Агрегатная и неагрегатная страховая сумма. Что это такое?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Агрегатная и неагрегатная страховая сумма. Что это такое?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


При покупке полиса каско следует обратить внимание на условия хранения автомобиля, условие о франшизе, условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме, все ли водители вписаны в полис, а также на перечень нестраховых случаев.

На что обратить внимание при покупке полиса каско?

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимает и утверждает страховщик или объединение страховщиков самостоятельно (п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1).

Поэтому перед приобретением полиса каско следует ознакомиться с правилами страхования и самим полисом каско.

В правилах страхования изложены общие условия страхования в конкретной страховой компании. В полисе указываются индивидуальные условия страхования.

Обратите внимание! При соблюдении определенных условий сведения о договоре каско могут быть указаны в полисе ОСАГО без заключения договора каско в виде отдельного документа (Указание Банка России от 10.01.2020 N 5385-У).

1. Условия хранения автомобиля

Обратите внимание на условия хранения автомобиля в ночное время. Если в правилах страхования указано, что автомобиль следует оставлять на охраняемой стоянке или в гараже (гаражное хранение), лучше такой полис не покупать. В противном случае, если автомобиль будет угнан не с такого места хранения, скорее всего, возникнут проблемы при получении страхового возмещения.

2. Условие о франшизе

При условной франшизе:

При безусловной франшизе, если сумма ущерба больше установленной в договоре франшизы, вы получаете выплату за вычетом франшизы.

3. Условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме

В случае указания сведений о договоре каско в полисе ОСАГО страховая сумма устанавливается в размере, равном действительной стоимости застрахованного автомобиля в месте его нахождения в день заключения договора каско (п. п. 1.2, 1.4 Указания Банка России N 5385-У).

На практике различают агрегатную и неагрегатную страховую сумму.

Под неагрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по каждому страховому случаю перед вами, выраженный в денежных средствах.

То есть вне зависимости от того, сколько страховых случаев в период действия договора страхования с неагрегатной страховой суммой произошло и какие они были, лимит ответственности в виде страховой суммы остается прежним, оговоренным в договоре страхования каско.

Пример. Выплата неагрегатной страховой суммы

Неагрегатная страховая сумма может устанавливаться договором КАСКО как индексируемая, к примеру, с применением коэффициента выплат с учетом амортизационного износа автомобиля (Определение Московского городского суда от 19.07.2018 N 4г-6373/2018).

Под агрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по договору страхования каско за период действия договора. То есть в случае наступления страхового случая и вашего обращения в страховую компанию при выплате вам страхового возмещения вы будете «выбирать» (опустошать) оговоренную в договоре страховую сумму.

Договором может быть предусмотрена агрегатная страховая сумма отдельно по каждому риску, от которого было произведено страхование, или общая агрегатная страховая сумма, при выплате размера которой обязательства страховой компании прекратятся вне зависимости от того, по каким страховым случаям вы обращались за возмещением.

Пример. Выплата общей агрегатной страховой суммы

4. Водители, допущенные к управлению

Проверьте, вписаны ли в полис все лица, допущенные к управлению этим автомобилем. В случае ДТП с водителем, не вписанным в полис, страховую выплату вы не получите.

5. Перечень нестраховых случаев

Обязательно обратите внимание на нестраховые случаи. Перечень таких случаев указывается в Правилах страхования и должен соответствовать требованиям законодательства. Злоупотребление со стороны страховщика при заключении договора страхования, в частности навязывание страхователю явно обременительных условий (например, установка дорогостоящего противоугонного устройства), может повлечь признание такого договора недействительным (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Агрегатная и неагрегатная страховая франшиза

При оформлении полисов КАСКО довольно часто можно услышать такие понятия, как агрегатная и неагрегатная франшиза. Франшиза с агрегатной суммой встречается в таких предложениях, как, например, программа КАСКО пятьдесят на пятьдесят. Агрегатная франшиза характеризуется тем, что устанавливается лимит после исчерпания, которого все убытки ложатся на плечи страховой компании. В рамках установленного лимита владелец, то есть Страхователь, сам оплачивает весь ущерб и предоставляет об этом информацию в компанию, после того как сумма оплаченного страхователем ущерба перейдет предел установленной суммы, все расходы берет на себя компания, от которой идет франшиза.

А вот при неагрегатной франшизе лимит франшизы, который должен будет при страховом случае выплачивать владелец, не меняется. То есть при лимите в десять тысяч, страховая компания будет оплачивать только ту часть ущерба, которая превышает эту сумму. То есть агрегатная франшиза определенно выглядит более приятным вариантом, чем неагрегатная.

Как агрегатное страхование может привести к «нулевой» выплате?

Для начала стоит еще раз уточнить, что страховая сумма в КАСКО — это сумма, на которую клиент застраховал свою машину. Вы получите выплату этой суммы в случае угона или полного уничтожения машины. В случае данного страхования все произведенные выплаты компенсации уменьшает страховую сумму на размер выплаты. Поясним на примере:

  1. Автомобиль, застрахованный на 300 000 рублей, попал в ДТП, ущерб составил 50 000.
  2. Автовладелец получает компенсацию в размере 50 000 рублей, но его машина уже считается застрахованным на другую сумму: 300 000 — 50 000 = 250 000 рублей.
  3. Второй инцидент приводит к ущербу в 100 000 рублей. Опять же, следует звонок в компанию и выплата.
  4. От начальной страховой суммы останется 250 000 — 100 000 = 150 000 рублей.

Если продолжать эту цепочку для несчастного автомобиля или неосторожного водителя, само собой разумеется, что рано или поздно страховая сумма «обнулится», и в конечном счете КАСКО автоматически перестанет действовать.

Что такое страховая сумма по каско неагрегатная

  • удостоверение личности владельца ТС;
  • генеральная доверенность, если страхователь не владелец транспортного средства;
  • ПТС и Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • права водителя и их копии всех, кто допущен к управлению ТС;
  • предыдущий полис КАСКО, если договор продлевается;
  • все ключи (не гаечные) от автомобиля; зажигание, двери, багажник;
  • справка с СТО об установлении противоугонного устройства;
  • кредитный договор, если машина взята через банк;
  • представить ТС на пред страховой осмотр;

Страховая сумма и страховая стоимость в каско

При страховании возмещения убытков при дорожно-транспортных происшествиях применяются неагрегатная и агрегатная страховые суммы. Статья даст разъяснение, что это такое и в чем их отличие.

Определения понятий «страховая сумма», «страховая стоимость» и «лимит ответственности» обычно задаются в разделе правил страхования с соответствующим названием. Страховая сумма и лимит ответственности – сходные понятия, характеризующие максимально возможную выплату страховщика. Различие заключается в том, что страховая сумма применяется к договору в целом, а лимит ответственности – к отдельному риску или случаю. Страховая стоимость – это действительная (рыночная) стоимость автомобиля на момент заключения договора. Страховая сумма не может быть выше страховой стоимости, договор страхования признается ничтожным в части превышения. С точки зрения ГК РФ при установлении страховой суммы ниже страховой стоимости осуществлено неполное имущественное страхование, и размер страховой выплаты будет уменьшен пропорционально отношению двух стоимостей.

Существует несколько видов страховых сумм: неуменьшаемая (неагрегатная) – после каждого произошедшего случая сумма не уменьшается, и страховщик несет ответственность в рамках полной страховой суммы; уменьшаемая (агрегатная) – после каждого произошедшего случая сумма уменьшается, страховщик несет ответственность в рамках страховой суммы, уменьшенной на размер произведенных выплат; изменяющаяся – страховая сумма в течение действия договора уменьшается на определенный процент, указанный в правилах страхования (фактически износ); неизменяющаяся – страховая сумма в течение действия договора не уменьшается на определенный процент.

