Сопровождение таможенных проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сопровождение таможенных проверок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Камеральная таможенная проверка

Проверка таможенной стоимости товара в рамках таможенного контроля таможенной стоимости может быть проведена как ДО выпуска товара, так и ПОСЛЕ выпуска товара. При этом, после выпуска товара таможенный орган имеет право провести таможенную проверку в течение трех лет после даты выпуска. Согласно статистике, с каждым годом количество таможенных проверок снижается, но важно понимать, что возрастает удельный вес таможенных платежей, доначисляемых участникам ВЭД.

Согласно Отчету об исполнении основных показателей работы таможенных органов РФ, опубликованному ФТС России в феврале 2021 г., средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн рублей (в 2 раза выше показателя 2019 года – 7,5 млн рублей).

Здесь важно понимать, что на сегодняшний законодатель предоставил право участнику ВЭД представить таможне возражения на акт камеральной проверки. Наши юристы помогут подготовить мотивированные возражения, что значительно усилит позицию декларанта при дальнейшем обжаловании решений по результатам камеральной таможенной проверки.

Регулирующее законодательство

Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.

Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».

Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).

Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.

В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:

  • упрощение таможенных процедур для бизнеса;
  • перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
  • применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
  • минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.

Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.

Таможенники провели в ООО «Пассив» проверку по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.

Тогда таможенники провели осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике. Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Сергеевой приобрести компьютерную технику. Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Выездная таможенная проверка

Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.

Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.

Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.

Основанием для ее назначения могут быть:

  • Официальная информация, поступившая от гос. органов;
  • Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
  • Другая официальная информация;
  • Результаты камеральных проверок.

Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.

Иногда для вынесения решения об административном наказании достаточно только аналитического этапа. Если же данных явно недостаточно, назначается административное расследование либо выездная проверка.

Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.

Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.

Перед тем как начать проверку, сотрудники обязаны предъявить свои служебные удостоверения.

Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.

Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.

А если выездная, то вполне могут:

  • Осмотреть товары;
  • Осмотреть помещения и территорию;
  • Провести ревизию;
  • Арестовать и изъять товары;
  • Отбирать пробы;
  • Истребовать информацию и документы;

Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Истребовние документов

Инспекторы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, базами и банками данных автоматизированных систем компании, коммерческими документами и другой информацией, относящейся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (ст. 134 ТК ТС). Таможенники могут истребовать документы только письменно, а вот знакомиться с бумагами инспекторы имеют возможность как на своей территории, так и в помещениях фирмы. Этот вопрос руководитель проверяющей группы согласовывает с представителем компании. Если таможенники захотят изучать бумаги у себя, они должны составить акт приема-передачи и перечислить в нем все документы, которые планируют забрать.

Если на счетах фирмы недостаточно денег для оплаты санкций, таможенники вправе взыскать платежи за счет неоплаченных товаров, еще не выпущенных для свободного обращения. В других случаях начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы.

В Таможенном кодексе ТС не установлен период, в течение которого фирма обязана представить документы. Его определяют сами ревизоры. Главное, чтобы у проверяемых было достаточно времени для выполнения требования (п. 2 ст. 98 ТК ТС). Обратите внимание: срок проверки в период собора бумаг не засчитывается. Если вы не укладываетесь во время, установленное инспекторами, уведомите их об этом письменно. В случае, когда требование отправлено вам по почте, считается, что оно получено на шестой день с даты отправки. А значит, к сроку, установленному ревизорами, вы можете прибавить и эти дни. Однако в такой ситуации лучше проинформировать таможню (хотя бы по телефону) о продлении срока. Иначе инспекторы могут завести административное дело. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя фирмы или предпринимателя. В противном случае, таможенники могут составить протокол по статье 19.7 КоАП РФ. Решение о штрафе принимает суд. Размеры санкций для фирмы составят от 3000 до 5000 рублей, для предпринимателей и должностных лиц – от 300 до 500 рублей. Обратите внимание: если вы не представите документы в ходе камеральной проверки, таможенники назначат выездную, если чиновники опять не будут удовлетворены, они могут арестовать товары.

Документы, необходимые для таможенных целей, должны храниться пять лет. Если этих бумаг у вас нет, инспекторы, скорее всего, предложат вам их восстановить. В случае отказа ревизоры не имеют права вас наказать, однако четко прописанных санкций за это в законе нет. А вот самостоятельно рассчитать суммы платежей, подлежащие взысканию таможней, в такой ситуации они могут. Заодно и оштрафуют за просрочку уплаты по статье 16.22 КоАП РФ.

Таможенники осматривают помещения, если получат информацию об утрате товара или о его использовании с нарушением таможенного законодательства (ст. 119 ТК ТС). Цель у такого мероприятия одна – подтвердить, что товар в наличии. Ревизоры вправе инспектировать любые помещения фирмы или предпринимателя, за исключением жилых (ст. 119 ТК ТС). Это мероприятие не может продолжаться более одного дня. Таможенники проводят осмотр и в ночное время, но только в исключительных, не требующих отлагательства, случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что на складе временного хранения находятся контрабандные товары, которые планируется вывезти в ближайшие сутки.

Решение об осмотре в ходе выездного контроля руководитель проверяющей группы принимает в устной форме (п. 5 ст. 119 ТК ТС). А вот если таможенники собираются изучать помещения не в рамках проверки, то они обязаны предъявить представителю фирмы служебные удостоверения и предписание, подписанные теми же лицами, что и решение о проведении ревизии (п. 5 ст. 119 ТК ТС). В этом документе должно быть сказано, разрешено ли инспектору пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения. Эти действия контролеры могут проводить только в присутствии понятых (не менее двух). По окончании ревизоры обязаны составить акт и в течение 24 часов уведомить прокурора. В ходе осмотра таможенники могут проводить фото-, кино- и видеосъемку, прибегать к помощи различных специалистов, например, если нужно получить информацию, содержащуюся в компьютере.

Результаты осмотра фиксируют в акте, который составляется в двух экземплярах: первый вручают представителю фирмы или предпринимателю, а второй приобщают к материалам проверки. Вы имеете возможность отразить в акте любые замечания к процедуре осмотра, действиям таможенников. Если в момент составления бумаги сформулировать свои замечания вы не готовы, не подписывайте его.

Таможенники проводят осмотр помещений и в ночное время, но только в исключительных случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что в ближайшие сутки со склада временного хранения планируется вывоз контрабандных товаров.

В ходе проверки одно и то же помещение может быть осмотрено несколько раз: ограничений закон не устанавливает. Повторное изучение может быть начато уже на следующий день после первоначального.

Таможенники могут наносить на товары и транспортные средства цифровую, буквенную или другую маркировку, знаки, штампы. Это называется идентификацией (ст. 109 ТК ТС). К ней также относят подробное описание товаров, их фотографирование, составление чертежей и т.п. Уничтожить, заменить или изменить нанесенные знаки вправе только сами таможенники, за исключением ситуаций, когда товары могут быть утрачены или испорчены. Если вам пришлось уничтожить маркировку, обязательно сообщите таможенникам об этом. В ходе проверки идентификация применяется в исключительных случаях, когда ревизоры подозревают, что товар будет уничтожен или утрачен. Идентификация проводится в присутствии предпринимателя или представителя фирмы.

Выездная проверка: как это происходит

Наравне с вышеописанной процедурой существует ещё одна общепринятая мера по пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Это выездная таможенная проверка. Исходя из названия, можно сделать вывод, что её основное отличие заключается в том, что все мероприятия осуществляются непосредственно на месте фактического осуществления деятельности юридического или физического лица либо по адресу регистрации или проживания. Для таких операций формируются специальные комиссии и экспертные группы, которые наделяются необходимыми полномочиями. В частности:

  • Проверяющий орган имеет право беспрепятственно проникать на целевую территорию при предоставлении решения о проверке и служебных удостоверений всех проверяющих лиц.
  • Арестовывать и опечатывать проверяемое имущество на время проведения мероприятий.
  • Снимать пробы и проводить тесты товаров, подлежащих проверке. Правда, при этом в обязательном порядке составляются соответствующие акты.
  • Пресекать сопротивление при попытке блокирования доступа к проверяемому имуществу, если проверка проводится на законных основаниях.
  • Подавать всевозможные локальные и международные запросы в банковские структуры, налоговую и другие органы, получая при этом даже ту информацию, которая является коммерческой, налоговой или банковской тайной.

Формы таможенных проверок

Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:

  • Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
  • Таможенных перевозчиков и представителей.
  • Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
  • Уполномоченных операторов данных.
  • Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
  • Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
  • Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.

Законодательство, определяющее порядок проведения таможенной проверки и его особенности на современном этапе.Порядок организации и проведения таможенной проверки.

Там. проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.

Там. проверка проводится таможенным органом государства-члена там. союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства-члена там. союза.

Под проверяемыми лицами понимаются: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере там. дела;

5) соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере там. дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) иные направления, определенные таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.

Там. проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у там. органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством там. союза и законодательством государств-членов там. союза.

Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Там. проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств-членов там. союза.

Камеральная там. проверка проводится таможенными органами по месту нахождения там. органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Такая проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений иных контролирующих государственных органов государств-членов там. союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральные там. проверки осуществляются без ограничений периодичности из проведения.

Выездная там. проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее – объекты проверяемого лица).

Выездная там. проверка может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная там. проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств-членов там. союза, свидетельствующие о возможном нарушении там. законодательства там. союза и иного законодательства государств-членов там. союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований там. законодательства там. союза и законодательства государств-членов ТС;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере там. дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов там. союза.

Плановые выездные там. проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные там. проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года. Внеплановые выездные там. проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки там. органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная там. проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки). В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо там. органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица там. органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению там. органа, осуществляющего проверку.

Комментарий к Ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Выездная таможенная проверка проводится проверяющим органом путем выезда в место нахождения объекта или объектов проверяемого лица. В ч. 1 комментируемой статьи обозначены места (объекты) осуществления выездных таможенных проверок.

Круг лиц, проверяемых в рамках выездной таможенной проверки, более узкий по сравнению с камеральной таможенной проверкой. Выездная таможенная проверка может быть осуществлена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Выездные таможенные проверки имеют две разновидности: плановые и внеплановые. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании составленных уполномоченными подразделениями таможенных органов планов проверок.

Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:

— из информационных ресурсов таможенных органов;

— по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;

— от государственных органов;

— от банков;

— от таможенных и (или) других контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза;

— от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;

— из средств массовой информации;

— из других источников официальным путем.

Интересным остается тот факт, что в ТК ТС ЕврАзЭС не определены основания для включения в план проверок, таким образом, решение данного вопроса отнесено к компетенции самого таможенного органа. Необходимо отметить, что сам порядок оформления документов выездной таможенной проверки не подвергся эпохальным изменениям.

Внеплановая выездная таможенная проверка проводится на основании:

— данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства, в том числе в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов Таможенного союза;

— заявления лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

— необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки;

— обращения (запроса) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

Встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, проводится для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Руководитель проверяющей группы составляет на имя начальника своего подразделения докладную записку с обоснованиями встречной проверки и перечень требующих проверки вопросов, получает у него визу, после чего записка поступает начальнику (заместителю) таможенного органа. Он принимает решение направить поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки или признает встречную проверку нецелесообразной, о чем и пишет в своей резолюции на докладной записке.

Копия решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляются в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение пяти рабочих дней после их составления.

3. В ТК ТС ЕврАзЭС не закреплена определенная форма документа назначающего выездную таможенную проверку. Этот вопрос отнесен к компетенции государств — членов Таможенного союза.

Внесены значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки. В частности, закреплен в ТК ТС ЕврАзЭС состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Относительно формы такого решения (которое определяется национальным законодательством стран ТС) на территории Российской Федерации утвержден Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».

4. В части 4 анализируемой статьи закреплены основания назначения внеплановых выездных таможенных проверок. ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок в отличие от плановых проверок. Помимо первостепенных оснований проведения внеплановых проверок, ТК ТС ЕврАзЭС делает отсылку на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза.

Мероприятия, которые таможенные инспекторы планируют провести в ходе выездной проверки, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Законодатель закрепил возможность назначения проведения выездной таможенной проверки по результатам форм таможенного контроля, которые установлены в ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае выявления несоответствий либо нарушений законодательства в процессе проведения камеральной таможенной проверки также возможно проведение выездной таможенной проверки.

5. Принципиальным новшеством, неизвестным прежнему порядку проведения таможенной ревизии (по ТК РФ), является возможность проведения встречной выездной таможенной проверки.

Разработчики ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрели случаи, когда таможенным органам необходимо подтвердить проверяемые сведения, предоставляя им право на проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам или операциям с товарами.

В части 6 анализируемой статьи закреплено, что встречная выездная таможенная проверка является внеплановой, основания которой закреплены в ч. 4 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

6. Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. В то же время этот срок различается в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица не могут проводиться чаще одного раза в год, а вот в отношении уполномоченных экономических операторов срок между проверками увеличен. В отношении последних внеплановые выездные таможенные не могут быть проведены чаще одного раза в три года. Целесообразно также подчеркнуть, что законодатель в ТК ТС ЕврАзЭС не ограничил периодичность проведения внеплановых выездных таможенных проверок.

В комментируемом законодательном акте не сказано о том, что в отношении одних и тех же товаров у одного и того же лица проведение выездной таможенной проверки не допускается. Целесообразно было бы внести подобное утверждение.

7. В частях 8, 9 законодатель зафиксировал источники информации, с помощью которой определяется круг проверяемых лиц для проведения плановой выездной проверки, а также обязанность таможенных органов направить уведомление проверяемому лицу различными способами, позволяющими подтвердить факт его получения еще до начала проверки.

Законодатель не освобождает проверяемое лицо от необходимости прохождения выездной таможенной проверки в связи с неполучением отправленного надлежащим способом уведомления по месту нахождения проверяемого лица.

Здесь же зафиксирован максимальный срок (15 календарных дней), по истечении которого таможенный орган имеет право начать выездную таможенную проверку.

8. По ТК РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно ч. 10 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

В комментируемой части ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС закреплена обязанность должностного лица таможенного органа вручить проверяемому лицу лично или через почтовое отправление копию решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также предусмотрены последствия отказа проверяемого лица от получения копии данного решения.

Также зафиксировано, что проверяющие лица еще до начала проведения выездной таможенной проверки обязаны предъявить свои служебные удостоверения, тем самым защищая права проверяемых лиц. Ведь если отсутствует точное совпадение данных проверяющих лиц и данных лиц, указанных в решении (предписании, акте) о назначении проверок, проверяемое лицо имеет право отказать проверяющим лицам в осуществлении проверки.

Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки

1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *