Ведомственное жилье в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ведомственное жилье в бюджетных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

О муниципальных помещениях

Также имеется фонд жилых помещений, которые были переданы муниципальными и государственными предприятиями администрации города и числятся на ее балансе.

В этом случае все подобные помещения теряют статус ведомственных и могут в последующем предоставляться гражданам без каких-либо условий, так как переходят в разряд муниципальных. Такие квартиры передаются в пользование по договору социального найма и могут быть переведены в разряд частной собственности.

В последние годы некоторые большие города принимают собственные положения, которые призваны регламентировать такой процесс, как приватизация ведомственного жилья и непосредственно сам ее порядок.

Для примера, в городе Москве, в соответствии с постановлением правительства, получить ведомственное жилье в собственность имеют право сотрудники, которые проживают там и притом проработали на предприятии значительный период времени. Сколько же необходимо трудиться, чтобы стать обладателем такого рода недвижимости? Ответ прост — более десяти лет.

Понятие и виды жилых помещений

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), например, противопожарным, градостроительным и техническим. Следует обратить внимание на то, что ЖК РФ жилым считает только то помещение, которое пригодно для постоянного, а не временного проживания. При этом следует иметь в виду, что указанное жилое помещение может предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование.

Жилые помещения формируют понятие жилищного фонда. Жилые помещения отличаются от иных строений и помещений функциональным предназначением — конструктивной возможностью проживания в них. В строениях смешанного типа, в которых наряду с жилыми имеются и нежилые помещения (административные, лечебные, коммунально-бытовые и т.п.), к жилищному фонду относятся только собственно жилые помещения.

Жилищный фонд: понятие, классификация и характеристика

Часть 2.

Характеристика
отдельных видов
жилищного фонда.

2.1.Частный
жилищный фонд

Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.

В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.

В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д., которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.

1. Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.

В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей.

Большая часть жилых домов граждан
находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств.

Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др.

Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть.

Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.

2. Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц.

Как сказано
выше, составной частью частного жилищного
фонда являются жилые дома (жилые
помещения в других строениях), находящиеся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников (частные юридические лица).

Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.

); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья.

Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).

Особенностью
права собственности частных
юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).

2.2. Государственный
жилищный фонд.

Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.

В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является «основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах, удельный вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда.

Жилищный фонд, согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), – это совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития и др.), служебные жилые помещения, квартиры и иные помещения, предназначенные (пригодные) для проживания.

  • В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, пред­назначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
  • В зависимости от формы собственности действующее жилищное зако­нодательство выделяет следующие виды жилищного фонда:
  • · частный;
  • · государственный;
  • · муниципальный;
  • · общественный.
  • В частный жилищный фонд входят жилые помещения, находящиеся в собственности:
  • · физических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, пре­дусмотренных законодательством;
  • · юридических лиц: нежилые помещения, построенные или приобретен­ные за счет их средств, в том числе за счет средств ЖК и ЖСК с не полностью выплаченным паевым взносом.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в ред. от 17.06.99) частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивает­ся правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной ад­министрации.

  1. Принудительное изъятие недвижимости без согласия собственника до­пускается только на основании решения суда.
  2. Государственный жилищный фонд включает:
  3. · ведомственный фонд, состоящий в собственности Российской Федера­ции и находящийся в хозяйственном ведении государственных пред­приятий или в оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к государственной собственности;
  4. · фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государ­ственных учреждений, принадлежащих соответствующему субъекту Рос­сийской Федерации.
  5. Таким образом, государственный жилищный фонд может находиться в федеральной собственности (собственности Российской Федерации) и в собственности субъектов Российской Федерации.
  6. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государ­ственной власти.
  7. Муниципальный жилищный фонд включает жилые помещения, находя­щиеся в собственности района, города и входящих в них администра­тивно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в хо­зяйственном ведении муниципальных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений.

