Зачем нужен коллективный договор в организации?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужен коллективный договор в организации?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.

Немного о коллективном договоре

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).

Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.

Немного о коллективном договоре

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).

Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.

Основные понятия социального партнерства и его принципы

Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Порядок составления коллективного договора

Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры. Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.

Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:

  • работодатель;
  • работник.

Так как при заключении договора участвуют две стороны, для внесения каких-либо изменений также необходимо получить согласие обоих участников. Это выполняется в следующем порядке:

  1. Сторона, заинтересованная в изменении договора (например, трудовой коллектив), должна направить другой стороне (то есть работодателю) соответствующее предложение в письменной форме. К нему нужно приложить проект планируемых изменений.
  2. Другой стороне дается 7 дней на выражение согласия также в письменном виде.
  3. После получения ответа инициатором изменений начинается стадия переговоров.
  4. Создается комиссия для организации всего процесса, разрешения споров и разработки таких изменений, которые удовлетворят обе стороны.
  5. Все предложения разрабатываются и рассматриваются в течение трех месяцев. После того как они утверждаются, новый коллективный договор вступает в силу.
  6. Подписанный документ направляется в регистрирующий орган для обеспечения сторонам дополнительных гарантий.

Соглашение и договор коллективного характера

Коллективные договора и соглашения являются правовой формой социального партнерства. Однако характер, а также сфера его использования отличается от коллективного договора. Коллективный договор контролирует отношения работодателей и работников на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Соглашение, как и договор занимает в отношении трудового договора законодательства подчиненное место, потому что условия соглашений не вправе противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они будут недействительны. Помимо этого, они призваны повышать условия труда и быта работников, а также социальные гарантии.

Генеральное соглашение заключается для установления принципов общего характера, для того чтобы осуществлять контроль над трудовыми отношениями социального характера на федеральном уровне. Соглашение регионального характера устанавливает общие принципы контроля социально-трудовых отношений относящихся к уровню субъекта Российской Федерации.

Пример 1

Соглашения генерального характера между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, а также Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы предусматривает в числе приоритетных целей проведение в предстоящий период политики социально-экономического характера, которая обеспечивает право граждан на на более высокий уровень жизни работников и их семей, достойный труд, уменьшение бедности на основе развития в экономической сфере, повышения конкурентоспособности и повышение финансовых сбережений организаций, производительный рост труда, занятость стабильного характера и гибкий рынок труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей карьерного и профессионального роста.

Соглашение в отраслевой сфере занимается тем, что выявляет общие условия оплаты труда, гарантии трудового характера и рабочие льготы.

Территориальное соглашение устанавливает трудовые условия общего порядка, трудовые гарантии, а также льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашение отраслевой направленности подписывается на региональном, территориальном и федеральном уровне социального партнерства.

Соглашения основанные на договоренности сторон, принявшие участие в переговорах коллективного характера, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.

Другие соглашения имеют возможность подписывать сторонами на любом другом этапе социального партнерства, специализирующегося на конкретных направлениях регулирования отношений социально-трудового характера, а также других отношение непосредственно связанных с ними.

Характер участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений.

Также как и во время заключения договоров коллективной направленности, первой этапом в процедуре по совершению переговоров коллективного характера и формированию соответствующей комиссии представителей имеющих определенные полномочия. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и ей же выносятся решения.

Замечание 8

Все изменения и заключения соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, по правилам общего порядка исполняются сторонами, до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Соглашение генерального характера, а также тарифные соглашения по отраслям, организации, которые обеспечиваются финансовой поддержкой из федерального бюджета, обязаны заключаться по правилу общего порядка до момента, когда будет внесен проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.

Территориальные, а также соглашения регионального характера обязаны заключаться по правилам общего порядка до внесения проектов, которые будут соответствовать бюджету в представительных органах субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Соглашение подписывается представителями сторон. Структура этих соглашений определяется по договоренности, которая заключается между представителями сторон.

Зачем нужен коллективный договор в организации?

Взаимоотношения между работниками и работодателями, направленные на обеспечение согласования их взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируются через социальное партнерство.

Договорное регулирование социально-трудовых отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров в организациях после коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров. Представители работников и работодателя оговаривают, что именно будет прописано в коллективном договоре.

Коллективный договор заключается обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и т.д.

Для работодателя заключение такого договора может быть также выгодным. Так, заключая коллективный договор, работодатель имеет возможность в нем конкретизировать законодательство и защититься от непредсказуемых требований и поведения работников.

Коллективный договор – документ, регулирующий социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем. При его заключении работодатель должен учитывать, что прописанные в нем условия не должны ухудшать положение работников, снижать уровень их прав и гарантий, установленных законодательством.Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке – только работодателем. Коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства работодателя и коллектива.

Для чего заключать коллективный договор? Так, если работники захотят, чтобы им ввели более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами или иными нормативными правовыми актами, или же они захотят ясности и стабильности в отношениях с работодателем, то будут настаивать на том, чтобы существующие, но не прописанные нигде условия труда были закреплены на бумаге. Некоторые работодатели полагают, что коллективный договор заключается только для работников, чтобы установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы. Но такое мнение ошибочно!

Рассмотрим положительные стороны заключения коллективного договора:

1. коллективный договор позволяет руководству организации, не только улучшить некоторые условия трудовых отношений, но и о себе позаботиться, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если они предусмотрены именно коллективным договором. Согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ расходы на премии и любые социальные выплаты, прописанные в коллективном договоре, а не во внутренних документах, относятся на себестоимость, как необходимые расходы и работодатель не платит с них налоги.Коллективный договор нужен как доказательство обоснованности затрат.

2. наличие коллективного договора позволяет работодателюоптимизировать решение сразу нескольких проблем.

Во-первых, он помогает стабилизировать отношения с трудовым коллективом, через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др.

Во-вторых, коллективный договор позволяет сократить объем кадрового документооборота. У работодателя нет возможности контактировать непосредственно с каждым работником, в этом случае взаимодействие с работниками он осуществляет посредством коллективного договора. А в трудовых договорах даются ссылки на общие правила, распространяющиеся на всех сотрудников.

В-третьих, коллективный договор для работодателя – это инструмент управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль.

К сожалению, некоторые работодатели коллективный договор рассматривают как чисто формальный документ.

3. коллективный договор помогает достигать следующие цели:

Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок, предоставление медицинского страхования, займов на обучение и прочих поощрений и льгот позволят избежать текучести кадров и удержать квалифицированных специалистов.

4. заключение коллективного договора – дело добровольное, ответственность за его соблюдение несут обе стороны. Такая обоюдная ответственность практически исключает возникновение трудовых споров, конфликтов и забастовок.

Инициатива о заключении коллективного договора может исходить как от рабочего коллектива, так и от руководителя. Однако, как показывает практика, чаще всего заключение коллективного договора инициируют работники.

Если инициатива исходила от сотрудников, работодатель не имеет права не подписать договор. В случае отказа работодателя от участия в переговорах его может ожидать административная ответственность и штраф в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда. И так же в том случае, если работодатель нарушит условия уже заключенного коллективного договора.

Большинство работодателей предпочитают обходиться без коллективных соглашений. Многие считают коллективный договор напрасной тратой времени, к тому же невыгодной руководителю.Однако не стоит забывать, что коллективный договор может стать гарантией стабильности предприятия. Правильно составленный коллективный договор впоследствии поможет руководителю сэкономить как минимум на судебных издержках.

Особенности правового регулирования

КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.

Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.

Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.

ОШИБКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

Анализируя коллективные договоры различных организаций, можно выделить некоторые общие ошибки.

Ошибка 1. Коллективные договоры попросту переписывают нормы трудового законодательства. К сожалению, при принятии таких договоров теряется их цель: конкретизация правового регулирования, расширение социально-бытовых льгот для работников, улучшение условий труда и охраны труда.

Ошибка 2. Нормы коллективных договоров противоречат нормам трудового законодательства.

Приведем некоторые примеры из действующих коллективных договоров.

«Администрация обязуется выдавать заработную плату работникам, уходящим в отпуск, при наличии соответствующего бюджетного финансирования и по утвержденному графику не позднее чем за два дня до его начала».

Это положение противоречит ст. 136 ТК РФ: отпуск оплачивается не позднее чем за три дня до его начала, к тому же оплата работника не должна зависеть от финансирования.

«Выплата заработной платы работникам производится 4 и 19 числа каждого месяца при своевременном поступлении бюджетного финансирования».

Подобное уточнение не должно иметь юридических последствий. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорам. В случаях несвоевременной выплаты заработной платы работодатель несет установленную законом ответственность в соответствии со ст. 142 ТК РФ, в том числе материальную в соответствии со ст. 236 ТК РФ, независимо от причин задержки выплаты заработной платы.

«Дополнительный отпуск предоставляется по ходатайству руководителя подразделения в соответствии с утвержденным списком должностей, дающих право на дополнительный отпуск за вредные условия труда и ненормированный рабочий день».

НА № 2‘2009Предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда и за ненормированный рабочий день — обязанность работодателя, что закреплено в ст. 117 и 119 ТК РФ и постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Ошибка 3. Положения коллективных договоров носят дискриминационный характер. Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

«Профсоюзный комитет обязуется выплачивать материальную помощь членам профсоюза в экстремальных ситуациях; частично оплачивать стоимость санаторно-курортных путевок, стоимость санаторных путевок детей членов профсоюза, лечения в стационаре по представлению соответствующих документов из средств Профсоюзного Комитета (взносы членов профсоюза), а также расходовать средства Профсоюзного Комитета на нужды членов профсоюза (культурно-массовые, спортивные и др. мероприятия)».

Порядок ведения коллективных переговоров

  1. Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (статья 356 ТК).
  2. Сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, в том числе и по подготовке проекта нового коллективного договора. При этом время начала переговоров по заключению коллективного договора необходимо определить с таким расчетом, чтобы согласование проекта коллективного договора и его заключение состоялось до окончания срока действующего коллективного договора.
  3. Каждая сторона имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 ТК). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.
  4. Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию по коллективным переговорам из равного числа уполномоченных представителей сторон (статья 357 ТК). При наличии в организации профсоюзных организаций нескольких профсоюзов:

количество сторон коллективных переговоров не меняется;

необходимо предусматривать участие в работе комиссии по коллективным переговорам представителей всех профсоюзных организаций, действующих в организации, по решению их выборных органов;

количество представителей профсоюзных организаций, включаемых в состав комиссии по коллективным переговорам, определяется пропорционально численности членов профсоюзов в составе этих организаций, но не менее одного человека от каждой из них (с правом замены);

решения стороны работников в рамках комиссии по коллективным переговорам вырабатываются с учетом предложений всех профсоюзных организаций. При наличии разногласий у стороны работников этой стороной предпринимаются шаги по выработке согласованного решения. В случае если согласие не достигнуто, решение принимается большинством голосов стороны после дополнительного обсуждения.

Количество представителей от каждой из сторон коллективных трудовых отношений устанавливается по взаимной договоренности сторон, но, как правило, не менее трех человек от каждой стороны.

  1. Персональный состав уполномоченных представителей от профсоюзной организации в комиссию по коллективным переговорам утверждается на заседании профсоюзного комитета (далее – профком). При этом в состав комиссии может быть включен любой работник – член профсоюза, не назначенный уполномоченным представителем от нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

Пример оформления протокола заседания профкома приведен в приложении 2.

  1. Руководитель организации в свою очередь издает приказ (распоряжение) о назначении представителей нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.
  2. Выписка из протокола заседания профкома и копия приказа (распоряжения) нанимателя являются документами, подтверждающими полномочия представителей сторон на ведение коллективных переговоров.
  3. На первой встрече представители сторон (кроме организаций с малой численностью работников – членов профсоюзов, как правило, до 5 человек (включительно)) договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, определяют полномочия председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

В организациях с малой численностью работников – членов профсоюзов на первой встрече представители сторон могут приступить к рассмотрению проекта коллективного договора.

  1. На заседаниях комиссии по коллективным переговорам функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.
  2. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. При наличии разногласий по каким-либо вопросам каждая из сторон вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений. При этом стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке (статья 357 ТК).
  3. Каждое заседание комиссии по коллективным переговорам оформляется протоколом. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.
  4. Профкому целесообразно представлять свои предложения в проект коллективного договора, взяв за основу нормы действующего в организации коллективного договора. В коллективном договоре рекомендуется закреплять в отношении работников гарантии, предусмотренные в местном, тарифном и Генеральном соглашениях (далее – социально-партнерские соглашения), а также предусматривать дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами вышеуказанных соглашений.

П р и м е ч а н и е.

При изложении в коллективном договоре норм не рекомендуется использовать такие выражения, как «наниматель может», «при наличии финансовых возможностей», «при наличии средств» и т.п.

  1. Процесс разработки проекта коллективного договора и его заключение, как правило, состоит из следующих основных этапов:
    • проведение сторонами разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях о значении коллективного договора, необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и законных интересов работников;
    • организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора;
    • анализ и систематизация предложений работников, поступивших в профком (комиссию по коллективным переговорам);
    • подготовка проекта коллективного договора;
    • доведение подготовленного проекта коллективного договора до сведения каждого работника;
    • обсуждение проекта коллективного договора работниками (по возможности во всех структурных подразделениях организации);
    • доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;
    • проведение (при необходимости) анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (часть четвертая статьи 357 ТК, статья 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах»);
    • проведение коллективных переговоров по доработанному проекту коллективного договора;

24.10. представление профкомом проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) на соответствие законодательству и полноте включения в него всех норм социально-партнерских соглашений с учетом реальных возможностей организации;

24.11. обсуждение и одобрение проекта коллективного договора, как правило, на профсоюзном собрании, конференции работников, если иное не определено сторонами (статья 369 ТК).

Допускается обсуждение и одобрение проекта коллективного договора на профсоюзном собрании, конференции работников путем проведения заочного обсуждения и голосования (опросным методом);

24.12. подписание коллективного договора.

Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и подписанию коллективного договора приведен в приложении 4.

  1. Проект подготовленного коллективного договора целесообразно выносить на профсоюзное собрание, конференцию работников одновременно с подведением итогов выполнения коллективного договора, срок действия которого истекает.
  2. Все разногласия сторон по проекту коллективного договора могут выносится на обсуждение профсоюзного собрания, конференции работников для принятия решения о достижении согласия или предъявления нанимателю требования (часть первая статьи 379 ТК). Пример оформления протокола профсоюзного собрания, конференции работников приведен в приложении 5.
  3. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а на конференции работников – не менее двух третей делегатов. Организациям с численностью работников свыше 150 человек рекомендовано проводить конференцию. Решение такого собрания, конференции считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов участников собрания, конференции.
  4. При разногласии сторон по отдельным положениям проекта, при наличии соответствующего решения собрания, конференции работников, коллективный договор может быть подписан сторонами по согласованным позициям.

Контроль за выполнением коллективного договора

  1. Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами (статья 375 ТК).
  2. Информирование работников об исполнении коллективного договора осуществляется в сроки, определенные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие (статья 374 ТК).
  3. Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по коллективным переговорам.
  4. Комиссия по коллективным переговорам не реже одного раза в полугодие подводит итоги выполнения коллективного договора и рассматривает их на расширенном заседании профкома с участием нанимателя, а при необходимости на совместном заседании профкома и нанимателя.

Итоги выполнения коллективного договора за год, как правило, рассматриваются на общем собрании, конференции работников либо в порядке, определенном сторонами.

Результаты подведения итогов выполнения коллективного договора в организации оформляются в письменном виде (справка, информация, акт, протокол и т.п.) по форме, согласованной сторонами. Примерная форма документа приведена в приложении 9. Согласованный документ подписывается председателями (сопредседателями) комиссии по коллективным переговорам, после чего рассматривается на расширенном заседании профкома с участием нанимателя, общем собрании, конференции.

  1. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов в порядке, установленном законодательством (часть вторая статьи 463 ТК, статья 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах«).

При осуществлении профсоюзами общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от нанимателя устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее – Указ № 240). Об исполнении каждого пункта представления наниматель обязан письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать нанимателю рекомендацию на устранение установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа № 240).

О результатах рассмотрения рекомендации наниматель обязан письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

  1. В случае отказа нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов, разногласия рассматриваются в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Порядок заключения коллективного договора

Также, всем участникам трудовых взаимоотношений будет полезно узнать, как именно должно происходить заключение коллективного договора. Ведь нарушение установленного порядка может быть чревато для работодателей и должностных привлечением к административной ответственности и штрафом. В общих случаях, пошаговая инструкция и порядок заключения трудового договора выглядят следующим образом:

  1. Одна из сторон подает на имя другой заявление о желании заключить коллективный договор. При этом если на предприятии уже действует коллективный договор, новый не может быть заключен — вместо этого должны быть внесены изменения в действующий документ.
  2. Работники, при необходимости, избирают своих представителей, которые будут принимать участие в коллективных переговорах.
  3. Для проведения коллективных переговоров на предприятии формируется специальная комиссия, обязательно состоящая из равного числа представителей каждой из сторон.
  4. В случае отказа второй стороны от участия в коллективных переговорах, иная сторона может приступить к разрешению данной ситуации в рамках ведения коллективного трудового спора, в том числе вплоть до судебного порядка.
  5. Если стороны в рамках коллективных переговоров не достигли соглашения, то должен быть в обязательном порядке принят коллективный договор, содержащий только пункты, не вызывающие у сторон разногласий.

Суть коллективного договора

В статье мы расскажем о том, для чего требуется трудовой договор, возможно ли обойтись без него, как составляется документ, где регистрируется и сколько он может действовать. Приходит время, когда все организации понимают необходимость составления коллективного трудового договора. Очень важно знать все значимые моменты, соблюдать законодательные нормы и существующие рекомендации. Соответствие кодексу поможет в будущем избежать возникновения проблем, споров с сотрудниками, претензий, как со стороны сотрудников, так и контролирующих органов.

Сам коллективный договор является удобной формой регулирования трудовых отношений с работником. Определение такого понятия установлено в статье 40 в Трудовом кодексе России. Рассматривая часть 1 вышеупомянутой статьи, приходим к выводу, что подразумевается под договором акт, позволяющий отрегулировать трудовые и социальные отношения в любой организации. Они устанавливаются между работодателем и работником. Работодателя представляют установленные руководящие лица.

В любом коллективном договоре, а также в иных местных актах, не допускаются условия, которые снижают возможные гарантии или ограничивают какие-то права работника, предусмотренные в законодательстве, которое содержит нормы прав по труду.

Возможность изменения и дополнения

Возможность и порядок изменений, вносимых в текущий договор, прописывается обеими сторонами еще при составлении соглашения. Если же этого не произошло, то Трудовой кодекс также предусматривает вариант корректировки контракта путем подачи письменного заявления от имени всего коллектива.

При этом стоит помнить, что групповые отношения могут длиться не более 3 лет. А потому не всегда есть смысл вносить изменения в текущий документ. Иногда проще дождаться срока окончания его действия, и скорректировать нужные пункты уже при повторном его возобновлении.

Если же запрошенные корректировки будут нарушать требования ТК и ФЗ РФ, то их можно отклонить через суд. И в этом случае вовсе не важно, кто является инициатором изменений: руководитель или подчиненные. Ведь закон прописывает одинаковую степень ответственности за игнорирование договора для обеих сторон.

Дополнительные советы

До момента регистрации дают следующие советы при оформлении:

  1. Систематизация имеющихся сведений, максимально чёткая. Главные положения должны быть прописаны ясно.
  2. Ликвидация незначительных аспектов, ликвидация позиций, ставших релевантными.
  3. Надо устранить все позиции, из-за которых права сотрудников могут быть нарушены, ухудшены.
  4. Важно проследить за тем, чтобы положения документа образовали систему, исполнялись как положено. При наступлении определенных обстоятельств обеспечивают юридическую помощь и поддержку, консультации.
  5. Допустимо привлекать сотрудников сторонних компаний в дальнейшем, для проведения оценки сложившихся условий.

Иногда оформление заявлений не происходит, но составитель документа согласен с подобным решением. Вопрос решают и с участием вышестоящих сотрудников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *