Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчётность для субъектов МСП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Подскажите еще такой момент. ОКВЭД
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для объектов III категории) в 2021 году
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”.
Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом. Посмотрим требования закона:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления” Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами;
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
- Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
- При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Заказать ДВОС
Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории, плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.
Стоит иметь в виду, что действующий приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определяющий критерии определения категории объектов, попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и с 2021 года прекратит свое действие, соответственно, следует ожидать заменяющего его НПА. За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы.
Куда подается отчетность 2-ТП отходы
Согласно Приказу Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» сбор и обработку данных осуществляет Росприроднадзор. В форме к данному приказу указанно, что отчет 2-ТП отходы подается в территориальный орган Росприроднадзора по субъекту РФ.
Территориальный орган, куда подается отчет 2-ТП отходы выбирается в соответствии с адресом местонахождения (юридическим адресом) юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Организации Москвы и Московской области подают отчет 2-ТП отходы в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.
Если сейчас подавать оба отчета (2-ТП отходы и медотходы) получится покажем двойной объём отходов: отходы по экологическому законодательству и отходы класса, А и класса Г по санитарному законодательству?
Как правильно поступить на Ваш взгляд? Не подавать отчет 2-ТП-отходы, сдавать только отчет по медотходам? Или сдать оба отчета?
Какой штраф за непредоставление отчета 2-ТП (отходы)?
Третий случай связан с организацией, которая предоставляет консалтинговые услуги. Предприятие небольшое, не превышает 10 человек, помещение арендует, при этом отходы преимущественно канцелярские. Сбором и вывозом мусора занимается арендодатель, который заключил договор с региональным оператором. В связи с этим, финансист компании принял решение не направлять отчет 2-ТП.
Его решение верное. К административной ответственности субъект не привлекается по причины того, что его деятельность не связана с обращением отходов.
За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет.
Указанные действия подпадают под ст.13.19 КоАП. Она напрямую предусматривает наказание за не предоставление отсчета или нарушение установленного порядка, несвоевременное его направление. Размер штрафов следующий:
- Для ИП и должностных лиц – 10-20 т.р.;
- Для организаций – 20-70 т.р.
Вторая часть статьи предусматривает наказание за повторную несдачу отчета 2-ТП. Размер штрафа повышается до 30-50 и 100-150 т.р. соответственно.
Учет ведется по разным направлениям: атмосферные выбросы, водные и отходы, которые подлежат размещению. Выясним, что они из себя представляют:
- По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
- По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
- По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.
Отчет, связанный с отходами, составляется на основе информации первичного учета в области обращения с отходами. В документе обязательно указывается вид отхода и класс его опасности. Он должен включать в себя такие элементы:
- адресная и кодовая части;
- формы отчета;
- иные данные, касающиеся деятельности.
В документе по загрязнению воздуха указываются все загрязняющие вещества, которые поступают в воздух с предприятий.
Эту форму заполняют юридические лица, у которых имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ. В этом случае наличие очистных установок не играет роли. Все равно необходимо указать в документе о выбросах в атмосферу.
Отчет по водхоз должен включать все отходы, которые были собраны, переработаны или утилизированы. Документ должен состоять из следующих пунктов:
- сколько собрано и получено отходов, а также от каких именно предприятий;
- показатели водоотведения;
- все другие показатели.
Существуют определенные требования относительно отчетности по форме 2-ТП. Его необходимо составить в правильной форме и отправить на официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также документ составляется один раз в год. Отчет по отходам нужно предоставлять до 1 февраля каждого года, отчет по «воздуху» – до 22 января, а по «водхоз» – до 10 января. Кроме этого, документ обязательно должен быть в 2-х экземплярах.
Следует отметить, что за нарушение правил экологического законодательства организации и бизнесмены должны нести наказание в виде штрафа. Размер зависит от деятельности.
Приказами и нормативными актами обязательно устанавливается правила заполнения, а также порядок и сроки подачи документации на рассмотрение.
Иногда отчетная дата выпадает на выходной день и тогда переносится согласно правилам перенесения отчетных дат на ближайший рабочий день.
В том случае, если предприниматель предоставил документы на рассмотрение не вовремя или не предоставил вообще, контролирующие органы могут принять решение о возложении на него мер ответственности.
В случае с экологической отчетностью непредоставление или несвоевременное предоставление отчетных документов расценивается как административное нарушение. Так же понимают и нарушения порядка составления и подачи отчетности, а также отображение в ней неполных или недостоверных данных.
Административная ответственность возникает в виде штрафов, которые имеют внушительные размеры. Они могут составлять от 10 до 20 тыс. рублей, возлагаться на ответственных лиц или на лицо юридическое. Иногда ответственность настигает и должностное лицо, и юридическое одновременно.
Также такие ситуации могут спровоцировать судебное разбирательство, в ходе которого на неисполнительного предпринимателя накладываются дополнительные штрафные суммы.
Для понимания ситуаций, в результате которых могут возникнуть штрафные санкции, рассмотрим несколько примеров.
- Индивидуальный предприниматель имеет договоренность с городской службой на еженедельный вывоз мусора. Отходы не имеют связи с производством, а также вырабатываются в небольших объемах. Ссылаясь на эти факты, предприниматель решил не подавать отчетность по форме 2-ТП (отходы).
Необходимость предоставлять форму 2-ТП (отходы) возникает при ведении деятельности, которая затрагивает обращение с отходами, их транспортировкой, а также размещением. Данные процессы происходят на базе заключенных договоров с организациями, занимающимися такой деятельностью, или если сам предпринимательский объект работает с размещением и утилизацией собственных отходов.
В той ситуации, когда деятельность предпринимательского объекта не затрагивает непосредственное обращение с мусором, например, консультационные услуги, обязанность по сдаче отчетности исчезает.
Форма 2-ТП (отходы) («Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства») утверждена приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 .
Штраф за несдачу 2 тп отходы в 2021
В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.
- ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
- ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
- ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).
Ответственность за непредоставление отчета 2-ТП (Отходы)
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
Бланк статистической отчетности по отходам разработан для заполнения юридическими лицами и ИП, направление деятельности которых связано с обращением отходов, получаемых в процессе производства или потребления продукции. 2-ТП (отходы) – кто сдает:
- субъекты хозяйствования, образующие отходы;
- предприятия или частные коммерсанты, которые выделяют свою территорию для накопления и хранения отходных масс;
- ИП и компании, обеспечивающие транспортировку, обработку и утилизацию отходов, принимающие такое сырье для его обезвреживания.
В этом разделе отражается информация об объектах негативного воздействия организации или ИП.
Внимание! Сведения о производственной территории заполняются в случае, если данные по отходам отражаются отдельно по территории (обособленному подразделению), а не в целом по организации.
Шаблон документа утвержден Росстатом в Приказе от 10.08.2017 г. № 529. Этот приказ зафиксировал не только образец отчета, но и алгоритм его заполнения, а также контрольные соотношения для проверки.
Отчет 2-ТП (отходы) состоит из следующих страниц:
- титульный лист, на котором надо указать наименование компании (полное и сокращенное)/ ФИО ИП, адрес и регистрационные коды;
- 2-ТП (отходы) 2021 содержит блок данных, представленный в табличном формате — в нем приводится характеристика отходов с обозначением их количества и способов переработки;
- последний лист посвящен справочной информации и подписям ответственных лиц.
Отчетность 2-ТП (отходы) требует указания подробной расшифровки сведений по характеру отходов. Необходимо идентифицировать тип сырья, указав не только его наименование, но также класс опасности и код (согласно каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242). Отражают отходы классов опасности I-V.
Форма 2-ТП (отходы) 2021 фиксирует следующие данные:
- какой объем отходов имелся у субъекта хозяйствования на начало отчетного интервала (на начало года) – графа 1;
- сколько было образовано в результате текущей деятельности отходов за истекший год – графа 2;
- Росприроднадзор 2-ТП (отходы) ввел и для того, чтобы отслеживать, какой объем отходов поступил за год от других субъектов (включая импорт) – графы 3, 4;
- предполагает отражение объема обработанного отходного сырья – графа 5;
- при обозначении количества утилизированного сырья необходимо выделить объем отходов, которые предназначены для повторного использования после переработки, и сырья, которое подвергалось предварительной обработке – графы 6-8;
- бланк 2-ТП (отходы) 2021 предусматривает обособленное обозначение количества обезвреженных отходов с указанием доли сырья, прошедшего дополнительную предварительную обработку – графы 9-10.
Если отходные массы передавались третьим лицам, это надо показать в графах 11-15 отчета 2-ТП (отходы) за 2021 год. Указывать надо общий объем переданных отходов с последующей детализацией целей этой операции – утилизация, обезвреживание, обработка, захоронение или просто размещение на полигоне. При размещении отходов на эксплуатируемых субъектом хозяйствования территориях это показывается в отдельных столбцах 16 и 17.
Таким образом, статистическая отчетность 2-ТП (отходы) подразумевает, что предприятие или ИП отражает, сколько у него было отходных материалов на начало года, как этот объем менялся в течение года, и сколько осталось отходов на конец года не обработанных и не вывезенных на полигоны или на территорию третьих лиц (графа 18 = сумма граф 1, 2, 3 минус показатели граф 6,9,11,12,13,14,15,16,17).
2-ТП (отходы), образец его оформления, в разделе со справочной информацией содержит данные о количестве имеющихся у субъекта хозяйствования объектов для захоронения отходных масс. Из общего числа таких мест надо обособленно показать, сколько объектов не соответствует законодательным нормативам. Дополнительно потребуется вписать площадь территорий, отведенных для захоронения отходов.
П2 отходы штраф за просрочку сдачи в 2020
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
Штрафы за несвоевременную сдачу отчета 2 тп воздух за 2021 год
Бланк статистической отчетности 2-ТП (отходы) — новая форма 2021 была введена Приказом Росстата от 10.08.2021 № 529. Отчет имеет полное наименование: «Сведения об образовании, отработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».
Первая страница отчета должна раскрывать информацию, позволяющую идентифицировать отчитывающийся субъект. Здесь следует сначала указать отчетный период. В нашем случае это календарный год, за который подается статистическая форма. Затем вписываем наименование экономического субъекта: организации или индивидуального предпринимателя. Вписывайте сначала полное наименование, а после, в скобках) пропишите сокращенное, если таковое закреплено в учредительных документах.
- Небольшая организация занимается предоставлением слуг консультационного характера. При этом свое помещение юридическое лицо арендует, а вывозом мусора занимается арендодатель без договора с арендующим на вывоз мусора. Бухгалтер организации пришел к выводу, что форма отчетности 2-ТП (отходы) для этого объекта неактуальна.
Должностное лицо, составляя форму отчетности по форме 2-ТП(отходы), имеет полное право составить и предоставить ее органам Росприроднадзора в бумажном виде. Составление формы сопровождается регистрацией документа на веб-портале службы, в ходе чего документу присваивается определенный регистрационный номер, который требуется указать при подаче лично или по почте. Без этого регистрационного номера отчетность считается несданной, а это значит, что на должностное лицо, а также на руководителя организации будут наложены штрафы.
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с предоставлением отчетности и осуществлением выплат в государственный бюджет. Эта обязанность возникает в момент регистрации предпринимательства и регулируется законодательством. Если предприниматели намеренно или по ошибке не успевают предоставить в органы контроля отчетные документы, они привлекаются к ответственности. Предусмотрен ли штраф за несдачу 2-ТП (отходы), рассмотрим по ходу данной статьи.
Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.
Заполнение формы 2 тп отходы
В указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения есть фраза:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.
Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели,
относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
(обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (т.е. с точностью – до килограмма) для отходов I, II и III классов опасности
Новое в экологическом законодательстве с 2021 года. Сдача отчета 2-ТП (отходы)
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Порядок и образец заполнения формы 2-ТП отходы (нюансы)
За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет. Указанные действия подпадают под ст. 13.19 КоАП. Она напрямую предусматривает наказание за не предоставление отсчета или нарушение установленного порядка, несвоевременное его направление. Размер штрафов следующий: Для ИП и должностных лиц – 10-20 т. р.; Для организаций – 20-70 т. р.
Зависит от того, по какой статье квалифицированы ваши действия.
Отчет формы № 2-ТП относится к статистическим сведениям, необходимым для проведения государственного мониторинга и статистических наблюдений. Соответственно, несвоевременная подача статистической информации в территориальный отдел Росприроднадзора попадает под действие ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение должностным лицом порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. В данном случае срок давности составляет два месяца.
Но существует практика, когда подобные нарушения квалифицируются по ст. 8.5 КоАП. При этом срок давности составляет год.
Таким образом, вам необходимо знать какая статья вам вменяется, тогда можно будет определить истечение срока давности.
- По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
- По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
- По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.
За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет.
Заполнение формы 2-ТП (отходы)
Рассмотрим подготовку отчетности 2-ТП (отходы) без использования программного обеспечения. При использовании программ принцип тот же.
Предполагаем, что вы уже скачали форму отчета из Приказа Росстата №529 и открыли ее в MS Excel.
Первая и последняя страница – это информация о предприятии. Тут все просто, вписываете сведения, которые вас просят написать (если адрес – значит адрес и т.д.).
Первая и единственная таблица (иногда ее делят на 2 страницы) заполняется согласно инструкции и названия столбцов. Обратите внимание, что нужно указывать только фактически образовавшиеся отходы 1-5 класса опасности. Количество отходов указывается в тоннах, и округляются: с точностью до одного знака после запятой — для отходов 4-5 класса; с точностью до трех знаков после запятой — для отходов 1-3 класса.
ВАЖНО
В отчетность заносятся все виды отходов производства и потребления, находившиеся в обращении организации за отчетный год, кроме радиоактивных.
Немного поясним, как заполнить таблицу. Исходные данные берутся из подтверждающих документов и журнала учета отходов.
Пояснительная записка к форме отчетности 2-ТП (отходы)
Необходимость наличия пояснительной записки не указана, но если ее будут требовать, то она должна содержать следующую информацию:
- Данные организации (ИНН, наименование, юр. адрес и адреса площадок).
- Номер и дату выдачи лицензии по обращению с отходами 1-4 класса.
- Лимит на размещение отходов (реквизиты документа) или информацию о предоставлении отчетности СМСП.
- Информацию о реорганизации или ликвидации (консервации) предприятия (или отдельных структурных единиц).
- Объем основного производства (план на этот год, показатели за 2 прошедших года и разница между ними).
- Причины увеличения (снижения) образования отходов.
- При наличии объектов размещения отходов и установок по обезвреживанию или использованию отходов указываются их характеристики, производительность и другие данные.
- Выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия при обращении с отходами.
В какие сроки могут оштрафовать за несвоевременную сдачу 2тп отходы
За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет. Указанные действия подпадают под ст. 13.19 КоАП. Она напрямую предусматривает наказание за не предоставление отсчета или нарушение установленного порядка, несвоевременное его направление. Размер штрафов следующий: Для ИП и должностных лиц – 10-20 т. р.; Для организаций – 20-70 т. р.
Зависит от того, по какой статье квалифицированы ваши действия.
Отчет формы № 2-ТП относится к статистическим сведениям, необходимым для проведения государственного мониторинга и статистических наблюдений. Соответственно, несвоевременная подача статистической информации в территориальный отдел Росприроднадзора попадает под действие ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение должностным лицом порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. В данном случае срок давности составляет два месяца.
Но существует практика, когда подобные нарушения квалифицируются по ст. 8.5 КоАП. При этом срок давности составляет год.
Таким образом, вам необходимо знать какая статья вам вменяется, тогда можно будет определить истечение срока давности.
- По форме «воздух» составляют владельцы заводов, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Сюда также можно включить котельные и различные транспортные фирмы.
- По форме «водхоз» представляют отчетный документ те природопользователи, которые используют воду из подземных источников в своих целях, а также сбрасывают сточные воды. Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать.
- По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Данный отчет не нужно предоставлять органам управления искусства, культуры, физической культуры, а также страховым и образовательным учреждениям.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.
За указанные выше проступки могут привлечь к административной ответственности в течение 2 месяцев. Отсчет ведется с момента совершения нарушения. То есть, крайний срок предоставления отчетности – 1 февраля. Соответственно, после 1 апреля наложить штраф на нарушителя не выйдет.