В настоящее время муниципальная собственность не является разно­видностью государственной собственности. От имени муниципального образования права собственника осуществ­ляют органы местного самоуправления.

Общественный жилищный фонд включает жилые помещения, находя­щиеся в собственности общественных объединений.

Общественные объединения – это вид некоммерческих организаций, со­зданных на добровольной основе по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В настоящее время общественный жилищный фонд можно отнести к частному жилищному фонду.

До 1 января 2006 г. от обложения налогом на имущество освобождались не только бюджетные учреждения, но и все организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, полностью или частично финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, а также объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Такая льгота предоставлялась на основании п. п. 6 и 7 ст. 381 НК РФ. К сожалению, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона N 139-ФЗ эти нормы утратили силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

Поэтому если законодательство субъектов РФ не установило особых льгот по налогу на имущество для объектов жилого фонда, с 2006 г. необходимо уплачивать данный налог на общих основаниях. Также в законе субъекта РФ для этих объектов может быть установлена пониженная ставка налога на имущество.

О муниципальных помещениях

Также имеется фонд жилых помещений, которые были переданы муниципальными и государственными предприятиями администрации города и числятся на ее балансе.

В этом случае все подобные помещения теряют статус ведомственных и могут в последующем предоставляться гражданам без каких-либо условий, так как переходят в разряд муниципальных. Такие квартиры передаются в пользование по договору социального найма и могут быть переведены в разряд частной собственности.

В последние годы некоторые большие города принимают собственные положения, которые призваны регламентировать такой процесс, как приватизация ведомственного жилья и непосредственно сам ее порядок.

Для примера, в городе Москве, в соответствии с постановлением правительства, получить ведомственное жилье в собственность имеют право сотрудники, которые проживают там и притом проработали на предприятии значительный период времени. Сколько же необходимо трудиться, чтобы стать обладателем такого рода недвижимости? Ответ прост — более десяти лет.

Ведомственное жильё — что это?

Обычно такое жилье выдается на период, необходимый для выполнения сотрудниками работ в другом городе

Подобное жилище необходимо людям при исполнении их трудовых функций. То есть, к примеру, человек приезжает в другой город для работы, организация предоставляет ему служебную квартиру.

К служебному жилью относятся только отдельные помещения. Нельзя предоставлять, в качестве такого жилья комнаты в квартирах или домах, где проживает несколько квартиросъёмщиков или собственников.

Если рассматривать многоквартирный дом, то предоставляться могут как все квартиры, так и часть из них в качестве служебного жилья.

Полное понятие служебного жилья определяет Жилищный Кодекс РФ.

На такой тип недвижимости вправе рассчитывать следующие категории лиц:

  • служащие и рабочие различных организаций, также медики и учителя;
  • военнослужащие;
  • чиновники и депутаты.

Чтобы человек мог вселиться в такую квартиру следует составить договор социального найма.

Важно понимать, что к составлению такого документа предъявляется ряд требований:

  1. В этом случает должен присутствовать документ, свидетельствующий о праве заключения такого договора. Раньше это был ордер на служебное жилье.
  2. Договор заключается строго в письменном виде. Никаких устных договорённостей здесь быть не может.
  3. В этом документе прописываются все члены семейства, которые будут проживать совместно с нанимателем. Это важный момент, так как в случае непредвиденных обстоятельств семья будет застрахована.

Ведомственная квартира — какие у жильцов права и обязанности? Подобные отношения заключаются специальным договором, который не больше времени действия трудового.

Когда наниматель увольняется, или возможно, заканчивается его контракт, ему и членам его семейства придётся искать иное жилище самим. Конечно, если его не примут на работу в эту же организацию снова. Или не заключат новый контракт.

В индивидуальных ситуациях выселение из указанного жилья не происходит на общих основаниях:

  • когда на служебной площади проживает семейство погибшего или без вести пропавшего служащего, и даже обычного рабочего;
  • наниматель вышел на пенсию по старости;
  • работник или служащий получил инвалидность первой,
  • второй группы, в процессе выполнения трудовых обязанностей: несчастный случай, болезнь и тому подобное;
  • нельзя выселить в никуда детишек сирот.

Все вышеперечисленные категории лиц могут быть выселены только с предоставлением иного жилища в этом же населённом пункте.

Муниципальный жилищный фонд

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики муниципальный жилищный фонд – это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований – городских, сельских поселений и других населенных пунктов жилых домов (жилых помещений), которые раньше находились в ведении местных Советов, т. е. были объектами права государственной собственности*.

* См., например, Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. В п. 35 Примерных правил определение «жилищный фонд местных Советов народных депутатов» заменено на «муниципальный жилищный фонд».

Муниципальная собственность как самостоятельный вид (форма) собственности выделилась сравнительно недавно, хотя эта собственность была и ранее известна российскому законодательству. Еще в ГК РСФСР 1922 г. в числе видов собственности прямо была названа и муниципальная собственность. Однако в последствии, в ГК РСФСР 1964 г., эта собственность не упоминалась, поскольку она вошла в состав государственной (и частично в состав колхозно-кооперативной) собственности.

Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности хотя и имеет в силу публичного характера его структуры определенное сходство с государственным жилищным фондом, однако представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны. Конституционные основы муниципальной собственности даны в гл. 8 Конституции РФ («Местное самоуправление»). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного назначения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в законе (ст. 125, 215 ГК РФ).

Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями (школами, больницами, клубами и т. д.) во владение, пользование и распоряжение в соответствии с правилами, установленными ГК. Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом, означает, что указанные органы распоряжаются входящими в состав этой собственности жилыми домами в соответствии с волей и интересами населения района, города, поселка. К ведению органов местного самоуправления относятся, в частности, и такие вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, как: энерго-, водо-, теплоснабжение населенных пунктов, их планирование и застройка, благоустройство, коммунальное хозяйство и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Любое не противоречащее закону и находящееся в его пределах решение органа местного самоуправления не требует ни предварительного согласия, ни последующего утверждения государственным органом и не может быть отменено в административном или судебном порядке*.

* См.: Конституция Российской Федерации. С. 559.

Муниципальный жилищный фонд – один из основных объектов права муниципальной собственности, предназначенный для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище. Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом. Муниципальный жилищный фонд подлежит приватизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о приватизации жилищного фонда.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Порядок предоставления жилья из манёвренного фонда

Порядок вселения граждан в помещения МЖФ регламентирован на правительственном уровне. Переселение из аварийного жилья в маневренный фонд осуществляется на основании предварительно составленных актов. Муниципальные власти вносят аварийное строение в реестр предназначенного к сносу жилья.

При плановом сносе морально устаревших зданий или домов частного сектора, на месте которых в дальнейшем будет возведён новый микрорайон, к плану застройки прикрепляется согласование с градостроительным комитетом администрации области, города, края и генеральный план населённого пункта.

Вопрос о выселении граждан в здания МЖФ рассматривают региональные власти на слушаниях в административной комиссии. Оформляется протокол слушаний, выписка из него удостоверяется властями города, что и будет служить основанием для уведомления жильцов о переселении.

Если здание находится в собственности жильцов, процедуру выселения в жильё маневренного фонда организовывает управляющая компания. Для этого председатель УК, ТСЖ обращается в муниципалитет с запросом на предоставление жилья из резерва МЖФ. После согласования с властями граждан расселяют в предоставленные для временного пользования квартиры.

Статья 4. Обязанности и ответственность граждан, юридических лиц при использовании жилищного фонда

Граждане, юридические лица обязаны:

1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда;

3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам;

5) использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба для других лиц.

Лица, не выполняющие обязанности по использованию жилищного фонда, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Виды жилищного фонда

Частный жилищный фонд:

1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

Государственный жилищный фонд:

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений относящихся к соответствующему виду собственности.

Муниципальный жилищный фонд:

фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Общественный жилищный фонд:

фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

Статья 15.5. Ответственность граждан за оплату жилья и коммунальных услуг

В случае если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития.

Размер пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 15.6 настоящего Закона будет изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Статье 19 ЖК РФ

1. В ч. 1 ст. 19 содержится универсальное юридическое определение понятия «жилищный фонд». При этом не имеют значения формы собственности на жилые помещения и цели использования таких помещений. Иными словами, жилищный фонд образуют все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, о которых говорилось выше. Таким образом, в этой части Кодекс воспринял положения ст. 1 Основ о том, что жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, отказавшись при этом от закрепления конкретного перечня объектов, образующих жилищный фонд (в ст. 16 Кодекса определены только общие виды таких объектов).

2. Установлена новая классификация видов жилищного фонда, при этом введено дополнительное основание классификации. Напомним, что в прежнем жилищном законодательстве виды жилищного фонда определялись по одному основанию — принадлежности к тем или иным формам собственности. Кодекс сохранил данное основание, но одновременно ввел новое — цели использования жилищного фонда (ч. 3 ст. 19 Кодекса).

В зависимости от формы собственности ЖК 1983 г. различал государственный, общественный, индивидуальный жилищный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов. В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5). Основы в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством о собственности выделяли частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд (ст. 7).

Кодекс, основываясь на ст. ст. 212 — 215 ГК РФ, в зависимости от формы собственности закрепляет три вида жилищного фонда: 1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц); 2) государственный (принадлежащий на праве собственности: Российской Федерации — жилищный фонд Российской Федерации, субъектам Российской Федерации — жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований).

3. В зависимости от целей использования Кодекс впервые установил четыре вида жилищного фонда.

Жилые помещения из жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены гражданам для проживания на условиях, определяемых статьями раздела III Кодекса и договорами социального найма жилых помещений. При этом по договорам социального найма предоставляются жилые помещения только государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 49 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут предоставляться по правилам раздела IV Кодекса только для проживания отдельных категорий граждан на условиях, установленных договорами найма соответствующих специализированных жилых помещений. В качестве специализированных жилых помещений (общежитий, служебных и др.) должны использоваться исключительно жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 92 Кодекса и комментарий к ней).

Жилые помещения частного жилищного фонда предназначены для использования гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. Использование указанных жилых помещений осуществляется по правилам, установленным в статьях раздела II Кодекса.

Жилые помещения фонда коммерческого использования предназначены для извлечения прибыли. Они могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставляться гражданам по иным договорам, а также предоставляться собственниками таких помещений гражданам и юридическим лицам во владение и (или) в пользование. Владение и пользование жилыми помещениями жилищного фонда коммерческого использования на условиях жилищного найма осуществляется по правилам главы 35 ГК РФ. К жилым помещениям, переданным их собственниками в аренду, доверительное управление или предоставленным на иных условиях, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие соответствующие отношения .
———————————
См., например: Тихомиров М.Ю. Договоры о передаче гражданами жилых помещений во временное пользование: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.

Следует обратить внимание на то, что жилые помещения фонда коммерческого использования могут находиться в составе частного, государственного или муниципального жилищного фонда.

4 — 5. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда осуществляется по правилам, установленным в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787; 2009. N 19. Ст. 2345.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30. Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. ст. 2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635; РГ. 2009. 27 ноября.

Статья 7. Виды жилищного фонда

Частный жилищный фонд:

1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

Государственный жилищный фонд:

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений относящихся к соответствующему виду собственности.

Муниципальный жилищный фонд:

фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Общественный жилищный фонд:

фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

Статья 14. Наем жилого помещения

Право найма жилого помещения предоставляется гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы жилой площади.

За гражданами, проживающими по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Договор найма заключается местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями с указанными гражданами, проживающими в квартирах, иных жилых помещениях.

Федеральным закономот 22 августа 2004 г. № 12 `2-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *