность дорожного движения | На этот блок следует обратить пристальное внимание. Здесь указаны основные обязанности специалиста. Важно прописать конкретные задачи, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с работником. |
Права сотрудника | Права у ответственного за БДД стандартные: право получать социальные гарантии от государства, повышать квалификацию, принимать решения в зоне своей ответственности.
Кроме того, специалист имеет право просить премии для водителей, которые показали себя как ответственные работники. Или же налагать дисциплинарные взыскания на тех подчиненных, которые нарушают требования работодателя. |
Ответственность | Этот блок должностной инструкции является общим для всех работников. Ответственность обозначена в общих чертах. Чаще всего прописаны общие фразы, например «в пределах положений актуального трудового/гражданского/уголовного законодательства РФ». |
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Принципы организации БДД на предприятии
Их несколько. Основные принципы БДД на предприятии изложены в ст.3 ФЗ №196 от 10.12.1995.
К ним относятся:
- верховенство здоровья населения;
- приоритет ответственности государства;
- соблюдение интересов всех участников ДД;
- комплексный подход к обеспечению безаварийной эксплуатации.
Перечень сотрудников транспортного сектора:
- Водитель. Принимает непосредственное участие в ДД.
- Механик. Отвечает за исправное состояние транспортных средств (далее ТС).
- Диспетчер. Заведует правильностью заполнения документации соответствующего подразделения компании.
- Руководитель. Следит за выполнением на предприятии требований ФЗ №196.
Размеры систем обеспечения БДД в организациях зависят от численности водителей, автопарка компании. Другие сотрудники могут не пребывать в штате.
Требования до 31 декабря 2020 года
Образование | Специальность | Дополнительные требования |
среднее профессиональное | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — |
не ниже среднего профессионального | по специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года |
не ниже среднего профессионального | любая специальность | диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств |
Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД
Итак, перед вами стоит задача подбора человека на должность специалиста по БДД. Начать следует с оценки квалификации претендента. К данному специалисту выдвигаются законом оговоренные квалифицированные условия:
- наличие высшего образования «Техника и технология наземного транспорта» плюс аттестация для подтверждения профпригодности;
- высшее образование по любому другому направлению плюс профпереподготовка плюс аттестация.
Аттестация бдд происходит согласно Порядка No 106 от 20.03.2017. Аттестацию проводит специальная комиссия.
Требования к ответственному за бдд при лицензировании:
- Претенденту предстоит подать заявку на аттестацию онлайн на официальной страничке в интернете ФБУ «Росавтотранс».
- Следует подготовить документы (заявление, оригиналы и копии паспорта, диплом и его копию, свидетельство о переподготовке и его копию).
- Пройти тестирование в 20 вопросов за 30 минут. Тестирование будет засчитано, если будет насчитано минимум 18 верно данных ответов.
- По итогу успешной проверки знаний оформляется протокол и по запросу на руки может быть выдана выписка из него.
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Привлекать в штат лицо, ответственное за обеспечение охраны ДД и профилактику возможных рисков, обязаны почти все компании. Дело в том, что обычно фирмы в разной степени пользуются т/с, поэтому и необходимо минимизировать возможные риски.
План мероприятий по пожарной безопасности в школе или на предприятии
Согласно ФЗ N 196, такой специалист должен присутствовать, если предприятие обладает автомобильным парком, или же арендует транспортные средства.
Исключением из правила являются случаи, когда:
- автотранспорт не используется, поскольку фирма привлекает перевозчиков;
- имеются собственные т/с, но они сдаются в аренду.
Внимание! В последнем случае за безопасное передвижение отвечают уже арендаторы.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.
Ответственный специалист по БДД (безопасности дорожного движения) – должность, обязательная на любом предприятии или в организации, имеющих на балансе автомобили. Другое дело, что если автопарк незначительный, эту должность может занимать нештатный сотрудник или лицо, назначенное из числа работников, – по совместительству. В любом случае человек должен иметь специальную подготовку и пройти аттестацию в органах Управления госавтодорнадзора (УГАДН). Конкретно – в Федеральном бюджетном учреждении «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»). То же касается и руководителя, который решил сэкономить и проигнорировал требование об обязательном наличии специалиста по БДД. В этом случае административная ответственность за функционирование автопарка ложится на него, включая дорожно-транспортные происшествия, совершенные водителями данного предприятия.
Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
[число, месяц, год]
Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.12.2009 г. N 977 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Обязанности ответственного за бдд в школе 2021 с какого числа
- порядок заполнения и ведения путевой документации;
- последовательный алгоритм действий при ДТП;
- правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:
- наличие опасных участков на маршруте;
- места для возможного отдыха на маршруте;
- количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
- правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
- алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.
Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»
Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».
Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).
Обучение и аттестация ответственного за БДД
Как уже было отмечено выше, чтобы быть назначенным на предприятии ответственным за БДД, необходимо иметь высшее профильное образование или при наличии любого другого – диплом о профессиональной переподготовке. Пройти такое обучение можно в специальных организациях, имеющих соответствующую лицензию на образовательную деятельность. Объем обучения должен быть не менее 250 часов.
В нашем учебном центре представлена такая программа. Обучение разработано и проводится в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», а также приказами Минтранса № 287 от 28.09.2015 и № 106 от 20.03.2017, которые утверждают профессиональные требования и порядок аттестации ответственного за обеспечение БДД.