Страховая сумма по каско неагрегатная

При страховании возмещения убытков при дорожно-транспортных происшествиях применяются неагрегатная и агрегатная страховые суммы. Статья даст разъяснение, что это такое и в чем их отличие.

  • удостоверение личности владельца ТС;
  • генеральная доверенность, если страхователь не владелец транспортного средства;
  • ПТС и Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • права водителя и их копии всех, кто допущен к управлению ТС;
  • предыдущий полис КАСКО, если договор продлевается;
  • все ключи (не гаечные) от автомобиля; зажигание, двери, багажник;
  • справка с СТО об установлении противоугонного устройства;
  • кредитный договор, если машина взята через банк;
  • представить ТС на пред страховой осмотр;

Что такое неагрегатная страховка

В отличие от предыдущей, неагрегатная сумма по КАСКО предполагает наличие неуменьшаемого лимита, подлежащего выплате при наступлении страхового случая, вне зависимости от количества обращений в страховую. При желании владелец полиса КАСКО сможет в течение года изменить тип страхования, внеся дополнительную плату.

Если страхователь выбрал неуменьшаемую сумму страхования, страховщики обязаны выплатить компенсацию в полном объеме, несмотря на количество происшествий и стоимости ремонтных работ по восстановлению. Единственное ограничение – максимально возможным размером возмещения будет та неагрегатная сумма, которая устанавливаемая при заключении договора.

В некоторых случаях автомобилист сам выбирает данный вид полиса, опасаясь значительных повреждений автомобиля. Этот вариант добровольного автострахования выбирают при наличии:

  • небольшого опыта вождения, если водитель не уверен в собственных силах либо только что получил удостоверение;
  • неаккуратного стиля вождения, когда водитель зачастую сам провоцирует создание аварийных ситуаций, не соблюдая ПДД.

Если покупка машины оформляется в кредит, применение неагрегатной страховки — это обязательное условие, выдвигаемое кредиторами.

Из рассмотренного выше видно, что экономия при покупке КАСКО возможна, но всегда связана с увеличением риска. Чем выше экономия, тем ниже степень защиты. Конечно, рассмотренные варианты не исчерпывают всех возможностей по снижению стоимости полиса КАСКО.

Если вы хотите подробнее узнать о возможностях снижения стоимости КАСКО, вам достаточно позвонить нам по телефону (495) 228 0943.

  • Наш специалист всегда сможет подобрать программу с учетом особенностей именно вашей ситуации, оптимальным балансом экономии и степени защиты.
  • Вам не придется ехать к нам в офис – наш менеджер бесплатно приедет к вам со всеми необходимыми документами, произведет осмотр автомобиля и оформит полис КАСКО на месте.

Если вам удобнее сделать это письменно, заполните анкету на подбор оптимальной страховой программы, наш менеджер свяжется с вами и подберет оптимальный для вас вариант программы КАСКО.

Страхование хеджирование

В рамках добровольного страхования часто встречаются термины «агрегатная» или «не агрегатная» сумма страхового полиса.

Агрегатную сумму в КАСКО часто применяют при оформлении полиса, когда автовладелец выполняет ремонт за свой счет в пределах половины общего лимита по договору страхования. Такая сумма предполагает выполнение ремонта по страховым случаям частично за счет самого автовладельца.

Как только установленный лимит затрат на понесенный ущерб исчерпан, ответственность будет нести страховщик. Для понимания данного условия необходимо сначала рассмотреть такое явление, как неполное- частичное страхование.

Обычно полис КАСКО оформляется на полную стоимость автомобиля, но бывает, что клиенты изъявляют желание застраховать транспортное средство не на всю, а на какую-то часть его действительной стоимости. Это делается с целью уменьшения окончательной стоимости полиса.

Например:

«Моя машина стоит 240 000 руб., но я хочу застраховать ее только на 100 000 – меня это устроит». В таком случае в полисе прописывается страховая сумма 100 000 руб., а действительная стоимость 240 000 руб.

При этом цена страховки рассчитывается исходя из новой страховой суммы и при тарифе 7,5% составит 7500 руб. вместо предполагаемых 18 000 руб.

С точки зрения клиента экономия на лицо — вроде и машина застрахована, и заплатил совсем немного.

Однако рассмотрим, как будут производиться выплаты по такому полису. В случае угона автомобиля стоимостью 240 000 руб. клиент получит возмещение не более 100 000 руб. (на самом деле, еще меньше – учитывая амортизационный износ автомобиля). Интереснее с выплатами по ущербу. Здесь появляется пропорция, которая рассчитывается как процентное отношение страховой суммы к действительной стоимости, т.е. в нашем случае 100 000 / 240 000 * 100 % = 41,6 %. Это означает, что клиент застраховал свой автомобиль лишь на 41,6% от его полной цены и поэтому всегда будет получать только 41,6 % от полной суммы убытка. Так, при реальной сумме ущерба 10 000 руб. к возмещению полагаются только 4160 руб.

Однако все не так страшно, если автомобиль страховать не на 40 %, как в нашем случае, а на 80-90% от его реальной стоимости.

В этом случае разница между теми деньгами, которые клиент мог бы получить при нормальном страховании, и теми, что он получает в итоге, не такая уж критичная. С другой стороны, не так уж велика и разница между стоимостью нормального полиса и полиса пропорционального.

В целом, частичное страхование КАСКО содержит много подводных камней, поэтому клиент, покупающий такой полис, должен хорошо понимать последствия кажущейся экономии.

Примечание:

При соответствующем разъяснении вряд ли кто-то добровольно пойдет на занижение страховой суммы. Чаще всего это практикуется при залоговом банковском страховании, когда обязательства по страхованию имущества распространяются только на сумму, равную сумме кредита, независимо от стоимости самого имущества.

К примеру, организация берет кредит на 1 миллион рублей, залогом выступает склад с товарами стоимостью 3 миллиона рублей. Банк обязывает купить полис на сумму кредита, т.е. на 1 миллион руб.

Если в данном случае предприятие рассматривает полис не как способ цивилизованной защиты бизнеса, а как навязанную банком «бумажку», то после заключения договора страхования мы получим пример неполного 33%-ного страхования.

При пролонгации договоров страхования на очередной год, некоторые банки разрешают купить страховой полис на остаток задолженности по кредиту, что при отсутствии должного разъяснения, также приводит к возникновению недопонимания у клиентов и проблем с выплатами.

Но вернемся к разъяснению понятия агрегатной и неагрегатной страховой суммы, следует привести пример стандартного подхода страховых компаний к расчету страхового возмещения. Допустим, в результате хулиганских действий автомобилю стоимостью 200 000 руб. был нанесен ущерб в размере 50000 руб. Страховая компания выплачивает сумму ущерба. При этом общая страховая сумма, которая была равна 200 000 руб., уменьшается на сумму выплаты и становится равной 150 000 руб. Т.е. выплата вычитается из общей страховой суммы, уменьшая ее. В итоге страховая сумма постепенно «тает» вплоть до полного истощения. Когда количество денег, выплаченных по договору, приравняется к самой страховой сумме, договор страхования КАСКО прекращает свое действие – считается, что страховая компания полностью выполнила свои обязательства. К примеру, если нашему автовладельцу выплатили 50 тысяч рублей, в другой раз — 70 тысяч рублей (в результате падения на машину дерева), а потом автомобиль был угнан, то страховая компания выплатит по угону только оставшиеся 80 000 руб. и на этом действие договора страхования КАСКО прекращает свое действие.

Теперь рассмотрим подробнее выплаты по второму обращению.

После первого происшествия страховая сумма уменьшилась и стала равна 150 000 руб. Вступило в силу понятие неполного страхования. При действительной страховой стоимости автомобиля в 200 000 руб. мы имеем «остаточную» страховую сумму 150 000 руб., т.е. автомобиль остался застрахован только на 75% от первоначального состояния. Когда дело дойдет до второй выплаты, страховая компания обязательно вспомнит про эту пропорцию, и уменьшит причитающуюся к возмещению сумму на соответствующий процент. Поэтому вместо ожидаемых 70 000 руб. по второму делу наш клиент получит 52500 руб. (75% от 70 000 руб.) Таким образом, чем больше была первая выплата, тем меньше окажется вторая, и тем более третья, четвертая и т.д. Как же быть, что делать, чтобы выплаты были полноценными всегда? В любой страховой компании разрешено «достраховываться», т.е. путем определенных доплат каждый раз восстанавливать страховую сумму до первоначального ее размера. Размер доплаты обычно не очень большой, он зависит от того, какой была предыдущая выплата и какой срок остался до конца действия договора страхования КАСКО вообще. Возможность достраховывания есть практически в каждой страховой компании, однако, во-первых, про это надо знать и помнить (ведь далеко не все страховые представители честно предупредят о возможных проблемах со следующими выплатами – это не в их интересах), а во-вторых, — это надо делать. Описанная ситуация является весьма типичной и характеризует агрегатную страховую сумму, т.е. обычную, уменьшаемую, постепенно «тающую» страховую сумму. Страхование с агрегатной страховой суммой – это такое страхование, когда каждая выплата будет вычитаться из общей страховой суммы, и она будет постепенно уменьшаться. Результат – необходимость дострахования или вынужденное согласие с пропорциональными неполными выплатами (начиная со второй). Другой вариант – неагрегатная, т.е. неуменьшаемая страховая сумма. При таком страховании выплаты вычитаться из общей страховой суммы не будут, она будет постоянной (фиксированной) в течение года, каждая выплата будет восприниматься как первая. Надо ли говорить, что такой вариант является значительно более выгодным.

Установка неагрегатной страховой суммы по полису КАСКО обычно сопровождается применением при расчете стоимости полиса КАСКО, дополнительных небольших повышающих коэффициентов, и для большинства базовых страховых продуктов является нормой.

Агрегатная страховая сумма и ее отличия от неагрегатной

На данный момент наша семья занимаемся страхованием. Решили защитить от несчастного случая не только каждого члена семьи, но имущество. В процессе оформления полиса на одну из ценных вещей, меня смутило то, что в официальном соглашении были прописаны понятия – агрегатная, а также неагрегатная страховая сумма.

Друзья сказали мне, что подобным образом страхователь определяется с выбором подходящей программы защиты и пытается сэкономить на положенных страховых платежах. Так ли это на самом деле? Если вам также нужно узнать ответ на этот вопрос, изучите мою статью. Здесь я поясню такие моменты, как:

  • Реальная стоимость полиса страхования объекта;
  • Агрегатная сумма страхования имущества;
  • Неагрегатная сумма — понятие;
  • Преимущества и недостатки стандартной агрегатной и неагрегатной суммы.

Агрегатная и неагрегатная страховая сумма

Застрахованный на 300 000 рублей автомобиль, попадает в ДТП, ущерб от которого составил 50 000.Автовладелец получает 50 000 рублей компенсации, но при этом его ТС считается застрахованным уже на другую сумму: 300 000 — 50 000 = 250 000 рублей.Второе происшествие наносит убыток в 100 000. Снова следует обращение в страховую компанию и выплата.От первоначальной страховой суммы останется 250 000 — 100 000 = 150 000 рублей.
В то же время его товарищ, выбравший агрегатное страхование, уже не будет иметь возможность полностью компенсировать убытки от угона и получит лишь 1 000 000 — 150 000х2 = 700 000 рублей. Одним словом, общий объем выплат в течение срока страхования при неагрегатном КАСКО легко может превысить страховую сумму в договоре, а при агрегатном — выше нее никак «не прыгнешь».

Агрегатная страховая сумма или неагрегатная: что выгоднее

Страховые суммы при страховании могут быть как агрегатными, так и неагрегатными (безагрегатными). В первом случае (при агрегатном страховании) начальная страховая сумма будет снижаться после каждой произведенной выплаты. Неагрегатная страховая выплата подразумевает, что общая страховая сумма остается прежней в течение всего срока страхования, вне зависимости от частоты, количества и тяжести случаев.

Допустим, в течение срока действия договора автомобиль попадает в ДТП и владелец получает от страховой компании сумму ущерба в 30 000 рублей. При агрегатном страховании после этой выплаты общая страховая сумма снизится на 30 000 и станет равна 270 000 руб., что составляет 90% от первоначальной суммы.

Например, при оформлении полиса КАСКО автомобиль был оценен в 300 000 рублей. Это общая страховая сумма, то есть максимальная сумма, которая может быть выплачена в случае повреждения или угона машины. Может случиться так, что через месяц вы вновь попадете в аварию. Если в страховке прописана агрегатная сумма, страховщики будут считать новую сумму возмещения с учетом предыдущей выплаты, что раз за разом будет уменьшать ее размер.

Конечно, аккуратным водителям с большим стажем вождения будет достаточно оформить агрегатную сумму страхования, которая дешевле неагрегатной на 5-10%, тем самым сэкономив на оформлении. К тому же, большинство страховых компаний позволяют восстановить страховую сумму до 100%. Для этого страхователю потребуется только доплатить определенную сумму, исчисляемую в зависимости от истекшего времени с начала действия полиса, размера уже уплаченного страхового возмещения и тарифа страхования транспортного средства, указанного в договоре.

В каждом договоре страхования указана стоимость имущественного объекта, или уровень ответственности. В таких документах это понятие называется страховая сумма. Она может равняться реальной или договорной стоимости имущества, а также быть определена законодательными актами. При страховании жизни и здоровья назвать цену невозможно, поэтому клиент сам выбирает уровень ответственности профильной компании. Исходя их страховой суммы, при наступлении страхового события страховщик начисляет страховой возмещение. Существуют разные варианты его расчета. Для этого в договорах прописывают понятия агрегатная или неагрегатная страховая сумма. Это позволяет страхователю определиться в выборе программы страховой защиты и, возможно, сэкономить на страховом платеже.

Что такое страховая стоимость

Еще одно важное смежное со С-суммой понятие – страховая стоимость (далее – С-стоимость). Под данным термином подразумевается фактическая стоимость застрахованного имущества. В случае КАСКО, часто это средняя рыночная цена транспорта, на момент покупки для него полиса в том регионе, где оформляется договор.

Это регламентируется ч. 2 (абз. 2) ст. 947 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК). Соответственно важное значение здесь имеет верная оценка стоимости ТС, которая проводится экспертами СК. Страхователь имеет право контроля правильности выводов специалистов в отношении цены авто.

Статья в тему: Как оценить автомобиль для получения наследства, при продаже, для страховой компании и в других случаях, и почему важна именно экспертная оценка?

Оценка стоимости автомобиля экспертами компании

Как правило, страховые компании при оценке стоимости транспортного средства используют три принципа:

  1. Определение рыночной стоимости автомобиля. Для этого страховщики пользуются данными автомобильных справочников для оценки поддержанных автомобилей и актуальными данными автомобильного рынка при оценке нового ТС. Основными данными для оценки рыночной стоимости поддержанных автомобилей являются марка и модель, год выпуска, модификация двигателя и вид коробки передач.
  2. Объективный учет износа поддержанного автомобиля. Расчет производится исходя из следующей формулы: за первый год машина теряет 18% стоимости, за второй – 15%, за третий – 10%, четвертый, пятый, шестой и седьмой год – 10% начальной стоимости покупки.
  3. Пропорциональный износ автомобиля. Применяется для транспортных средств в возрасте от 1 месяца до 1,5 лет. Так, например, при покупке полиса КАСКО для автомобиля возраста 1,5 лет стоимость будет рассчитываться следующим образом: минус 18 % за первый год и минус 7,5 % за 6 месяцев второго года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *