Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «что будет с авто на армянских номерах в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Самый больной вопрос теперь стоит перед владельцами автомобилей с армянскими номерами, чьи машины были ввезены на территорию Таможенного союза в период с 10 октября 2014 по январь 2020 года. Единственный выход в этой ситуации — растаможка автомобиля. В противном случае вам придется либо не эксплуатировать транспортное средство, либо раз в год пересекать на нем границу.
ГИБДД прокомментировала «охоту» за авто с армянскими номерами
На прошлой неделе портал «Дром» рассказал, что в различных регионах РФ сотрудники ГИБДД начали изымать автомобили с госномерами Армении. Выяснилось, что проблемы возникали у владельцев машин, ввезенных в страну с 2014 по 2020 год — при этом именно шесть лет назад Армения вступила в Евразийский экономический союз.
Причиной называлось то, что если автомобиль был растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС, то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только ее гражданами. Автомобили с армянскими номерами покупали для того, чтобы уйти от пошлин и налогов.
«Основная категория тех, кого преследует российская таможня, — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей», — было сказано в расследовании портала «Дром».
Почему армянские номера – это проблема
Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.
И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.
Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.
С 2020 года в Армении действуют те же ставки таможенных платежей, что и в России, поэтому большой поток машин на армянских номерах в Россию пока прекратился. Но в стране осталось около 300 тысяч уже ввезенных машин, и с ними теперь возникают проблемы.
Как поставить на учет машину в России с армянскими номерами
Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.
И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.
Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.
Подписать договор должен собственник
Продаёт автомобиль владелец, именно он и должен поставить разборчивую подпись под своими реквизитами. Никаких третьих лиц в сделке быть не должно. (Мы уже рассказывали, как нерадивый сын продал автомобиль матери без её ведома, и как затем пришлось добросовестному покупателю, с нашей помощью, возвращать свои деньги после ареста машины).
Правда есть исключения. Если собственник не может самостоятельно совершить действия по продаже авто, он поручает этим заняться другому лицу. Для этого на доверителя выписывается нотариальная генеральная доверенность. С этим документом третье лицо имеет право подписать ДКП от имени собственника.
Внимание! Доверенность надо обязательно проверять через Федеральную нотариальную палату. Есть мошеннические схемы, когда авто продают по отзывным доверенностям. Такую сделку вскоре расторгают. Авто возвращают владельцу, а покупатель остаётся без машины и денег.
Можно ли переоформить регистрацию ТС после её прекращения?
Да. Снятие автомобиля с учёта возможно в следующих случаях:
- При продаже – по заявлению продавца. Действующий порядок регистрации не требует обязательного снятия машины с учёта, однако в том случае, если покупатель в десятидневный срок с момента передачи автомобиля так и не совершил регистрационные действия – продавец вправе обезопасить себя, подав соответствующее заявление в ГИБДД.
- При утилизации автомобиля. Утилизируемое ТС снимается с учёта и отправляется на переработку. Однако возможны ситуации, когда даже самая изношенная машина всё-таки заинтересует кого-то – и тогда может возникнуть вопрос о повторной регистрации.
- При выезде за пределы РФ на длительный срок.
- При угоне автомобиля. Если машина была похищена, её владелец обращается в ГИБДД и, среди прочего, государственные органы прекращают регистрацию этого ТС, лишая тем самым похитителя возможности легально распоряжаться украденным автомобилем. В том же случае, если находящийся в угоне автомобиль был найден, может встать вопрос о её повторной постановке на учёт.
Сама по себе процедура повторной регистрации автомобиля по закону допустима. Однако, для того чтобы это осуществить, владельцу ТС придётся предпринять ряд специфических шагов.
Некоторые особенности вывоза автомобилей из Армении в 2022 году
Как уже говорилось, Армения вступила в Евразийский экономический союз. Это упростило прохождение процедуры. Большинство взносов для растаможивания авто, ввозимого из Армении, отменены. Это правило действует для всех участников Союза.
Таможенная пошлина за ввоз не взимается в следующих случаях:
- изготовление автомобиля в Армении;
- машина прошла процедуру растаможки ранее, находился в Армении до 2014 года.
Чтобы пройти процедуру, гражданину, компании достаточно уплатить утилизационный сбор. Для водителей, которые машину купили для личного применения, сумма составляет:
- для ТС до 3 лет – 3400 р.;
- для авто старше 3 лет – 5200.
ЕАЭС по армянским номерам
Когда в 2014 году Армения стала участником евроазиатского экономического союза, то государству было дано время для плавного изучения таможенного союза. Этот период продлился практически 6 лет. Правительство сделало всё, чтобы государство использовало свои таможенные пошлины до 2020 года. Гос. пошлины были значительно ниже, чем в Европе на все категории транспорта, начиная от эксплуатируемых машин до абсолютно новых.
Естественно не воспользоваться такими возможностями россияне не могли, поэтому в РФ большим потоком стали завозить дешёвые иномарки. Теперь же с этими машинами сложилась неоднозначная ситуация, которую может решить профильная комиссия, созданная в рамках ЕАЭС.
Армянские номера в России стали незаконными. Теперь РФ хочет, чтобы была оплачена таможня, налоги и услуги ГИБДД, на что граждане не согласны идти. По мнению властей, покупка, перепродажа и другие операции с автомобилем незаконные, от таких действий нет никакого дохода в казну. Единственным способом призвать граждан к порядку – это запретить езду авто с армянскими номерами. Если владельца транспортного средства такой запрет не останавливает, то он может отделаться в лучшем случае штрафом, в худшем — авто забирают.
Если возникнет спор, то он разрешится в пользу владельца машины, у которого нет российской регистрации. Плюсом будет и то, если автомобиль находиться на временной или генеральной доверенности.
Власти России и Казахстана пообещали, что к 2023 году постараются исправить данную ситуацию и в будущем возможно платёж на таможне не будет таким огромным.
Почему россияне охотно покупали автомобили с армянскими номерами?
В 2014 году Республика Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который, помимо нее, объединяет Россию, Беларусь, Казахстан и Киргизию. В 2017 году на территории союза начал действовать режим беспошлинной торговли. В то же время на территории Армении с 2017-го по 2020 год действовали свои, льготные таможенные пошлины. Многие россияне устремились в Армению, чтобы купить новые иномарки по более низким ценам, оплатить пошлины по армянским ставкам, а при пересечении границы не декларировать машину и не оформлять временный ввоз.
В России владельцам машин из Армении не нужно было оплачивать транспортный налог. Некоторых подкупало и то, что армянские госномера (как и другие иностранные) «не видят» дорожные камеры. Поэтому, даже если водители нарушали ПДД, «письма счастья» им не приходили.
Но с 1 января 2020 года таможенные пошлины в Армении сравнялись с пошлинами в остальных странах ЕАЭС, поэтому пригонять иномарки из другого государства россиянам стало невыгодно.
Сейчас в России около 300 тыс. авто, завезенных из Армении. Основатель общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов отметил, что машин с армянскими номерами и в Воронеже «много – на улицах просто бум».
Второй по важности вопрос — дорого ли обойдется процедура. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя: несмотря на то, что тарифы едины во всех регионах, окончательная сумма зависит от возраста машины, типа мотора, его объема.
Уплатить придется следующие взносы:
- Сбор за оформление (зависит только от цены авто)
Цена авто, руб | Сбор за оформление, руб. |
менее 200 тыс. | 500 |
до 450 тыс. | 1000 |
до 1 млн. 200 тыс. | 2000 |
до 2, 5 млн. | 5500 |
до 5 млн. | 7500 |
до 10 млн. | 20 000 |
до 30 млн. | 50 000 |
30 млн. и выше | 100 000 |
Растаможка авто из Армении в России
» 01.01.2015 года Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и для страны начался новый этап развития в сфере беспошлинной торговли.
Растаможка автомобиля, перегоняемого из Армении в Россию, проводится по упрощенной схеме с минимальными отчислениями налогов. Почему многие россияне едут в Армению за машиной?
Основная причина заключается в более низкой цене — в среднем на 20-30%. Ввоз автомобилей на территорию России разрешено осуществлять любому гражданину РФ в возрасте от 18 лет, а также юридическим лицам. Следует помнить, что получение ПТС возможно в любом таможенном органе, для этого необходимо предоставить следующие документы:
- справка о наличии системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
- квитанция об уплате утилизационного сбора.
- сертификат кл. Евро-5;
- свидетельство о регистрации с отметкой о снятии с учета;
- договор о купле-продаже машины на имя собственника;
- заявление установленной формы;
- справка с идентификационными сведениями;
- паспорт российского гражданина;
- страховое свидетельство;
При предъявлении пакета перечисленных документов таможня оформляет декларацию на автомобиль, ввозимый из Армении в Россию.
Решили купить авто из Армении в Россию самостоятельно или на заказ?
Установлен запрет на растаможивание ТС ниже класса Евро-5 (их можно ввезти для коллекционирования, но последующая езда на таких машинах запрещена). За 1 год физическое лицо может провезти на территорию России для собственных нужд не более 1 ТС.
Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого ТС. Для одинаковых моделей машин различных лет выпуска выплаты отличаются.
Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза. Таможенные пошлины. Их величина складывается из единой ставки пошлин (для физлиц) и таможенного платежа (для юрлиц), суммы оформления ТС на таможне, НДС и акциза (для юрлиц). Физлица должны заплатить 1,5-5,7 евро за 1 куб.
см двигателя – для ТС, возраст которых составляет более 3 лет, и от 2,5 евро за 1 куб. см – на ТС меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб.
см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля. Утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000, для коммерческих автомобилей и грузовых ТС – 150 000) на специальный коэффициент.
Размер коэффициента конкретно в вашем случае смотрите на странице . Сбор за таможенное оформление.
Сумму рассчитывают на конкретный день по курсу в российских рублях (или в валюте других стран). Размер сбора зависит от цены машины:
- если стоимость не выше 200 тыс. – 500 руб.;
- если стоимость равна 0,45-1,2 млн – 2 тыс. руб.;
- если цена составляет 1,2-2,5 млн – 5,5 тыс. руб.;
- если стоимость находится в ценовом диапазоне 2,5-5 млн – 7,5 тыс. руб.
Акциз.
Если на глаза попалась надпись «автомобиль растаможен», это говорит о том, что он оформлен на таможне по требованиям законодательства, а значит уплачены все пошлины и налоги.
Эта процедура обязательна для всех автомобилей, которые ввозят в Россию. Способ ввоза не имеет значения. Если этого не сделать и ездить по российским дорогам без оформления, такое деяние с точки зрения закона считается, как контрабанда и грозит административным (гл. 16 КоАП), а в особо серьезных случаях — уголовным наказанием (ст. 194 УК), вплоть до лишения свободы до трех лет. Новому владельцу нужно узнать растаможена машина или нет — при покупке с рук привезенной из чужой страны машины, её стоит проверить.
Чтобы пройти процедуру, потребуется следующий набор бумаг:
- Заявление. Его оформляют по установленной форме с внесением личных данных, сведений об удостоверении личности, автомобиле и т.д.
- Соглашение купли-продажи. Принимается только договор, составленный на имя собственника.
- Свидетельство о регистрации. В нем должна стоять отметка о том, что машина снята с учета.
- Удостоверение личности владельца. Предоставляют общегражданский российский паспорт.
- Сертификат Евро 5. Это документ, подтверждающий соответствие машины действующим международным экологическим требованиям. Если водитель не предоставляет эту бумагу, он не сможет пройти процедуру. Авто, не имеющего соответствующего сертификата, можно ввести в Россию, но только для коллекции. Использовать его для езды нельзя.
Цена процедуры зависит от нескольких моментов:
- марки, модели машины;
- даты производства авто;
- стоимости покупки;
- некоторых технических характеристик транспорта.
В сумму оформления ТС соответствующим образом входит несколько сборов.
Размер зависит от нескольких моментов:
- статус лица, проводящего процедуру;
- вместительность двигателя;
- даты производства транспорта.
На сумму сбора не влияет то, из какой страны ввозят автомобиль. Ставка фиксирована для всех стран.
Для простых водителей деньги взимают в следующих суммах:
- для ТС, возрастом до 3 лет – от 2,5 евро за 1 см3 объема мотора;
- для машин, старше 3 лет – 1,5-5,7 за 1 см3 двигателя.
Для компаний действует ставка 1,4-3,2 за 1 см3 мотора.
Растаможка из армении в россию 2021
Таможенное оформление автомобилей осуществляется только на специальных акцизных таможнях. Существует, законодательно утверждённый, список таможен, имеющих компетенцию по таможенному оформлению автомобилей для физических лиц. На указанных таможенных постах производиться растаможка авто из Армении в России и выдаётся ПТС.
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» — таможенный брокер (представитель) предлагает Вам услуги оперативного таможенного оформления автомобилей любых типов и марок. Наши специалисты всегда готовы помочь с оформлением, ввезённых авто из Армении в Россию на любых таможенных постах России:
- в аэропортах
- в морских портах
- на грузовых автомобильных терминалах – СВХ
- на ж/д пунктах пропуска
Работаем с любыми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
В среднем срок растаможки авто из Армении в России занимает 1 день!
В нашей компании цена или стоимость «растаможки авто», ввозимых из Армении в Россию, обсуждаются индивидуально в зависимости от задач и места таможенного оформления и является минимальной по рынку. В среднем она составляет:
- Для физических лиц: от 5000 рублей;
- Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ИП): от 10000 рублей.
Мы уверены, что станем для Вас надежным партнером на таможне!
Можно ли ездить на авто с армянскими номерами в России 2022 года
Чтобы купить автомобиль в Армении, иностранным гражданам, в том числе россиянам, необходимо получить временную прописку в любом городе страны. Оформить регистрацию можно с помощью знакомых, живущих в Армении, или через специальные агентства, которые за определенную стоимость готовы оформить регистрацию.
После завершения сделки купли/продажи, автомобиль необходимо переоформить на гражданина России. В дорожной полиции Армении нужно предоставить гражданский паспорт, временную прописку и нотариально заверенный перевод паспорта (процедура стоит примерно 500 рублей). Затем производится процедура регистрации авто и получения новых армянских номеров, после чего новый владелец может спокойно выезжать на машине обратно в Россию.
В Армении много автоперегонщиков, которые не просто готовы продать вам автомобиль, но пригонят машину под заказ из США, Японии, Германии.
Как ездить на армянских номерах в России? Российское законодательство не ставит никаких ограничений по эксплуатации автомобилей с регистрацией и номерными знаками стран-участников Таможенного союза. Поэтому на армянских номерах вы (или любой водитель, чье имя указано в страховом полисе) можете совершенно свободно ездить в любом регионе РФ.
При покупке автотранспортного средства в Армении рекомендуется обратить особое внимание на следующие обстоятельства:
- техническое состояние авто. Как уже упоминалось ранее, в большинстве случаев на рынке представлены модели с аварийным прошлым и транспортировка машины в регион проживания покупателя может быть сильно затруднена
- наличие и достоверность всех документов. Транспортные средства так же имеют паспорт и свидетельство о регистрации. Все документы оформлены на армянском языке. Для дальнейшего использования требуется нотариальный перевод
- оплата транспортного налога. Перед оформлением сделки купли-продажи важно, чтобы продавец полностью уплатил налог за время владения автомобилем. Отсутствие оплаты может стать причиной отказа во въезде в РФ
- оплата по договору купли-продажи должна быть произведена после переоформления транспорта. Предварительно платить не рекомендуется, так как такие действия чаще всего приводят к организации мошеннических действий со стороны продавца
В соответствии с поправками, внесенными в 2017 году, появилась возможность ввозить в Россию транспортные средства, не зависимо от года выпуска, в том числе и с правым рулем. Ранее действовало ограничение, не позволяющее ввозить машины, выпущенные до 2014 года.
Так же следует учитывать, что с января 2020 года вступают в силу новые таможенные правила, в соответствии с которыми ввоз автомобилей в РФ из Армении будут осуществляться на общих основаниях, то есть при пересечении границы придется уплачивать таможенную пошлину, что значительно повысит окончательную стоимость транспортного средства.
Если произвели ввоз автомобиля с нероссийскими номерами, то на этом авто можно ездить по РФ в течение года. Потом либо становится на российский учёт, либо выезжать из России в Армению. У водителя должны быть право соответствующей категории и оформлен российский ОСАГО.
Для того чтобы переоформить автомобиль в ГИБДД нужен общегражданский паспорт и ПТС на искомое авто, договор купли — продажи, справка о снятии авто с регистрационного учета в Армении, документы, которые подтверждают уплату таможенной пошлины, полис ОСАГО. По правилам технических регламентов, зарегистрировать можно только машины стандарта Евро IV и имеющие кнопку ГЛОНАСС.
Если при покупке ТС в Армении подразумевается в будущем регистрация авто в РФ, то удобнее сразу его снять с регистрации в Армении установить на автомобиль временный регистрационный знак. Заранее его растаможить в ближайшем по пути домой таможенном посту.
Всё это удовольствие не бесплатное. Таможенный сбор это деньги, сколько их отдать таможенникам зависит от технических характеристик автомашины. Об этом было рассказано выше. Кнопка ГЛОНАСС в лицензированных фирмах по определённым тарифам. Помимо государственной пошлины на таможне, придется уплатить ее и за совершение регистрационных действий в ГИБДД.
Российский авторынок чувствует себя относительно неплохо – например, в прошлом году было продано почти 1,7 миллиона новых автомобилей, а продажи подержанных авто достигают 300-400 тысяч каждый месяц. Но есть один достаточно узкий сегмент рынка, который столкнулся с проблемами – это те автовладельцы, которые решили сэкономить и купить авто на иностранных номерах без растаможки на территории России.
И если машины с номерами частично признанной Южной Осетии распространены преимущественно на юге России, то авто с номерами Республики Армения можно встретить едва ли не по всей России. Конечно, речь идет не об армянском автопроме – суть схемы в том, что растаможка подержанного авто в Армении долгое время обходилась намного дешевле, чем в России.
Особенно привлекательной схема была из-за того, что с 2014 года Армения входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с Россией и еще 3 странами, и внутри союза практически не ощущаются границы. Учитывая, что вплоть до 2019 года в Армении действовали льготные ставки растаможки машин, ввозить их через эту республику в Россию оказалось действительно выгодно.
Поскольку проблема намечается очень массовая (300 тысяч недовольных автовладельцев – это уже небольшая армия), проблему рано или поздно придется решать на самом высоком уровне, причем любое решение тут не подойдет.
Об одном из вариантов решения рассказали в Госдуме. Группа депутатов подготовила поручение, которым предлагается помочь водителям, чьи машины с армянскими номерами оказались в России в безвыходном положении (в том числе на спецстоянках). По словам одного из инициаторов обращения, депутата Светланы Бессараб, парламенту предлагается упростить «легализацию» таких автомобилей в России.
Так, в поручении говорится об опыте Казахстана, который столкнулся с той же проблемой. В результате там решили разрешить временную регистрацию машин – хоть их и насчитывается всего 22 тысячи, что в 14 раз меньше российского масштаба.
В России же предлагается, чтобы правительство в порядке исключения разрешило владельцам авто на армянских номерах легализовать их, получить российский ПТС и госномера. Аргументы у авторов инициативы такие:
- легализация более чем 300 тысяч автомобилей снимет напряжение среди водителей по всей стране;
- после регистрации водители будут платить транспортный налог в бюджет;
- в случае фиксации нарушения ПДД через камеру водитель получит штраф, которым также пополнит бюджет.
То есть, депутаты пытаются убедить правительство в том, что легализация всех уже ввезенных в страну армянских машин – плюс и для водителей, и для бюджета.
Легализация части ввезенных в страну автомобилей вряд ли одобрят ГИБДД или объединения автопроизводителей – этот вопрос слишком болезненный для страны. Но, если посмотреть на опыт соседних стран, то окажется – решить проблему можно аккуратно и частично, а можно и более радикально.
Например, в Казахстане временный порядок ввоза таких автомобилей работает так:
- распространяется только на авто с левым рулем, ввезенные в РК до 1 февраля 2020 года;
- временная регистрация оформляется в специальном центре обслуживания – водитель сдает все армянские документы и номера, получая взамен казахстанские;
- это стоит денег – 695 тенге за регистрацию, 2473 тенге за техпаспорт и 7778 тенге за номер. Всего – в эквиваленте примерно 2100 российских рублей;
- при регистрации полиция проверяет машину на нахождение в розыске и на наличие неоплаченных штрафов;
- управлять таким автомобилем можно по доверенности или по страховому полису;
- чтобы продать машину, нужно обменять документы и номера обратно на армянские и выезжать в Армению.
То есть, процедура хоть и не бесплатная, но вполне комфортна всем участникам – владелец такого автомобиля платит не очень большую сумму и может пользоваться машиной, хоть и не может ее продать. К тому же есть ограничение по датам ввоза, что не дает злоупотреблять таким правом.
Похожая проблема затронула и Украину. Там из-за слабого внутреннего автопроизводства, высоких цен на автомобили и низких доходов населения стала популярной схема ввоза подержанных иномарок из стран ЕС (преимущественно из Литвы и Польши) – так называемых «евроблях». Их ввозили через фиктивные фирмы в Польше и других странах, а потом владельцы просто «забывали» выехать.
Решили проблему радикально – в 2018 году власти резко снизили таможенные и налоговые платежи за ввоз подержанных автомобилей. Теперь плата за растаможку зависит от возраста автомобиля и объема двигателя в литрах, но в любом случае это в среднем примерно 30% от стоимости автомобиля. Соответственно, многие из ранее ввезенных автомобилей владельцы смогли переоформить в течение «льготного» периода – хоть примерно 300 тысяч машин остались нерастаможенными. Впрочем, вероятно, многие из них уже давно разобраны на запчасти – для слишком старых автомобилей новые правила все же невыгодны.
Таким образом, решить проблему с ввозом иномарок в Россию можно – и это зависит от политической воли и желания (или нежелания) пойти навстречу относительно небольшой группе водителей.
При покупке автотранспортного средства в Армении рекомендуется обратить особое внимание на следующие обстоятельства:
- техническое состояние авто. Как уже упоминалось ранее, в большинстве случаев на рынке представлены модели с аварийным прошлым и транспортировка машины в регион проживания покупателя может быть сильно затруднена
- наличие и достоверность всех документов. Транспортные средства так же имеют паспорт и свидетельство о регистрации. Все документы оформлены на армянском языке. Для дальнейшего использования требуется нотариальный перевод
- оплата транспортного налога. Перед оформлением сделки купли-продажи важно, чтобы продавец полностью уплатил налог за время владения автомобилем. Отсутствие оплаты может стать причиной отказа во въезде в РФ
- оплата по договору купли-продажи должна быть произведена после переоформления транспорта. Предварительно платить не рекомендуется, так как такие действия чаще всего приводят к организации мошеннических действий со стороны продавца
Перегнать транспортное средство из Армении можно несколькими способами:
- самостоятельно. Такой способ доставки самый дешевый, но и самый сложный, так как перегон составляет несколько тысяч километров
- в составе автопоезда. Покупатель автомобиля может заказать доставку машину автопоездом. Преимуществами такого метода являются надежность, кратчайшие сроки и простота. К недостаткам можно отнести относительно высокую стоимость транспортировки и наличие рисков порчи движимого имущества
- железнодорожным транспортом. Такая доставка более безопасна для автомобиля, но занимает больший период времени и отличается более высокой стоимостью
«Продам без торга». Чем обернулась для воронежцев покупка «армянских» авто
Если на глаза попалась надпись «автомобиль растаможен», это говорит о том, что он оформлен на таможне по требованиям законодательства, а значит уплачены все пошлины и налоги.
Эта процедура обязательна для всех автомобилей, которые ввозят в Россию. Способ ввоза не имеет значения. Если этого не сделать и ездить по российским дорогам без оформления, такое деяние с точки зрения закона считается, как контрабанда и грозит административным (гл. 16 КоАП), а в особо серьезных случаях — уголовным наказанием (ст. 194 УК), вплоть до лишения свободы до трех лет. Новому владельцу нужно узнать растаможена машина или нет — при покупке с рук привезенной из чужой страны машины, её стоит проверить.
- изучить ПТС (графы 16-19. Внимание! Внимательно просмотрите документ — он должен быть набран печатным способом, без ошибок и помарок. Если же продавец по каким-то причинам показывает дубликат ПТС, а не оригинал, лучше не рисковать, а рассмотреть другой вариант);
- пробить VIN- код (сервис выдаст, где произведено ТС, где, когда проходило растаможку).
ВИН -номер запрашивают у продавца для пробивки до сделки. Во время осмотра лучше внимательно рассмотреть, читается ли он, нет ли следов перебития или потертостей.
Важно: обычно нерастаможенные автомобили более низкие по цене. Изучая предложения, необходимо хотя бы примерно знать ценовой разброс для конкретных иномарок. Если продавец называет неожиданно низкую цену, следует обязательно убедиться, что машина растаможена. Иначе этим придется заниматься самому. Есть риск, что желание сэкономить обойдется даже большей суммой чем при покупке растаможенного авто.
В соответствии с действующими правилами владельцы автомобилей с армянскими номерами могут не ставить транспортное средство в России на регистрационный учет и ездить по документам, оформленным в Армении и местному полису ОСАГО.
Если предполагается перерегистрация транспорта, то потребуется подготовить:
- паспорт автовладельца
- паспорт автомобиля
- договор купли-продажи
- справка о снятии авто с регистрационного учета в Армении
- таможенные документы
- документ, подтверждающий уплату утилизационного сбора
- полис ОСАГО
По правилам технического регламента регистрации подлежат машины:
- соответствующие стандарту евро 4
- оборудованные кнопкой Глонасс
Второй по важности вопрос — дорого ли обойдется процедура. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя: несмотря на то, что тарифы едины во всех регионах, окончательная сумма зависит от возраста машины, типа мотора, его объема.
Уплатить придется следующие взносы:
- Сбор за оформление (зависит только от цены авто)
Цена авто, руб | Сбор за оформление, руб. |
менее 200 тыс. | 500 |
до 450 тыс. | 1000 |
до 1 млн. 200 тыс. | 2000 |
до 2, 5 млн. | 5500 |
до 5 млн. | 7500 |
до 10 млн. | 20 000 |
до 30 млн. | 50 000 |
30 млн. и выше | 100 000 |
Документы, которых нет
Все началось с того, что в начале 2020 года Армения окончательно присоединилась к Евразийскому экономическому союзу в качестве полноправного участника. Формально она в нем находилась с 2014 года, но с рядом исключений. «Старые» пошлины на ввоз автомобилей как раз и были одним из исключений, именно из-за них вся тема с армянским учетом и стала актуальной, но теперь пошлины уравнялись – и «растаможка» стоит в России столько же сколько и в Армении. С учетом этого, ехать в Армению за машиной теперь нет смысла – цены там такие же, как и у нас.
Наступление на владельцев «армянских» автомобилей началось по двум фронтам. В арьергарде наступления оказались сотрудники ГИБДД. В некоторых регионах страны они начали штрафовать владельцев машин с номерами Армении по 12 статье КоАП РФ, причем кого-то по первому пункту этой статьи (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке), а кого-то по третьему (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза). Правда, это явно противоречит постановлению Правительства РФ №938, в котором сказано, что для автомобилей, зарегистрированных на территории стран-участниц Евразийского экономического союза, действует исключение, и их регистрировать в России не нужно даже при сроке использования более 6 месяцев.
В ГИБДД прикрываются поправками в «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС», в которых сказано, что право распоряжаться автомобилем, зарегистрированным в Армении, есть только у гражданина Армении или «лица, постоянно проживающего на территории Армении». Однако документ принят в 2020 году и обратной силы иметь не должен.
В ГИБДД, как известно, на формальности не любят смотреть – раз пришел приказ сверху, то штрафуют. На первый взгляд наказание по 12 статье КоАП РФ невелико – штраф 500 рублей. Но это только в первый раз. За повторное нарушение – уже 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев. Конечно, все нарушают повторно.
Что такое армянский учет авто
Принцип «автоучёта по-армянски» заострён на двух пунктах, которые взаимодополняемы между собой.
- Ввозные пошлины в России намного выше, чем в Армении. Пусть Армения вступила в Евразийский экономический союз, но республике не запретили оставить свои пошлины, которые вполне приемлемы. Чем меньше лет автомашине, тем менее выгоднее растаможка в РА по сравнению с РФ и не используют эту уловку, но обычно пригоняют ТС в возрасте 8-10-лет авто и тут очень существенная разница. Эта разница достигает двукратного, порой трёхкратного размера. Платеж таможне за машину марки Тойота модели Alphard 2.4 второго поколения составляет всего, которой 12 лет 1300 долларов США (88 тыс. руб.). В России — более 14 000 долларов США (952 тыс. руб.).
- Армянские законы позволяют оформить транспортного средства на человека, не имеющего армянского гражданства. В соседней Абхазии тоже сходная цена растаможки, но там, как в России нельзя стать владельцем машины, только вечно быть доверенным лицом и периодически переезжать государственную границу, чтобы продлить доверенность на управления ТС. В Армении любой человек не зависимо от гражданства может стать законным владельцам машины и зарегистрировать её на себя. Владелец гражданин он или нет, получает государственные номера установленного образца и без проблем ездит по территории РА и за её пределами. И использовать машину, так как ему хочется.