Как запоминать информацию: подборка полезных материалов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как запоминать информацию: подборка полезных материалов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Вы можете делать все правильно, но ничего не запоминать. Информация будет просто испаряться, только что заученные данные начнут путаться в голове, переплетаться и замещаться. Причина тому – усталость и неготовность вашего мозга. Как запомнить большой объем информации перед экзаменом, к которому вы совершенно не готовы? Заучить короткие тезисы в конспектах, но ни в коем случае не просиживать ночь над горой учебников.

В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать ! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Память – сложный психический познавательный процесс, функция и способность, включающая четыре этапа: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Разработано множество техник, призванных облегчить процесс запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называют мнемотехниками.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Для тех, кого волнует вопрос: «как запомнить большой объем информации», важно понимать, что память бывает произвольная и непроизвольная.

Непроизвольное запоминание происходит помимо воли человека, когда информация усваивается сама по себе. Так бывает, когда человек впечатлен и чрезвычайно заинтересован. То, что интересно запоминать легче, нужная и значимая информация сама «укладывается» в сознании.

Произвольная память – это запоминание с участием воли, когда человеку нужно предпринять некоторые усилия для того, чтобы усвоить материал. Оно бывает механическим (заучивание наизусть) и логическим.

Зубрежка намного менее эффективна, нежели логическое запоминание, так как во втором случае происходит осмысление информации. Когда информация воспринимается критически, обрабатывается, анализируется, сравнивается, рассматривается с разных точек зрения, она не просто хорошо запоминается, а сохраняется в памяти надолго или навсегда.

Следовательно, первое, что должен взять на вооружение человек, желающий научиться быстро произвольно запоминать – включать в процесс логику и мышление.

У индивида обычно преобладает один из трех видов памяти в зависимости от преимущественного способа восприятия информации:

  • визуальная или зрительная, когда человек запоминает информацию, разглядывая объекты или читая текст;
  • аудиальная или слуховая, когда информация усваивается благодаря произнесению и прослушиванию;
  • кинестетическая или тактильная, когда легче запомнить то, что удались потрогать или применить по назначению.
  • Есть обонятельная и вкусовая память, но запах и вкус реже выступают ведущими анализаторами, отчего эти виды памяти менее развиты и чаще являются вспомогательными. В некоторых профессиях они играют главную роль, поэтому также могут очень хорошо развиться.

Память бывает нескольких видов:

  • Сенсорная — хранит ощущения, получаемые человеком с помощью органов чувств.
  • Кратковременная — процесс, занимающий короткое время, чаще всего около 30 секунд. Позволяет запомнить номер телефона или код от банка в СМС, чтобы ввести его при оплате. Потом эта информация покидает мозг.
  • Долгосрочная — один из самых важных и нуждающихся в тренировке видов памяти. Затрагивает как события (например, воспоминания о выпускном), так и информацию (автор данного текста уже 20 лет помнит слова всех песен Linkin Park с альбома «Hybrid Theory» — но непонятно зачем).

Виды человеческой памяти

Способы запоминания информации зависят от разных каналов восприятия, в зависимости от этого можно выделить разные типы памяти.

  • Зрительная. Это умение запоминать когда-либо увиденное – вещи, действия, события. К этому типу относится также память воображения, например, при прочтении книги, когда образ персонажа или обстановки возникает только в нашей фантазии.
  • Слуховая. Это способность запоминать информацию на слух. Такая память отлично развита у музыкантов, они легко запоминают и воспроизводят услышанные звуки и мелодии.
  • Двигательная. Это память тела, она помогает запоминать и воспроизводить выполненные движения. Говорят, если раз научился кататься на велосипеде, то уже не разучишься – это благодаря именно двигательной памяти. Также и с плаванием. И даже при правописании – если человек не помнит, как написать слово, ему нужно просто начать писать, и рука сама «подскажет».
  • Вкусовая. С помощью этого типа памяти мы запоминаем вкусы разных блюд и можем их узнавать. Люди с хорошо развитой вкусовой памятью легко распознают блюда с закрытыми глазами, могут разложить вкус на составляющие, обычно это гурманы и дегустаторы.
  • Обонятельная. Способность нашей памяти запоминать ароматы. Не зря запахи называют машиной времени: услышав давно знакомый аромат, мы можем перенестись в тот момент, когда его ощутили, вспомнить все подробности той обстановки. Этот тип памяти способен вызвать длинную цепочку ассоциаций и кучу эмоций.
  • Осязательная. Этот тип памяти встречается нечасто. Она помогает запомнить предмет, ощупав его, с ее помощью также запоминается рельеф местности (можно дойти до места, вспомнив кочки и ямы на дороге, по которой когда-то прошли).
  • Эмоциональная. С помощью этой памяти фиксируются впечатления, эмоции. Как правило, яркие события врезаются в память легко и надолго.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. Основная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. Внимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. Обзор. Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Доводка. Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

Как быстро запомнить информацию

Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.

Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи«. Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.

Если вы хотите хорошо и надолго запомнить какую-либо информацию, ваша задача — поместить ее именно в долгосрочную память.

Итак, как научиться быстро запоминать информацию?

Как запомнить большое количество информации за короткий промежуток времени

Многие люди, чья деятельность связана с большими объемами информации, задаются вопросом — реально ли запомнить большое количество данных за небольшое количество времени? Ответ – да, и для этого нужно помнить лишь несколько простых правил. Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление). Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы. И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.

