Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, разновидности, порядок разработки и оформления протокола и акта.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Классификация протоколов
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.
Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.
Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.
Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.
В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:
Дополнительными реквизитами протокола являются:
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.
Порядок проведения процедуры
После остановки машины инспектор вправе обойти транспорт по периметру, сверить агрегатные номера с данными свидетельства, проверить соответствие груза сопроводительным документам. Он может осмотреть салон через стекло авто, не открывая дверцу. Требование открыть багажник, бардачок, продемонстрировать содержимое личных вещей пассажиров — незаконно. Наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки владелец машины может подтвердить устно, показывать их необязательно, как и выходить из автомобиля.
При проверке опломбированного груза инспектор сверяет пломбы с сопроводительными документами, не более того. И водитель, и сотрудник автоинспекции могут вести видеосъемку. Если должностное лицо фиксирует процедуру на цифровые носители, то такие материалы должны прилагаться к акту осмотра. Водитель также вправе поинтересоваться основаниями осмотра. По окончании процедуры предусмотрено составление официального документа — акта осмотра, бланк которого можно скачать по ссылке.
Отличие акта от протокола
Дата:8 13:52
Дата:8 13:52
протокол — фиксирует процесс какого либо действия (к примеру: 09 часов 00 минут сидоров пришел передать имущество, 09 часов 05 минут сидоров передает имущество и т.д.)
От лат. actus — действие. 1) Официальный документ, имеющий юридическую силу; в зависимости от статуса органа, принявшего (выпустившего) А., разделяются на государственные, региональные, ведомственные и т.д.; 2) протокол, фиксирующий определенный факт хозяйственной жизни (например, А. ревизии, А. о передаче материальных ценностей, А. порчи товара).
Дата:8 14:59
От лат. actus — действие. 1) Официальный документ, имеющий юридическую силу; в зависимости от статуса органа, принявшего (выпустившего) А., разделяются на государственные, региональные, ведомственные и т.д.;
Дата:8 15:14
Я считаю, что акт всетаки фиксация чего либо, даже если взять не акт приема-передачи, а судебный акт — он же что то фиксируе ФИКСИРУЕТ, к примеру то что суд решил. А вот как пришел суд к своему решению, тоесть сам ПРОЦЕСС, отражает протокол(ы) (опять же как один из примеров.
Дата:8 16:13
Дата:8 16:36
Дата:8 10:01
Короче, Вика, какой смысл спора? Протокол может удостоверять (фиксировать) и факты и проецедуру (процесс принятия решения).
А если серьезно, то, действительно, ценность нахождения таких различий сомнительна.
Есть житейские понятия, есть правовые. И нефиг смешивать. А в правовых нет просто акта и протокола. Они обязательно определены и конкретизированы. Протокол заседания суда. Акт передачи основного средства. И т.д. При желании и передачу можно процессом обозвать. Но в практическом отношении это бесполезно. А в теоретическом. че-то тоже не видно полезных последствий. Принципиально важна только фиксация событий. Длящихся или свершившихся. Все остальное — игра ума, упражнения на логику, чем мы и занимаемся)))
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2018.
Акт и протокол в чем разница
Постановление – это документ, которым на водителя накладывается наказание. Составить его инспектор может, только если водителю грозит предупреждение или штраф, и если водитель не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. Если инспектор составляет постановление, это значит, что он рассмотрел дело на месте без составления протокола и назначает водителю наказание.
Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя. Но, когда протокол составлен, водитель ещё не наказан, а протоколом просто зафиксирован факт правонарушения.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Какая разница между актом и протоколом?
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя.
Если вторая сторона не подписывает протокол урегулирования разногласий По закону, договор является делом сугубо добровольным, то есть заставить кого-либо подписать его невозможно. Как правило, при наличии разногласий стороны договора стараются решить их до тех пор, пока не придут к условиям, устраивающим обе организации.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Составить его инспектор может, только если водителю грозит предупреждение или штраф, и если водитель не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. Если инспектор составляет постановление, это значит, что он рассмотрел дело на месте без составления протокола и назначает водителю наказание.
Остановив на дороге, инспектор ДПС может составить в отношении водителя, нарушившего ПДД, административное постановление или.
Протоколами удостоверяется законность осуществления процессуальных действий, необходимых для аналитического исследования и оценки доказательств (подтверждается правомерность взятия проб и образцов (ч. 3 ст. 26.5), либо применения специальных технических средств (ч. 2 ст. 26.8).
Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
КоАП предусмотрено также вынесение актов процессуального обеспечения, к которым относятся определения, выносимые уполномоченным должностным лицом при принятии им решения об осуществлении процессуальных действий, необходимых при рассмотрении дела и обжаловании решений, вынесенных по результатам его рассмотрения, а также определения, выносимые на стадии исполнительного производства.
Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении.
Если постановление было вынесено специальными техническими средствами фото или видеофиксации, то срок для обжалования будет отсчитываться со дня получения его по почте.
Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина…
Протокол — это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением.
Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям.
В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.
Ссылка на документы или устное распоряжение, на основании которых составлен данный акт, бывают не во всех документах. Акты, составленные по инициативе составителей, не имеют этой записи.
Гораздо более продуктивным будет грамотно изложить в протоколе свою позицию в поле для личных объяснений нарушителя. Там водителю можно в мельчайших подробностях описать нарушения, допущенные сотрудником полиции.
В учебных и научных учреждениях протоколы фиксируют научные достижения и открытия, прием на обучение, открытие специальностей, стандарты образования, присвоение профессиональной квалификации, ученых степеней и званий, избрание на должности и другие вопросы.
Вынесение акта процессуального обеспечения может быть обусловлено инициативой лица, рассматривающего дело (см., например, ч. 5 ст. 28.1 КоАП), либо ходатайством подозреваемого или иного лица, участвующего в его рассмотрении (ч. 3 ст. 25.13).
Акты оформляются на общем бланке организации или на чистом листе бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка (углового или продольного). Если акт является внешним документом, то бланк должен включать все необходимые реквизиты организации (бланк для письма).
Протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Да, если он был составлен со значительными ошибками.
Члены комиссии должны изучить существо вопроса, законодательные и нормативные документы, регулирующие данный вопрос.
Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.
В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:
- полное наименование организации или предприятия;
- название вида документа (ПРОТОКОЛ);
- дата;
- индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);
- место составления;
- заголовок;
- текст;
- подписи.
Дополнительными реквизитами протокола являются:
- наименование структурного подразделения;
- гриф утверждения;
- отметка о наличии приложений;
- место (помещение, офис) и время проведения заседания;
- фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;
- дата подписания протокола;
- способ голосования (открытое, тайное, заочное).
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.
Для обеспечения юридической силы протокола необходимо правильно оформить полное наименование организации или предприятия, в качестве которого признается зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц наименование юридического лица в соответствии с его учредительными документами и уставом, (т.е. с обязательным указанием организационно-правовой формы):
Пример 1
Общество с ограниченной ответственностью «Ваш партнер»
Пример 2
Закрытое акционерное общество «АБВГД»
Наименование структурного подразделения (дополнительный реквизит протокола) обычно оформляется на документе в следующих случаях:
- протоколом фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия (см. Пример 3);
- протоколом оформляются заседания (прежде всего оперативного характера), которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений предприятия (см. Пример 4).
Пример 3
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Пятый элемент»
Филиал «Северо-Западный»
Пример 4
Открытое акционерное общество «Реммеханизация»
Департамент бухгалтерского учета и налоговой отчетности
Названия структурных подразделений в протоколе должны соответствовать точным названиям, закрепленным в схеме организационной структуры, штатном расписании или других внутренних документах организации.
Название вида документа (ПРОТОКОЛ) всегда оформляется прописными буквами и располагается одной-двумя строками ниже наименования предприятия или структурного подразделения (при продольном расположении реквизитов – центрованным способом).
Дата протокола является датой заседания, а не окончательного оформления и подписания документа. Если заседание коллегиального органа продолжалось несколько дней, то в протоколе указывают дату его начала и дату окончания. Способы оформления даты могут быть различными. Например, цифровой способ:
Пример 5. Цифровой способ оформления даты
04.05.2011
Пример 6. Цифровой способ оформления даты заседания, продолжавшегося 2 дня
04.05.2011 – 05.05.2011
Цифровой способ используется преимущественно при оформлении дат оперативных заседаний и совещаний.
При оформлении даты в протоколах коллегиальных органов (высших органов управления и исполнительных) преимущественным является буквенно-цифровой способ.
Пример 7. Буквенно-цифровой способ оформления даты
03 мая 2011 г.
Пример 8. Оформление даты заседания, продолжавшегося 2 дня
03 – 04 мая 2011 г.
Дата располагается одной строчкой ниже названия вида документа или над специальной ограничительной линией в общем бланке.
Индекс (номер) протокола оформляется на той же строке, что и дата заседания над ограничительной линией в общем бланке или в пределах общей площади, отведенной для даты и индекса в заголовочной части документа. Индекс протокола является порядковым номером заседания в пределах календарного года или в пределах срока полномочий коллегиального органа. Следует заметить, что при оформлении индексов с № 1 по 9 необходимо использовать минимум два знака. Например, самые простые индексы правильно обозначать: «№ 01», «№ 07» и т.п. (см. Примеры 7 и 8).
Текст протокола является самым сложным реквизитом и состоит из двух частей – вводной и основной. Вводная часть текста строго формализована. В ней оформляются сведения о составе присутствующих на заседании и повестка дня (список вопросов, вынесенных на обсуждение), которые являются вполне самостоятельными элементами текста и формулируются по стандартным правилам.
Состав присутствующих оформляется двумя строками ниже вида заседания от границы левого поля и начинается с указания председателя и секретаря заседания. Фамилии председателя и секретаря оформляются после тире, инициалы следуют за фамилией.
Пример 14
Председатель – Марков С.В.
Секретарь – Петрова А.И.
Фамилии и инициалы присутствовавших на заседании постоянных членов коллегиальных органов (избранных или входящих в состав коллегии по должности) перечисляются по алфавиту фамилий без наименования должности после слова «Присутствовали:», которое оформляется двумя строками ниже, обязательно от границы левого поля, и заканчивается двоеточием. Фамилии присутствовавших оформляются по всей ширине строки через один межстрочный интервал.
Пример 15
Присутствовали: Борисов А.М., Виноградов В.В., Громов П.С., Дмитриев П.Е., Иванов Л.М., Фомин П.П.
Если в состав членов коллегиального органа входит более 15 человек, то состав присутствующих указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается отметка.
Пример 16
Присутствовали: 20 человек (список прилагается)
Фамилии и инициалы приглашенных должностных лиц, которые не являются членами коллегиального органа, но присутствовали на заседании, перечисляются после слова «Приглашенные:». Оно оформляется от границы левого поля двумя строками ниже слова «Присутствовали:» и заканчивается двоеточием. Должности этих лиц принято указывать.
Пример 17
Приглашенные: клиентский менеджер Агеева Н.О., начальник отдела клиентского обслуживания Котова Л.П.
Перечень вопросов, вынесенных для обсуждения и принятия решения коллегиальным органом, оформляется после слов «Повестка дня:», которые располагаются от границы левого поля двумя строками ниже состава присутствующих и заканчивается двоеточием.
Каждый вопрос повестки дня формулируется с предлогом «O», отвечает на вопрос «О чем?» и содержит указание должности, фамилии и инициалов докладчика. Причем слово «докладчик» в протоколе не используется, правильной является речевая формула: «Доклад – (чей?) должность, фамилия, инициалы».
Вопросы нумеруются арабскими цифрами, располагаются в повестке дня по степени их значимости (или в соответствии с предполагаемым временем обсуждения) и оформляются с красной строки.
Пример 18
Повестка дня:
- Об утверждении Учетной политики на 2011 г.
Доклад заместителя главного бухгалтера Краснова А.И. - О подготовке кредитной заявки в московское отделение Северо-Западного банка (ОАО).
Доклад начальника правового управления Смолина А.Г.
В чём разница между протоколом и постановлением ГИБДД
Урок №4 вёл адвокат Николай КОЧЕТКОВ Адвокат Дмитрий Макеев, депутат Думы Владивостока:- При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.
Внимание Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.
Адвокат Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:- Следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными, обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.
Акт фиксирует определенный факт, а протокол – процесс. Причем протокол это всегда документ, тогда как актом может быть конкретное действие (половой акт, одна часть театральной постановки, акт вандализма и тп.).
Акты можно поделить на: — нормативно-правовые – законы; — государственные и органов м/самоуправления – передачи имущества, закрепление, наделение полномочиями; — судебные акты; — хозяйственные – приема-передачи, ревизии, проверки. Протоколы фиксирую следующие процессы: — заседания, совещания, собрания.
Протоколы могут фиксировать процесс издания того же акта, например, протоколы судебных заседаний, заседаний законодательных органов; — следственные действия (очные ставки, допросы и т.п.); — совершения административных правонарушений (ПДД, мелкое хулиганство) и т.п.
На портале размещаются фотографии следующих типов:
- панорамные снимки местности;
- с траекторией движения авто.
- фотография машины с номерами;
Также можно узнать сведения о нарушении — дату, время, дату и номер постановления о нарушении, сумму к оплате и другие данные. Портал позволяет автоматически оформить квитанцию для оплаты.
Если в процессе ознакомления с протоколом остались пустые строки, то их необходимо перечеркнуть во избежание внесения постфактум дополнительной информации, порочащей и опровергающей данные объяснения водителя авто.
Ответ на данный вопрос волнует многих наших доверителей и если же речь идет о проколах разногласий то, каких- то специальных требований российское законодательство не содержит. Как правило, проект протокола разногласия выглядит как документ, имеющий несколько таблиц, с отдельными колонками и в данных колонках содержится редакция, изложенная в проекте договора, а в другой содержатся изменения, предлагаемые контрагентом. По своей правовой природе, протокол разногласий является акцептом оферты на отличных, от первоначальных условиях.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.
Чем отличается протокол от постановления, видно из пунктов, составляющих документы.
Требования к протоколу:
- дата и место составления (город или населенный пункт);
- фамилия и инициалы составителя, его должность и звание;
- паспортные данные о привлекаемом лице, сведения о месте жительства;
- событие и место нарушения;
- Ф.И.О. и адрес проживания свидетелей и потерпевшего;
- доказательства (ссылка на рапорта инспекторов ГИБДД, показания свидетелей, объяснения привлекаемого лица, его замечания, приобщенные к протоколу, фото и видеосъемка и т. д.);
- дата и место совершения нарушения;
- статья регионального закона или КоАП;
- объяснения привлекаемого лица;
- отметка о разъяснении прав и обязанностей;
- подпись лиц (и должностного, и привлеченного к ответственности).
Еще чем отличается постановление от протокола? В нем указываются реквизиты счета, на который переводятся средства, выплаченные в качестве штрафа.
Теперь об особенностях решений, выносимых судьями. Они в сравнении с другими органами, рассматривающими административные материалы, применяют дополнительные полномочия.
Если в деле затрагивается возмещение вреда, суд назначает общую сумму, порядок и график выплат.
Судья, назначив меру наказания, описывает, каким образом оно исполняется. Например, если водителя лишают прав, в постановлении указывается, куда их сдавать и в какой срок.
Если наказание затрагивает полномочия органов власти, им дается соответствующее предписание. Оно может касаться ареста счетов, остановки деятельности предприятия, организации и т. д.
Залог решением суда или возвращается владельцу, или обращается в доход государства.
Решается судьба вещей, наград, документов, товаров. Вещи и награды обычно возвращают владельцу, награды также ему отдают или передают в Администрацию президента.
Законодательство страны обладает разницей в сравнении с законодательством России.
Первое отличие — разделение нормативной базы на два закона. Один КоАП — в нем прописаны принципы, основания привлечения к ответственности, освобождения от нее и дается перечень статей, по которым собственно и привлекают людей.
В Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях описываются порядок расследования, составления документов.
Текст закона сформулирован более четко, участники процесса, в том числе свидетели и эксперты, обладают большим объемом прав.
Схема составления документов та же, что и в российском законодательстве.
Однако есть еще то, чем отличается постановление от протокола ГИБДД в РБ.
Шире перечень ситуаций, когда протокол не составляется, и штраф выплачивается на месте совершения нарушения:
- если размер штрафа не более двух базовых величин;
- нарушение совершено в ходе судебного разбирательства, о чем делается отметка в протоколе заседания суда;
- если виновное лицо соглашается с претензиями и обязанностью возместить вред, а также наказанием, которое ему назначат;
- если нарушение водителя фиксируется средствами видео- и фотосъемки.
Дело начинается и заканчивается постановлением.
Если человек выражает несогласие, им подается заявление, и постановление аннулируется. Затем должностное лицо обязано составить протокол и начать заново все процедуры привлечения к ответственности в общем порядке. Уклонение от оплаты наложенного штрафа приравнивается к несогласию.
Водителю надо подать заявление в ГИБДД в течение месяца со дня получения постановления на руки.
Таким образом, законодательство страны обеспечивает права и обязанности своих граждан.
ПРОТОКОЛ — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.
Протокол ведётся во время заседания секретарём, который конспектирует или записывает выступления участников заседания.
Оформление протокола имеет ряд особенностей. Он составляется на чистом бланке или на чистом листе бумаги, на котором указывается наименование учреждения. Далее указываются реквизиты: вид документа, дата, номер и заголовок. Дата – день проведения, а номер порядковый с начала года.
В заголовке протокола указывается название коллегиального органа, например:
Ø ПРОТОКОЛ
Заседания попечительского совета.
Вводная часть оформляется в следующей последовательности:
Ø Председатель – ФИО;
Секретарь – ФИО;
Присутствовали – ФИО в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашённых. Если присутствующих более 10, указывается их общее количество.
Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «о чём?» например:
Ø Об итогах работы за первое полугодие
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки
дня. Текст каждого раздела строится по схеме:
Ø СЛУШАЛИ:
Ø ВЫСТУПИЛИ:
Ø ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)
После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся ФИО выступавших и через
тире – краткое изложение текста выступления.
Если представлен текст выступления, то указывается: «текст выступления прилагается (приложение1)»
Если в ходе выступления или в ходе обсуждения задавались вопросы, то они фиксируются вместе с ответами. Записи должны быть краткими в лаконичной форме. Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Текст постановления строится по образцу распорядительной части приказа.
Протокол подписывается председателем и секретарём. К протоколу подшиваются представленные для рассмотрения материалы: справки, акты, доклады и т.д., которые оформляются как приложения
Решения, принятые на собрании, доводятся до сотрудников в виде копии протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола.
Протоколы относятся к числу важных документов, поэтому хранятся 10 лет и могут передаваться на архивное хранение.
АКТ – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты события. Акты составляются в самых различных ситуациях и имеют много разновидностей: акт приема-передачи документов, акт списания материалов, акт приема работ и т.д.
Акты составляются комиссией, постоянно действующей или назначенной по указанию руководителя.
Акты оформляются на общем бланке, если являются внутренними документами. Если акт является внешним документом, то должен содержать справочные данные об организации
Во вводной части акта указывается основание его составления. Это может быть ссылка на документ, или устное распоряжение руководителя, на какие-либо факты, события, действия.
Акт может иметь заголовок, например:
Ø Акт о контроле за закладкой продуктов питания на пищеблоке
Ø Акт о недостаче материальных ценностей в ст. группе
Ø Акт о списании малоценного инвентаря
В основной части излагаются цели и задачи, существо и сроки проведённой комиссией работы, её результаты (выводы, заключения, предложения). Текст может делиться на пункты, подпункты и иметь табличную форму.
После текста и отметки о приложении при необходимости указываются сведения о количестве экземпляров акта, о месте их нахождения и адресате, которому отправлены.
Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении.
Урок №4 вёл адвокат Николай КОЧЕТКОВ Адвокат Дмитрий Макеев, депутат Думы Владивостока:- При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.
Внимание Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными. Адвокат Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:- Следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными, обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.
Акт фиксирует определенный факт, а протокол – процесс. Причем протокол это всегда документ, тогда как актом может быть конкретное действие (половой акт, одна часть театральной постановки, акт вандализма и тп.).
Акты можно поделить на: — нормативно-правовые – законы; — государственные и органов м/самоуправления – передачи имущества, закрепление, наделение полномочиями; — судебные акты; — хозяйственные – приема-передачи, ревизии, проверки. Протоколы фиксирую следующие процессы: — заседания, совещания, собрания.
Протоколы могут фиксировать процесс издания того же акта, например, протоколы судебных заседаний, заседаний законодательных органов; — следственные действия (очные ставки, допросы и т.п.); — совершения административных правонарушений (ПДД, мелкое хулиганство) и т.п.
На портале размещаются фотографии следующих типов:
- панорамные снимки местности;
- с траекторией движения авто.
- фотография машины с номерами;
Также можно узнать сведения о нарушении — дату, время, дату и номер постановления о нарушении, сумму к оплате и другие данные. Портал позволяет автоматически оформить квитанцию для оплаты.
Если в процессе ознакомления с протоколом остались пустые строки, то их необходимо перечеркнуть во избежание внесения постфактум дополнительной информации, порочащей и опровергающей данные объяснения водителя авто.
Делается пометка, если использованы фото- или видеосъемка, указывается статья закона, которая была нарушена водителем, и оглашается информация о его ответственности по происшедшему.
Подлежит ли обжалованию протокол
Чем отличается протокол от постановления в ГАИ еще? Несмотря на его значение, протокол все же промежуточный документ, его нельзя ни отменить, ни обжаловать отдельно. Привлекаемое лицо вправе вписать в него замечания или изложить их на приложенном листе бумаге, о чем делается отметка в протоколе.
Он — лишь одно из доказательств, и ему должна быть дана оценка. Если нарушения чрезмерно серьезные, и имеются иные факты и документы, их нельзя сбрасывать со счетов.
На практике грубые ошибки в протоколе — достаточный повод прекратить дело.
К сожалению, чиновники и судьи, рассматривающие материалы, придают протоколу чрезмерное значение, и все иные доказательства ими не принимаются. Чего только стоит знаменитая оговорка, что у суда нет оснований не доверять полицейским.
Чем отличается постановление от протокола в Беларуси
Законодательство страны обладает разницей в сравнении с законодательством России.
Первое отличие — разделение нормативной базы на два закона. Один КоАП — в нем прописаны принципы, основания привлечения к ответственности, освобождения от нее и дается перечень статей, по которым собственно и привлекают людей.
В Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях описываются порядок расследования, составления документов.
Текст закона сформулирован более четко, участники процесса, в том числе свидетели и эксперты, обладают большим объемом прав.
Схема составления документов та же, что и в российском законодательстве.
Однако есть еще то, чем отличается постановление от протокола ГИБДД в РБ.
Шире перечень ситуаций, когда протокол не составляется, и штраф выплачивается на месте совершения нарушения:
- если размер штрафа не более двух базовых величин;
- нарушение совершено в ходе судебного разбирательства, о чем делается отметка в протоколе заседания суда;
- если виновное лицо соглашается с претензиями и обязанностью возместить вред, а также наказанием, которое ему назначат;
- если нарушение водителя фиксируется средствами видео- и фотосъемки.
Дело начинается и заканчивается постановлением.
Если человек выражает несогласие, им подается заявление, и постановление аннулируется. Затем должностное лицо обязано составить протокол и начать заново все процедуры привлечения к ответственности в общем порядке. Уклонение от оплаты наложенного штрафа приравнивается к несогласию.
Водителю надо подать заявление в ГИБДД в течение месяца со дня получения постановления на руки.
Некоторые практические замечания
В качестве места указывается населенный пункт, где произошло нарушение.
События преступления — нарушение ПДД, допущенное водителем (превышение скорости, незаконное пересечение сплошной полосы и т. д.), затем указывается статья КоАП, под которую подпадает нарушение.
Доказательства — показания приборов слежения, фотосъемки, показания других водителей, замечания сотрудников полиции.
Кстати, в качестве свидетелей стражи порядка склонны указывать себя, что противоречит международным договорам, и претензии на этот счет высказывались в актах ЕСПЧ.
Свидетелями вписываются посторонние граждане, которых на самом деле не было на месте происшествия. Некоторые водители просят других автолюбителей оставить их контакты на случай судебного разбирательства, чтобы иметь дополнительные подтверждения. И инспектора не вправе отказывать водителям в записи свидетелей с их стороны.
Незаменимые свидетели — пассажиры, находившиеся вместе с водителем в автомобиле.
Что такое осмотр и досмотр транспортного средства сотрудниками ГИБДД: различия между процедурами
Внутренняя нормативная правовая база Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет осмотр как визуальное обследование транспортного средства и груза, который в нем перевозится. Осуществляя осмотр автомобиля, инспектор не обладает правами вторгаться в салон, открывать двери, багажник, капот.
- ориентировки на автомобиль или транспортируемый груз;
- любая информация, что транспортное средство и груз могут быть использованы для противоправных целей;
- для проверки регистрационных знаков на кузове машины и в документах;
- когда данные в документах на груз не соответствуют фактическим показателям.
Чем отличается протокол от постановления, видно из пунктов, составляющих документы.
Требования к протоколу:
- дата и место составления (город или населенный пункт);
- фамилия и инициалы составителя, его должность и звание;
- паспортные данные о привлекаемом лице, сведения о месте жительства;
- событие и место нарушения;
- Ф.И.О. и адрес проживания свидетелей и потерпевшего;
- доказательства (ссылка на рапорта инспекторов ГИБДД, показания свидетелей, объяснения привлекаемого лица, его замечания, приобщенные к протоколу, фото и видеосъемка и т. д.);
- дата и место совершения нарушения;
- статья регионального закона или КоАП;
- объяснения привлекаемого лица;
- отметка о разъяснении прав и обязанностей;
- подпись лиц (и должностного, и привлеченного к ответственности).
Когда составляется протокол?
В целом он составляется тогда, когда инспектор ГИБДД обнаружил нарушение, но вынести по нему какое либо постановление он не может или не уполномочен. Это возможно в следующих случаях:
- Водитель не согласен с нарушением и желает его оспорить. В этом случае протокол будет служить основным документом при судебном разбирательстве;
- Если нарушивший правила является военнообязанным;
- Если нарушивший правила является несовершеннолетним;
- Если инспектор ГИБДД не может самостоятельно вынести решение. Например, если нарушение предусматривает административный арест или лишение прав .
Протокол ГИБДД включает в себя следующее:
- Место составления протокола;
- Время составления протокола;
- Информация о том, кто заполнил протокол: ФИО и должность;
- Информация о нарушителе;
- Информация о свидетелях, понятых, пострадавших и других граждан, участвовавших в происшествии;
- Описание времени, места и характера нарушения;
- Ссылка на статью, которая была нарушена;
- Показания свидетелей и пострадавших;
- Дополнительная информация, имеющая какое — либо отношение к делу.
В чем разница между постановлением и протоколом 2019
Если такой случай всё же произошел (по «штрафному» делу вынесено постановление, хотя должен был быть составлен протокол), то автолюбителю нужно постараться зафиксировать данное нарушение (фиксация любых нарушений производиться путем сбора доказательств в соответствии с правилами статьей 25.1, 26.2 КоАП). Ведь постановление, вынесенное с нарушением закона, должно быть отменено в случае его обжалования. К жалобе, подаваемой в таком случае, необходимо приобщить доказательства допущенных нарушений. Также в составляемой жалобе необходимо указать конкретные статьи из Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, статьи 28.2, 29.10 КоАП РФ) и Административного регламента МВД РФ о 02.03.2009г. № 185, из которых следует вышеуказанное требование. Помимо вышеуказанного автолюбитель может ссылаться также на другие нарушения при рассмотрении такого дела.
То есть основное отличие протокола от постановления заключается в том, что постановлением инспектор уже назначил водителю наказание (и водителю остается оплатить штраф или обжаловать постановление), а протокол является лишь доказательством правонарушения. И если протокол составлен, а постановление ещё не вынесено, то такой протокол должен быть рассмотрен в ГИБДД или в суде (о месте и времени рассмотрения водителя обязаны известить). При рассмотрении дела водитель может приводить доказательства своей невиновности, указывать на недостатки протокола. И наказание водителю может быть назначено, а может быть, и нет.
Отличие акта от протокола
Юридический всеобуч предпринимателя.
Бесплатная юридическая консультация:
Акт — это документ, подтверждающий совершение некоего события (действия). Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.
Протокол — это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, это уже, по сути, протокол, несмотря на то, что такой документ назвали актом. А протокол имеет право составлять только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.
Налоговый инспектор составил документ под названием АКТ, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли, т.е. совершил административное правонарушение по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном случае, несмотря на то, что документ называется актом, по сути, он является ПРОТОКОЛОМ. А протокол по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет право составлять только должностное лицо, уполномоченное законодательством давать правовую оценку событиям. Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям. Следовательно, в случае признания действий должностных лиц неправомерными, данный ПРОТОКОЛ (несмотря на то, что он называется актом) должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом (см. Урок 3).
Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий.
Сотрудник милиции составил протокол, в котором указал, что предприниматель допустил нарушение (ст.15.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако, в соответствии с действующим законодательством, сотруднику милиции не предоставлено полномочий давать правовую оценку правонарушениям по ст.15.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответственно, сотрудник милиции должен был составить не протокол, а АКТ, в котором только зафиксировать факт события без квалификации его как правонарушения, и в дальнейшем передать этот акт в компетентный орган для правовой оценки (например, в административную комиссию или налоговые органы). Однако сотрудник милиции составил протокол, т.е. дал правовую оценку событию как правонарушению, не имея на то законных полномочий. Следовательно, действия сотрудника милиции могут быть обжалованы. И в случае, если его действия будут признаны неправомерными, то данный протокол должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом.
Бесплатная юридическая консультация:
Следует знать, что в соответствии со ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушитель имеет следующие права и обязанности.
Знакомиться с материалами дела;
Заявлять ходатайства и отводы;
Пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;
Дело о привлечении лица к административной ответственности рассматривается с участием этого лица. Однако может быть рассмотрено в его отсутствии в случаях, когда имеются данные, что лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении дела, либо также ходатайство осталось без рассмотрения.
Бесплатная юридическая консультация:
Присутствовать при рассмотрении дела, если это признано судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.
Сотрудник милиции имеет право:
Изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений гл.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты и тому подобные документы сотрудник милиции не имеет права.
Однако помните, что сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов. Следует правильно понимать смысл термина «ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ» — это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, а не предать в руки проверяющего. Т.е. предприниматель показывает документ, не выпуская его их своих рук (так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение). Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то это уже является изъятием (выемкой) документа и должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия. Если контролер выразит сомнение по данному поводу, то попросите его предъявить и при этом передать вам в руки служебное удостоверение. Этот аргумент, как правило, срабатывает и подтверждает нашу правоту.
Бесплатная юридическая консультация:
Урок №4 вёл адвокат Николай КОЧЕТКОВ
Адвокат Дмитрий Макеев, депутат Думы Владивостока:
При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.
Адвокат Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:
Следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными, обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.
Законодательное регулирование
Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.
Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.
Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.
Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.