«Все это, конечно, хорошо, – скажете Вы, но что делать если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Рекомендации для тренировки памяти

В мире существует множество методик и упражнений для тренировки памяти, практически все они эффективные. Рассмотрим самые популярные из них, имеющие много положительных отзывов.

  1. Во время любого математического вычисления стоит откладывать калькулятор в сторону. Считая в уме или на бумаге и делая это регулярно, человек в разы увеличивает объемы памяти.
  2. Начинайте свой день со счета от 100 до 1. Считать нужно именно в таком порядке и с каждым днем стараться увеличивать скорость.
  3. Достаточно эффективным упражнением называют «Города за минуту». Выполнять его просто: всего за одну минуту нужно назвать 60 городов, один город в секунду. С первого раза это сделать не получится, но выполняя такое задание каждый день, уже через неделю можно заметить положительные результаты.
  4. Можно попробовать изучение новых слов. Такая методика позволит человеку не только тренировать память, но и изучить иностранный язык. Выполнять подобные упражнения следует регулярно, так как от одного раза картина не изменится, как и при тренировке мышц. В день рекомендуется учить по пятнадцать слов и с каждой последующей неделей этот барьер увеличивать.
  5. Самым простым и всем известным упражнением считается обычное запоминание стихотворения. Важным в этом приеме является его постоянство, то есть учить новые стихи нужно систематически.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

  1. Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

  2. Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

  3. Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

  • поздравить племянника с днем рождения;
  • записаться на прием к стоматологу;
  • оплатить счета по коммунальным услугам;
  • забрать посылки с почты;
  • отнести часы в ремонт;
  • полить цветы;
  • заказать новые шторы.

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

  1. Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

  2. Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Принцип «шведского стола»

Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.

Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.

Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.

Скольжение по волнам памяти

Чрезмерные занятия ведут к пустой трате времени. Некоторые участники разработали алгоритмы, которые позволяли определить уровень усилий, необходимых для запоминания и воспроизведения каждого из 80 слов.

Можно пойти другим путем и положиться на собственную интуицию при составлении графика обучения, устанавливая все более долгие паузы между сеансами самопроверки и работы над ошибками.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Чем больше вы взаимодействуете с информацией, тем выше шансы, что вы сможете все запомнить

Один из наставников устраивал короткие перерывы для участников эксперимента и показывал им водопад на видео (по задумке отдых должен был способствовать запоминанию).

Безусловно, когда вы учитесь, нужно делать короткие перерывы, чтобы усталость не могла снизить ваши природные способности.

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

Основные методы и приемы мнемотехники

Мысли человеческого мозга в конкретных образах. Если устройство создает в воображении цепи изображения, эта связь постоянно сохраняется в памяти. Человек, напомнив одну картину, будет в состоянии представить себе следующую, пока вся «цепочка» не будет воспроизведена.

Для того, чтобы лучше запомнить всю последовательность изображений, вы должны представить их, повторите информацию каждый час, а затем через каждые три часа.

Название техники Описание Примеры Когда это лучше всего использовать
Цепь . Тема представлена ​​в воображении в любой форме. Затем несколько изображений «объединяются» вместе. Вы должны помнить слова: яблоки, молоко, хлеб Для того, чтобы помнить, что купить в магазине.
Матрёшка Изображения Объекта должны быть подключены к двум. И первое изображение велико, а также включает в себя второй. Затем сконцентрируйтесь на втором изображении и соединить его с третьим и т.д. Запоминание слов, как и в предыдущем случае. Вспомнив список покупок.
символизация Каждое слово представлено как символ того, что человек может понять. Снегопад может быть представлен в виде нескольких схематических изображений снежинки, весной, как Sopel, из которого капли воды. Подходит для запоминания иностранных слов.
комната Поместите запоминаемые элементы или информацию, мысленно в хорошо известной комнате. Представьте себе, что вы стоите на пороге мира и осмотреться по часовой стрелке. Здесь, на правой стороне есть предмет мебели, который символизирует одно заявление. Существует что-то еще рядом с ним — это еще один тезис. И мысленно двигаясь после знакомой комнаты, вы можете вспомнить все тезисы. При предоставлении устных или общественных процедур.
По алфавиту кодирования Кодирование превращает все числа в наборе букв. Человек должен в одиночку задание найти 2 или 3 согласные для каждого числа от 0 до 9. Это требует использования ассоциаций. Затем замените все числовые значения с выбранными значениями алфавита, чтобы сохранить дату. Набор согласные в результате, таким образом, может быть использован, чтобы раскладывать слова, которые в нужное время будет напоминать вам строку цифр. 1812 год может быть сохранен как PD WS PD GT. Термин, который будет характеризоваться этой датой, это будет звучать: PD Vemi Padut Gubitel. Подходит для запоминания важных исторических дат.

Кому будет полезна тренировка памяти

  • Тренировка памяти и внимания научит не только запоминать, но и запоминать любую информацию в нужный момент без наводящих вопросов и подсказок.
  • Управление компанией — вы научитесь запоминать все задачи своих сотрудников, приказы партнеров и свои задачи;
  • Для студентов — вы легко запоминаете лекционные материалы и с первого раза сдавали экзамены и контрольные работы с наивысшим баллом, не тратя много времени на подготовку;
  • Менеджеры — вам больше не понадобятся заметки и органайзеры, вся информация будет храниться в вашей голове;
  • Переводчики, лингвисты и все, кто изучает иностранные языки, смогут легко запоминать иностранные слова и выражения;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *